Информатика и ИКТ (программа)
рабочая программа (информатика и икт, 10 класс) по теме
АННОТАЦИЯ
рабочей программы учебной дисциплины «Информатика и ИКТ».
1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Информатика и ИКТ» предназначена для изучения информатики и информационно-компьютерных технологий в рамках реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования при подготовке специалистов среднего звена.
2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
базовая дисциплина общеобразовательного цикла.
3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате изучения учебной дисциплины «Информатика и ИКТ» обучающийся должен:
знать/понимать:
- различные подходы к определению понятия «информация»;
- методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации;
- назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей);
- назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы;
- использование алгоритма как способа автоматизации деятельности;
- назначение и функции операционных систем;
уметь:
- оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
- распознавать информационные процессы в различных системах;
- использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
- осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;
- иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
- создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые;
- просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;
- осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.;
- представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.);
- соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- эффективной организации индивидуального информационного пространства;
- автоматизации коммуникационной деятельности;
- эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.
4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
При обучении по специальностям технического и социально-экономического профилей информатика и ИКТ изучается как профильный учебный предмет в объеме:
Максимальная учебная нагрузка – 143 часа, в том числе:
- обязательная аудиторная учебная нагрузка – 95 часов, включая:
- лекционные занятия – 45 часов;
- лабораторные работы – 50 часов;
- самостоятельная работа – 48 часов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
informatika_i_ikt.doc | 361.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
КОМИТЕТ ПО НАУКЕ И ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Санкт-Петербургский технический колледж управления и коммерции»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дисциплины «Информатика и ИКТ» | |
для специальностей технического профиля: 151901 Технология машиностроения 200407 Оптические и оптико-электронные приборы и системы 210414 Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники (по отраслям) 220417 Автоматические системы управления 221413 Техническое регулирование и управление качеством 230111 Компьютерные сети 230113 Компьютерные системы и комплексы 230115 Программирование в компьютерных системах для специальностей социально-экономического профиля: 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) 100401 Туризм 100701 Коммерция (по отраслям) 101101 Гостиничный сервис |
Санкт-Петербург
2014 г.
Рассмотрена и одобрена предметной (цикловой) комиссией математических и общих естественно-научных дисциплин Протокол № __ от «__»________ 20__г. Председатель ____________________ Е.В.Фролова | Составлена в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях НПО/СПО в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» Заместитель директора по УВР ___________________Э.И.Федорченко |
Авторы: Е.Л.Куприянова, преподаватель информатики ГБОУ СПО «СПб ТКУиК»
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебной дисциплины «Информатика и ИКТ» предназначена для изучения информатики и информационно-компьютерных технологий в рамках реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования при подготовке специалистов среднего звена.
Согласно «Рекомендациям по реализации среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) информатика и ИКТ изучается в учреждениях СПО с учетом профиля получаемого профессионального образования.
При обучении по специальностям технического и социально-экономического профилей информатика и ИКТ изучается как профильный учебный предмет в объеме:
Максимальная учебная нагрузка – 143 часа, в том числе:
- обязательная аудиторная учебная нагрузка – 95 часов, включая:
- лекционные занятия – 45 часов;
- лабораторные работы – 50 часов;
- самостоятельная работа – 48 часов.
Настоящая программа ориентирована на достижение следующих целей:
- освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
- овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом ИКТ, в том числе при изучении других дисциплин;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
- воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
- приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Основу рабочей программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.
Содержание программы представлено пятью темами:
- информационная деятельность человека;
- информация и информационные процессы;
- средства информационно-коммуникационных технологий;
- технологии создания и преобразования информационных объектов;
- телекоммуникационные технологии.
Содержание каждой темы включает теоретический и практико-ориентированный материал, реализуемый в форме лабораторных работ с использованием средств ИКТ.
При освоении программы у обучающихся формируется информационно-коммуникационная компетентность – знания, умения и навыки по информатике, необходимые для изучения других общеобразовательных предметов, для их использования в ходе изучения специальных дисциплин профессионального цикла, в практической деятельности и повседневной жизни.
