Рабочая программа по информатике 8 класс Босова
рабочая программа по информатике и икт (8 класс) на тему

Урьяш Надежда Михайловна

Рабочая программа и планирование 8 класс Босова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska_8_klass.docx42.96 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Настоящая программа составлена на основе «Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04. № 1312) и рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ учащимися 8-9 классов в течении 103 часов (в том числе в VIII классе - 35 учебных часа из расчета I час в неделю и в IX классе - 68 учебных часов из расчета 2 часа в неделю). Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по информатике и информационным технологиям.

Общая характеристика учебного предмета.

Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.

Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.

Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.

Цели:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

•        выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Основные задачи программы:

  • систематизировать подходы к изучению предмета;
  • сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
  • научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
  • показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
  • сформировать логические связи с другими предметами входящими в курс среднего образования.

Данный курс призван обеспечить базовые знания учащихся, т.е. сформировать представления о сущности информации и информационных процессов, развить логическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить учащихся с современными информационными технологиями.

Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональных ПК и программных средствах. Приобретение информационной культуры обеспечивается изучением и работой с текстовым и графическим редактором, электронными таблицами, мультимедийными продуктами.

Программой предполагается проведение практических работ, направленных на отработку отдельных технологических приемов.

Текущий контроль усвоения учебного материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Изучение каждого раздела курса заканчивается проведением контрольной работы.

Календарно-тематический план

План составлен согласно Примерной программы основного общего образования по  информатике и ИКТ (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04, № 1312). Программа рассчитана на 1 ч. в неделю, 35часов  в год. Контрольных работ –5; практических работ - 8; тестовых заданий -1.        

Согласно ФК БУП, в основной школе предмет «Информатика и ИКТ» изучается в 8 классе в объеме 35 часов.

Название темы

Количество часов

1

Введение

1

2

Информация и информационные процессы

8

3

Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией

7

4

Обработка графической информации

4

5

Обработка текстовой информации

8

6

Мультимедиа

4

Резерв учебного времени

3

Итого:

35

Содержание программы

1. Информация и информационные процессы - 8 часов.

Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места.

Информация и её свойства

Представление информации

Дискретная форма представления информации

Единицы измерения информации

Информационные процессы. Обработка информации.

Информационные процессы. Хранение и передача информации.

Всемирная паутина как информационное хранилище.

Практика на компьютере: освоение клавиатуры, работа с тренажерами; основные приемы редактирования.

Учащиеся должны

Знать:

  • Связь между информацией и знаниями человека;
  • Что такое информационные процессы;
  • Какие существуют носители информации;
  • Функции языка, как способа представления информации; что такое естественные и формальные языки;
  • Как определяется единица измерения информации – бит; (алфавитный подход);
  • Что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт;

Уметь:

  • Приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники;
  • Определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал;
  • Приводить примеры информативных и неинформативных сообщений;
  • Измерять информационный объем текста в байтах (при использовании компьютерного алфавита);
  • Пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб);
  • Пользоваться клавиатурой компьютера для символьного вода данных.

2.  Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией - 7 часов.

Основные компоненты компьютера

Персональный компьютер.

Программное обеспечение компьютера. Системное программное обеспечение

Системы программирования и прикладное программное обеспечение

Файлы и файловые структуры

Пользовательский интерфейс

Практика на компьютере: знакомство с комплектацией устройств ПК, со способами их подключений; знакомство с пользовательским интерфейсом ОС; работа с файловой системой ОС (перенос, копирование и удаление файлов, создание и удаление папок, переименование файлов, работа с файловыми менеджерами, поиск файлов на диске); работа со справочной системой ОС; использование антивирусных программ.

Учащиеся должны

Знать:

  • Правила техники безопасности и правила работы на компьютере;
  • Состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие;
  • Основные характеристики компьютера в целом и его узлов (различных накопителей, устройств ввода и вывода информации);
  • Структуру внутренней памяти компьютера (биты, байты); понятие адреса памяти;
  • Типы и свойства устройств внешней памяти;
  • Типы и назначение устройств ввода-вывода;
  • Сущность программного управления работой компьютера;
  • Принципы организации информации на внешних носителях: что такое файл, каталог (папка), файловая структура;
  • Назначение программного обеспечения и его состав.

