Конспекты уроков
методическая разработка по информатике и икт (5 класс) по теме
Методическая разработка урока в 5 классе на тему "Табличная форма представления информации"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka.doc | 199 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Урок «Табличная форма представления информации» разработан для проведения в 5 классе. Это одиннадцатый урок в разделе «Информация и информационные процессы» и первый – в разделе «Табличная форма представления информации».
Психолого-педагогическая характеристика учебной группы 5а класса. В данной группе обучаются дети с разным уровнем интеллектуального развития и мотивации. У большинства обучающихся присутствует только внешняя мотивация достижения успеха в учебной деятельности, внутренние познавательные мотивы наблюдаются лишь у отдельных учеников. Но есть несколько учащихся, у которых мотивация отсутствует. Их трудно заинтересовать на уроке. Работоспособность класса, неплохая в начале урока, с течением времени понижается. Взаимоотношения между обучающимися в целом доброжелательные и терпимые.
Для того чтобы заинтересовать новым материалом и создать ситуацию успеха для каждого учащегося, мною была выбрана преимущественно групповая форма обучения, при которой каждый учащийся имел возможность себя реализовать. Причем состав групп при изучении теоретических основ урока и при выполнении практической работы менялся, что в соответствии ФГОС, развивает коммуникативные навыки.
Кроме того, мною была выбрана технология проблемного изучения нового материала, обеспечивающая высокую самостоятельность усвоения знаний и формирования определенного мировоззрения.
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Табличная форма представления информации .
(Тема урока)
ФИО (полностью) | Погорелова Елена Васильевна | |
Место работы | ГБОУ СОШ «Школа здоровья» №1008 | |
Должность | Учитель информатики и ИКТ | |
Предмет | Информатика и ИКТ | |
Класс | 5 | |
Тема и номер урока в теме | «Табличная форма представления информации» Урок №1 | |
Базовый учебник | «Информатика и ИКТ: учебник для 5 класса» автор Л.Л. Босова |
- Цели урока:
- акцентировать внимание учащихся на достоинствах и недостатках текстовой формы представления информации;
- дать представление о таблице как очень удобной форме структурирования определенной текстовой информации;
- научить создавать таблицы в текстовом процессоре и заполнять их информацией.
- Задачи:
- обучающие:
- формировать навыки представления текстовой информации в табличной форме;
- формировать навыки работы в тестовом процессоре.
- развивающие:
- развитие у учащихся умений и навыков самостоятельной работы и работы в группах, исследовательской деятельности;
- развитие умений выделять главное;
- развитие системного и логического мышления, внимательности.
- воспитательные:
- воспитывать культуру поведения и формировать навыки здоровьесбережения при работе в компьютерном классе;
- стимулировать познавательную деятельность учащихся;
- привить интерес к предмету.
- Предметные результаты:
- понимать и уметь объяснять достоинства табличной формы представления информации;
- уметь переводить информацию из текстовой формы в табличную форму;
- уметь создавать таблицы в текстовом процессоре и заполнять их информацией.
- Личностные результаты:
- уверенность в себе с точки зрения ИКТ-компетентности;
- умение работать в группе, прислушиваться к мнению других;
- умение аргументировать свою версию.
- Тип урока комбинированный
- Формы работы учащихся - фронтальная, групповая.
- Необходимое техническое оборудование - мультимедийный проектор, колонки, персональные компьютеры.
