Рабочая программа по информатике 7 класс Босова
рабочая программа по информатике и икт (7 класс) на тему

Урьяш Надежда Михайловна

Рабочая программа и планирование 7 класс Босова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska_7_klass.docx32.68 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по информатике и ИКТ для учащихся 7-х классов составлена в соответствии с программой курса информатики для 5-7 классов начальной общеобразовательной школы под редакцией Л.Босовой, получившей гриф Минобразования и науки РФ.

К программе прилагается учебный материал подобранный в соответствии с возрастными особенностями школьников и уровнем их знаний в 7-ом классе и представлен УМК, входящим в Федеральный перечень учебников Минобразования и науки РФ.

Состав УМК:

  1. учебник Информатика 7 класс (автор Л.Босова)
  2. ЦОР с интерактивными тестами
  3. методическое пособие Уроки информатики в 5-7 классах под редакцией Л.Босовой

Учебник и другие элементы УМК реализуют общеобразовательную, развивающую и воспитательную цели, предполагающие комплексное решение практической задачи, заключающейся в овладении базовой системой понятий информатики на доступном уровне. Практическая задача является ведущей в данном курсе.

В федеральном компоненте нового образовательного стандарта предусмотрено изучение основ информатики и информационных технологий в рамках отдельной образовательной области “Информатика” и, соответственно, одного предмета “Информатика и информационные и коммуникационные технологии”, далее “Информатика и ИКТ”. Предусматривается, что непрерывный курс информатики должен состоять из трех концентров: пропедевтического, базового и профильного. В соответствии с учебным планом школы на 2011-2012 учебный год для изучения пропедевтического курса информатики  и ИКТ в 7-м классе выделено 1 ч/нед., что составляет 34 учебных часов в год.

Цели обучения информатике в седьмом классе:

  1. формирование общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики;
  2. формирование у учащихся готовности к использованию средств ИКТ в информационно-учебной деятельности для решения учебных задач и саморазвития;
  3. усиление культурологической составляющей школьного образования;
  4. пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;
  5. развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Задача современной школы – обеспечить вхождение учащихся в информационное общество, научить каждого школьника пользоваться новыми массовыми ИКТ (текстовый редактор, графический редактор, электронные таблицы, электронная почта и др.) Формирование пользовательских навыков для введения компьютера в учебную деятельность подкрепляется самостоятельной творческой работой, личностно-значимой для обучаемого.

Задачи:

В седьмом  классе решаются следующие задачи обучения информатике и ИКТ:

  • развитие коммуникативных умений и элементов информационной культуры, в основе которой лежат умения работать с информацией;
  • формирование основополагающих понятий информатики, таких как: «объект», «система», «информационное моделирование», «модель», «алгоритм»  др.;
  • формирование навыков использования компьютерной техники и современных информационных и коммуникационных технологий для решения учебных и практических задач.

Все это необходимо учащимся не только для освоения базового курса информатики на последующих ступенях обучения, но и для успешного усвоения учебного материала по всем предметам в средней школе.

Интеллектуальные умения

Абстрактное мышление, доступное ученикам основной школы, и стремление к практической деятельности позволяют достроить картину мира фактами, явлениями и абстрактными понятиями из разных предметов (наук). Дальнейшее развитие интеллектуальных умений осуществляется как под руководством учителя, так и в ходе самостоятельного решения учебных задач на уроках и в ходе проектной деятельности.

Ступени обучения, классы

Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания

Делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания

Добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами

Обрабатывать полученную информацию для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта

Преобразовывать информацию из одной формы в другую и выбирать наиболее удобную для себя форму

7 класс

Самостоятельно определять, какие знания необходимо приобрести для решения учебных межпредметных задач.

Ориентироваться в своей системе знаний и определять сферу своих жизненных интересов

Самостоятельно отбирать для решения учебных межпредметных задач необходимые словари, энциклопедии, справочники, использовать электронные и Интернет-ресурсы, СМИ

Сопоставлять, отбирать и проверять информацию, полученную из различных источников, в том числе Интернет, СМИ

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия.

