Рабочая программа по информатике 8 класс (Угринович)
рабочая программа по информатике и икт (8 класс) на тему

Врубель Анастасия Александровна

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования по информатике и ИКТ (приказ Минобразования России от 05.03.04 № 1089), авторской программы  Угриновича Н.Д. с учетом примерной программы основного общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» (Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_ugrinovich_8_klass_fgos.doc164 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное  бюджетное  общеобразовательное учреждение Лицей №504

        

Рабочая программа

     Наименование учебного предмета__Информатика

     Класс______8_____

    Уровень общего образования

     Учитель ________Врубель А.А.

    Срок реализации программы, учебный год_ 2014-2015

    Количество часов по учебному плану

    Всего -34час...  в год; в неделю-1час…

    Планирование составлено на основе _программ Министерства образования и науки РФ 2004 года издания и учебного плана на 2014-2015 учебный год

(название, автор, год издания, кем рекомендовано)

    Учебник___Угринович Н.Д.,. Информатика 8 , БИНОМ. Лаборатория знаний 2013г, рекомендовано Министерством образования и научи РФ

(название, автор, год издания, кем рекомендовано)

    Рабочую программу составил (а)_________________________________________Врубель А.А.___________________________________

подпись                                                 расшифровка  подписи


Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования по информатике и ИКТ (приказ Минобразования России от 05.03.04 № 1089), авторской программы  Угриновича Н.Д. с учетом примерной программы основного общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» (Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009).

Приоритетными объектами изучения в курсе информатики 8 класса выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.

Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.

Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.

Количество часов по учебному плану

В год - 35

В неделю – 1 час

Компонент учебного плана (федеральный)

Образовательные результаты  предмета «Информатика и ИКТ»

Образовательные результаты структурированы по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности.

Образовательные результаты сформулированы в деятельностной форме, это служит основой разработки контрольных измерительных материалов основного общего образования по информатике.

Личностные образовательные результаты:

  • готовность к самоидентификации в окружающем мире на основе критического анализа информации, отражающей различные точки зрения на смысл и ценности жизни;

  • умение создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, обеспечивать защиту значимой информации и личную информационную безопасность, развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
  • приобретение опыта использования информационных ресурсов общества и электронных средств связи в учебной и практической деятельности;
  • умение осуществлять совместную информационную деятельность, в частности при выполнении учебных проектов;
  • повышение своего образовательного уровня и уровня готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ.

Метапредметные образовательные результаты:

  • планирование деятельности: определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, составление плана и последовательности действий;
  • прогнозирование результата деятельности и его характеристики;
  • контроль в форме сличения результата действия с заданным эталоном;
  • коррекция деятельности: внесение необходимых дополнений и корректив в план действий;
  • умение выбирать источники информации, необходимые для решения задачи (средства массовой информации, электронные базы данных, информационно-телекоммуникационные системы, Интернет, словари, справочники, энциклопедии и др.);
  • умение выбирать средства ИКТ для решения задач из разных сфер человеческой деятельности;
  • представление знаково-символических материалов на естественном, формализованном и формальном языках, преобразование одной формы записи в другую.

Предметные образовательные резулътаты: 

в сфере познавательной деятельности:

  • освоение основных понятий и методов информатики;
  • выделение основных информационных процессов в реальных ситуациях, нахождение сходства и различия протекания информационных процессов в биологических, технических и социальных системах;
  • выбор языка представления информации в соответствии с поставленной целью, определение внешней и внутренней формы представления информации, отвечающей данной задаче диалоговой или автоматической обработки информации (таблицы, схемы, графы, диаграммы; массивы, списки, деревья и др.);
  • преобразование информации из одной формы представления в другую без потери её смысла и полноты;
  • оценка информации с позиций интерпретации её свойств человеком или автоматизированной системой (достоверность, объективность, полнота, актуальность и т. п.);
  • развитие представлений об информационных моделях и важности их использования в современном информационном обществе;
  • оценивание числовых параметров информационных процессов (объёма памяти, необходимого для хранения информации, скорости обработки и передачи информации и пр.);
  • построение простейших функциональных схем основных устройств компьютера;
  • определение основополагающих характеристик современного персонального коммуникатора, компьютера, суперкомпьютера; понимание функциональных схем их устройства;
  • решение задач из разных сфер человеческой деятельности с применением средств информационных технологий;

в сфере ценностно-ориентационной деятельности:

