Понятие как форма мышления
методическая разработка по информатике и икт (6 класс) на тему

Шимусюк Светлана Васильевна

Урок подготовлен по материалам учебника и рабочей тетради Л.Л.Босовой Информатика и ИКТ 6 класс.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПОНЯТИЕ как форма мышления

Слайд 2

Человек в ходе мыслительного процесса (мышления) обрабатывает информацию, поступающую от органов чувств. Тем самым формируются знания.

Слайд 3

Не все предметы или явления окружающего мира мы можем познавать с помощью органов чувств. Познать законы окружающего мира, построить планы на будущее, сделать прогноз погоды или научное открытие нам помогает мышление. Во все времена умение правильно мыслить играло важную роль в жизни каждого человека.

Слайд 4

В глубокой древности возникла наука ЛОГИКА, изучающая законы и формы мышления, способы рассуждений и доказательств. Учёные Древнего Востока, Древней Греции (Аристотель, Сократ, Платон) внесли значительный вклад в развитие логики как науки. ПЛАТОН СОКРАТ АРИСТОТЕЛЬ ЛОГИКА

Слайд 5

Логика необходима человеку для познания окружающего мира. Умение логически мыслить необходимо человеку в быту и на работе. Логика помогает учёным делать научные открытия в различных областях науки: создавать новые технические устройства, изобретать лекарственные препараты и т.д.

Слайд 6

Нас окружает множество объектов (предметы, явления, процессы…). Каждый из объектов можно описать словом. Оно заменяет объект, его используют для записи, хранения информации. Тем самым информацию, знания можно передавать с помощью слов. Признаки объекта Что можно сказать об объекте компьютер и о слове компьютер? Есть ли между ними разница?

Слайд 7

СЛОВО: Состоит из 9 букв, 3 слогов; существительное мужского рода, единственного числа… Объект: Электронное устройство для обработки и хранения информации; минимальный состав компьютера: системный блок, монитор, клавиатура, характеризуется размерами, датой выпуска и т.д.

Слайд 8

Каждый из объектов можно описать с помощью признаков. Признаками являются свойства (полосатый, пушистый, маленький…) и отношения (больше, меньше, длиннее, легче, громче…)

Слайд 9

Свойства однородных объектов

Слайд 10

Существенные признаки объекта В лесу около озера растет дерево береза (название объекта). Береза имеет возраст (10 лет), высоту (5 метров), место расположения (у озера), цвет и форму ствола, веток, листьев. Все это признаки объекта «дерево береза». Предположим, что наша задача – найти любую березу среди других деревьев. В этой ситуации высота, возраст, и место расположения березы не будут теми признаками, по которым мы отличаем березу, например, от дуба. Здесь существенными признаками будут цвет и форма ствола. Цвет и форма листьев.

Слайд 11

Вспомните любую загадку. Народная мудрость в замысловатой форме отражает существенные признаки объекта о котором идёт речь. Сперва блеск, За блеском треск, За треском плеск.

Слайд 12

Был белый дом, Чудесный дом, И что-то застучало в нем. И он разбился, и оттуда Живое выбежало чудо —Такое теплое, такое Пушистое и золотое.

Слайд 13

Понятие отражает совокупность существенных признаков объекта или нескольких однородных объектов. Скрипка Ветер Книга Карандаш Звуковая информация Фигурное катание Лазерный принтер Понятиями пользуемся, когда думаем Понятие выражается одним или несколькими словами

Слайд 14

Понятия выражаются словами Синонимы Омонимы Одно понятие – различные слова Различные понятия – одинаковые слова

Слайд 15

Синонимы Множество Масса Уйма Бездна Тьма Пропасть Малость Мелочь Небольшое число Горсть Немножко Щепотка

Слайд 16

Омонимы КЛЮЧ ЛУК ШИШКА

Слайд 17

Самое главное Словами пользуемся, когда говорим. Понятиями пользуемся, когда думаем, поэтому говорят, что понятие – это форма мышления. Все окружающие нас объекты обладают некоторыми признаками. В понятии отражается совокупность существенных признаков отдельного объекта или класса однородных объектов. Понятие выражается одним или несколькими словами.