Выявлять причины и следствия явлений.

Использовать полученную информацию в самостоятельной проектной деятельности.

Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.

Составлять тезисы, различные виды планов. Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

Оценочные умения

В этом возрасте ученик постепенно учится давать свои ответы на неоднозначные оценочные вопросы. Таким образом, он постепенно выращивает основы личного мировоззрения. Однако зачастую даваемые подростком оценки еще не согласуются друг с другом. Сам он может не замечать и не признавать, что только определяется в своем мировоззрении. Поэтому подростки так часто занимают максималистские, крайние позиции.

Ступени обучения, классы

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей (нравственных, гражданско-патриотических, эстетических), а также с точки зрения различных групп общества (верующие – атеисты, богатые - бедные и т.д.)

Объяснять (прежде всего самому себе) свои оценки, свою точку зрения, свои позиции

Самоопределяться в системе ценностей

Действовать и поступать в соответствии с этой системой ценностей и отвечать за свои поступки и действия

7 класс

Учиться оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с разных точек зрения (нравственных, гражданско-патриотических, с точки зрения различных групп общества).

Объяснять свои оценки отдельных поступков, явлений.

Сравнивать свои оценки с оценками других и объяснять их отличия. На основании этого делать свой выбор в общей системе ценностей, определять свое место.

Приучать себя действовать в соответствии с выбранными ценностями и понимать последствия своего выбора и поступка.

Коммуникативные умения

Дальнейшее развитие коммуникативных умений учеников осуществляется через использование на уроках учителями-предметниками технологии формирования правильного типа читательской деятельности, а также через самостоятельное использование учениками присвоенной системы приемов понимания устного и письменного текста. На уроках по ряду предметов ведется обучение приемам гибкого чтения,  различным способам фиксации информации.

Коммуникативные умения используются и совершенствуются в ходе учебного взаимодействия в группах, самостоятельной работы (в т.ч. в проектной деятельности). Принципиально важно, чтобы подростки учились переносить основные коммуникативные умения в свое ежедневное неформальное общение.

Ступени обучения, классы

Донести свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи

Понять другие позиции (взгляды, интересы)

Договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща

7 класс

Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, поддерживая их фактами.

В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).

Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательства (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.

Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы слушания.

Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Соответствие содержания программы обязательному минимуму содержания образования

Содержание программы соответствует обязательному минимуму содержания образования, имеет большую практическую направленность.

  1. В результате изучения информатики в седьмом классе школьники должны:
  • для объектов окружающей действительности указывать их признаки — свойства, действия, поведение, состояния;
  • называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;
  • осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку — основанию классификации;
  • понимать смысл терминов «система», «системный подход», «системный эффект»;
  • приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем;
  • понимать смысл терминов «модель», «моделирование»;
  • иметь представление о назначении и области применения моделей;
  • различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;
  • приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;
  • уметь «читать» (получать информацию) информационные модели разных видов: таблицы, схемы, графики, диаграммы и т. д.;
  • знать правила построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;
  • знать правила построения диаграмм и уметь выбирать тип диаграммы в зависимости от цели ее создания;
  • осуществлять выбор того или иного вида информационной модели в зависимости от заданной цели моделирования;
  • приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
  • давать характеристику формальному исполнителю, указывая: круг решаемых задач, среду, систему команд, систему отказов, режимы работы;
  • осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;
  • выполнять операции с основными объектами операционной системы;
  • выполнять основные операции с объектами файловой системы;
  • уметь применять текстовый процессор для создания словесных описаний, списков, табличных моделей, схем и графов;
  • уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования образных информационных моделей;
  • выполнять вычисления по стандартным и собственным формулам в среде электронных таблиц;
  • создавать с помощью Мастера диаграмм круговые, столбчатые, ярусные, областные и другие диаграммы, строить графики функций;
  • для поддержки своих выступлений создавать мультимедийные презентации, содержащие образные, знаковые и смешанные информационные модели рассматриваемого объекта.