Выполнение лабораторных работ обеспечивает формирование у обучающихся умений самостоятельно и избирательно применять различные средства ИКТ, включая дополнительное цифровое оборудование (принтеры, графические планшеты, цифровые камеры, сканеры и др.), пользоваться комплексными способами представления и обработки информации, а также изучить возможности использования ИКТ для профессионального роста.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
для специальностей технического профиля (кроме специальностей 230111, 230113, 230115, 221413)
Наименование разделов и тем | Макс. учебн. нагрузка студента, час. | Количество аудиторных часов | Самостоятельная работа студента | |
Всего | Лаб. работы | |||
Раздел 1. Информационная деятельность человека | 14 | 8 | 4 | 6 |
Тема 1.1. Основные этапы развития информационного общества. | 7 | 4 | 2 | 3 |
Тема 1.2. Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения в информационной сфере, меры их предупреждения. | 7 | 4 | 2 | 3 |
Раздел 2. Информация и информационные процессы | 45 | 27 | 14 | 18 |
Тема 2.1. Подходы к понятию информации и измерению информации. | 7 | 4 | 2 | 3 |
Тема 2.2. Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютеров: обработка, хранение, поиск и передача информации. | 33 | 21 | 12 | 12 |
Тема 2.2.1. Принципы обработки информации компьютером. | 11 | 8 | 6 | 3 |
Тема 2.2.2. Хранение информационных объектов различных видов на различных цифровых носителях. | 7 | 4 | 2 | 3 |
Рубежный контроль | 1 | 1 | - | - |
Тема 2.2.3. Поиск информации с использованием компьютера. | 7 | 4 | 2 | 3 |
Тема 2.2.4. Передача информации между компьютерами. | 7 | 4 | 2 | 3 |
Тема 2.3.Управление процессами. | 5 | 2 | - | 3 |
Раздел 3. Средства ИКТ | 26 | 18 | 8 | 8 |
Тема 3.1.Архитектура компьютеров. | 11 | 8 | 4 | 3 |
Тема 3.2. Объединение компьютеров в локальную сеть. | 7 | 4 | 2 | 3 |
Дифференцированный зачет | 2 | 2 | - | - |
Тема 3.3. Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение. | 6 | 4 | 2 | 2 |
Раздел 4. Технологии создания и преобразования информационных объектов | 33 | 22 | 14 | 10 |
Тема 4.1. Понятие об информационных системах и автоматизации информационных процессов. | 32 | 22 | 14 | 10 |
Тема 4.1.1. Возможности настольных издательских систем: создание, организация и основные способы преобразования (верстки) текста. | 9 | 6 | 4 | 3 |
Тема 4.1.2. Возможности динамических (электронных) таблиц. Математическая обработка числовых данных. | 8 | 6 | 4 | 2 |
Тема 4.1.3. Представление об организации баз данных и системах управления базами данных. | 8 | 6 | 4 | 2 |
Тема 4.1.4. Представление о программных средах компьютерной графики, мультимедийных средах. | 7 | 4 | 2 | 3 |
Раздел 5. Телекоммуникационные технологии | 20 | 14 | 8 | 6 |
Тема 5.1. Представления о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий. | 12 | 10 | 6 | 2 |
Тема 5.2. Возможности сетевого программного обеспечения для организации коллективной деятельности в глобальных и локальных компьютерных сетях. | 8 | 4 | 2 | 4 |
Повторение | 4 | 4 | 2 | - |
Дифференцированный зачет | 2 | 2 | - | - |
Итого | 143 | 98 | 50 | 48 |
для специальностей 230111, 230113, 230115, 221413 технического профиля
Наименование разделов и тем | Макс. учебн. нагрузка студента, час. | Количество аудиторных часов | Самостоятельная работа студента | |
Всего | Лаб. работы | |||
Раздел 1. Информационная деятельность человека | 14 | 8 | 4 | 6 |
Тема 1.1. Основные этапы развития информационного общества. | 7 | 4 | 2 | 3 |
Тема 1.2. Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения в информационной сфере, меры их предупреждения. | 7 | 4 | 2 | 3 |
Раздел 2. Информация и информационные процессы | 45 | 27 | 14 | 18 |
Тема 2.1. Подходы к понятию информации и измерению информации. | 7 | 4 | 2 | 3 |
Тема 2.2. Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютеров: обработка, хранение, поиск и передача информации. | 33 | 21 | 12 | 12 |
Тема 2.2.1. Принципы обработки информации компьютером. | 11 | 8 | 6 | 3 |
Тема 2.2.2. Хранение информационных объектов различных видов на различных цифровых носителях. | 7 | 4 | 2 | 3 |
Рубежный контроль | 1 | 1 | - | - |
Тема 2.2.3. Поиск информации с использованием компьютера. | 7 | 4 | 2 | 3 |
Тема 2.2.4. Передача информации между компьютерами. | 7 | 4 | 2 | 3 |
Тема 2.3.Управление процессами. | 5 | 2 | - | 3 |
Раздел 3. Средства ИКТ | 26 | 18 | 8 | 8 |
Тема 3.1.Архитектура компьютеров. | 11 | 8 | 4 | 3 |
Тема 3.2. Объединение компьютеров в локальную сеть. | 7 | 4 | 2 | 3 |
Дифференцированный зачет | 2 | 2 | - | - |
Тема 3.3. Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение. | 6 | 4 | 2 | 2 |
Раздел 4. Технологии создания и преобразования информационных объектов | 32 | 22 | 14 | 10 |
Тема 4.1. Понятие об информационных системах и автоматизации информационных процессов. | 32 | 22 | 14 | 10 |
Тема 4.1.1. Возможности настольных издательских систем: создание, организация и основные способы преобразования (верстки) текста. | 9 | 6 | 4 | 3 |
Тема 4.1.2. Возможности динамических (электронных) таблиц. Математическая обработка числовых данных. | 8 | 6 | 4 | 2 |
Тема 4.1.3. Представление об организации баз данных и системах управления базами данных. | 8 | 6 | 4 | 2 |
Тема 4.1.4. Представление о программных средах компьютерной графики, мультимедийных средах. | 7 | 4 | 2 | 3 |
Раздел 5. Телекоммуникационные технологии | 20 | 14 | 8 | 6 |
Тема 5.1. Представления о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий. | 12 | 10 | 6 | 2 |
Тема 5.2. Возможности сетевого программного обеспечения для организации коллективной деятельности в глобальных и локальных компьютерных сетях. | 8 | 4 | 2 | 4 |
Повторение | 6 | 6 | 2 | - |
Итого | 143 | 98 | 50 | 48 |
для специальностей социально-экономического профиля
Наименование разделов и тем | Макс. учебн. нагрузка студента, час. | Количество аудиторных часов | Самостоятельная работа студента | |
