Программа индивидуального развития с учащимся 6 класса по информатике
методическая разработка по информатике и икт (6 класс) по теме
Программа индивидуального развития составлена для учащегося, проявляющего повышенный интерес к информатике Зимина Антона на 3 года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnaya_programma.docx | 33.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации округа Муром
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 20
имени Героя Советского Союза В.И. Филатова»
Программа индивидуального развития
по информатике
ученика 6 «А» класса
Зимина Антона
на 2013-2016 г.г.
Составлена учителем информатики и ИКТ
МБОУ СОШ №20
Лукичевой А.С.
Муром, 2013
Пояснительная записка.
Данная программа является индивидуальной для ученика 6 класса и рассчитана на 2013-2016 учебные годы. Программа составлена в соответствии с современными требованиями преподавания предмета «Информатика и ИКТ» с учетом необходимости осуществления индивидуального подхода к обучению учащимися, имеющими широкий кругозор, достаточно высокий уровень знаний по информатике и стремление расширять и углублять имеющиеся знания по предмету.
Необходимость проведения индивидуальных занятий с учащимся вызвана его интересом к информатике, невозможностью в пределах традиционного урока удовлетворить потребность в получении достаточных знаний по решению логических, комбинаторных, алгоритмических задач, в дальнейшем – задач по программированию.
Программа рассчитана на 1 час работы в неделю (всего 102 часа) на базе компьютерного класса, основывается на следующих методах и формах активного обучения: изложение, демонстрация видеоматериалов, презентаций, наглядных средств, использовании метода проектов, метода проблемного обучения, дискуссий, «мозговой штурм» и т.д.
Основная форма деятельности – комбинированные занятия: изложение теоретических основ изучаемой темы и практической работы. В ходе этих работ предусматривается анализ действий учащегося, обсуждение последовательности выполнения заданий, поиск наиболее рациональных способов решения поставленных задач.
Цель программы – развитие потенциальных творческих способностей ученика, углубленное изучение алгоритмизации и программирования.
Задачи:
- Развивать творческое мышление учащегося, его познавательную активность;
- Расширять и углублять знания, связанные с содержанием основного курса информатики;
- Формирование навыков информационного моделирования;
- Прививать умение работать с источником информации, развитие умственных способностей ученика, формирование и развитие навыков самостоятельной работы, самообучения и самоконтроля.
Расширение и углубленное содержание основного курса информатики достигается в ходе изучения нового материала и последующей работы с учебным текстом при выполнении заданий творческого характера, например при составлении рассказа с использованием новой терминологии, разгадывании ребусов и кроссвордов.
Развитию логического мышления способствует решение задач алгоритмического характера. Это реализуется через использование таких педагогических инструментов, как учебные среды программирования с компьютерными исполнителями.
В рамках программы целесообразно перенести акцент с оценки на самооценку, сместить акцент с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по изучаемой теме. Результаты могут быть оформлены в виде сбора портфолио – коллекции работ учащегося, демонстрирующей его усилия, прогресс или достижения в области решения логических, алгоритмических и иных задач по информатике.
Содержание программы.
1 год обучения – 6 класс (34 часа)
Тема 1. Разгадывание кроссвордов, шарад, ребусов.
Алгоритм составления кроссвордов, шарад, ребусов.
Тема 2. Компьютерные жаргонизмы.
Возникновение жаргонизмов. Применение компьютерных жаргонизмов в лексике.
Тема 3. Задача.
Понятие задачи. Этапы решения. Формализация задачи. Интерпретация результатов.
Тема 4. Табличный способ решения логических задач.
Объект и класс объектов. Отношение между объектами. Понятие взаимно-однозначного соответствия. Таблицы типа «объекты – объекты – один». Логические задачи, требующие составления одной таблицы типа ООО. Логические задачи, требующие составления двух таблиц типа ООО.
Тема 5. Решение логических задач в графическом редакторе Paint.
Решение головоломок в процессе освоения инструментов графического редактора Paint. Анализ и синтез объектов. Планирование последовательности действий. Проведение мини-исследований в графическом редакторе Paint.
Тема 6. Решение задач в виртуальных лабораториях.
Разные способы представления решения задач: схема, таблица, нумерованный список с описанием на естественном языке и т.д. Анимированное решение в редакторе презентаций.
Тема 7. Решение алгоритмических задач.
Особенности задач алгоритмического характера. Задачи о переправах. Задачи о разъездах. Задачи о переливаниях. Задачи о перекладываниях. Задачи о взвешиваниях.
2 год обучения – 7 класс (34 часа).
Тема 1. Управление исполнителем.
Алгоритм и исполнитель. Среда исполнителя.
Тема 2. Выявление закономерностей.
Выявление «лишнего» элемента множества. Аналогии. Ассоциации. Продолжение числовых и других рядов. Поиск недостающего элемента. Разгадывание «черных ящиков».