Предварительный просмотр:

Урок информатики      6 класс                                                                                            

ТЕМА: Понятие как форма мышления. 

Цели урока:    

  • сформировать представление о понятии как одной из форм мышления
  • развивать логическое мышление;
  • сформировать у учащихся понятие о логике – науке о законах и формах человеческого мышления;
  • закрепить навыки и умения работы с программным приложением MS Word.

Задачи урока:

  • познакомить учащихся с логикой, наукой о законах и формах человеческого мышления;
  • познакомить с одной из форм мышления –понятием
  • выполнить практическую работу в программе MS Word  - создать таблицу и  вставить рисунки.

Основные понятия:

  • логика;
  • объект;
  • признак;
  • понятие.

План урока

  1.  Организационный момент (2 мин)
  2.  Проверка ранее изученного материала. (5 мин)

Решите кроссворд:

1 и

2   о

щ

у

щ

е

н

и

я

3                                            ф

а

к

т

ы

о

4  п

р

а

в

и

л

а

м

5   п

р

е

д

с

т

а

в

л

е

н

и

е

ц

6  в

о

с

п

р

и

я

т

и

е

я

  1. Знания, которые человек получает из различных источников  … (информация).
  2. Отдельные свойства окружающего мира вызывают у нас … (ощущения)
  3. Знания можно разделить на …(факты) и
  4. … (правила).
  5. Чувственный образ объекта, воспринятый ранее, это … (представление).
  6. Целостное отражение объекта, непосредственно воздействующего на наши органы чувств - это … (восприятие).
  1. Изучение нового материала.

Запишите тему урока:  (демонстрация пркзентации)

Понятие как форма мышления

 1-5 слайды.  Логика – наука, изучающая законы и формы мышления, способы рассуждений и доказательств.

6 - 9 слайды. Объекты. Признаки объектов

10 -12  слайды. Существенные признаки объекта.

13  слайд. Понятие. Определение. Примеры.

14 - 16 слайды. Омонимы, синонимы.

17 слайд. Запишите самое главное.

IV. Пояснения к выполнению практической работы №7.

 Выровнять  картинку и текст по середине ячейки таблицы можно, используя контекстное меню (правая кнопка мыши по выделенной ячейке), выбрать в нём команду выравнивание в  ячейке  и выбрать нужное выравнивание.

V. Прежде, чем вы приступите к выполнению практической работы, выполните несколько упражнений для того, чтобы ваши глазки отдохнули.

VI. Выполняем практическую работу № 7.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок информатики "Понятие как форма мышления"

Урок информатики для 6 класса...

Презентация к уроку "Понятие как форма мышления".

Данная презентация разработана, как наглядный демонстрационный материал к уроку  "Понятие как форма мышления" по учебнику Л.Босовой, 6 класс....

урок информатики в 6 классе "Понятие как форма мышления"

урок информатики в 6 классе "Понятие как форма мышления" по учебнику Л.Л.Босова( с презентацией)...

презентация к уроку "Понятие как форма мышления"

презентация к уроку "Понятие как форма мышления" разработана по учебнику Л.Л. Босовой для учащихся 6 класса. включает в себя повторение предыдущих тем и самостоятельную работу по сотавлению конспекта ...

Презентация по теме "Понятие как форма мышления" 6класс

Презентация по теме "Понятие как форма мышления" 6 класс...

Технологическая карта урока Тема: «Понятие как форма мышления. Как образуются понятия».

Технологическая карта урока по информатике в 6 классеТема: «Понятие как форма мышления. Как образуются понятия».Тип урока: урок "открытие" нового знания.Образовательная...