Урок по теме «КОДИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ»
план-конспект урока по информатике и икт (5 класс) по теме

Кодирование информации – это процесс формирования определенного представления информации. В более узком смысле под термином «кодирование» часто понимают переход от одной формы представления информации к другой, более удобной для хранения, передачи или обработки.

Одна и та же информация может быть представлена (закодирована) в нескольких формах. C появлением компьютеров возникла необходимость кодирования всех видов информации, с которыми имеет дело и отдельный человек, и человечество в целом. Но решать задачу кодирования информации человечество начало задолго до появления компьютеров. Грандиозные достижения человечества - письменность и арифметика - есть не что иное, как система кодирования речи и числовой информации. Информация никогда не появляется в чистом виде, она всегда как-то представлена, как-то закодирована.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект урока79.5 КБ
Файл Все материалы к уроку2.83 МБ

Предварительный просмотр:

Тарасенко Наталия Александровна

Учитель информатики

Урок по теме «КОДИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ»

 

Предмет (направленность): Информатика и ИКТ.

Возраст детей: 5 «А» класс.

Место проведения: кабинет информатики.

Цель:

обучающий аспект

  • Уметь различать способы кодирования информации.
  • Уметь применять на практике различные способы кодирования и декодирования.

развивающий аспект

  • Развивать логическое мышление (сравнивать, соотносить, анализировать, делать выводы) и воображение.

воспитывающий аспект:

  • Воспитывать  культуру взаимодействия и толерантности.

Тип урока: Урок комплексного применения знаний.

Этапы урока:

  • Подготовка к учебно-познавательной деятельности
  • Применение знаний и способов действий.
  • Подведение итогов знаний на рефлексивной основе.
  • Информация о Д/з, инструктаж по его выполнению.

Ресурсы урока: презентация, раздаточный материал для каждого ученика, Рабочие тетради, конспекты, задания для групп в папках, ПК.

Ход урока: (используется мультимедийная презентация).

  1. Этап подготовки к активной учебно-познавательной деятельности

Задача: обеспечение мотивации, актуализация знаний
Метод: репродуктивный
Форма работы: фронтальная

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вопросы:

Что такое информация?

Сл-1

Учащиеся отвечают на вопросы:

(это сведения об окружающем нас мире)

Вспомните, виды информации по форме представления

Сл-2

Текстовая, числовая, графическая, звуковая и видеоинформация.

Одна и  та же информация может быть представлена в разных формах.

Сл-3

Просмотр примеров представления числовой информации в разных формах

Давайте подумаем вместе, как узнать тему нашего урока?
Сл.-4-5

Декодируют тему урока (используя таблицу в РТ) и записывают в тетрадь

  1. Сообщение темы урока и Постановка целей

Тема: КОДИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ

Цель: Научиться кодировать информацию разными способами

Задачи:

1. Познакомиться с новыми понятиями:

  • код
  • кодирование информации;

2. Научиться определять «код», с помощью которого была «зашифрована» информация;

3. Научиться кодировать и декодировать информацию

Сл-6
Форма работы: фронтальная

  1. Этап Применение знаний и способов действий.

Задача: обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации
Метод: продуктивный
Форма работы: групповая
 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Открываем конспект и записываем тему урока и новые понятия
Сл.-5-7

Записывают тему урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Запишите способы кодирования информации:.

  •  Символьный
  • Числовой
  • Графический
  • Звуковой

Сл.-8

Записывают в тетрадь

Давайте рассмотрим каждый способ кодирования информации более подробно (числовой и символьной)

Рассматривают примеры использования кодированной информации (числовой и символьной)

А сейчас давайте выполним небольшую практическую работу в РТ 

Заполните таблицу:

  • Рт. Ст. 55 № 79

Давайте проанализируем результат практической работы ответив на вопрос Назовите сферы применения кодирования?

Отвечают на вопрос

Следующее задание вы выполните по группам

1-группа – за компьютером

2-группа -Рт.

Выполните задание по группам:

1-группа – папка ПРАКТИКА-Задание № 2

2-группа -Рт. Ст. 55 № 80

Давайте послушаем ответы каждой группы и подведём итог это работы

Выполнив практическую работу мы преобразовали  ...               информацию в …

Сравнивают ответы каждой группы и подводят итог практической работы

Следующее наше задание будет связано с математикой, а точнее с математическим ребусом.

