Базы данных (иерархическая, табличная, сетевая)
план-конспект урока по информатике и икт (11 класс) на тему
Урок по новой теме "Базы данный". Тип урока: изучение нового материала с использованием элементов метода проектов.
Основные методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Базы данных (иерархическая, табличная, сетевая)
Цели урока:
Образовательная:
- познакомить учащихся с понятием база данных; с типами, преимуществами недостатками баз данных;
- дать первоначальные знания по элементам табличной базы данных.
Развивающая: учить строить аналогии, выделять главное, ставить и решать проблемы, развивать творческие способности учащихся.
Воспитательная:
- воспитывать познавательный интерес к предмету информатика с помощью практических заданий;
- формировать коммуникативные умения делового общения в ходе групповой работы, умение самостоятельно решать вопросы.
Тип урока: изучение нового материала с использованием элементов метода проектов.
Основные методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Формы работы:
- объяснение нового материала;
- практическая работа.
Оборудование:
- программное обеспечение;
- мультимедийный проектор и экран;
- компьютеры;
- презентация;
- тексты с информацией о базах данных, рекламные слоганы;
- выход в Интернет;
- карточки для рефлексии;
- карточки для индивидуальной работы, для групповой работы;
- учебник Н.Угриновича «Информатика и информационные технологии» проф.уровень 10 класс;
План урока:
- Организационный момент. Рефлексия.
- Актуализация. Целеполагание и мотивация.
- Изложение нового материала. Составление учащимися во время урока краткого конспекта лекции.
- Закрепление изученного материала. Работа в группах с элементами метода проектов.
- Подведение итогов урока.
- Домашнее задание.
- Рефлексия.
Ход урока
I. Организационный момент. Рефлексия.
- Здравствуйте. Меня зовут Ирина Юрьевна. Я учитель информатики школы №2 и рада, что конкурсный урок мне предстоит провести в вашем классе. Прошу вашей помощи, чтобы мы смогли показать гостям все наши знания и творчество. (слайд 1)
II. Актуализация темы
Обсуждение вопросов:
- (слайд 2) - Скажите, о чем может идти речь?
(Речь идет о рейсах самолетов, но данный набор слов, цифр, мало, о
чем говорит)
- Можем ли мы извлечь полезную информацию из этих данных?
(не можем, т.к. данные не имеют четкой организации)
- (слайд 3) - Чем отличается куча кирпича от стены, построенной из него? (Стена, построенная из кирпичей, имеет определенную структуру. Если ее нарушить, то не будет стены)
- Как вы понимаете ,что такое структура? (Структура – это что-то упорядоченное, организованное определенным образом)
- (слайд 4) - Что общего между объектами ? ( в них хранится информация об определенных объектах, какие то данные)
- Ребята, а вот когда вам нужен большой выбор товара, куда вы пойдете? (на базу)
(слайд 5) - И мы не случайно вспомнили все эти слова, они пригодятся нам для определения темы урока. Как вы думаете о чем мы будем говорить на уроке? (базе данных). Какие цели мы должны достигнуть сегодня? (узнать что такое БД, какие они бывают, характеристики видов БД, выполнить творческую работу).
Тема нашего урока: Базы данных (записать в тетради) (слайд 6)
III. Объяснение нового материала.
БАЗА ДАННЫХ – это определенным образом организованная совокупность данных, некоторой предметной области.
(слайд 7) Базы данных бывают:
- Реляционные (табличные),
- Иерархические;
- Сетевые.
Так как 99% всех баз данных представлено в виде таблиц, то мы более подробно и остановимся на реляционных БД. ( Интересный факт!! Основателем реляционной модели данных является сотрудник фирмы IBM Э.Ф. Кодд. В 1970 году, он показал, что любое представление данных может быть сведено к совокупности двумерных таблиц.)
(Откройте учебники на странице …. Найдите и запишите определение реляционной БД, основных ее элементов: поля, записи, первичный ключ
Пока класс готовится к ответу индивидуальные задания получают
карточка 1, карточка 2, карточка 3).
(слайд 8) Реляционные (табличные)- набор объектов одного типа, представленный в виде таблиц.
(слайд 9) Поле базы данных – столбец таблицы, содержащей значения определенного свойства. (т.е. конкретную характеристику объекта (фамилия, название, цена).
Запись базы данных – это строка таблицы, содержащая набор значений свойств, размещенный в полях базы данных (содержит информацию об одном конкретном объекте БД (книге, сотруднике, товаре книге, сотруднике, товаре).
Первичный ключ – это поле, значение которого однозначно определяет запись в таблице. Например, табельный номер сотрудника, код изделия, номер автомобиля. Каждое поле имеет свой формат и тип.
-- Послушаем учеников, который выполнял индивидуальное задание.
Какие же основные типы данных существуют? (слайд 11)
Какие свойства полей бывают? (слайд 12)
Для изучения остальных типов обратимся к презентации (слайд 13-18)
IV. Закрепление материала (слайд 19)
Работа по группам (подготовка 5-7 мин)
Используя объекты : мама, папа, бабушка, сын, дочь, создать модель заданной базы данных, оформить рекламный слоган, указать положительные и отрицательные стороны данного типа БД.
Защита своих проектов.
- Посмотрим на варианты решений (слайд 20-22)
V. Подведение итогов урока.
Ответьте на следующие вопросы:
- Что такое База данных ?
- Какие типы БД бывают?
- Привести примеры табличной, иерархической и сетевой баз данных.
- В чем разница сетевой и иерархической БД?
- В чем заключается разница между записью и полем в табличной базе данных?
VI. Домашнее задание. (слайд 18)
- Читать п. 3.1. , выучить определения.
- Составить в тетради сравнительный анализ табличной и иерархической моделей БД.
- Творческое задание: составить схемы БД по типам, используя любые объекты
VII. Рефлексия
Как вы считаете удалось ли нам наше сотрудничество? Если да, то покажите смайл -1, равнодушны -2, нет -3.
Урок закончен.
Спасибо за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тесты по информатике и ИКТ для оценки уровня сформированности предметных компетенций учащихся при изучении темы «Создание табличной базы данных. Отбор и сортировка данных»
Представленные тестовые задания содержат 6 вариантов по 5 заданий в каждом. Задания отражают вопросы, которые изучаются в базовом курсе информатики и ИКТ УМК Макаровой Н.В., что позволяет использовать...
Конспект урока "Табличные базы данных"
Это только конспект урока. Есть ещё к конспекту презентация, но её я не могу разместить, потому что она много весит. Если кто-то заинтересуется могу прислать по электронной почте....
Табличные базы данных.
изучение нового материала....
Табличные базы данных
Презентация к уроку информатики в 11 классе (автор учебника - Н.Д.Угринович)...
Урок "Табличная база данных"
Данный урок является основным в разделе базового курса «Информатики и ИКТ», он относится к современной области информационных технологий – технологии работы с базами данных. Ученики подроб...
Презентация "Иерархическая и сетевая модели данных"
Презентация разработана для проведения уроков по теме "Иерархические и сетевые базы данных" в 11 классе...
Конспект-урока информатики и ИКТ в 11 классе. Использование формы для просмотра и редактирования записей в табличной базе данных. Практическая работа 3.2. Создание формы в табличной базе данных
Конспект урока информатики и ИКТ в 11классе Использование формы для просмотра и редактирования записей в табличной базе данных. Практическая работа 3.2. Создание формы в табличной базе данных...