Рабочая программа по информатике 7 класс Босова
рабочая программа по информатике и икт (7 класс) на тему
Рабочая программа и планирование 7 класс Босова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska_7_klass.docx | 32.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике и ИКТ для учащихся 7-х классов составлена в соответствии с программой курса информатики для 5-7 классов начальной общеобразовательной школы под редакцией Л.Босовой, получившей гриф Минобразования и науки РФ.
К программе прилагается учебный материал подобранный в соответствии с возрастными особенностями школьников и уровнем их знаний в 7-ом классе и представлен УМК, входящим в Федеральный перечень учебников Минобразования и науки РФ.
Состав УМК:
- учебник Информатика 7 класс (автор Л.Босова)
- ЦОР с интерактивными тестами
- методическое пособие Уроки информатики в 5-7 классах под редакцией Л.Босовой
Учебник и другие элементы УМК реализуют общеобразовательную, развивающую и воспитательную цели, предполагающие комплексное решение практической задачи, заключающейся в овладении базовой системой понятий информатики на доступном уровне. Практическая задача является ведущей в данном курсе.
В федеральном компоненте нового образовательного стандарта предусмотрено изучение основ информатики и информационных технологий в рамках отдельной образовательной области “Информатика” и, соответственно, одного предмета “Информатика и информационные и коммуникационные технологии”, далее “Информатика и ИКТ”. Предусматривается, что непрерывный курс информатики должен состоять из трех концентров: пропедевтического, базового и профильного. В соответствии с учебным планом школы на 2011-2012 учебный год для изучения пропедевтического курса информатики и ИКТ в 7-м классе выделено 1 ч/нед., что составляет 34 учебных часов в год.
Цели обучения информатике в седьмом классе:
- формирование общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики;
- формирование у учащихся готовности к использованию средств ИКТ в информационно-учебной деятельности для решения учебных задач и саморазвития;
- усиление культурологической составляющей школьного образования;
- пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;
- развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Задача современной школы – обеспечить вхождение учащихся в информационное общество, научить каждого школьника пользоваться новыми массовыми ИКТ (текстовый редактор, графический редактор, электронные таблицы, электронная почта и др.) Формирование пользовательских навыков для введения компьютера в учебную деятельность подкрепляется самостоятельной творческой работой, личностно-значимой для обучаемого.
Задачи:
В седьмом классе решаются следующие задачи обучения информатике и ИКТ:
- развитие коммуникативных умений и элементов информационной культуры, в основе которой лежат умения работать с информацией;
- формирование основополагающих понятий информатики, таких как: «объект», «система», «информационное моделирование», «модель», «алгоритм» др.;
- формирование навыков использования компьютерной техники и современных информационных и коммуникационных технологий для решения учебных и практических задач.
Все это необходимо учащимся не только для освоения базового курса информатики на последующих ступенях обучения, но и для успешного усвоения учебного материала по всем предметам в средней школе.
Интеллектуальные умения
Абстрактное мышление, доступное ученикам основной школы, и стремление к практической деятельности позволяют достроить картину мира фактами, явлениями и абстрактными понятиями из разных предметов (наук). Дальнейшее развитие интеллектуальных умений осуществляется как под руководством учителя, так и в ходе самостоятельного решения учебных задач на уроках и в ходе проектной деятельности.
Ступени обучения, классы | Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания | Делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания | Добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами | Обрабатывать полученную информацию для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта | Преобразовывать информацию из одной формы в другую и выбирать наиболее удобную для себя форму |
7 класс | Самостоятельно определять, какие знания необходимо приобрести для решения учебных межпредметных задач. Ориентироваться в своей системе знаний и определять сферу своих жизненных интересов | Самостоятельно отбирать для решения учебных межпредметных задач необходимые словари, энциклопедии, справочники, использовать электронные и Интернет-ресурсы, СМИ | Сопоставлять, отбирать и проверять информацию, полученную из различных источников, в том числе Интернет, СМИ | Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия. Выявлять причины и следствия явлений. Использовать полученную информацию в самостоятельной проектной деятельности. | Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков. Составлять тезисы, различные виды планов. Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.). |
Оценочные умения
В этом возрасте ученик постепенно учится давать свои ответы на неоднозначные оценочные вопросы. Таким образом, он постепенно выращивает основы личного мировоззрения. Однако зачастую даваемые подростком оценки еще не согласуются друг с другом. Сам он может не замечать и не признавать, что только определяется в своем мировоззрении. Поэтому подростки так часто занимают максималистские, крайние позиции.