Всего | Лаб. работы | |||
Раздел 1. Информационная деятельность человека | 14 | 8 | 4 | 6 |
Тема 1.1. Основные этапы развития информационного общества. | 7 | 4 | 2 | 3 |
Тема 1.2. Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения в информационной сфере, меры их предупреждения. | 7 | 4 | 2 | 3 |
Раздел 2. Информация и информационные процессы | 45 | 27 | 14 | 18 |
Тема 2.1. Подходы к понятию информации и измерению информации. | 7 | 4 | 2 | 3 |
Тема 2.2. Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютеров: обработка, хранение, поиск и передача информации. | 33 | 21 | 12 | 12 |
Тема 2.2.1. Принципы обработки информации компьютером. | 11 | 8 | 6 | 3 |
Тема 2.2.2. Хранение информационных объектов различных видов на различных цифровых носителях. | 7 | 4 | 2 | 3 |
Рубежный контроль | 1 | 1 | - | - |
Тема 2.2.3. Поиск информации с использованием компьютера. | 7 | 4 | 2 | 3 |
Тема 2.2.4. Передача информации между компьютерами. | 7 | 4 | 2 | 3 |
Тема 2.3.Управление процессами. | 5 | 2 | - | 3 |
Раздел 3. Средства ИКТ | 26 | 18 | 8 | 8 |
Тема 3.1.Архитектура компьютеров. | 11 | 8 | 4 | 3 |
Тема 3.2. Объединение компьютеров в локальную сеть. | 7 | 4 | 2 | 3 |
Рубежный контроль | 2 | 2 | - | - |
Тема 3.3. Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение. | 6 | 4 | 2 | 2 |
Раздел 4. Технологии создания и преобразования информационных объектов | 32 | 22 | 14 | 10 |
Тема 4.1. Понятие об информационных системах и автоматизации информационных процессов. | 32 | 22 | 14 | 10 |
Тема 4.1.1. Возможности настольных издательских систем: создание, организация и основные способы преобразования (верстки) текста. | 9 | 6 | 4 | 3 |
Тема 4.1.2. Возможности динамических (электронных) таблиц. Математическая обработка числовых данных. | 8 | 6 | 4 | 2 |
Тема 4.1.3. Представление об организации баз данных и системах управления базами данных. | 8 | 6 | 4 | 2 |
Тема 4.1.4. Представление о программных средах компьютерной графики, мультимедийных средах. | 7 | 4 | 2 | 3 |
Раздел 5. Телекоммуникационные технологии | 20 | 14 | 8 | 6 |
Тема 5.1. Представления о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий. | 12 | 10 | 6 | 2 |
Тема 5.2. Возможности сетевого программного обеспечения для организации коллективной деятельности в глобальных и локальных компьютерных сетях. | 8 | 4 | 2 | 4 |
Повторение | 4 | 4 | 2 | - |
Дифференцированный зачет | 2 | 2 | - | - |
Итого | 143 | 98 | 50 | 48 |
ОСНОВНОЕ Содержание учебной дисциплины
Введение
Роль информационной деятельности в современном обществе: экономической, социальной, культурной, образовательной сферах.
Раздел 1. Информационная деятельность человека
Тема 1.1. Основные этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов.
Тема 1.2. Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения в информационной сфере, меры их предупреждения. Виды профессиональной информационной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов (в соответствии с техническим направлением профессиональной деятельности). Стоимостные характеристики информационной деятельности.
Раздел 2. Информация и информационные процессы
Тема 2.1. Подходы к понятию информации и измерению информации. Информационные объекты различных видов. Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Представление информации в двоичной системе счисления
Тема 2.2. Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютеров: обработка, хранение, поиск и передача информации.
Тема 2.2.1. Принципы обработки информации компьютером. Арифметические и логические основы работы компьютера. Алгоритмы и способы их описания.
Компьютер как исполнитель команд. Программный принцип работы компьютера. Примеры компьютерных моделей различных процессов.
Тема 2.2.2. Хранение информационных объектов различных видов на различных цифровых носителях. Определение объемов различных носителей информации. Архив информации.
Тема 2.2.3. Поиск информации с использованием компьютера. Программные поисковые сервисы. Использование ключевых слов, фраз для поиска информации. Комбинации условия поиска.
Тема 2.2.4. Передача информации между компьютерами. Проводная и беспроводная связь.
Тема 2.3. Управление процессами. Представление об автоматических и автоматизированных системах управления.
Раздел 3. Средства информационных и коммуникационных технологий
Тема 3.1. Архитектура компьютеров. Основные характеристики компьютеров. Многообразие компьютеров. Многообразие внешних устройств, подключаемых к компьютеру. Виды программного обеспечения компьютеров.
Примеры комплектации компьютерного рабочего места в соответствии с целями его использования для различных направлений профессиональной деятельности (в соответствии с направлениями технической профессиональной деятельности).
Тема 3.2. Объединение компьютеров в локальную сеть. Организация работы пользователей в локальных компьютерных сетях.
Тема 3.3. Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение. Защита информации, антивирусная защита.
Раздел 4. Технологии создания и преобразования информационных объектов
Тема 4.1. Понятие об информационных системах и автоматизации информационных процессов.
Тема 4.1.1. Возможности настольных издательских систем: создание, организация и основные способы преобразования (верстки) текста.
Тема 4.1.2. Возможности динамических (электронных) таблиц. Математическая обработка числовых данных.
Тема 4.1.3. Представление об организации баз данных и системах управления базами данных. Структура данных и система запросов на примерах баз данных различного назначения: юридические, библиотечные, налоговые, социальные, кадровые и др. Использование системы управления базами данных для выполнения учебных заданий из различных предметных областей.
Тема 4.1.4. Представление о программных средах компьютерной графики и черчения, мультимедийных средах.