Подскажите, кто знает как решаются такие ребусы?

Учащиеся отвечают на вопросы и выполняют практическую работу

Молодцы, хорошо поработали,  теперь разомнёмся

Сл-15

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Следующее задание потребует от вас концентрации внимания

Это задание связано с «Сигнальными кодами»

Какие сигнальные коды вы знаете?


Флажковая азбука

Азбука Морзе

Практическая работа № 4

Рт. Ст. 60  № 86

Учащие выполняют номера по вариантам и анализируют полученные ответы

Мы разобрали с вами

  • Символьный
  • Числовой

А сейчас более подробно рассмотрим:

  • Графический и
  • Звуковой способ кодирования информации
  • Приводят примеры графического и звукового способа кодирования информации

Одним из способов кодирования графической информации является РЕБУС

Давайте познакомимся с некоторыми правилами декодирования ребусов и узнаем, какие слова закодированы.

Идет работа по декодированию слов (ДОМ, ШУБА)

Что закодировано в следующем ребусе?

Учащиеся декодируют ребусы (Компьютер, Файл)

Подводя итог нашей работы ответьте на вопросы: Что необходимо знать для декодирования сообщения?

Какой способ кодирования и декодирования самый сложный  (на ваш взгляд)?

Учащиеся отвечают на вопросы и делают выводы.

  1. Подведение итогов знаний на рефлексивной основе.

Каждому ученику выдается лист с 3 заданиями:

Допишите определения

Декодируйте информацию

Отгадайте ребус

Расшифруйте и напишите имена детей

Декодируйте информацию

Декодируют, используя коды. (индивидуально)

  1. Информация о Д/з, инструктаж по его выполнению.

Dnevnik.ru



Предварительный просмотр:

Задание № 1. Запишите цифрами числа, встречающиеся в тексте.

Урок Арифметики.

Пишу я цифры на листке – 
Передо мной Задание: 
Найти ответ и на доске 
Дать кратко описание.

Я говорю: «Решу в сей миг 
Знакомое деление. 
Чтоб восемь на два разделить, 
Не будет затруднения».

Пишу ответ я на доске 
Чертя число - четыре. 
Вдруг, слышу мысли в голове: 
«Смотри, Надежда, шире».

«Куда смогла ты подевать 
Четвёрочку вторую? 
Ответом можно посчитать 
Четвёрку, но двойную».

ЧЕТВЁРКИ ДВЕ – ответ простой. 
Так происходит в Мире: 
Одну часть видим пред собой, 
Другую позабыли.

Там, за неведомой чертой 
Исчезновенья нет... 
Не следуйте ни за какой одной – 
В ВОСЬМЁРКЕ Цельный След.

Урок тот помню и сейчас, 
Деленье применяя. 
Любые цифры я в словах 
В одно число слагаю….

ОТВЕТ:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Кодирование информации"

Цели урока:- помочь учащимся усвоить понятие информации и способы кодирования информации в компьютере, помочь учащимся усвоить понятие системы отсчета, познакомить с двоичной, восьмеричной и шестнадца...

Конспект урока по теме: "Кодирование информации"

Урок изучения нового материала с использованием частично-поискового метода. На этапе усвоения учащиеся работают в парах, самостоятельно анализируют теоретический материал, изложенный в учебнике, выпол...

Урок по теме Кодирование информации 8 класc

Данный урок проводился в 8 классе (1 год обучения информатики). Основной способ проведения урока – урок сочетания различных форм занятий, по дидактической цели –урок изучения нового материала.На протя...

Конспект урока по теме "Кодирование информации"

Конспект урока "Кодирование информации" ( 5-7 кл)...

Урок по теме "Кодирование информации"

Урок объяснения нового материала и первичного закрепления знаний в 5 классе....

Урок по теме Кодирование информации

Урок разработан для 5 классов...

Урок по теме "Кодирование информации"

Материал содержит презентацию, рабочую тетрадь, конспект урока и раздаточный материал по данной теме....