Ступени обучения, классы | Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей (нравственных, гражданско-патриотических, эстетических), а также с точки зрения различных групп общества (верующие – атеисты, богатые - бедные и т.д.) | Объяснять (прежде всего самому себе) свои оценки, свою точку зрения, свои позиции | Самоопределяться в системе ценностей | Действовать и поступать в соответствии с этой системой ценностей и отвечать за свои поступки и действия |
7 класс | Учиться оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с разных точек зрения (нравственных, гражданско-патриотических, с точки зрения различных групп общества). | Объяснять свои оценки отдельных поступков, явлений. | Сравнивать свои оценки с оценками других и объяснять их отличия. На основании этого делать свой выбор в общей системе ценностей, определять свое место. | Приучать себя действовать в соответствии с выбранными ценностями и понимать последствия своего выбора и поступка. |
Коммуникативные умения
Дальнейшее развитие коммуникативных умений учеников осуществляется через использование на уроках учителями-предметниками технологии формирования правильного типа читательской деятельности, а также через самостоятельное использование учениками присвоенной системы приемов понимания устного и письменного текста. На уроках по ряду предметов ведется обучение приемам гибкого чтения, различным способам фиксации информации.
Коммуникативные умения используются и совершенствуются в ходе учебного взаимодействия в группах, самостоятельной работы (в т.ч. в проектной деятельности). Принципиально важно, чтобы подростки учились переносить основные коммуникативные умения в свое ежедневное неформальное общение.
Ступени обучения, классы | Донести свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи | Понять другие позиции (взгляды, интересы) | Договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща |
7 класс | Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, поддерживая их фактами. В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен). | Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательства (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы слушания. | Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. |
Соответствие содержания программы обязательному минимуму содержания образования
Содержание программы соответствует обязательному минимуму содержания образования, имеет большую практическую направленность.
- В результате изучения информатики в седьмом классе школьники должны:
- для объектов окружающей действительности указывать их признаки — свойства, действия, поведение, состояния;
- называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;
- осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку — основанию классификации;
- понимать смысл терминов «система», «системный подход», «системный эффект»;
- приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем;
- понимать смысл терминов «модель», «моделирование»;
- иметь представление о назначении и области применения моделей;
- различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;
- приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;
- уметь «читать» (получать информацию) информационные модели разных видов: таблицы, схемы, графики, диаграммы и т. д.;
- знать правила построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;
- знать правила построения диаграмм и уметь выбирать тип диаграммы в зависимости от цели ее создания;
- осуществлять выбор того или иного вида информационной модели в зависимости от заданной цели моделирования;
- приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
- давать характеристику формальному исполнителю, указывая: круг решаемых задач, среду, систему команд, систему отказов, режимы работы;
- осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;
- выполнять операции с основными объектами операционной системы;
- выполнять основные операции с объектами файловой системы;
- уметь применять текстовый процессор для создания словесных описаний, списков, табличных моделей, схем и графов;
- уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования образных информационных моделей;
- выполнять вычисления по стандартным и собственным формулам в среде электронных таблиц;
- создавать с помощью Мастера диаграмм круговые, столбчатые, ярусные, областные и другие диаграммы, строить графики функций;
- для поддержки своих выступлений создавать мультимедийные презентации, содержащие образные, знаковые и смешанные информационные модели рассматриваемого объекта.