Раздел 5. Телекоммуникационные технологии
Тема 5.1. Представления о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий. Интернет-технологии, способы и скоростные характеристики подключения, провайдер. Методы создания и сопровождения сайта.
Тема 5.2. Возможности сетевого программного обеспечения для организации коллективной деятельности в глобальных и локальных компьютерных сетях: электронная почта, чат, видеоконференция, интернет-телефония.
Перечень лабораторных работ
Лабораторная работа № 1 | Информационные ресурсы общества. Образовательные информационные ресурсы. Работа с программным обеспечением. Инсталляция программного обеспечения (в соответствии с техническим направлением профессиональной деятельности), его использование и обновление. | 2ч |
Лабораторная работа № 2 | Лицензионные и свободно распространяемые программные продукты. Организация обновления программного обеспечения с использованием сети Интернет. | 2ч |
Лабораторная работа № 3 | Дискретное (цифровое) представление текстовой, графической, звуковой информации и видеоинформации. Представление информации в различных системах счисления. | 2ч |
Лабораторная работа № 4 | Среда программирования. Тестирование готовой программы. Программная реализация несложного алгоритма. Проведение исследования на основе использования готовой компьютерной модели. | 6ч |
Лабораторная работа № 5 | Создание архива данных. Извлечение данных из архива. Запись информации на компакт-диски различных видов. | 2ч |
Лабораторная работа № 6 | Поисковые системы. Пример поиска информации на государственных образовательных порталах. | 2ч |
Лабораторная работа № 7 | Создание ящика электронной почты и настройка его параметров. Формирование адресной книги. Модем. Единицы измерения скорости передачи данных. Подключение модема | 2ч |
Лабораторная работа № 8 | Операционная система. Графический интерфейс пользователя. Примеры использования внешних устройств, подключаемых к компьютеру, в учебных целях. Программное обеспечение внешних устройств. Подключение внешних устройств к компьютеру и их настройка. | 4ч |
Лабораторная работа № 9 | Программное и аппаратное обеспечение компьютерных сетей. Сервер. Сетевые операционные системы. Понятие о системном администрировании. Разграничение прав доступа в сети. Подключение компьютера к сети. Администрирование локальной компьютерной сети. | 2ч |
Лабораторная работа № 10 | Защита информации, антивирусная защита. Эксплуатационные требования к компьютерному рабочему месту. Комплекс профилактических мероприятий для компьютерного рабочего места в соответствии с его комплектацией для профессиональной деятельности. | 2ч |
Лабораторная работа № 11 | Использование систем проверки орфографии и грамматики. Создание компьютерных публикаций на основе использования готовых шаблонов (для выполнения учебных заданий из различных предметных областей). | 4ч |
Лабораторная работа № 12 | Использование различных возможностей динамических (электронных) таблиц для выполнения учебных заданий из различных предметных областей. | 4ч |
Лабораторная работа № 13 | Формирование запросов для работы с электронными каталогами библиотек, музеев, книгоиздания, СМИ в рамках учебных заданий из различных предметных областей. | 4ч |
Лабораторная работа № 14 | Создание и редактирование графических и мультимедийных объектов средствами компьютерных презентаций для выполнения учебных заданий из различных предметных областей. Использование презентационного оборудования. Демонстрация систем автоматизированного проектирования. | 2ч |
Лабораторная работа № 15 | Браузер. Примеры работы с Интернет-магазином, Интернет-СМИ, Интернет-турагентством, Интернет-библиотекой и пр. Средства создания и сопровождения сайта. | 6ч |
Лабораторная работа № 16 | Организация форумов, общие ресурсы в сети Интернет, использование тестирующих систем в учебной деятельности в локальной сети образовательного учреждения. Настройка видео веб-сессий. | 2ч |
Лабораторная работа № 17 | Зачетная работа | 2ч |
Всего по дисциплине | 50* |
* для специальностей гуманитарного профиля количество часов лабораторных работ не должно превышать 40 часов.
ВИДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Наименование темы | Наименование работ |
Раздел 1. Информационная деятельность человека | Самостоятельная работа: Написание реферата на выбранную тему. |
Раздел 2. Информация и информационные процессы | Подготовка докладов и презентаций к семинару по теме: Обзор поисковых систем. Написание реферата на выбранную тему. |
Раздел 4. Технологии создания и преобразования информационных объектов | Самостоятельная работа: Реализация проекта «Презентация на выбранную тему» |
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ
В результате изучения учебной дисциплины «Информатика и ИКТ» обучающийся должен:
знать/понимать:
- различные подходы к определению понятия «информация»;
- методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации;
- назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей);
- назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы;
- использование алгоритма как способа автоматизации деятельности;
- назначение и функции операционных систем;
уметь:
- оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
- распознавать информационные процессы в различных системах;
- использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
- осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;
- иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
- создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые;
- просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;
- осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.;
- представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.);
- соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- эффективной организации индивидуального информационного пространства;
- автоматизации коммуникационной деятельности;
- эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.
Условия реализации учебной дисциплины
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета информатики; лабораторий: компьютерные классы.
Оборудование учебного кабинета: ПК, экран, мультимедийный проектор.
Технические средства обучения: диски с учебными материалами DVD, CD.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: ПК, экран, мультимедийный проектор, принтер.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Для учащихся
- Угринович Н. Информатика и информационные технологии. 10-11 кл. Учебник.- М.: Бином, Лаборатория знаний, 2007.
- Бешенков С.А., Кузьмина Н.В., Ракитина Е.А. Информатика. Учебник 11 кл. – М., 2007.