Уметь:

  • Включать и выключать компьютер;
  • Пользоваться клавиатурой;
  • Ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами;
  • Инициализировать выполнение программ из программных файлов;
  • Просматривать на экране директорию диска;
  • Выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск;
  • Использовать антивирусные программы.

3. Обработка графической информации - 4 часа.

Формирование изображения на экране компьютера

Компьютерная графика

Создание графических изображений

Практика на компьютере: создание изображения в среде графического редактора растрового типа с использованием основных инструментов и приёмов манипулирования рисунком (копирование, отражение, повороты, прорисовка); знакомство с работой в среде редактора векторного типа (можно использовать встроенную графику в текстовом процессоре).

При наличии технических и программных средств: сканирование изображений и их обработка в среде графического редактора.

Учащиеся должны

Знать:

  • Способы представления изображений в памяти ЭВМ; понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти;
  • Какие существуют области применения компьютерной графики;
  • Назначение графических редакторов;
  • Назначение основных компонентов среды графического редактора растрового типа: рабочего поля, меню инструментов, графических примитивов, палитры, ножниц, ластика и пр.;

Уметь:

  • Строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов;
  • Сохранять рисунки на диске и загружать с диска; выводить на печать.

4.  Обработка текстовой информации - 8 часов.

Текстовые документы и технологии их создания

Создание текстовых документов на компьютере

Прямое форматирование

Стилевое форматирование

Визуализация информации в текстовых документах

Распознавание текста и системы компьютерного перевода

Оценка количественных параметров текстовых документов

Оформление реферата «История вычислительной техники»

Практика на компьютере: основные приемы ввода и редактирования текста; постановка руки при вводе с клавиатуры; работа со шрифтами; приемы форматирования; работа с выделенными блоками через буфер обмена; работа с таблицами; работа с нумерованными и маркированными списками; вставка объектов в текст (рисунков и формул); знакомство со встроенными шаблонами и стилями, включение в текст гиперссылок.

При наличии соответствующих технических и программных средств: практика по сканированию и распознаванию текста, машинному переводу.

Учащиеся должны

Знать:

  • Способы представления символьной информации в памяти ЭВМ (таблицы кодировки, текстовые файлы);
  • Назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров);
  • Основные режимы работы текстовых редакторов (ввод-редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами);

Уметь:

  • Набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов;

Выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором;

  • Сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать.

5.  Мультимедиа- 4 часов.

Технология мультимедиа.

Компьютерные презентации

Создание мультимедийной презентации

Практика на компьютере: освоение работы с программным пакетом создания презентаций; создание презентаций, содержащей графические изображения, анимацию, звук, текст.

При наличии технических и программных средств: демонстрация презентации с использованием мультимедийного проектора; запись звука в компьютерную память; запись изображения с использованием цифровой техники и ввод его в компьютерную память; использование записанного звука и изображения в презентации.

Учащиеся должны

Знать:

  • Что такое мультимедиа;
  • Принцип дискретизации, используемый для представления звука в памяти компьютера;
  • Основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях;

Уметь:

  • Создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст.

Итоговое повторение и контроль – 3 часа.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен:

8        класс
знать/понимать

  • сущность понятия «информация», ее основные виды;
  • вилы информационных процессов; примеры источников и приемников информации:
  • особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком;
  • единицы измерения количества и скорости передачи информации:
  • программный принцип работы компьютера;
  • основные виды программного обеспечения компьютера и их назначение;
  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь

•        определять количество информации, используя алфавитный подход к измерению информации;

• оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности:

•        оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;

• создавать информационные объекты, в том числе:

  • структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки;  проводить проверку правописания: использовать в тексте таблицы, изображения:
  • создавать рисунки, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
  • создавать презентации на основе шаблонов;
  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой);
  • следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий:

использовать приобретенные знания п умения в практической деятельности к повседневной жизни для:

  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов:

.

