Урок по теме Кодирование информации 8 класc
план-конспект занятия по информатике и икт (8 класс) по теме

Юхно Анастасия Николаевна

Данный урок проводился в 8 классе (1 год обучения информатики). Основной способ проведения урока – урок сочетания различных форм занятий, по дидактической цели –урок изучения нового материала.

На протяжении всего урока прослеживается отчетливая целенаправленность урока. Темп урока посилен для учащихся. При демонстрации наглядности учащиеся привлекаются к  разговору. Учителем используется достаточное материальное и организационное обеспечение урока.

Учителем найден оптимальный объем изучаемого содержания с учетом требований программы курса и уровня учебных возможностей учащихся.

На уроке активно используется интерактивная доска, что делает занятия интересными и увлекательными для учащихся благодаря разнообразному и динамичному использованию ресурсов, развивает мотивацию. К работе с доской активно привлекаются учащиеся, которые с интересом используют различные возможности доски (перемещение объектов, работа с цветом). Весь материал урока структурирован по страницам, что отвечает поэтапным логическим переходам.

Используются    активные    формы    организации    учебного    труда,    такие    как индивидуальная (самостоятельная) работа в форме теста. Учитель   вовлекает учащихся   в   контрольно-оценочную  деятельность   в   форме самоконтроля.

Участие в процессе обучения носит у учащихся осознанный характер. Учащиеся привлекаются      к   планированию   своей   деятельности,   выбору   рациональных способов достижения цели. Деятельность учащихся носит продуктивный характер.

На протяжении всего урока отмечается оптимальный психологический климат, достаточный темп и ритм.

Домашнее задание дано вовремя. Поставленные цели реализованы, урок представляет собой целостную систему.

 На основании вышеизложенного считаю, что методическая разработка урока «Кодирование информации» учителя Информатики и ИКТ Юхно Анастасии, имеет  практическую значимость для обучающихся  и, учитывая методическую ценность материала, полагаю, что данная разработка может быть рекомендована к применению.

                                                      

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_teme_kodirovanie_informatsii_8_klass.rar541.13 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 8а, 8б, 8в

Дата проведения урока: 23.09.13, 24.09.13

Урок  «Кодирование информации»  

Тип урока: изучения нового материала

Цели:

  • Образовательная
  •  Показать учащимся многообразие кодов
  • Отметить роль кодирования
  • Сформировать систему знаний  по теме  и основные понятия «код», «кодирование» , «декодирование»
  • Выработать умение пользоваться  таблицей
  • Показать работу с таблицей в текстовом редакторе
  • Развивающая
  • Развивать внимание, наблюдательность, воображение,  
  • Вырабатывать умение логически мыслить, сравнивать, соотносить.
  • Воспитательная
  • Воспитывать умение работать в коллективе

I этап. Организационный момент.

Приветствие, учащиеся занимают рабочие места, каждый получает карточку с заданиями для урока.

II этап. Повторение.

Проверка домашнего задания, актуализация знаний по ранее пройденным темам(используется компьютерная презентация). Тема «Информация» – слайд № 2, «Передача информации» - слайд № 3.

III этап. Объяснение нового материала (используется компьютерная презентация).

Для того, чтобы произошла передача информации от источника к приемнику, необходимо, чтобы приемник мог не только получить информацию, но и понять, расшифровать ее.

Передача информации происходит с помощью знаков самой разной природы. Сигнал может быть световым,  звуковым, в виде жеста, движения, условного знака. Одинаковые, на первый знак, сигналы могут носить разную информационную нагрузку.  Например, звонок будильника – пора вставать, звонок в дверь – кто-то пришел,  школьный звонок  - начало или конец урока.

Для того, чтобы не путаться, необходимо договариваться,  как понимать те или иные знаки или сигналы, т.е. разработать код. Любая информация всегда храниться в виде кодов. Когда мы пишем в тетради, мы кодируем информацию с помощью специальных знаков, символов. Эти символы всем знакомы, они называются буквами. И система кодирования всем известна, она называется азбукой.  Жители других стран имеют свою систему кодирования, у них своя азбука. Существует еще более сложный способ кодирования информации, когда каждый символ заменяет слово – иероглиф.

Можно кодировать и звуки. С одной из таких систем кодирования вы тоже хорошо знакомы: мелодию можно записать с помощью нот. Это не единственная система кодирования музыки. В древние времена на Руси музыку записывали с помощью так называемых крюков – это особая форма записи.

