Базы данных (иерархическая, табличная, сетевая)
план-конспект урока по информатике и икт (11 класс) на тему

Рябикина Ирина Юрьевна

Урок по новой теме "Базы данный". Тип урока: изучение нового материала с использованием элементов метода проектов.

Основные методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Базы данных (иерархическая, табличная, сетевая)

Цели урока:

Образовательная: 

  • познакомить учащихся с понятием база данных; с типами, преимуществами недостатками баз данных;
  • дать первоначальные знания по элементам табличной базы данных.

Развивающая: учить строить аналогии, выделять главное, ставить и решать проблемы, развивать творческие способности учащихся.

Воспитательная:

  • воспитывать познавательный интерес к предмету информатика с помощью практических заданий;
  • формировать коммуникативные умения делового общения в ходе групповой работы, умение самостоятельно решать вопросы.

Тип урока: изучение нового материала с использованием элементов метода проектов.

Основные методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Формы работы: 

  • объяснение нового материала;
  • практическая работа.

Оборудование:

  • программное обеспечение;
  • мультимедийный проектор и экран;
  • компьютеры;
  • презентация;
  • тексты с информацией о базах данных, рекламные слоганы;
  • выход в Интернет;
  • карточки для рефлексии;
  • карточки для индивидуальной работы, для групповой работы;
  • учебник Н.Угриновича «Информатика и информационные технологии» проф.уровень 10 класс;

План урока:

  1. Организационный момент. Рефлексия.
  2. Актуализация. Целеполагание и мотивация.
  3. Изложение нового материала. Составление учащимися во время урока краткого конспекта лекции.
  4. Закрепление изученного материала. Работа в группах с элементами метода проектов.
  5. Подведение итогов урока.
  6. Домашнее задание.
  7. Рефлексия.

Ход урока

I.   Организационный момент. Рефлексия.

- Здравствуйте. Меня зовут Ирина Юрьевна. Я учитель информатики школы №2 и рада, что конкурсный урок мне предстоит провести в вашем классе. Прошу вашей помощи, чтобы мы смогли показать гостям все наши знания и творчество. (слайд 1)

II.   Актуализация темы

Обсуждение вопросов: 

  • (слайд 2) -  Скажите, о чем может идти речь?

       (Речь идет о рейсах самолетов, но данный набор слов, цифр, мало, о  

       чем говорит)

  • Можем ли мы извлечь полезную информацию из этих данных?

      (не можем, т.к. данные не имеют четкой организации)

  • (слайд 3) - Чем отличается куча кирпича от стены, построенной из него? (Стена, построенная из кирпичей, имеет определенную структуру.  Если ее нарушить, то не будет стены)
  • Как вы понимаете ,что такое структура? (Структура – это что-то упорядоченное, организованное определенным образом)
  • (слайд 4) - Что общего между объектами ? ( в них хранится информация об определенных объектах, какие то данные)
  • Ребята, а вот когда вам нужен большой выбор товара, куда вы пойдете? (на базу)

(слайд 5) - И мы не случайно вспомнили все эти слова, они пригодятся нам для определения темы урока.   Как вы думаете о чем мы будем говорить на уроке? (базе данных). Какие цели мы должны достигнуть сегодня? (узнать что такое БД, какие они бывают, характеристики видов БД, выполнить творческую работу).

 Тема нашего урока: Базы данных  (записать в тетради) (слайд 6)

III.   Объяснение нового материала.

БАЗА ДАННЫХ – это определенным образом организованная совокупность данных, некоторой предметной области.

(слайд 7)  Базы данных бывают:

  • Реляционные (табличные),
  • Иерархические;    
  • Сетевые.

    Так как 99% всех баз данных представлено в виде таблиц, то мы более подробно и остановимся на реляционных БД.   ( Интересный факт!!  Основателем реляционной модели данных является сотрудник фирмы IBM Э.Ф. Кодд.  В 1970 году, он показал, что любое представление данных может быть сведено к совокупности двумерных таблиц.)