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

        Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.

        Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовых заданиями.

        При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:

Процент выполнения задания

Отметка

95% и более

отлично

80-94%%

хорошо

66-79%%

удовлетворительно

менее 66%

неудовлетворительно

При выполнении практической работы и контрольной работы:

        Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

        Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.

  • грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;
  • погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;
  • недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;
  • мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.

        Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики – это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).

        Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:

  • «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
  • «4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:
  • «3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
  • «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала):
  • «1» – отказ от выполнения учебных обязанностей.

        Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.

Оценка устных ответов учащихся

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;

-  изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;

-   правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;

-  показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;

-  продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

-  отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

        Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

-    допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:

-   допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

-   не раскрыто основное содержание учебного материала;

-  обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

-  допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Отметка «1» ставится в следующих случаях:

-   ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала;

-   не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу;

-   отказался отвечать на вопросы учителя.

Учебно-методический комплект:

  1. Босова Л.Л., Босова А.Ю. «Информатика и ИКТ» для 8 класса. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
  2.  Ссылки на материалы Единой Коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/) – анимации, интерактивные модели и слайд-шоу, делающие изложение материала более наглядным и увлекательным.
  3.    УМК на сайте издательства в форме авторской мастерской (http://metodist.lbz.ru).
  4.  Семакин И.Г. «Информатика и ИКТ.  Базовый курс» учебник для 8 класса, . - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
  5.   Семакин И.Г.  «Информатика» Задачник-практикум  в 2-х томах для 7-11 классов. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004.
  6. Дополнительно: 4.И.Г.Семакин «Информатика. Преподавание базового курса информатики в средней школе»  методическое пособие, - 2-е изд., испр. М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004.  5.плакаты 7-9 класс.

Наименование

разделов и тем

Всего часов

Из них

Раздел учебника

Дата проведения занятия

лаборат. и практ. работы

контр. работы

самост. работы

план

факт

урока

п/п

Информация и информационные процессы

1

Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места.

1

Введение.

1-6.09

2

Информация и её свойства

1

§1.1.

8-13.09

3

Представление информации

1

§1.2.

15-20.09

4

Дискретная форма представления информации

1

§1.3.

22-27.09

5

Единицы измерения информации

1

§1.4.

29.09-04.10

6

Информационные процессы. Обработка информации.

1

§1.5.

6-11.10

7

Информационные процессы. Хранение и передача информации.

1

§1.5.

13-18.10

8

Всемирная паутина как информационное хранилище.

1

§1.6.

20-25.10

9

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Информация и информационные процессы».

Проверочная работа №1

1

27.10-1.11

Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией

10-15.11

10

Основные компоненты компьютера

1

§2.1

10-15.11

11

Персональный компьютер.

1

§2.2

17-22.11

12

Программное обеспечение компьютера. Системное программное обеспечение

Практическая работа №1

Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме (изучение элементов интерфейса используемой графической ОС)

1

§2.3.

24-29.11

13

Системы программирования и прикладное программное обеспечение

1

§2.3

1-6.12

14

Файлы и файловые структуры

1

§2.4.

8-13.12

15

Пользовательский интерфейс

Практическая работа №2

Планирование собственного информационного пространства, создание папок в соответствии с планом, создание, именование, сохранение, перенос, удаление объектов, организация их семейств, сохранение информационных объектов на внешних носителях.

1

§2.5

15-20.12

16

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией». Проверочная работа № 2

1

22-27.12

Обработка графической информации

12.01-17.01

17

Формирование изображения на экране компьютера

Практическая работа №3

 Создание изображения с помощью инструментов растрового графического редактора. Использование примитивов и шаблонов. Геометрические преобразования.