Тема 3. Решение логических задач путем рассуждений.
Индукция. Дедукция. Задачи о лжецах. Логические выводы.
Тема 4. В поисках алгоритма.
Решение задач «Ханойские башни» и составление алгоритмов. Игра «Ежиные тропы». Циклические алгоритмы. Составление алгоритмов в средах «Черепашка», «Чертежник». Проект «Мир алгоритмов».
Тема 5. Решение комбинаторных задач.
Подходы к решению комбинаторных задач. Графы. Использование графов для решения комбинаторных задач. Решение комбинаторных задач в графическом редакторе Paint.
3 год обучения – 8 класс (34 часа).
Тема 1. Решение транспортных задач.
Понятие транспортной задачи. Использование таблицы для решения транспортных задач.
Тема 2. Алгоритмы и исполнители.
Знакомство с ЛОГО. Линейный алгоритм. Циклы в ЛОГО. Алгоритм для работы с процедурами. Алгоритмы для работы с переменными. Процедуры с параметрами. Рекурсия.
Тема 3. Решение задач начала программирования.
Задачи геометрического содержания. Простейшие задачи целочисленной арифметики: выделение цифр числа, нахождение суммы и произведений цифр числа, получение чисел из цифр заданного числа, вставка цифр в число. Графические возможности языка программирования: пересчет координат, имитация движения.
Тема 4. Теория игр. Разработка выигрышных стратегий.
Игра Баше. Стратегия игры. Дерево игры. Неполное дерево игры, оформленное в виде таблицы. Выигрышная стратегия. Доказательство отсутствия выигрышной стратегии.
Тема 5. Системы счисления.
Позиционные и непозиционные системы счисления. Определение числового эквивалента символов. Перевод чисел из одной системы счисления в другую. Арифметические операции в различных системах счисления.
Учебно-тематический план.
№ | Название темы | Количество часов | ||
общее | теория | практика | ||
6 класс | ||||
1 | Разгадывание кроссвордов, шарад, ребусов. | 3 | 1 | 2 |
2 | Компьютерные жаргонизмы. | 2 | 1 | 1 |
3 | Задача | 2 | 1 | 1 |
4 | Решение логических задач в графическом редакторе Paint. | 7 | 2 | 5 |
5 | Решение задач в виртуальных лабораториях. | 10 | 3 | 7 |
6 | Решение алгоритмических задач. | 10 | 3 | 7 |
7 класс | ||||
1 | Управление исполнителем. | 4 | 1 | 3 |
2 | Выявление закономерностей. | 7 | 2 | 5 |
3 | Решение логических задач путем рассуждений. | 7 | 3 | 4 |
4 | В поисках алгоритма. | 8 | 3 | 5 |
5 | Решение комбинаторных задач. | 8 | 2 | 6 |
8 класс | ||||
1 | Решение транспортных задач. | 7 | 3 | 4 |
2 | Алгоритмы и исполнители. | 4 | 1 | 3 |
3 | Решение задач начала программирования. | 9 | 3 | 6 |
4 | Теория игр. Разработка выигрышных стратегий. | 7 | 3 | 4 |
5 | Системы счисления. | 7 | 3 | 4 |
Ожидаемые результаты.
В результате работы по программе индивидуального развития учащегося по информатике у него:
- Формируется познавательный интерес, развивается интеллектуальный и творческий потенциал;
- Расширяются и углубляются знания, связанные с содержанием основного курса информатики;
- Осуществляется подготовка к систематическому изучению основ алгоритмизации и программирования;
- Развивается логическое и алгоритмическое мышление;
- Формируются навыки самостоятельной и творческой работы;
- Участие в олимпиадах различного уровня.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа индивидуального развития ученика 9 класса
Для классного руководителя. Программа индивидуального развития ученика 9 класса....
"Развитие мотивации учащихся на уроках информатики"
Презентация была подготовлена для выступления на педагогическом совете....
Программа индивидуального развития по английскому языку учащегося 10 класса.
Программа индивидуального развития по английскому языку для ученика 10 класса составлена на основе изучения курса английского языка в общеобразовательной школе.Основным назначением данной програ...
Программа индивидуального развития для 6 класса. Сборник задач
Программа индивидуальных занятий рассчитана на конкретного ученика, который обучается по программе основного курса. Предложенная программа позволит систематизировать, углубить и расширить знания по ...
Программа индивидуального развития для 6 класса. Элементы теории вероятности
Анкетирование показало, что ученик любит самостоятельную деятельность. На уроках он работает быстрее всех учащихся и ему постоянно приходиться давать дополнительные задания. Поэтому данная программа с...
программа индивидуального развития ученика 9 класса
Программа предназначена для коррекции учеников 9 класса индивидуального обучения...
Программа индивидуального развития учащегося по математике
Представленная программа содержит все структурные компоненты, содержание которых полностью раскрыты. Пояснительная записка раск...