Урок. Знакомство с интерфейсом программы Кумир. Программирование на Алгоритмическом языке.
план-конспект урока по информатике и икт (7 класс) на тему

Мароченкова Ольга Николаевна

Введение в программирование на Алгоритмическом языке с помощью программы Кумир.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по теме

«Знакомство с интерфейсом программы Кумир. Введение в Алгоритмический язык».

7 класс

Цель: Познакомить с новыми возможностями Кумира, с программированием в Алгоритмическом языке.

Учебная: Вспомнить структуру программы в Кумире. Познакомиться с работой команд ВВОД и ВЫВОД.

Ввести определение понятия переменной. Имя и значение переменной. Объявление типа переменной в программе.

Воспитательная: Воспитать стремление к аккуратности, ответственности при работе с техникой.

Развивающая: Расширить знания учащихся о понятии переменной, связать с предметом математики.

Основные знания и умения:

Знать:

1.Понятие переменной.

2.Имя переменной.

3.Значение переменной.

Уметь:

1.Уметь применять команды ВВОД и ВЫВОД при программировании в Кумире.

2.Присваивать значение переменной.

3.Объявлять тип переменной.

Обеспечение занятия:

1). ПК ЭВМ 12 шт.

2). Раздаточный материал

Литература:

Анеликова Л.А., Гусева О.Б. «Информатика и информационные технологии. Базовый курс 8-9 класс»

Лещинер «Лекции»

Вид занятия:  комбинированный урок

План занятия:

•Организационный момент - 2 мин.

•Актуализация и мотивация темы - 3 мин.

•Изложение новой темы – 10-15 мин.

•Закрепление темы - 5 мин.

•Практическая работа 15 – 20 мин.

•Подведение итогов 5 мин.

•Д/з 3 мин.

Последовательность изложения темы:

  • Структура программы
  • Команды ВВОД и ВЫВОД
  • Понятие переменной.
  • Имя переменной.
  • Значение переменной.
  • Присвоение значения переменной.
  • Объявление типа переменной.
  • Закрепление темы.
  • Практическое задание.

Ход урока

1. Организационный момент 2 мин.

 (Приветствие, проверка посещаемости, объявление целей и задач урока)

Тема нашего урока: Знакомство со средой программирования Кумир на алгоритмическом языке.

2. Актуализация и мотивация темы 3 мин.

Какие служебные слова в программе Кумир мы знаем с прошлых уроков? Каково их назначение?

Как вы думаете графические исполнители в программе Кумир могут выполнять вычислительные операции?

Мы продолжаем работать с уже знакомой вам программой Кумир. Но кроме Робота и других графических исполнителей в ней можно программировать на Алгоритмическом языке и с помощью него выполнять различные вычисления.

Вопрос: Что называется Алгоритмом?

Ответ: Алгоритм точное и понятное предписание исполнителю совершить последовательность действий, направленных на решение задачи.

Данная программная среда позволяет получить практические навыки построения и выполнения основных алгоритмических конструкций, применяемых в различных языках программирования высокого уровня. Алгоритми́ческий язык — формальный язык, предназначенный для описания вычислительных процессов, используемый для записи, реализации или изучения алгоритмов подлежащих выполнению на вычислительных машинах.

3. Объяснение нового материала

Объяснение нового материала с помощью Презентации

Многие из вас уже скачали программу Кумир с главного сайта. Кто это не сделал может принести флэшку и я могу вам скопировать загрузочный файл.

1)Знакомство с интерфейсом программы.(слайды 2-5)

Прежде всего нас интересует основное окно программы здесь мы пишем программу и отлаживаем ее. Удаляем строчку исполнитель Робот. Эту строчку вы знаете, она нам нужна при работе с исполнителем Робот.

Справа окно для отладочной информации, оно показывает, как изменяются параметры системы, что происходит внутри программы.

Нижнее окно для вывода на экран некоторых результатов нашей программы.

В Инфо можно найти различные встроенные функции, в разделе ключевые слова все стандартные, зарезервированные слова, все типы переменных и констант, которые можно использовать.