- Бешенков С.А., Ракитина Е.А. Информатика. Учебник 10 кл. – М., 2006.
- Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса - М. БИНОМ Лаборатория знаний, 2011.
- Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 11 класса - М. БИНОМ Лаборатория знаний, 2011.
- Угринович Н. Д., Босова Л. Л., Михайлова Н. И. Информатика и ИКТ : практикум. - М. БИНОМ Лаборатория знаний, 2011.
- Семакин И. Г., Хеннер Е. К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень : учебник для 10–11 классов - М. БИНОМ Лаборатория знаний, 2011.
- Семакин И. Г., Хеннер Е. К., Шеина Т. Ю. Информатика и ИКТ. Базовый уровень : практикум для 10–11 классов - М. БИНОМ Лаборатория знаний, 2011.
- Макарова Н. В., Николайчук Г. С., Титова Ю. Ф. Информатика и ИКТ. Учебник. 10 класс. Базовый уровень - СПб. Питер, 2012.
- Макарова Н. В., Николайчук Г. С., Титова Ю. Ф. Информатика и ИКТ. Учебник. 11 класс. Базовый уровень - СПб. Питер, 2012.
Для преподавателей
- Андреева Е.В. и др. Математические основы информатики, Элективный курс. – М., 2005.
- Залогова Л.А. Компьюрная графика. Практикум. Учебное пособие. Элективный курс. – М., 2005.
- Майкрософт. Основы компьютерных сетей. – М., 2005.
- Майкрософт. Учебные проекты с использованием Microsoft Office. – М., 2006.
- Монахов М.Ю. Создаем школьный сайт. Элективный курс. Практикум. – М., 2005.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка……………………………………………………….. | 3 | |
Тематический план учебной дисциплины…………………………………... | 5 | |
- для специальностей технического и социально-экономического профилей………………………………………………………………………. | 5 | |
- для специальностей гуманитарного профиля | 7 | |
Основное содержание учебной дисциплины………………………………... | 9 | |
Требования к результатам обучения………………………………………… | 14 | |
Условия реализации учебной дисциплины…………………………………. | 15 | |
Рекомендуемая литература…………………………………………………… | 16 |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
дисциплины
ОДП.11 «Информатика и ИКТ»
для специальностей технического профиля
I семестр
Наименование раздела/ модуля/темы и № п/п | Наименование, обязательных для выполнения студентами работ/вид работы студента по дисциплине | Количество занятий, на которых студент может выполнить тот или иной вид работы | Максимальное количество баллов за выполнение одного вида работы | Сумма максимального накопления баллов по виду работы | Сумма баллов по разделу/ модулю/теме |
Раздел 1. Информационная деятельность человека | Лабораторная работа №1. Информационные ресурсы общества. Образовательные информационные ресурсы. Работа с программным обеспечением. Инсталляция программного обеспечения (в соответствии с техническим направлением профессиональной деятельности), его использование и обновление. | 1 | 4 | 8 | 8 |
Лабораторная работа № 2. Лицензионные и свободно распространяемые программные продукты. Организация обновления программного обеспечения с использованием сети Интернет. | 1 | 4 | |||
Раздел 2. Информация и информационные процессы | Лабораторная работа № 3. Дискретное (цифровое) представление текстовой, графической, звуковой информации и видеоинформации. Представление информации в различных системах счисления. | 1 | 4 | ||
Лабораторная работа № 4. Среда программирования. Тестирование готовой программы. Программная реализация несложного алгоритма. Проведение исследования на основе использования готовой компьютерной модели. | 3 | 12 | 28 | 40 | |
Лабораторная работа № 5. Создание архива данных. Извлечение данных из архива. Запись информации на компакт-диски различных видов. | 1 | 4 | |||
Лабораторная работа № 6. Поисковые системы. Пример поиска информации на государственных образовательных порталах. | 1 | 4 | |||
Лабораторная работа № 7. Создание ящика электронной почты и настройка его параметров. Формирование адресной книги. Модем. Единицы измерения скорости передачи данных. Подключение модема | 1 | 4 | |||
Самостоятельная работа: Написание реферата на выбранную тему. | 6 | 12 | 12 | ||
Раздел 3. Средства ИКТ | Лабораторная работа № 8. Операционная система. Графический интерфейс пользователя. Примеры использования внешних устройств, подключаемых к компьютеру, в учебных целях. Программное обеспечение внешних устройств. | 2 | 8 | 12 | 12 |
Лабораторная работа № 9. Подключение внешних устройств к компьютеру и их настройка. | 1 | 4 | |||
Рубежный контроль | Тестирование по разделу 1 и темам 2.2.1-2.2.2 раздела 2 | 1 | 10 | 10 | 10 |
Личностные качества студента | Критерии: Выполнение заданий вовремя, посещение занятий, активность на занятиях, аккуратность. | 1 | 10 | 10 | 10 |
Зачет | Электронное тестирование по разделам 1, 2 и темам 3.1-3.2 раздела 3 в системе eduhouse.ru (20 вопросов) | 1 | 20 | 20 | 20 |
Итого, студент максимально, может набрать | 100 баллов |
для специальностей социально-экономического профиля
I семестр
Наименование раздела/ модуля/темы и № п/п | Наименование, обязательных для выполнения студентами работ/вид работы студента по дисциплине | Количество занятий, на которых студент может выполнить тот или иной вид работы | Максимальное количество баллов за выполнение одного вида работы | Сумма максимального накопления баллов по виду работы | Сумма баллов по разделу/ модулю/теме |
Раздел 1. Информационная деятельность человека | Лабораторная работа №1. Информационные ресурсы общества. Образовательные информационные ресурсы. Работа с программным обеспечением. Инсталляция программного обеспечения (в соответствии с техническим направлением профессиональной деятельности), его использование и обновление. | 1 | 4 | 8 | 18 |