  • понимание роли информационных процессов как фундаментальной реальности окружающего мира и определяющего компонента современной информационной цивилизации;
  • оценка информации, в том числе получаемой из средств массовой информации, свидетельств очевидцев, интервью; умение отличать корректную аргументацию от некорректной;
  • использование ссылок и цитирование источников информации, анализ и сопоставление различных источников;
  • проблемы, возникающие при развитии информационной цивилизации, и возможные пути их разрешения;
  • приобретение опыта выявления информационных технологий, разработанных со скрытыми целями;
  • следование нормам жизни и труда в условиях информационной цивилизации;
  • авторское право и интеллектуальная собственность; юридические аспекты и проблемы использования ИКТ в быту, учебном процессе, трудовой деятельности;

в сфере коммуникативной деятельности:

  • осознание основных психологических особенностей восприятия информации человеком;
  • получение представления о возможностях получения и передачи информации с помощью электронных средств связи, о важнейших характеристиках каналов связи;
  • овладение навыками использования основных средств телекоммуникаций, формирования запроса на поиск информации в Интернете с помощью программ навигации (браузеров) и поисковых программ, осуществления передачи информации по электронной почте и др.;
  • соблюдение норм этикета, российских и международных законов при передаче информации по телекоммуникационным каналам;

в сфере трудовой деятельности:

  • определение средств информационных технологий, реализующих основные информационные процессы;
  • понимание принципов действия различных средств информатизации, их возможностей и технических и экономических ограничений;
  • рациональное использование широко распространённых технических средств информационных технологий для решения общепользовательских задач и задач учебного процесса (персональный компьютер, сканер, графическая панель, принтер, цифровой   проектор, диктофон, видеокамера, цифровые датчики и др.);
  • знакомство с основными программными средствами персонального компьютера — инструментами деятельности (интерфейс, круг решаемых задач, система команд, система отказов);                                                                   
  • умение тестировать используемое оборудование и программные      средства;                   
  • использование диалоговой компьютерной программы управления файлами для определения свойств, создания, копирования, переименования, удаления файлов и каталогов;                                                                    
  • приближённое определение пропускной способности используемого канала связи путём прямых измерений и экспериментов;  
  • выбор средств информационных технологий для решения поставленной задачи;                                                   
  • использование текстовых редакторов для создания и оформления текстовых документов (форматирование, сохранение, копирование фрагментов и пр.);
  • решение задач вычислительного характера  путём использования существующих программных средств (специализированные расчётные системы, электронные таблицы) или путём составления моделирующего алгоритма;                                                            
  • создание и редактирование рисунков, чертежей, анимаций, фотографий, аудио- и видеозаписей, слайдов презентаций;
  • использование инструментов презентационной графики при подготовке и проведении устных сообщений;                                                       
  • использование инструментов визуализации для наглядного   представления числовых данных и динамики их изменения;  
  • создание и наполнение собственных баз данных;                                                
  • приобретение опыта создания и преобразования информации различного вида, в том числе с помощью компьютера;    
  • знакомство с эстетически-значимыми компьютерными моделями    и средствами их создания;  
  • приобретение опыта создания эстетически значимых объектов с помощью возможностей средств информационных технологий (графических, цветовых, звуковых, анимационных);
  • понимание особенностей работы со средствами информатизации, их влияния на здоровье человека, владение профилактическими   мерами при работе с этими средствами;
  • соблюдение требований безопасности и гигиены в работе с компьютером и другими средствами информационных технологий.      

Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся 

Раздел I. Информация и информационные процессы (9ч)

Знать/понимать:

  • об информации в живой и неживой природе, о различных видах и свойствах информации, с которой соприкасается человек;
  • определение  науки информатики, компьютера, информационного процесса, информационных и коммуникационных технологий;
  • различные типы знаков, понятие знаковой системы, определение длины кода, перекодирования;
  • единицы измерения информации, соотношения между ними, формулу для определения количества информационных сообщений, количества информации в сообщении.

Уметь:

  • приводить примеры использования информационных и коммуникационных технологий;
  • определять объем в различных единицах измерения количества информации;
  • решать задачи на определение количества информационных сообщений и количества информации, которое несет полученное сообщение.