2)Рассмотрим основные принципы построения программ.

Вывод текстовой информации на экран. (слайд 6)

После слова АЛГ пишем название  программы как на русском так и на английском языке. Главное чтобы оно не начиналось с цифры, было не многословным, и вкратце отражала задачу.

Далее команды нач (НАЧАЛО) и кон (КОНЕЦ) это служебные слова между ними пишется вся программа.

Любой программой мы хотим что-то вывести на экран. Для этого есть команда ВЫВОД. Текстовую информацию, которую мы хотим вывести, ее надо писать в кавычках (вывод “ привет мир !”). Чтобы запустить программу на выполнение надо нажать на выполнение/ выполнить  непрерывно либо клавиша F9. И вот нам программа вывела результат. Выведем еще строчку.   (“Программа работает’’). Но вместо двух строчек у нас напечаталась информация в одну строку. Для того чтобы появилась вторая строка надо добавить переход на новую строку (,нс).

Мы можем вывести не только текст, но и посчитать какую-либо арифметическую операцию (слайд 7). Вводим (вывод 23+56*98) и у нас в окне вывода появляется результат. Если мы тот же самый текст введем в кавычках , то он выведется без всяких изменений. ( “23+56*98”) . То что без кавычек это позволяет достать что-то из памяти или ввести в память. И через запятую можно добавить либо текстовую информацию, либо вычислительные операции.

3) Работа с переменными

Как правило нужно в программах не только что-то вывести на экран, но и запомнить и сохранить какие-либо значения. Для того чтобы сохранить информацию, надо где-то создать соответствующую ячейку памяти. Для этого мы вводим переменную. Переменная - эта поименованная ячейка памяти, хранящая какое-либо одно значение (одно число, один фрагмент текста). Переменные служат для хранения исходных данных, используемых в программе, а также результатов вычислений.

Используя переменные, можно составить программу «в общем виде», и программа будет выполняться при любых допустимых исходных данных (цел а). Переменную лучше писать латинскими буквами, для того чтобы быстро перейти на латинский шрифт надо одновременно нажимать Alt.

Создаем несколько переменных a,b,c. В первую переменную сохраняем значение (а:=10, b:=30,c:=a+b). Запускаем. Ничего не происходит. Внутри программа выполнена, но ничего не вывелось и не заполнилось.  Вопрос: Какую команду надо написать, чтобы вывести результат на экран? Пишем вывод  “c=” ничего не произойдет, а если добавим с, то получим результат.

Знак := - это знак присваивания, т.е. в переменную записывается определенное значение. В данном случае целое число, т.е. 0,1,2,3,4,-1,-2,-3,-4 и т.д. Причем по мере выполнения программы значения переменных могут меняться.

Рассмотрим несколько устных задач.

Определите значение переменной b после исполнения данного алгоритма.

a := 2

b := -3

a := b – a * 2

b := 210 / a * b

b := a + b

Ответ: запишите число.

a := 14

b := 4

a := a/2-b

b := (a * b)/2

b := a + b

Ответ: запишите число.

Иногда не достаточно только считать с введенными данными, чаще требуется изменять значения переменных и лучше вводить данные с клавиатуры. Для этого существует команда (ввод b). Этой командой компьютер просит нас ввести что-то с клавиатуры и он сохранит это в переменную b. В данном случае число 15. Тоже сделаем с переменной а. Правила хорошего тона для программиста - лучше чтобы пользователь знал, что он делает. Поэтому пишем обязательно пояснения с помощью команды вывод. Значения переменных можно вводить через Enter либо в одну строчку через пробел, компьютер их примет и  посчитает.

Задача. Вычислите сумму трех цифр и выведите на экран (слайд 8).

В задаче используем четыре переменные, три из них вводим с клавиатуры. Можем выводить результат разными способами, но лучше запоминать результат в отдельной переменной.

На этом наша ознакомительная часть закончилась.