Лабораторная работа № 2. Лицензионные и свободно распространяемые программные продукты. Организация обновления программного обеспечения с использованием сети Интернет. | 1 | 4 | |||
Самостоятельная работа: Написание реферата на выбранную тему. | 4 | 10 | 10 | ||
Раздел 2. Информация и информационные процессы | Лабораторная работа № 3. Дискретное (цифровое) представление текстовой, графической, звуковой информации и видеоинформации. Представление информации в различных системах счисления. | 1 | 4 | ||
Лабораторная работа № 4. Среда программирования. Тестирование готовой программы. Программная реализация несложного алгоритма. Проведение исследования на основе использования готовой компьютерной модели. | 3 | 16 | 32 | 40 | |
Лабораторная работа № 5. Создание архива данных. Извлечение данных из архива. Запись информации на компакт-диски различных видов. | 1 | 4 | |||
Лабораторная работа № 6. Поисковые системы. Пример поиска информации на государственных образовательных порталах. | 1 | 4 | |||
Лабораторная работа № 7. Создание ящика электронной почты и настройка его параметров. Формирование адресной книги. Модем. Единицы измерения скорости передачи данных. Подключение модема | 1 | 4 | |||
Самостоятельная работа: Подготовка докладов и презентаций к семинару по теме: Обзор поисковых систем. | 2 | 8 | 8 | ||
Раздел 3. Средства ИКТ | Лабораторная работа № 8. Операционная система. Графический интерфейс пользователя. Примеры использования внешних устройств, подключаемых к компьютеру, в учебных целях. Программное обеспечение внешних устройств. | 2 | 8 | 12 | 12 |
Лабораторная работа № 9. Подключение внешних устройств к компьютеру и их настройка. | 1 | 4 | |||
Рубежный контроль | Тестирование по разделу 1 и темам 2.2.1-2.2.2 раздела 2 | 1 | 10 | 20 | 20 |
Тестирование по темам 2.2.3-2.3 раздела 2 и темам 3.1-3.2 раздела 3 | 1 | ||||
Личностные качества студента | Критерии: Выполнение заданий вовремя, посещение занятий, активность на занятиях, аккуратность. | 1 | 10 | 10 | 10 |
Итого, студент максимально, может набрать | 100 баллов |
для специальностей технического профиля (кроме специальностей 230111, 230113, 230115, 221413)
II семестр
Наименование учебной работы | Количество баллов |
ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ | |
Выполнение лабораторных работ по Разделу 3. | 6 |
Выполнение лабораторных работ по Разделу 4. | 28 |
Выполнение лабораторных работ по Разделу 5. | 16 |
Выполнение зачетной лабораторной работы. | 10 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета. | 10 |
Итого | 70 |
НАКОПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ | |
Результативная активность | 20 |
Оформление накопительной папки лабораторных работ | 10 |
Реализация проекта «Презентация на выбранную тему» | 10 |
Активная работа на занятиях | 10 |
Победа в олимпиаде | 30 |
Результативное участие в олимпиаде | 20 |
Участие в олимпиаде | 10 |
Итого | 100 |
для специальностей 230111, 230113, 230115, 221413 технического профиля
II семестр
Наименование учебной работы | Количество баллов |
ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ | |
Выполнение лабораторных работ по Разделу 3. | 6 |
Выполнение лабораторных работ по Разделу 4. | 28 |
Выполнение лабораторных работ по Разделу 5. | 16 |
Выполнение зачетной лабораторной работы. | 10 |
Промежуточная аттестация в форме экзамена. | 10 |
Итого | 70 |
НАКОПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ | |
Результативная активность | 20 |
Оформление накопительной папки лабораторных работ | 10 |
Реализация проекта «Презентация на выбранную тему» | 10 |
Активная работа на занятиях | 10 |
Победа в олимпиаде | 30 |
Результативное участие в олимпиаде | 20 |
Участие в олимпиаде | 10 |
Итого | 100 |
для специальностей социально-экономического профиля
II семестр
Наименование учебной работы | Количество баллов |
ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ | |
Выполнение лабораторных работ по Разделу 3. | 6 |
Выполнение лабораторных работ по Разделу 4. | 28 |
Выполнение лабораторных работ по Разделу 5. | 16 |
Выполнение зачетной лабораторной работы. | 10 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета. | 10 |
Итого | 70 |
НАКОПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ | |
Результативная активность | 20 |
Оформление накопительной папки лабораторных работ | 10 |
Реализация проекта «Презентация на выбранную тему» | 10 |
Активная работа на занятиях | 10 |
Победа в олимпиаде | 30 |
Результативное участие в олимпиаде | 20 |
Участие в олимпиаде | 10 |
Итого | 100 |
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ПО ВИДАМ РАБОТЫ СТУДЕНТА
II семестр
- Критерии оценивания лабораторных работ
- Критерии оценивания лабораторных работ по Разделу 3
Общие критерии оценивания лабораторных работ:
«6» баллов – за выполнение 85 - 100% заданий без существенных ошибок
«5» баллов – за выполнение 65 – 84% заданий или выполнение всех заданий с несущественными ошибками.
«4» балла - за выполнение 50 – 64% заданий или выполнение всех заданий с существенными ошибками
«2» балла - за выполнение 25 – 49% заданий или выполнение всех заданий с существенными ошибками
«0» баллов – за невыполнение менее 24% заданий или абсолютно неверное выполнение заданий.