Определение образовательных технологий и измерителей (заданий, учебных достижений обучающихся)
В 7-х классах наиболее приемлемы комбинированные уроки, на которых предусматривается смена методов обучения и деятельности обучаемых. При этом, с учетом данных о распределении усвоения информации и кризисах внимания учащихся на уроке, проводится объяснение в первой части урока, а на конец урока планируется деятельность, которая наиболее интересна для учащихся и имеет для них большее и личностное значение.
Одной из наиболее актуальных форм организации проверочного, тематического и итогового контроля является тестирование. Тест состоит из отдельных заданий, к которым следует отнести:
- задания с выбором правильных ответов из нескольких предложенных;
- задания с открытым ответом;
- задания на установление соответствия;
- задание на установление правильной последовательности.
Школьникам объясняются критерии оценивания:
- за каждый правильный ответ начисляется один балл;
- за каждый ошибочный ответ начисляется штраф в один балл;
- за вопрос, оставленный без ответа, ничего не начисляется.
Такой подход позволяет добиваться вдумчивого отношения к тестированию, формировать навыки самооценки и ответственного отношения к собственному выбору.
Выставление оценок осуществляется с учетом общепринятых соотношений: 50 – 70% - «3»; 71 – 85% - «4»; 86 – 100 – «5».
Учитывая индивидуальные особенности ряда учащихся, учитель может отказаться от начисления штрафных баллов, а также эти требования могут быть снижены.
Календарно-тематическое планирование по информатика в 7 классах предложено автором учебника, заместителем директора Института информатизации РАО, кандидатом педагогических наук Л.Л. Босовой.
Распределение часов
Четверть | всего часов | Из них | ||
теория | № п/р | № Провероч/р | ||
I | 8 | 8 | 8 | 0 |
II | 8 | 8 | 7 | 0 |
III | 10 | 9 | 10 | 1 |
IV | 8 | 7 | 7 | 1 |
Всего | 34 | 34 | 32 | 2 |
Практические работы
Практическая работа №1.
Практическая работа №2.
Практическая работа №3.
Практическая работа №4.
Практическая работа №5.
Практическая работа №6.
Практическая работа №7.
Практическая работа №8.
Практическая работа №9.
Практическая работа №10.
Практическая работа №11.
Практическая работа №12.
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | Из них | Раздел учебника | Дата проведения занятия | |||||
лаборат. и практ. работы | контр. работы | самост. работы | план | факт | ||||||
урока | п/п | |||||||||
1 | Техника безопасности и организация рабочего места. Объекты и их имена. Признаки объектов. | 1 | Пр №1. | Введение, §1.1,§1.2 | 1-6.09 | |||||
2 | Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. | 1 | Пр №2 | §1.3, §1.4 | 8-13.09 | |||||
3 | Состав объектов. | 1 | Пр №3 (задание 1-3) | §1.5 | 15-20.09 | |||||
4 | Системы объектов | 1 | Пр №2 (задание 4-6). | §1.6) | 22-27.09 | |||||
5 | Система и окружающая среда. | 1 | Пр №1. | §1.7 | 29.09-04.10 | |||||
6 | Персональный компьютер как система. | 1 | Пр №3 (задание 7-9). | §1.8 | 6-11.10 | |||||
7 | Модели объектов и их назначение. | 1 | Пр №4 (задание 1-3) | §2.1 | 13-18.10 | |||||
8 | Информационные модели. | 1 | Пр №11 | §2.2 | 20-25.10 | |||||
9 | Словесные информационные модели. | 1 | Пр №4. (задания 4-5). | §2.3 | 27.10-1.11 | |||||
10 | Словесные информационные модели. | 1 | Пр №4. (задания 6-7) | §2.3 | 10-15.11 | |||||
11 | Словесные информационные модели. | 1 | Пр №4. (задания 8-9) | §2.3 | 17-22.11 | |||||
12 | Многоуровневые списки. | 1 | Пр №5. | §2.3 | 24-29.11 | |||||