1

§3.1

19-24.01

18

Компьютерная графика

Практическая работа №4  Создание изображения с помощью инструментов векторного графического редактора. Использование примитивов и шаблонов. Конструирование графических объектов: выделение, объединение. Геометрические преобразования.4

1

§3.2

26-31.01

19

Создание графических изображений

Практическая работа №5

Ввод изображения с помощью сканера, использование готовых графических объектов.

Практическая работа №6 Сканирование готовых изображений.

1

§3.3

2-7.02

20

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка графической информации».

Проверочная работа №3

1

9-14.02

Обработка текстовой информации

16-21.02

21

Текстовые документы и технологии их создания

Практическая работа №7

Знакомство с приемами квалифицированного клавиатурного письма. «Слепой» десятипальцевый метод клавиатурного письма и приемы его освоения

1

§4.1

23-28.02

22

Создание текстовых документов на компьютере

Практическая работа №8

Создание небольших текстовых документов посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов.

1

§4.2

2-7.03

23

Прямое форматирование

Практическая работа №9

Форматирование текстовых документов (установка параметров страницы документа; форматирование символов и абзацев; вставка колонтитулов и номеров страниц)

1

§4.3

9-14.03

24

Стилевое форматирование

Практическая работа №10

Вставка в документ формул

Практическая работа №11

Создание и форматирование списков

1

§4.3

16-21.03

25

Визуализация информации в текстовых документах

Практическая работа №12

Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.

Практическая работа №13

Создание гипертекстового документа

1

§4.4

1-4.04

26

Распознавание текста и системы компьютерного перевода

Практическая работа №14

Перевод текста с использованием системы машинного перевода

Практическая работа №15

Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа

1

§4.5

6-11.04

27

Оценка количественных параметров текстовых документов

1

§4.6

13-18.04

28

Оформление реферата «История вычислительной техники»

1

20-25.04

29

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка текстовой информации». Проверочная работа №4

1

27.04-2.05

Мультимедиа

4-9.05

30

Технология мультимедиа.

1

§5.1

20-25.04

31

Компьютерные презентации

Практическая работа №16

Создание презентации с использованием готовых шаблонов, подбор иллюстративного материала, создание текста слайда.

1

§5.2

27.04-2.05

32

Создание мультимедийной презентации

Практическая работа №17

Демонстрация презентации. Использование микрофона и проектора.

1

§5.2

4-9.05

33

Обобщение и систематизация основных понятий главы «Мультимедиа». Проверочная работа №5

1

11-16.05

34

Повторение

2

18-30.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по информатике-6 (Босова), 2014 г.

Настоящая рабочая программа составлена на основе авторской программы Босовой Л.Л. «Программа курса информатики и ИКТ» для 5-7 классов,  изданной в сборнике «Информатика. Программы для общеобразов...

Рабочая программа по информатике-7 (Босова), 2014 г.

Настоящая рабочая программа составлена на основе авторской программы Босовой Л.Л. «Программа курса информатики и ИКТ» для 5-7 классов,  изданной в сборнике «Информатика. Программы для общеобразов...

Рабочая программа для 5 класса (Босова Л.Л.) по ФГОС

Рабочая программа для 5 класса (Босова Л.Л.) по ФГОС...

Календарно-тематическое планирование по информатике 6 класс для рабочей программы 5-9 классы (Босова Л.Л.)

Календарно-тематическое планирование по информатике 6 класс является дополнением  к рабочей программе для 5-9 классов, учебник Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса....

Рабочая программа 10-11 класс Босова

Рабочая программа к учебнику Босова 10-11 класс...

Рабочие программы по информатике (УМК Босова Л.Л.)

Рабочие программы по информатике (УМК Босова Л.Л.)...

Рабочая программа по информатике к УМК "Информатика" Л. Л. Босовой, А. Ю. Босовой для 7-9 классов.

Цели, на достижение которых направлено изучение информатики в школе, определены исходя из целей общего образования, сформулированных в концепции Федерального государственного стандарта общего образова...