Определение образовательных технологий и измерителей (заданий, учебных достижений обучающихся)

В 7-х классах наиболее приемлемы комбинированные уроки, на которых предусматривается смена методов обучения и деятельности обучаемых. При этом, с учетом данных о распределении усвоения информации и кризисах внимания учащихся на уроке, проводится объяснение в первой части урока, а на конец урока планируется деятельность, которая наиболее интересна для учащихся и имеет для них большее и личностное значение.

Одной из наиболее актуальных форм организации проверочного, тематического и итогового контроля является тестирование. Тест состоит из отдельных заданий, к которым следует отнести:

  1. задания с выбором правильных ответов из нескольких предложенных;
  2. задания с открытым ответом;
  3. задания на установление соответствия;
  4. задание на установление правильной последовательности.

Школьникам объясняются критерии оценивания:

  • за каждый правильный ответ начисляется один балл;
  • за каждый ошибочный ответ начисляется штраф в один балл;
  • за вопрос, оставленный без ответа, ничего не начисляется.

Такой подход позволяет добиваться вдумчивого отношения к тестированию, формировать навыки самооценки и ответственного отношения к собственному выбору.

Выставление оценок осуществляется с учетом общепринятых соотношений: 50 – 70% - «3»; 71 – 85% - «4»; 86 – 100 – «5».

Учитывая индивидуальные особенности ряда учащихся, учитель может отказаться от начисления штрафных баллов, а также эти требования могут быть снижены.

Календарно-тематическое планирование по информатика в 7 классах предложено автором учебника, заместителем директора Института информатизации РАО, кандидатом педагогических наук Л.Л. Босовой.

Распределение часов

Четверть

всего часов

Из них

теория

№ п/р

№ Провероч/р

I

8

8

8

0

II

8

8

7

0

III

10

9

10

1

IV

8

7

7

1

Всего

34

34

32

2

Практические работы

Практическая работа  №1.

Практическая работа  №2.

Практическая работа  №3.

Практическая работа  №4.

Практическая работа  №5.

Практическая работа  №6.

Практическая работа  №7.

Практическая работа  №8.

Практическая работа  №9.

Практическая работа  №10.

Практическая работа  №11.

Практическая работа  №12.

Наименование

разделов и тем

Всего часов

Из них

Раздел учебника

Дата проведения занятия

лаборат. и практ. работы

контр. работы

самост. работы

план

факт

урока

п/п

1

Техника безопасности и организация рабочего места.

Объекты и их имена. Признаки объектов.

1

Пр №1.

Введение, §1.1,§1.2

1-6.09

2

Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация.

1

Пр №2

§1.3, §1.4

8-13.09

3

Состав объектов.

1

Пр №3 (задание 1-3)

§1.5

15-20.09

4

Системы объектов

1

Пр №2 (задание 4-6).

§1.6)

22-27.09

5

Система и окружающая среда.

1

Пр №1.

§1.7

29.09-04.10

6

Персональный компьютер как система.

1

Пр №3 (задание 7-9).

§1.8

6-11.10

7

Модели объектов и их назначение.

1

Пр №4 (задание 1-3)

§2.1

13-18.10

8

Информационные модели.

1

Пр №11

§2.2

20-25.10

9

Словесные информационные модели.

1

Пр №4. (задания 4-5).

§2.3

27.10-1.11

10

Словесные информационные модели.

1

Пр №4. (задания 6-7)

§2.3

10-15.11

11

Словесные информационные модели.

1

Пр №4. (задания 8-9)

§2.3

17-22.11

12

Многоуровневые списки.

1

Пр №5.

§2.3

24-29.11

13

Математические модели.

1

§2.4

1-6.12

14

Табличные информационные модели.