Сейчас посмотрим как вы запомнили материал в первом прочтении. Для этого у вас есть листочки с вопросами и практическими заданиями. Напротив каждой строки впишите краткий ответ, если не знаете поставьте прочерк. После работы передайте листочек соседу и пусть он проверит правильность ваших ответов по критериям.

4. Закрепление темы.

Вопросы

Краткие ответы на вопросы

1

Где находится информация о программе

2

Сколько окон существует в программе и для чего

3

Какова структура программы

4

В какую строчку пишется название программы

5

Что обозначают НАЧ и КОН

6

Что такое переменная и как она обозначается

7

Какой тип величины мы узнали

8

Что обозначает команда вывод

9

Как вывести текстовую информацию

10

Как вывести результат

11

Как перейти на новую строку при выводе

12

Для чего нужна команда ввод

13

Что обозначает знак :=

14

Чему будет равна переменная К, после выполнения следующих действий

К:=5, С:=К+2,К:=С+2,К:=К+10+С

После выполнения краткое обсуждение правильных ответов.

Критерии оценивания правильности ответов.

Посчитайте количество вопросов, на которые вы смогли правильно ответить

 8-9 отметка 3

10-12 отметка 4

13-14 отметка 5

5.Практическая работа. (Все садятся за компьютеры)

Выполните задания на компьютере.

1)Составьте программу, которая печатает Ваше Фамилию, Имя , Отчество на одной строке  

Школу и класс на другой.

2)Составьте программу которая считает всю сумму лет всех членов вашей семьи. Результат выведите на экран.

3)Составьте программу, которая считает периметр и площадь прямоугольника со сторонами a и b, значения которых введите с клавиатуры.

6. Подведение итогов (слайд 9,10).

 Получилось ли составить программы, которые от вас требовалось. Если все программы составлены отметка 5, 2 программы – 4, одна отметка 3.

 Учитель выставляет итоговую оценку за урок. При выставлении следует учитывать оценки, полученные за теоретическую и практическую части.

1)Расскажите о структуре программы на Алгоритмическом языке в программе Кумир.

2)Как вывести текстовую информацию на экран монитора. (переход на новую строку, команды)

3)Как посчитать значение выражения.

4)Для чего нужна переменная в задачах при составлении программы.

Есть ли какие-нибудь вопросы по материалу.

7. Домашняя работа. Теория. (слайд 11)

Задачи.

1)Чему равна переменная С в результате выполнения следующих действий.

С:=10;Л:=10/2+4;С:=С/2;К:=С+5-К;С:=С+К.

2)Составьте программу. Вычислите площадь круга при R=100м, PI=3.14, S=2*PI*R. Тип переменных примите вещ – вещественный.

3)Составьте программу. Введите 4 числа с клавиатуры и выведите их сумму и среднее арифметическое. Правильно определите тип переменных.



Предварительный просмотр:

4. Закрепление темы. Фамилия Имя_____________________________________

Вопросы

Краткие ответы на вопросы    

1

Где находится информация о программе

2

Сколько окон существует в программе и для чего

3

Какова структура программы

4

В какую строчку пишется название программы

5

Что обозначают НАЧ и КОН

6

Что такое переменная и как она обозначается

7

Какой тип величины мы узнали

8

Что обозначает команда вывод

9

Как вывести текстовую информацию

10

Как вывести результат

11

Как перейти на новую строку при выводе

12

Для чего нужна команда ввод

13

Что обозначает знак:=

14

Чему будет равна переменная К, после выполнения следующих действий

К:=5, С:=К+2,К:=С+2,К:=К+10+С

5.Практическая работа. (Все садятся за компьютеры) Выполните задания на компьютере.

1)Составьте программу, которая печатает Ваше Фамилию, Имя , Отчество на одной строке. Школу и класс на другой.

2)Составьте программу которая считает всю сумму лет всех членов вашей семьи. Результат выведите на экран.

3)Составьте программу, которая считает периметр и площадь прямоугольника со сторонами a и b, значения которых введите с клавиатуры.