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
1 | 2 | 3 | 5 | 6 | 7 |
1 | Организационный | 1 | Приветствие учащихся Демонстрация с помощью ЭОР (Сл.1-2) Объявление темы, а также целей и задач урока | Приветствие учителя. Записывают в тетрадь число и тему урока | 2 |
2 | Актуализация знаний | 1 | Вопросы учащимся:
| Отвечают на вопросы | 3 |
3 | Изучение нового материала (создание проблемной ситуации) (формирование навыков перехода от текстовой к табличной форме представления информации) | 1 | Демонстрация с помощью ЭОР (Сл.3-4) Учащиеся делятся на группы. Каждая группа выполняет по два задания (задания для групп одинаковые, только для одних групп информация представлена в виде текста, а для других в виде таблицы). (Прил.3-4) Создание проблемной ситуации: "Почему всегда выигрывала одна и та же команда?" Демонстрация с помощью ЭОР (Сл.5) Предлагает ученикам задание на умение переводить информацию из текстовой формы в табличную форму (Прил.5) Демонстрация с помощью ЭОР (Сл.6) На основании выполненных заданий предлагает учащимся самостоятельно сделать вывод о назначении таблиц, закончив предложение: "Таблицу удобно использовать для..." | Выполняют задания в группах. Анализируют результаты и отвечают на поставленный вопрос Выполняют задание в группах Обсуждают и предлагают ответы | 10 |
(актуализация знаний из различных предметных областей в ходе беседы) | 1 | Демонстрация с помощью ЭОР (Сл.7-9). Задает вопросы: "Встречаемся ли мы в обычной жизни с таблицами?" "На каких уроках мы работаем с таблицами?" "Представители каких профессий в своей работе используют таблицы?" Демонстрация с помощью ЭОР (Сл.10). Предлагает учащимся сформулировать определение таблицы Знакомит с основными элементами таблицы Обсуждение правил заполнения таблиц | Учащиеся принимают участие в беседе и отвечают на вопросы, используя общекультурный кругозор. Учащиеся формулируют определение таблицы Записывают определение в тетрадь Учащиеся зарисовывают схему таблицы в тетрадь Принимают участие в обсуждении Вклеивают памятку в тетрадь (Прил.6) | ||
4 | Динамическая пауза | Предлагает выполнить упражнения | Выполнение упражнений | 2 | |
5 | Практическая работа (закрепление навыков перехода от текстовой к табличной форме представления информации и формирование навыков создания таблиц в текстовом процессоре) | 2 | Выдача и объяснение задания для компьютерного практикума (Прил. 2) Демонстрация технологии создания таблицы в текстовом процессоре MS Word | Учащиеся слушают и задают вопросы Учащиеся смотрят демонстрацию и задают вопросы Выполнение практической работы (Прил.7) | 20 |
6 | Итоги урока | Проверка выполнения практической работы и выставление оценок Домашнее задание | Записывают домашнее задание | 5 | |
7 | Рефлексия | Каждому ученику раздает цветок, в лепестках которого записаны фразы: урок мне сегодня я узнал(а) у меня получилось было трудно я научился(ась). (Прил. 9) Учащимся предлагается оценить свою работу на уроке, заполнив лепестки, а в сердцевину зарисовать смайлик, отражающий общее настроение на уроке. | Заполняют лепестки цветка | 3 |
Приложение к плану-конспекту урока
Табличная форма представления информации
(Тема урока)
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 | Табличная форма представления информации | информационный | презентация | авторская презентация |
2 | Работа с таблицами в MS WORD | обучающий | мультимедиа | http://school-collection.edu.ru/catalog/res/00179e60-3793-4b24-8d2c-aecb178ac4b1/?interface=teacher&class[]=47&class[]=48&class[]=49&class[]=50&subject=19 |
Остров | Площадь, (км²) |
229 | |
227 | |
217 | |
196 | |
180 | |
145 | |
138 | |
111 | |
109 | |
108 | |
105 | |
103 | |
81 | |
78 | |