Раздел II. Компьютер как универсальное устройство обработки информации – 7 часов 

Знать/понимать:

  • об устройстве компьютера;
  • основные характеристики процессоров, что такое системная плата, ее основные элементы;
  • виды и характеристики основных периферийных устройств, названия и функции основных клавиш клавиатуры;
  • что такое накопитель, принцип работы накопителей, различные виды носителей информации, правила их использования;
  • определение файла, папки, ярлыка, форматирования, имени файла, расширения, различать виды форматирования, основные типы расширений;
  • что такое полное и сокращенное имена файлов, обозначения дисков, понятие логического диска, корневой папки, пути к файлу;
  • основные действия с файлами и папками;
  • что такое системное программное обеспечение, операционная система, драйверы устройств, дистрибутив, этапы загрузки операционной системы;
  • понятие прикладных программ, определение приложения, название основных приложений и приложений специального назначения;
  • определение интерфейса, управляющие элементы интерфейса, структуру окна, назначение контекстного меню;
  • что такое информационное пространство какого-либо одного компьютера, структуру иерархической системы папок Windows, назначение папок Мой компьютер, Корзина, Сетевое окружение, понятие и структуру Рабочего стола;
  • что такое компьютерный вирус, виды компьютерных вирусов, понятие антивирусной программы, виды антивирусных программ.

Уметь:

  • составлять функциональную схему компьютера и объяснять принцип взаимодействия частей ПК;
  • определять тактовую частоту процессора;
  • разделять периферийные устройства на устройства ввода и устройства вывода;
  • различать носители информации, определять объем оперативной памяти данного компьютера;
  • распознавать различные типы файлов;
  • записывать полное имя файла;
  • пояснять выполнение действий с папками и файлами;
  • перезагружать компьютер;
  • объяснять назначение основных прикладных программ;
  • работать с программой обработки изображений;
  • создавать на Рабочем столе значки папок, ярлыки;
  • находить антивирусную программу на компьютере.

Раздел III.  Коммуникационные технологии (16ч)

Знать/понимать:

  • принцип процесса передачи информации, характеристики канала связи
  • основные виды компьютерных сетей, их топологию
  • понятие протокола, основные виды протоколов
  • особенности работы с каталогами и поисковыми машинами, URL-адреса, преимущества и недостатки основных поисковых машин
  • систему адресации и назначение электронной почты
  • правовые и этические нормы распространения информации
  • преимущество web-страниц перед обычными текстовыми документами, какие теги должны обязательно присутствовать в html-документе
  • логическую структуру web-страницы
  • основные теги для форматирования текста, для вставки изображений, для создания гиперссылки

Уметь:

  • организовывать поиск и оценивать информацию, получаемую из Интернета
  • определять качество и количество информации, передаваемое по определенному каналу связи
  • владеть понятиями сервер, программа-сервер, программа-клиент, хост
  • создавать свой электронный ящик на web-сервере
  • использовать web-ресурсы в повседневной жизни и в учебной деятельности
  • создавать web-страницу с использованием html-тегов с помощью редактора Блокнот, создавать web-сайты с помощью web-редактора
  • использовать средства ИКТ при выполнении индивидуальных и коллективных проектов

Раздел IV. Повторение, резерв времени (3 ч)

Уметь:

  • использовать приобретенные знания и умения при разработке проектов для различных предметных областей.


Контроль за деятельностью

Виды контроля

I

II

III

IV

Год

Контроль знаний: Тестирование, Зачетные практические работы

1

2

2

1

6

Практические работы

5

1

4

5

15

Список литературы 

Для учащихся:

  1. Угринович Н.Д. Информатика. Базовый курс: Учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009
  2. Информатика. Задачник-практикум в 2т. / Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.

Для учителя:

  1. Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и КВТ» в основной и старшей школе: Методическое пособие для учителей. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005
  2. Windows-CD. Угринович Н.Д. Компьютерный практикум на CD-ROM.– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
  3. CD-ROM. Сборник обучающих курсов по информационным технологиям «КМ-Школа», 2000.
  4. Угринович Н. Д., Босова Л. Л., Михайлова Н. И.  Практикум по информатике и информационным технологиям – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний ,2009.
  5. Самылкина Н. Н. Информатика и ИКТ. Основная школа: комплект плакатов и методическое пособие.
  6. Семакин И.Г. Информатика. Базовый курс: Учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005
  7. Соловьева Л.Ф. Информатика и ИКТ. УМК для 8 класса. – СПб.: БХВ-Петербург, 2007.

Кроме вышеназванного УМК, используются цифровые образовательные ресурсы Интернет-порталов:

  • www.klyaksa.net – Информационно-образовательный портал для учителей информатики; 
  • window.edu.ru - Единое окно доступа к образовательным ресурсам; 
  • http://school-collection.edu.ru/ -  Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы

Аппаратные средства

  • Компьютер
  • Проектор
  • Принтер
  • Модем
  • Устройства вывода звуковой информации — наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией
  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь.
  • Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; диктофон, микрофон.