13 | Математические модели. | 1 | §2.4 | 1-6.12 | ||||||
14 | Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. | 1 | Пр №6. (задания 1-2). | §2.5(1) | 8-13.12 | |||||
15 | Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. | 1 | Пр №6. (задания 3-4). | §2.5(2) | 15-20.12 | |||||
16 | Сложные таблицы. | 1 | Пр №6. (задания 5-6) | §2.5(3) | 22-27.12 | |||||
17 | Табличное решение логических задач. | 1 | Пр №6. (задание 7) | §2.6 | 12.01-17.01 | |||||
18 | Вычислительные таблицы. | 1 | Пр №7. | §2.7 | 19-24.01 | |||||
19 | Электронные таблицы. | 1 | Пр №8. (задания 1-3) | §2.8 | 26-31.01 | |||||
20 | Электронные таблицы. | 1 | Пр №8. (задания 4-6) | §2.8 | 2-7.02 | |||||
21 | Графики и диаграммы. Наглядное изменение процессов изменения величин. | 1 | Пр №9. (задания 5-7) | §2.9 (1,2)) | 9-14.02 | |||||
22 | Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. | 1 | Пр №9. (задания 1-3) | §2.9 (3) | 16-21.02 | |||||
23 | Графики и диаграммы. Визуализация многорядных данных. | 1 | Пр №9. (задание 4) | §2.9 (4) | 23-28.02 | |||||
24 | Многообразие схем. | 1 | Пр №10. (задания 1-2) | §2.10 (1) | 2-7.03 | |||||
25 | Информационные модели на графах. | 1 | Пр №10. (задания 3-5) | §2.10 (2) | 9-14.03 | |||||
26 | Деревья. Проверочная работа | 1 | Пр №10. (задания 6-7) | §2.10 (2,3) | 16-21.03 | |||||
27 | Алгоритм — модель деятельности исполнителя алгоритмов. Исполнитель Чертежник. | 1 | Пр №12. | §3.1, §3.2(1, 2) | 1-4.04 | |||||
28 | Исполнитель Чертежник. Использование вспомогательных алгоритмов. | 1 | Работа в среде | §3.2(3) | 6-11.04 | |||||
29 | Исполнитель Чертежник. Цикл повторить n раз. | 1 | Работа в среде | §3.2(4) | 13-18.04 | |||||
30 | Исполнитель Робот. Управление Роботом.. | 1 | Работа в среде | §3.3(1) | 20-25.04 | |||||
31 | Исполнитель Робот. Цикл «пока». | 1 | Работа в среде | §3.3(2, 4) | 27.04-2.05 | |||||
32 | Исполнитель Робот. Ветвление. | 1 | Работа в среде | §3.3 (5) | 4-9.05 | |||||
33 | Проверочная работа (итоговый проект) | 1 | Работа в среде | §3.1-§3.3 | 11-16.05 | |||||
34 | Резерв | 2 | 18-30.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по информатике-6 (Босова), 2014 г.
Настоящая рабочая программа составлена на основе авторской программы Босовой Л.Л. «Программа курса информатики и ИКТ» для 5-7 классов, изданной в сборнике «Информатика. Программы для общеобразов...
Рабочая программа по информатике-7 (Босова), 2014 г.
Настоящая рабочая программа составлена на основе авторской программы Босовой Л.Л. «Программа курса информатики и ИКТ» для 5-7 классов, изданной в сборнике «Информатика. Программы для общеобразов...
Рабочая программа для 5 класса (Босова Л.Л.) по ФГОС
Рабочая программа для 5 класса (Босова Л.Л.) по ФГОС...
Календарно-тематическое планирование по информатике 6 класс для рабочей программы 5-9 классы (Босова Л.Л.)
Календарно-тематическое планирование по информатике 6 класс является дополнением к рабочей программе для 5-9 классов, учебник Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса....
Рабочая программа 10-11 класс Босова
Рабочая программа к учебнику Босова 10-11 класс...
Рабочие программы по информатике (УМК Босова Л.Л.)
Рабочие программы по информатике (УМК Босова Л.Л.)...
Рабочая программа по информатике к УМК "Информатика" Л. Л. Босовой, А. Ю. Босовой для 7-9 классов.
Цели, на достижение которых направлено изучение информатики в школе, определены исходя из целей общего образования, сформулированных в концепции Федерального государственного стандарта общего образова...