Урок по информатике: Решение логических задач с помощью рассуждений
план-конспект урока по информатике и икт (9 класс) по теме

Иванова Юлия Михайловна

Урок по информатике

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_informatike.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по информатике: Решение логических задач с помощью рассуждений

Цели: познакомить учащихся с решением логических задач с помощью рассуждений.

Задачи:

  1. Научить учащихся решать логические задачи с помощью рассуждений;
  2. Способствовать формированию логического мышления, интереса к изучаемому материалу.

Ожидаемые результаты обучения:

Учащиеся должны знать:

  • что такое рассуждение;
  • как решать логические задачи с помощью рассуждений.

Учащиеся должны уметь:

  • решать логические задачи с помощью рассуждений.

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Проверка домашнего задания.

III. Изложение нового материала.

Сегодня на уроке познакомимся с решением логических задач с помощью рассуждений. Этим способом обычно решают несложные логические задачи.

Прежде чем рассмотреть примеры выясним, а что же такое рассуждение?

Рассуждение, в логике имеет двоякое значение — общее и специальное.

В общем значении рассуждением называется деятельность рассудка; иногда рассуждение является синонимом понятия мышления.

В специальном значении понятие рассуждение используется для обозначения анализа, умственного взвешивания доводов в пользу какого-либо положения, причём предполагается, что эти доводы излагаются связно и методично, так что могут служить достаточным основанием для вывода доказываемого положения.

Задача. В поездке пятеро друзей — Антон, Борис, Вадим, Дима и Гриша, знакомились с попутчицей. Они предложили ей отгадать их фамилии, причём каждый из них высказал одно истинное и одно ложное утверждение:

  • Дима сказал: "Моя фамилия — Молотов, а фамилия Бориса — Хрущев".
  • Антон сказал: "Молотов — это моя фамилия, а фамилия Вадима — Брежнев".
  • Борис сказал: "Фамилия Вадима — Тихонов, а моя фамилия — Молотов".
  • Вадим сказал: "Моя фамилия — Брежнев, а фамилия Гриши — Чехов".
  •  Гриша сказал: "Да, моя фамилия Чехов, а фамилия Антона — Тихонов".

Какую фамилию носит каждый из друзей?

Решение. Обозначим высказывательную форму "юноша по имени А носит фамилию Б" как АБ, где буквы А и Б соответствуют начальным буквам имени и фамилии.

Зафиксируем высказывания каждого из друзей:

  1. ДМ и БХ;
  2. АМ и ВБ;
  3. ВТ и БМ;
  4. ВБ и ГЧ;
  5. ГЧ и АТ.

Допустим сначала, что истинно ДМ. Но, если истинно ДМ, то у Антона и у Бориса должны быть другие фамилии, значит АМ и БМ ложно. Но если АМ и БМ ложны, то должны быть истинны ВБ и ВТ, но ВБ и ВТ одновременно истинными быть не могут.

Значит остается другой случай: истинно БХ. Этот случай приводит к цепочке умозаключений: БХ истинно  БМ ложно  ВТ истинно  АТ ложно  ГЧ истинно  ВБ ложно  АМ истинно.

Ответ. Борис — Хрущев, Вадим — Тихонов, Гриша — Чехов, Антон — Молотов, Дима — Брежнев.

IV. Закрепление изученного материала.

Задача 1. В первом туре школьного конкурса «Эрудит» в четверку лучших вошли: Дима, Катя, Миша и Нина. И конечно, болельщики высказали свои предположения  о распределении мест во втором, финальном туре.

  • Один считал, что первым будет Дима, а Миша будет вторым.
  • Другой болельщик выразил надежду на то, что Катя займет четвертое место, а второе место достанется Нине.
  • Третий же был уверен в том, что Катя займет третье место, а на втором месте будет Дима.

В результате оказалось, что каждый из болельщиков был прав только  в одном из своих прогнозов. Какие места заняли Дима, Катя, Миша, Нина?

Решение: Решим задачу методом рассуждения.

Пронумеруем высказывания болельщиков:

  1.  «Первым будет Дима, а Миша будет вторым»,
  2.  «Катя займет четвертое место, а второе место достанется Нине»,
  3.  «Катя займет третье место, а на втором месте будет Дима».

Запишем высказывания болельщиков в более краткой форме, введя следующие обозначения: на первом месте поставим первую букву имени, а на второе – предполагаемое место в турнире.