Хранить можно на только текстовую и звуковую информацию. Если посмотреть на рисунок с помощью увеличительного стекала, то видно, что он состоит из точек. Это так называемый  - растр.

С целью засекречивания информации применяется ее кодирование, с незапамятных времен появились коды в виде криптограмм (по гречески – тайнопись).

Самый известный код связан с именем изобретателя телеграфного аппарата Самюеля Морзе и известен как азбука Морзе. Каждой букве или цифре ставится в соответствие последовательность кратковременных(точка) и длительных(тире) звуковых сигналов.

Кодирование информации – переход от одной формы представления информации к другой, более удобной для хранения.

Код-система знаков для представления информации.

Декодирование  – процесс обратный кодированию.

Способ кодирования зависит от цели, ради которой оно осуществляется: сокращение записи, шифровка(засекречивание) информации, удобство обработки и т.п.

Существуют три основных вида кодирования текста:

  • Графический –с помощью специальных рисунков.
  • Числовой –с помощью чисел
  • Символьный – с помощью символов тогоже алфавита, что и исходный текст.

Полный набор символов, используемых для кодирования текста называют алфавитом или азбукой.

IV этап. Применение изученного.

Учащиеся переходят к работе на компьютере, загружают файл с заданием и выполняют его. Предварительно, можно объяснить ход выполнения задания используя презентацию.

  1. Дана простейшая кодовая таблица

 А-1

Б-2

В-3

Г-4

Д-5

Е-6

Ж-7

З-8

И-9

Й-10

К-11

Л-12

М-13

Н-14

О-15

П-16

Р-17

С-18

Е-19

У-20

Ф-21

Х-22

Ц-23

Ч-24

Ш-25

Щ-26

Ъ-27

Ы-28

Ь-29

Э-30

Ю-31

Я-32

ПРОБЕЛ-33

ТОЧКА-34

ЗАПЯТАЯ-35

Расшифруй фразу

13 28 33 9 8 20 24 1 6 13 33 9 14 21 15 17 13 1 19 9 11 20 34

Впиши полученную фразу:

  1. Известно, что кто-то расположил все буквы алфавита по кругу и заменил каждую букву исходного сообщения на следующую после нее, декодируй сообщение

ФТМЬЩБМ ИБВЬМ

ФГЙЕЖМ ИБРПНОЙМ

ТЕЖМБМ РПОАМ

  1. Продолжи предложения

Чтобы рубить дрова, нужен 14,2,3,2,7

А чтобы полить огород 10,4,5,1,6

Рыбаки сделали во льду 3,7,2,7,8,9,11 и стали ловить рыбу

Самое колючее животное в лесу 12,13

Разгадай код и прочитай пословицу

1,2,3,4,5,1,6  7,8,9,10,11  9,4,7,13,12,4

 

Учащиеся вставляют расшифрованные фразы, поднимают руку.

V этап. Разминка для глаз.

Выполняется с помощью презентации

VI этап. Подведение итогов

Проверка выполнения практического задания проводится с помощью проектора.

Обобщение и актуализация ранее полученной информации.

Должны знать

Основные понятия:

  • Код
  • Кодирование
  • Декодирование
  • Типы кодирования

Должны уметь

  • Кодировать информацию
  • Декодировать информацию
  • Вносить информацию в компьютер

Оценивание учащихся, домашнее задание. П.1.2.3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Кодирование информации"

Цели урока:- помочь учащимся усвоить понятие информации и способы кодирования информации в компьютере, помочь учащимся усвоить понятие системы отсчета, познакомить с двоичной, восьмеричной и шестнадца...

Конспект урока по теме: "Кодирование информации"

Урок изучения нового материала с использованием частично-поискового метода. На этапе усвоения учащиеся работают в парах, самостоятельно анализируют теоретический материал, изложенный в учебнике, выпол...

Конспект урока по теме "Кодирование информации"

Конспект урока "Кодирование информации" ( 5-7 кл)...

Урок по теме "Кодирование информации"

Урок объяснения нового материала и первичного закрепления знаний в 5 классе....

Урок по теме «КОДИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ»

Кодирование информации – это процесс формирования определенного представления информации. В более узком смысле под термином «кодирование» часто понимают переход от одной формы представления информации...

Урок по теме Кодирование информации

Урок разработан для 5 классов...

Урок по теме "Кодирование информации"

Материал содержит презентацию, рабочую тетрадь, конспект урока и раздаточный материал по данной теме....