(Откройте учебники на странице …. Найдите и запишите определение реляционной БД, основных ее элементов: поля, записи, первичный ключ

Пока класс готовится к ответу индивидуальные задания получают

карточка 1, карточка 2, карточка 3).

(слайд 8)  Реляционные (табличные)- набор объектов одного типа, представленный  в виде таблиц.

(слайд 9)  Поле базы данных – столбец таблицы, содержащей значения определенного свойства. (т.е. конкретную характеристику объекта (фамилия, название, цена).

Запись базы данных – это строка таблицы, содержащая набор значений свойств, размещенный в полях базы данных (содержит информацию об одном конкретном объекте БД (книге, сотруднике, товаре книге, сотруднике, товаре).

Первичный ключ – это поле, значение которого однозначно определяет запись в таблице. Например, табельный номер сотрудника, код изделия, номер автомобиля. Каждое поле имеет свой формат и тип.

-- Послушаем учеников, который выполнял индивидуальное задание.

Какие же основные типы данных существуют? (слайд 11)  

Какие свойства полей бывают?  (слайд 12) 

Для изучения остальных типов обратимся к презентации (слайд 13-18) 

IV.  Закрепление материала (слайд 19) 

  Работа по группам (подготовка 5-7 мин)

Используя объекты : мама, папа, бабушка, сын, дочь, создать модель заданной базы данных, оформить рекламный слоган, указать положительные и отрицательные стороны данного типа БД.

Защита своих проектов.

- Посмотрим на варианты решений  (слайд 20-22) 

V.  Подведение итогов урока. 

Ответьте на следующие вопросы:

  1. Что такое База данных ?
  2. Какие типы БД бывают?
  3. Привести примеры табличной, иерархической и сетевой баз данных.
  4. В чем разница сетевой и иерархической БД?
  5. В чем заключается разница между записью и полем в табличной базе данных?

VI. Домашнее задание.  (слайд 18) 

  • Читать п. 3.1. , выучить определения.
  • Составить в тетради сравнительный анализ табличной и иерархической моделей БД.
  • Творческое задание: составить схемы БД по типам, используя любые объекты

VII.  Рефлексия

Как вы считаете удалось ли нам наше сотрудничество? Если да, то покажите смайл -1, равнодушны -2, нет -3.      

Урок закончен.

 Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тесты по информатике и ИКТ для оценки уровня сформированности предметных компетенций учащихся при изучении темы «Создание табличной базы данных. Отбор и сортировка данных»

Представленные тестовые задания содержат 6 вариантов по 5 заданий в каждом. Задания отражают вопросы, которые изучаются в базовом курсе информатики и ИКТ УМК Макаровой Н.В., что позволяет использовать...

Конспект урока "Табличные базы данных"

Это только конспект урока. Есть ещё к конспекту презентация, но её я не могу разместить, потому что она много весит. Если кто-то заинтересуется могу прислать по электронной почте....

Табличные базы данных.

изучение нового материала....

Табличные базы данных

Презентация к уроку информатики в 11 классе (автор учебника - Н.Д.Угринович)...

Урок "Табличная база данных"

Данный урок является основным в разделе базового курса «Информатики и ИКТ», он относится к современной области  информационных технологий – технологии работы с базами данных. Ученики подроб...

Презентация "Иерархическая и сетевая модели данных"

Презентация разработана для проведения уроков по теме "Иерархические и сетевые базы данных" в 11 классе...

Конспект-урока информатики и ИКТ в 11 классе. Использование формы для просмотра и редактирования записей в табличной базе данных. Практическая работа 3.2. Создание формы в табличной базе данных

Конспект урока информатики и ИКТ в 11классе Использование формы для просмотра и редактирования записей в табличной базе данных. Практическая работа 3.2. Создание формы в табличной базе данных...