Тогда получим: Д1, М2, К4, Н2, К3, Д2.

Далее, будем обозначать истинное высказывание 1, а ложное – 0.

Рассмотрим (1). Предположим, что Д1=1, а М2=0.

Но тогда из (3) следует, что Д2=0 и К3=1.

Из (2) получим К4=0 и Н2=1.

Таким образом, получили следующее распределение мест среди участников финала: Дима – 1-е место, Нина – 2-е место, Катя – 3-е место, а Мише в этом случае достается 4-е место.  

Ответ: Дима – 1-е место, Нина – 2-е место, Катя – 3-е место,  Миша – 4-е место.

Задача 2.

Вадим, Сергей и Михаил изучают различные иностранные языки: китайский, японский и арабский. На вопрос, какой язык изучает каждый из них, один ответил: "Вадим изучает китайский, Сергей не изучает китайский, а Михаил не изучает арабский". Впоследствии выяснилось, что в этом ответе только одно утверждение верно, а два других ложны. Какой язык изучает каждый из молодых людей?

Решение. Имеется три утверждения:

  • Вадим изучает китайский;
  • Сергей не изучает китайский;
  • Михаил не изучает арабский.

Если верно первое утверждение, то верно и второе, так как юноши изучают разные языки. Это противоречит условию задачи, поэтому первое утверждение ложно.

Если верно второе утверждение, то первое и третье должны быть ложны. При этом получается, что никто не изучает китайский. Это противоречит условию, поэтому второе утверждение тоже ложно.

Остается считать верным третье утверждение, а первое и второе — ложными. Следовательно, Вадим не изучает китайский, китайский изучает Сергей.

Ответ: Сергей изучает китайский язык, Михаил — японский, Вадим — арабский.

Задания для самостоятельного выполнения

Задача № 1

Фамилия, имя ученика:___________________________________________

В одной книге было написано 100 следующих утверждений:

  1. «В этой книге ровно одно неверное утверждение».
  2. «В этой книге ровно два неверных утверждения».
  3. «В этой книге ровно три неверных утверждения».
  4. …..
  1. «В этой книге ровно сто неверных утверждений».

Какое из этих утверждений верное?

Ответ: 99-е утверждение верное.

Задача № 2

Фамилия, имя ученика:___________________________________________

Классный руководитель пожаловался директору, что у него в классе появилась компания из 3-х учеников, один из которых всегда говорит правду, другой всегда лжет, а третий говорит через раз то ложь, то правду. Директор знает, что их зовут Коля, Саша и Миша, но не знает, кто из них правдив, а кто - нет. Однажды все трое прогуляли урок астрономии. Директор знает, что никогда раньше никто из них не прогуливал астрономию. Он вызвал всех троих в кабинет и поговорил с мальчиками. Коля сказал: «Мы раньше никогда не прогуливали астрономию, Саша всегда лжет». Саша сказал: «Вовсе мы и не прогуливали. Вас ввели в заблуждение». Миша сказал: «Коля постоянно говорит неправду». Директор понял, кто из них кто. Расположите первые буквы имен мальчиков в порядке «говорит всегда правду», «всегда лжет», «говорит правду через раз».

Ответ: Коля, Саша, Миша.

V. Итог урока.

Обобщить пройденный материал, оценить работу активных учеников.

VI. Домашнее задание.

Задача. В ходе заседания суда выяснилось, что:

  1.  Если Аськин не виновен или Баськин виновен, то виновен Сенькин.
  2.  Если Аськин не виновен, то Сенькин виновен.

Виновен ли Аськин?

(Ответ: виновен)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал к уроку "Решение логических задач с помощью таблиц"

Содержит конспект урока, презентацию к уроку, карточки с заданиями, ребусы. Можно успользовать как в 6 классе по ФГОС, так и в 7 классе УМК Л.Л.Босова...

Разработка урока "Решение логических задач с помощью нескольких таблиц" (6 класс,Босова)

Разработка урока по информатике в 6 классе по теме "Решение логических задач с помощью нескольких таблиц". Обучение ведется по учебному комплекту Л.Л.Босовой....

Задачи по теме "Решение логических задач с помощью круго Эйлера"

Задания по теме "Решение логических задач с помощью круго Эйлера" могут быть  использованы 6 классе при изучении темы "Отношения между понятиями" по программе Босовой Л.Л...

урок по информатике "Решение логических задач"

Урок решения задач на тему "Законы логики"...