- Критерии оценивания лабораторных работ по Разделу 4.
Общие критерии оценивания лабораторных работ:
«28» баллов – за выполнение 85 - 100% заданий без существенных ошибок
«20» балла – за выполнение 65 – 84% заданий или выполнение всех заданий с несущественными ошибками.
«14» баллов - за выполнение 50 – 64% заданий или выполнение всех заданий с существенными ошибками
«7» баллов - за выполнение 25 – 49% заданий или выполнение всех заданий с существенными ошибками
«0» баллов – за невыполнение менее 24% заданий или абсолютно неверное выполнение заданий.
- Критерии оценивания лабораторных работ по Разделу 5.
Общие критерии оценивания лабораторных работ:
«16» баллов – за выполнение 85 - 100% заданий без существенных ошибок
«12» баллов – за выполнение 65 – 84% заданий или выполнение всех заданий с несущественными ошибками.
«8» баллов - за выполнение 50 – 64% заданий или выполнение всех заданий с существенными ошибками
«4» балла - за выполнение 25 – 49% заданий или выполнение всех заданий с существенными ошибками
«0» баллов – за невыполнение менее 24% заданий или абсолютно неверное выполнение заданий.
- Критерии оценивания зачетной лабораторной работы.
«10» баллов – за выполнение 85 - 100% заданий без существенных ошибок
«8» баллов – за выполнение 65 – 84% заданий или выполнение всех заданий с несущественными ошибками.
«5» балла - за выполнение 50 – 64% заданий или выполнение всех заданий с существенными ошибками
«2» балла - за выполнение 25 – 49% заданий или выполнение всех заданий с существенными ошибками
«0» баллов – за невыполнение менее 24% заданий или абсолютно неверное выполнение заданий.
- Критерии оценивания дифференцированного зачета.
Всего 2 варианта тестов. В каждом варианте 20 вопросов. За каждый верный ответ по 0,5 балла.
- Критерии оценивания экзамена.
Всего 2 варианта тестов. В каждом варианте 20 вопросов. За каждый верный ответ по 0,5 балла.
- Критерии оценивания результативной активности.
«20» баллов выставляется студенту, если 90-100 % лабораторных работ выполнены;
«18» баллов выставляется студенту, если 80 % лабораторных работ выполнены;
«16» баллов выставляется студенту, если 70% лабораторных работ выполнены;
«14» баллов выставляется студенту, если 60% лабораторных работ выполнены;
«12» баллов выставляется студенту, если 50% лабораторных работ выполнены;
«10» баллов выставляется студенту, если 40% лабораторных работ выполнены;
«8» баллов выставляется студенту, если 30% лабораторных работ выполнены;
«6» баллов выставляется студенту, если 20% лабораторных работ выполнены;
«4» балла выставляется студенту, если 10% лабораторных работ выполнены;
«2» балла выставляется студенту, если 5% лабораторных работ выполнены.
- Критерии оценивания оформления накопительной папки лабораторных работ.
«10» баллов выставляется студенту, если 90-100 % лабораторных работ оформлены в соответствии с заданием;
«9» баллов выставляется студенту, если 80 % лабораторных работ оформлены в соответствии с заданием;
«8» баллов выставляется студенту, если 70% лабораторных работ оформлены в соответствии с заданием;
«7» баллов выставляется студенту, если 60% лабораторных работ оформлены в соответствии с заданием;
«6» баллов выставляется студенту, если 50% лабораторных работ оформлены в соответствии с заданием;
«5» баллов выставляется студенту, если 40% лабораторных работ оформлены в соответствии с заданием;
«4» балла выставляется студенту, если 30% лабораторных работ оформлены в соответствии с заданием;
«3» балла выставляется студенту, если 20% лабораторных работ оформлены в соответствии с заданием;
«2» балла выставляется студенту, если 10% лабораторных работ оформлены в соответствии с заданием;
«1» балл выставляется студенту, если 5% лабораторных работ оформлены в соответствии с заданием.
- Критерии оценивания реализации проекта «Презентация на выбранную тему».
«10» баллов - студент подготовил и выступил с защитой презентации. Презентация полно отражает проблематику темы и содержит наглядный материал, схемы, таблицы.
«5» баллов - студент составил поверхностную презентацию, которая не содержит наглядного материала, схем, таблиц.
«0» баллов - не выполнение задания.
- Критерии оценивания активности работы на занятиях.
10 баллов и менее, в зависимости от активности:
«3» балла - ответы на вопросы преподавателя;
«3» балла - помощь одногруппникам;
«4» балла - ассистирование преподавателю;
«0» баллов - отсутствие активности на занятиях.
- Критерии оценивания победителя олимпиады.
«30» баллов – 1 место в олимпиаде.
- Критерии оценивания результативности участия в олимпиаде.
«20» баллов – 2 или 3 место в олимпиаде.
- Критерии оценивания участия в олимпиаде.
«10» баллов – участие в олимпиаде без призового места.
I семестр
Критерии оценки тестовых заданий для текущего и рубежного контроля
Критерии оценки тестового задания:
«10» баллов выставляется студенту, если 90-100 % тестовых вопросов верны;
«9» баллов выставляется студенту, если 80 % тестовых вопросов верны;
«8» баллов выставляется студенту, если 70% тестовых вопросов верны;
«7» баллов выставляется студенту, если 60% тестовых вопросов верны;
«6» баллов выставляется студенту, если 50% тестовых вопросов верны;
«5» баллов выставляется студенту, если 40% тестовых вопросов верны;
«4» балла выставляется студенту, если 30% тестовых вопросов верны;
«3» балла выставляется студенту, если 20% тестовых вопросов верны;
«2» балла выставляется студенту, если 10% тестовых вопросов верны;
1 балл выставляется студенту, если 5% тестовых вопросов верны.