73 | |
72 | |
70 | |
65 | |
64 | |
55 | |
49 | |
47 | |
47 | |
43 | |
43 | |
42 | |
41 | |
40 | |
38 | |
35 | |
35 | |
33 | |
33 | |
31 | |
28 | |
25 |
Приложение 3 к плану-конспекту урока
Табличная форма представления информации
(Тема урока)
Острова Великобритания - площадь 229 км², Хонсю - площадь 227 км², Виктория - площадь 217 км², Элсмир - площадь 196 км², Сулавеси - площадь 180 км², Южный остров (Новая Зеландия) - площадь 145 км² , Ява - площадь 138 км², Северный остров (Новая Зеландия) - площадь 111 км², Лусон - площадь 109 км², Ньюфаундленд - площадь 108 км², Куба - площадь 105 км², Исландия - площадь 103 км², Ирландия - площадь 81 км², Хоккайдо - площадь 78 км², Гаити - площадь 73 км², Сахалин - площадь 72 км², Банкс - площадь 70 км², Шри-Ланка - площадь 65 км², Тасмания - площадь 64 км², Девон - площадь 55 км², Земля Александра I - площадь 49 км², Исла-Гранде (Огненная Земля) - площадь 47 км², Северный остров (Новая Земля) - площадь 47 км², Беркнер - площадь 43 км², Аксель-Хейберг - площадь 43 км², Мелвилл - площадь 42 км², Саутгемптон - площадь 41 км², Маражо - 40 км², Шпицберген - 38 км², Новая Британия - площадь 35 км², Тайвань - площадь 35 км², Остров Принца Уэльского - площадь 33 км², Южный остров (Новая Земля) - площадь 33 км², Ванкувер - площадь 31 км², Тимор - площадь 28 км², Сицилия - площадь 25 км². |
Приложение 4 к плану-конспекту урока
Табличная форма представления информации
(Тема урока)
Страны Европы
Страна | Столица |
Австрия | Вена |
Албания | Тирана |
Андорра | Андорра- ла- Велья |
Белоруссия | Минск |
Бельгия | Брюссель |
Болгария | София |
Босния и Герцеговина | Сараево |
Ватикан | Ватикан |
Венгрия | Будапешт |
Великобритания | Лондон |
Германия | Берлин |
Греция | Афины |
Дания | Копенгаген |
Ирландия | Дублин |
Исландия (столица | Рейкьявик |
Испания | Мадрид |
Италия | Рим |
Латвия | Рига |
Литва | Вильнюс |
Лихтенштейн | Вадуц |
Люксембург | Люксембург |
Македония | Скопье |
Мальта | Валлетта |
Молдавия | Кишинев |
Монако | Монако |
Нидерланды | Амстердам |
Норвегия | Осло |
Польша | Варшава |
Португалия | Лиссабон |
Румыния | Бухарест |
Сан- Марино | Сан- Марино |
Сербия | Белград |
Словакия | Братислава |
Словения | Любляна |
Украина | Киев |
Финляндия | Хельсинки |
Франция | Париж |
Черногория | Подгорица |
Чехия | Прага |
Хорватия | Загреб |
Швейцария | Берн |
Швеция | Стокгольм |
Эстония | Таллинн |
Страны Европы Австрия (столица - Вена), Албания (столица - Тирана), Андорра (столица - Андорра-ла-Велья), Белоруссия (столица - Минск), Бельгия (столица - Брюссель), Болгария (столица - София), Босния и Герцеговина (столица - Сараево), Ватикан (столица - Ватикан), Венгрия (столица - Будапешт), Великобритания (столица - Лондон), Германия (столица - Берлин), Греция (столица - Афины), Дания (столица - Копенгаген), Ирландия (столица - Дублин), Исландия (столица - Рейкьявик), Испания (столица - Мадрид), Италия (столица - Рим), Латвия (столица - Рига), Литва (столица - Вильнюс), Лихтенштейн (столица - Вадуц), Люксембург (столица - Люксембург), Македония (столица - Скопье), Мальта (столица - Валлетта), Молдавия (столица - Кишинев), Монако (столица - Монако), Нидерланды (столица - Амстердам), Норвегия (столица - Осло), Польша (столица - Варшава), Португалия (столица - Лиссабон), Румыния (столица - Бухарест), Сан-Марино (столица - Сан-Марино), Сербия (столица - Белград), Словакия (столица - Братислава), Словения (столица - Любляна), Украина (столица - Киев), Финляндия (столица - Хельсинки), Франция (столица - Париж), Черногория (столица - Подгорица), Чехия (столица - Прага), Хорватия (столица - Загреб), Швейцария (столица - Берн), Швеция (столица - Стокгольм), Эстония (столица - Таллинн). |