Программные средства

  • Операционная система – Windows XP, Linux.
  • Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
  • Антивирусная программа.
  • Программа-архиватор.
  • Клавиатурный тренажер.
  • Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
  • Виртуальные компьютерные лаборатории.
  • Программа-переводчик.
  • Система оптического распознавания текста.
  • Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
  • Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
  • Браузер (входит в состав операционных систем или др.).


Календарно-тематическое планирование

№/№

Тема

Сроки

Основное содержание

Средства обучения

Контроль

Межпред-метные связи

Раздел I. Информация и информационные процессы – 9 часов

1.1

Информация в природе, обществе и технике. Техника безопасности в КВТ

Увеличение, уменьшение информации. Информационные сигналы. Способы восприятия информации

Презентация У8-1-1, ЦОР

Дискуссия

физика

2.2

Информационные процессы

Системы управления. Роботы

Презентация У8-1-2 Клавиатурный тренажер

Опрос

Биология, химия, физика

3.3

Кодирование информации с помощью знаковых систем.

Форма и значение знаков. Знаковые системы

Презентация У8-1-3

Опрос

4.4

Кодирование информации

Код. Длина кода. Перекодирование

Презентация У8-1-4

Тест

5.5

Кодирование информации

Шифры замены, шифры перестановки

Презентация У8-1-5 Клавиатурный тренажер

Самостоятельная работа

6.6

Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Определение количества информации

Практическая работа № 1.1 «Вычисление количества информации с помощью электронного калькулятора».

Единицы измерения, определение количества информации

Калькулятор

Опрос Практическая работа

математика

7.7

Алфавитный подход к определению количества информации.

Информационная емкость знака, количество информации в сообщении

Калькулятор  Презентация 9-32.pps  http://school-collection.edu.ru/catalog/res/58f73ba3-5116-4d38-8009-61f7fe64ed6d/view/ 

Тренинг

Математика, русский язык

8.8

Контрольное тестирование по теме «Информация и информационные процессы

Информационные процессы, кодирование, измерение информации

Раздаточный материал

Тест

9.9

Практическая работа № 1.2 «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера».

Клавиатура, сочетание клавиш, расположение клавиш, гигиенические упражнения для рук

Практическая работа

Раздел II. Компьютер как универсальное устройство обработки информации – 7 часов

10.1

Программная обработка данных на компьютере.

Данные. Функциональная схема компьютера. Устройства ввода/вывода

Презентация У8-2-1

Опрос

11.2

Устройство компьютера

Процессор и системная плата. Память.

Презентация У8-2-2

Опрос

физика

12.3

Файлы и файловая система

Практическая работа № 2.1 «Работа с файлами с использованием файлового менеджера».

Файл, имя файла, работа с файлами

Презентация У8-2-3

Практическая работа

13.4

Файлы и файловая система. Практическая работа № 2.2 «Форматирование дискеты».

Файл, имя файла, работа с файлами

Презентация У8-2-4

Опрос Практическая работа

14.5

Программное обеспечение компьютера. Практическая работа № 2.3 «Определение разрешающей способности мыши»

Операционная система. Прикладное ПО. Информационное пространство

Презентация У8-2-5

Опрос Практическая работа

15.6

Графический интерфейс ОС и приложений Практическая работа № 2.4 «Установка даты и времени с использованием графического интерфейса ОС ».

Графический интерфейс ОС и приложений

Презентация У8-2-6

Опрос Практическая работа

черчение

16.7

Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Практическая работа № 2.3 «Защита от вирусов: обнаружение и лечение»

Защита от вирусов: обнаружение и лечение

Презентация У8-2-7

Тест, зачетная практическая работа

биология

Раздел III.  Коммуникационные технологии – 16 часов

17.1

Передача информации. Локальные компьютерные сети. Практическая работа № 3.1 «Предоставление доступа к диску на компьютере, подключенному к локальной сети»

Канал, помехи, приемник, передатчик.  Топология сети

Презентация У8-3-1

физика

18.2

Состав Интернета. Адресация, маршрутизация и трассировка данных

Практическая работа № 3.2 «Подключение к интернету» Практическая работа №3.3 «География интернета»

Интернет, протоколы передачи данных, модем

Презентация У8-3-2

Английский язык

19.3

Всемирная паутина. Поиск информации в Интернете. Практическая работа №3.4 «Путешествие во всемирной сети»