Для того, чтобы рубежный контроль был зачтен и были выставлены баллы, студенту необходимо набрать не менее 5 баллов.
Общие критерии оценки лабораторных работ
«4» балла – за выполнение 80 - 100% заданий без существенных ошибок
«3» балла – за выполнение 60 – 79% заданий или выполнение всех заданий с несущественными ошибками.
«2» балла – за выполнение 41 – 59% заданий или выполнение всех заданий с существенными ошибками.
«1» балл - за выполнение 30 – 40% заданий
«0» баллов – за невыполнение менее 29% заданий или абсолютно неверное выполнение заданий.
Для того чтобы задание было зачтено и были выставлены баллы, студенту необходимо набрать не менее 1 балла.
Критерии оценки самостоятельной работы
- Написание реферата на выбранную тему
Критерии оценивания для специальностей технического профиля:
«12» баллов - студент выполнил все требования, предъявляемые к написанию и оформлению реферата.
«8» баллов – преподаватель может выставить за 70 % выполнение требований или за выполнение реферата без указания списка литературы.
«6» баллов - выполнение 50% требований.
«3» балла - выполнение требований с существенными ошибками .
«0» баллов - невыполнение требований, абсолютно неверное выполнение требований – 0 баллов.
Для того, чтобы задание было зачтено и были выставлены баллы, студенту необходимо набрать не менее 3 баллов.
Критерии оценивания для специальностей социально-экономического профиля:
«10» баллов - студент выполнил все требования, предъявляемые к написанию и оформлению реферата.
«7» баллов – преподаватель может выставить за 70 % выполнение требований или за выполнение реферата без указания списка литературы.
«5» баллов - выполнение 50% требований.
«3» балла - выполнение требований с существенными ошибками .
«0» баллов - невыполнение требований, абсолютно неверное выполнение требований – 0 баллов.
Для того, чтобы задание было зачтено и были выставлены баллы, студенту необходимо набрать не менее 3 баллов.
- Реализация проекта «Презентация на выбранную тему»
Критерии оценивания:
«8» баллов - выполнение 100 % заданий, выданных преподавателем без существенных ошибок
«6» баллов – преподаватель может выставить за 70 % выполнения задания или выполнение всех заданий с несущественными ошибками.
«4» балла - выполнение 50% заданий или выполнение всех заданий с существенными ошибками.
«0» баллов - невыполнение заданий, абсолютно неверное выполнение заданий – 0 баллов.
Для того, чтобы задание было зачтено и были выставлены баллы, студенту необходимо набрать не менее 4 баллов.
- Подготовка докладов и презентаций по теме: «Обзор поисковых систем»
Критерии оценивания:
«8» баллов - студент подготовил и выступил с докладом, сопровождающимся презентацией. Доклад полно отражает проблематику темы. Презентация содержит наглядный материал, схемы, таблицы.
«6» баллов - студент выполнил доклад без презентации, при условии, что доклад полно отражает проблематику темы.
«4» балла - студент составил поверхностный доклад, который не отражает полно проблематику темы, но составил наглядную презентацию.
«0» баллов - не выполнение задания, составление поверхностных доклада и презентации.
Для того, чтобы задание было зачтено и были выставлены баллы, студенту необходимо набрать не менее 4 баллов.
Критерии оценки промежуточной аттестации (дифференцированный зачет)
Критерии оценивания:
Всего 2 варианта тестов. В каждом варианте 20 вопросов. За каждый верный ответ по 1 баллу.
Для того чтобы выполнение тестирования было зачтено и были выставлены баллы, студенту необходимо набрать не менее 10 баллов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Флипчарт к уроку информатики "Данные и программа. Устройство компьютера"
Дидактический материал по теме "Данные и программа. Устройство компьютера" предназначен для уроков информатики с использованием интерактивной доски Promethean....
Интегрированный урок(информатика+черчение) в программе автоматизированного проектирования КОМПАС 3D
Автор:Лесик-Ауприйчук Оксана Степановна Буренко Наталья АлександровнаИнтегрированный урок "Построение модели детали в программе автоматизиро...
Интегрированный урок(информатика+черчение) в программе автоматизированного проектирования КОМПАС 3D
Автор:Лесик-Ауприйчук Оксана Степановна Буренко Наталья АлександровнаИнтегрированный урок "Построение модели детали в программе автоматизиро...
Информатика - 8. Рабочая программа по информатике 8 класс
Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ в 8 классе - I час в неделю. Всего 34 часа. Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника для...
Календарно-тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности по информатике «Видеомонтаж в программе Киностудия Windows Live»
Календарно -тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности по информатике «Видеомонтаж в программе Киностудия Windows Live»...
Конспект занятия кружка по информатике «Знакомство с программой PowerPoint» 4 класс (Степочкина Ю.А.)
Конспект занятия кружка по информатике «Знакомство с программой PowerPoint» 4 класс (Степочкина Ю.А.)...
Методическая разработка "Решение задания 12 «Выполнение алгоритмов для исполнителя» ЕГЭ-2021 по информатике с помощью программы на PascalABC.Net (версия 3.8)
Для решения задания 12 по теме «Выполнение алгоритмов для исполнителя Редактор» можно использовать математический способ решения, а также написать программу на одном из языков программиров...