Приложение 5 к плану-конспекту урока
Табличная форма представления информации
(Тема урока)
В 5а классе один отличник. В 5б и 5г отличников нет. На «4» и «5» обучаются в 5а классе – 13 учащихся, а в 5б – 4 ученика. В 5а ни у одного учащегося нет двойки за год. Тройки за год имеют 13 учащихся 5 а класса. В 5в классе один отличник. В 5г классе ни у одного учащегося нет двойки за год. На «4» и «5» обучаются в 5в классе – 6 учащихся. В 5в и 5б классах нет двоечников. Тройки за год имеют 18 учащихся 5 б класса, и 20 учащихся 5в класса. На «4» и «5» обучаются в 5г классе – 19 учащихся. В 5г классе 6 учащихся имеют тройки за год. |
Приложение 6 к плану-конспекту урока
Табличная форма представления информации
(Тема урока)
Правила оформления таблицы 1. Каждая таблица должна иметь краткое название (точка в конце не ставится) 2. Головка:
3. Боковик:
4. Прографка:
|
Приложение 7 к плану-конспекту урока
Табличная форма представления информации
(Тема урока)
Инструкция по созданию и форматированию таблицы Для создания таблицы необходимо: - выбрать меню Таблица, пункты Вставить, Таблица; - ввести число строк и столбцов в таблице; - нажать кнопку ОК. Для изменения вида границ таблицы и создания или изменения заливки необходимо: - выделить нужные ячейки; - выбрать меню Формат, пункт Граница и заливка; - задать параметры с помощью вкладок Граница (позволяет установить тип границы, ее цвет и ширину, а также определить какие из границ должны отображаться на экране) и Заливка (позволяет определить тип и цвет заливки). |
Приложение 8 к плану-конспекту урока
Табличная форма представления информации
(Тема урока)
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Таблицы
Преобразуйте текстовую информацию в табличную форму. Дайте название таблице. Дайте названия столбцам и заполните таблицу.
Самый крупный на земле алмаз с названием "Куллинан" весил 3106 карат (в 1 грамме 5 карат). Он был найден в 1905 году. Следующий по весу алмаз - алмаз "Эксцельсиор", найден в 1893 году. Он весил 995 карат. Третий алмаз - "Звезда Сьерра-Леоне" весом 970 карат был найден в 1972 году. Далее следует алмаз "Кохинор" весом в 800 карат, он был найден в Индии в XIV веке. Алмаз "Великий Могол" весом 787 карат тоже был найден в Индии, но уже в XVII веке. "Алмаз Победы" весом 770 карат был найден в 1945 году в Западной Африке. |
Приложение 9 к плану-конспекту урока
Табличная форма представления информации
(Тема урока)
Список использованной литературы и Интернет-ресурсов:
- Электронное приложение к учебнику "Информатика" для 5 класса http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/eor5.php
- Материалы авторской мастерской Л.Л. Босовой http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/
- Википедия http://ru.wikipedia.org
- Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)
- Босова Л.Л. Информатика: учебник для 5 класса – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
- Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.
Презентация конспекта урока на немецком языке в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
Конспект урока литературы на тему:"Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова"Кому на Руси жить хорошо",конспект урока литературы на тему:"Жизнь и творчество М.Цветаевой"
конспект урока по литературе .Работа в группах...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»
Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование техники выполнения передачи мяча ...
Конспекты уроков фитбол - гимнастика.Конспекты уроков по флорболу.Статьи: "Влияние физических упражнений на здоровье школьников","Профилактика травматизма на урока ФК".
Материал содержит комплексы упражнений с фитболом....