Универсальный указатель ресурсов. Браузеры. Поисковые серверы. Язык запросов. Закладки. Symbaloo

Презентация У8-3-3

Дискуссия

Практическая работа

20.4

Электронная почта. Практическая работа №3.5«Работа с электронной почтой»

Адрес, функционирование ЭП, почтовые программы, почтовый ящик, правила переписки, вложения. Смайлики

Презентация У8-3-4

Практическая работа

Этика

21.5

Файловые архивы. Практическая работа №3.6 «Загрузка файлов из интернета»

Серверы файловых архивов. Протокол передачи файлов. Специализированные менеджеры загрузки

Презентация У8-3-5

Практическая работа

22.6

Общение в Интернете. Мобильный Интернет. Звук и видео в Интернете.   Интернета.

Общение в Интернете. Сетевой этикет. Мобильный Интернет. Звук и видео в Интернете.

Презентация У8-3-6

Практическая работа

физика

23.7

Урок-игра «Битик-банк» по теме «Коммуникационные технологии» Практическая работа №3.7 «Поиск информации в интернете»

Ответы на вопросы и поиск информации в Интернете, работа в локальной сети с принтером

Карточки-задания

Тест

Зачетная практическая работа

24.8

Электронная коммерция в Интернете

Электронные деньги, Электронная торговля, реклама

Блокнот

Дискуссия

25.9

Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы. Форматирование текста на Web-странице

Язык разметки гипертекста. Значения атрибутов. Резиновый и стационарный сайты.

Блокнот

Опрос, тест

26.10

Вставка изображений на Web-страницы.

Теги, альтернативный текст. Способы обтекания изображений. Типы гиперссылок. Якорь.

Блокнот

Тренинг

Изо

27.11

Гиперссылки на Web-страницах

Типы гиперссылок. Якорь.

Блокнот

Лабораторная работа

28.12

Списки на Web-страницах

Нумерованный, маркированный и многоуровневый

Блокнот

Лабораторная работа

История, литература

29.13

Интерактивные формы на Web-страницах.

Переключатели. Поля списков.

Блокнот

Лабораторная работа

30.14

Практическая работа №3.8 «Разработка сайта с использованием  языка разметки текста HTML». 

Создание электронной тетради

Редакторы Web-страниц

Практическая работа

31.15

Практическая работа №3.8 «Разработка сайта с использованием  языка разметки текста HTML».

Заполнение страниц. Установка гиперссылок. Серверы

Правила размещения сайтов на бесплатных серверах

Практическая работа

32.16

Контрольное тестирование

Сети, основы HTML

Листы контроля

Тест

Раздел IV. Повторение, резерв времени – 3 часа

33.1

Повторение

Основы информатики, устройство ПК

Тест

34.2

Подведение итогов года

Портфолио работ

35.3

Резерв

Портфолио работ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по информатике 10 класс по учебнику Н.Д. Угриновича базовый уровень

Рабочая программа базового курса рассчитана на 1ч. внеделю. Преподавание курса ориентировано на использование учебного ипрограммно-методического комплекса, вкоторый входят:Н.Д. Угринович «Информатика ...

Рабочая программа по информатике 10 класс по учебнику Н.Д. Угриновича профильный уровень

Программа рассчитана на 4ч. внеделю.              Учебно-методический комплект:...

Рабочая программа по информатике и ИКТ для 8 - 9 классов (по учебнику Н.Д. Угринович)

         Данная рабочая программа предназначена для помощи учителю, работающему по учебно-методическому комплекту по информатике и ИКТ для 8 - 9 классов (автор Н.Д. Угринович, издательство БИНОМ. Лабо...

Рабочая программа по информатике и ИКТ для 10 - 11 классов (по учебнику Н.Д. Угринович базовый уровень)

         Данная рабочая программа предназначена для помощи учителю, работающему по учебно-методическому комплекту по информатике и ИКТ для 10 - 11 классов (автор Н.Д. Угринович, издательство "БИНОМ. Л...

Рабочая программа 8-9 класс Угринович Н.Д.

Составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по информатике, примерной программой основного общего образования по ...

Рабочая программа 10 - 11 класс Угринович Н.Д.

Базовый курс информатики 10 -11 класс...

Рабочая программа по информатике 10 Угриновича Н.Д.

Рабочая программа по информатике 10 класс на основе авторской программы Угриновича Н.Д....