4. Закрепление темы. Фамилия Имя_____________________________________

Вопросы

Краткие ответы на вопросы

1

Где находится информация о программе

2

Сколько окон существует в программе и для чего

3

Какова структура программы

4

В какую строчку пишется название программы

5

Что обозначают НАЧ и КОН

6

Что такое переменная и как она обозначается

7

Какой тип величины мы узнали

8

Что обозначает команда вывод

9

Как вывести текстовую информацию

10

Как вывести результат

11

Как перейти на новую строку при выводе

12

Для чего нужна команда ввод

13

Что обозначает знак:=

14

Чему будет равна переменная К, после выполнения следующих действий

К:=5, С:=К+2,К:=С+2,К:=К+10+С

5.Практическая работа. (Все садятся за компьютеры) Выполните задания на компьютере.

1)Составьте программу, которая печатает Ваше Фамилию, Имя , Отчество на одной строке. Школу и класс на другой.

2)Составьте программу которая считает всю сумму лет всех членов вашей семьи. Результат выведите на экран.

3)Составьте программу, которая считает периметр и площадь прямоугольника со сторонами a и b, значения которых введите с клавиатуры.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Знакомство с интерфейсом программы Кумир Программирование на Алгоритмическом языке Выполнил Учитель информатики школы №641 Мароченкова О.Н.

Слайд 2

Интерфейс программы Основное окно Окно для отладочной информации Окно вывода результатов

Слайд 3

Информация о программе

Слайд 4

Ключевые слова

Слайд 5

Стандартные алгоритмы

Слайд 6

Основные принципы построения программы Вывод текстовой информации на экран

Слайд 7

Команды ВЫВОД и ВВОД Выполнение вычислительных операций

Слайд 8

Переменные в программе Решение задачи: Вычислите сумму трех чисел

Слайд 9

Подведем итоги 1)Расскажите о структуре программы на Алгоритмическом языке в программе Кумир. 2)Как вывести текстовую информацию на экран монитора. (переход на новую строку, команды) 3)Как посчитать значение выражения. 4)Для чего нужна переменная в задачах при составлении программы.

Слайд 10

Заключение Данная программная среда - Кумир позволяет получить практические навыки построения и выполнения основных алгоритмических конструкций, применяемых в различных языках программирования высокого уровня.

Слайд 11

Домашнее задание Теория. Задачи. 1) Чему равна переменная С в результате выполнения следующих действий. С:=10;Л:=10/2+4;С:=С/2;К:=С+5-К;С:=С+К. 2) Составьте программу. Вычислите площадь круга при R =100м, PI =3.14, S =2* PI * R . Тип переменных примите вещ – вещественный. 3) Составьте программу. Введите 4 числа с клавиатуры и выведите их сумму и среднее арифметическое. Правильно определите тип переменных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство с алгоритмическим языком стрелок

Презентация к уроку. Урок в 4 классе по учебнику Тур С.Н., Бокучава Т.П....

Практическая работа "Знакомство с системой объектно-ориентированного визуального и алгоритмического программирования Lazarus"

Практические работы знакомства и программирования в среде визуального программирования Lazarus для учащихся 9 класса, изучающих информатику по учебнику Угриновича Н.Г....

Урок информатики "Рисунки в жизни человека. Знакомство с интерфейсом ГР Paint"

Конспект урока информатики в 5 классе "Рисунки в жизни человека. Знакомство с интерфейсом ГР Paint"...

Практическое пособие Знакомство с программой Кумир

Практическое пособие Знакомство с программой Кумир разделено на 2 главы: 1) примеры решения экзаменационных заданий по информатике формата ОГЭ (типа №20.1); 2) примеры решения экза...

Рабочая программа курса "Программирование в среде КуМир"

Программв составлена для учащихся 9 классов. Можно использовать для 7,8 классов....

Среда программирования КУМИР. Программирование Робота

Презентация содержит алгоритм программирования исполнителя Робот в программной среде КУМИР, справочный материал, примеры решения задач, задачи для самостоятельного решения. Презентация может быть испо...