Структура и правила оформления таблицы.

1

Пр №6. (задания 1-2).

§2.5(1)

8-13.12

15

Табличные информационные модели.

Структура и правила оформления таблицы.

1

Пр №6. (задания 3-4).

§2.5(2)

15-20.12

16

Сложные таблицы.

1

Пр №6. (задания 5-6)

§2.5(3)

22-27.12

17

Табличное решение логических задач.

1

Пр №6. (задание 7)

§2.6

12.01-17.01

18

Вычислительные таблицы.

1

Пр №7.

§2.7

19-24.01

19

Электронные таблицы.

1

Пр №8. (задания 1-3)

§2.8

26-31.01

20

Электронные таблицы.

1

Пр №8. (задания 4-6)

§2.8

2-7.02

21

Графики и диаграммы. Наглядное изменение процессов изменения величин.

1

Пр №9. (задания 5-7)

§2.9 (1,2))

9-14.02

22

Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин.

1

Пр №9. (задания 1-3)

§2.9 (3)

16-21.02

23

Графики и диаграммы.

Визуализация многорядных данных.

1

Пр №9. (задание 4)

§2.9 (4)

23-28.02

24

Многообразие схем.

1

Пр №10. (задания 1-2)

§2.10 (1)

2-7.03

25

Информационные модели на графах.

1

Пр №10. (задания 3-5)

§2.10 (2)

9-14.03

26

Деревья.

Проверочная работа

1

Пр №10. (задания 6-7)

§2.10 (2,3)

16-21.03

27

Алгоритм — модель деятельности исполнителя алгоритмов.

Исполнитель Чертежник.

1

Пр №12.

§3.1, §3.2(1, 2)

1-4.04

28

Исполнитель Чертежник.

Использование вспомогательных алгоритмов.

1

Работа в среде

§3.2(3)

6-11.04

29

Исполнитель Чертежник.

Цикл повторить n раз.

1

Работа в среде

§3.2(4)

13-18.04

30

Исполнитель Робот.

Управление Роботом..

1

Работа в среде

§3.3(1)

20-25.04

31

Исполнитель Робот.

Цикл «пока».

1

Работа в среде

§3.3(2, 4)

27.04-2.05

32

Исполнитель Робот.

Ветвление.

1

Работа в среде

§3.3 (5)

4-9.05

33

Проверочная работа  (итоговый проект)

1

Работа в среде

§3.1-§3.3

11-16.05

34

Резерв

2

18-30.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по информатике-6 (Босова), 2014 г.

Настоящая рабочая программа составлена на основе авторской программы Босовой Л.Л. «Программа курса информатики и ИКТ» для 5-7 классов,  изданной в сборнике «Информатика. Программы для общеобразов...

Рабочая программа по информатике-7 (Босова), 2014 г.

Настоящая рабочая программа составлена на основе авторской программы Босовой Л.Л. «Программа курса информатики и ИКТ» для 5-7 классов,  изданной в сборнике «Информатика. Программы для общеобразов...

Рабочая программа для 5 класса (Босова Л.Л.) по ФГОС

Рабочая программа для 5 класса (Босова Л.Л.) по ФГОС...

Календарно-тематическое планирование по информатике 6 класс для рабочей программы 5-9 классы (Босова Л.Л.)

Календарно-тематическое планирование по информатике 6 класс является дополнением  к рабочей программе для 5-9 классов, учебник Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса....

Рабочая программа 10-11 класс Босова

Рабочая программа к учебнику Босова 10-11 класс...

Рабочие программы по информатике (УМК Босова Л.Л.)

Рабочие программы по информатике (УМК Босова Л.Л.)...

Рабочая программа по информатике к УМК "Информатика" Л. Л. Босовой, А. Ю. Босовой для 7-9 классов.

Цели, на достижение которых направлено изучение информатики в школе, определены исходя из целей общего образования, сформулированных в концепции Федерального государственного стандарта общего образова...