РОЛЬ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР В ВОСПИТАНИИ ПОДРОСТКА
статья по информатике и икт на тему
Бурное развитие компьютерных технологий в последние годы накладывают определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информации, применение компьютерных технологий, а именно распространение компьютерных игр оказывает большое влияние на воспитательное пространство современных детей и подростков. А создание воспитательного пространства – это необходимое условие становления личности ребенка не только в стенах образовательного учреждения, но и за его пределами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_kmpyuternkh_igr_v_vospitanii_podrostka_pedsovet.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
РОЛЬ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР В ВОСПИТАНИИ ПОДРОСТКА
Бурное развитие компьютерных технологий в последние годы накладывают определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информации, применение компьютерных технологий, а именно распространение компьютерных игр оказывает большое влияние на воспитательное пространство современных детей и подростков. А создание воспитательного пространства – это необходимое условие становления личности ребенка не только в стенах образовательного учреждения, но и за его пределами.
Существенно изменяется и структура досуга детей и подростков, т.к. компьютер сочетает в себе возможности телевизора, DVD приставки, музыкального центра, книги.
В настоящий момент увеличивается количество детей и подростков умеющих работать с компьютерными программами, в том числе и играть в компьютерные игры.
Вместе с тем несомненным положительным значением компьютеризации следует отметить негативные последствия этого процесса, влияющего на социально – психологическое здоровье детей и подростков.
Негативным последствием этого процесса является явление компьютерной зависимости. Компьютер стал неотъемлемой частью современной жизни, захватывая своим влиянием современных детей и подростков. Компьютерные игры и их роль в воспитании личности огромна, но обычно недооценивается. Исследователи, которые хотя бы раз столкнулись с этой проблемой, обычно остаются под ее впечатлением долгое время. Например, американские исследователи, М. Коул, Ш. Текл, изучавшие в 90-е годы влияние компьютерных игр на детей, назвали электронные игры – «воспитателями, не имеющими себе равных». Так ли это? Сопоставимо ли влияние этих «вторичных агентов социализации» по сравнению с «первичными» - родителями, учителями и др.? Изучению специфики взаимодействия детей и подростков с компьютерами посвящено множество исследований, компьютерная зависимость (как и любая другая) - форма ухода от реальности. Реальности, которая травмирует и которую сложно предсказать, где приходится строить отношения с разными людьми - и с симпатичными нам, и не очень. Реальность чревата конфликтами и разочарованиями, болезненными провалами и горькими потерями. Поэтому еще не научившемуся существовать во взрослом жестком мире подростку и кажется, что компьютер, виртуальная жизнь - идеальный выход. Зависимость от компьютера осознают окружающие ребенка друзья, родственники, знакомые, но отнюдь не он сам, что очень схоже с любым другим видом зависимости.
Несмотря на то, что стремления, возникающие при компьютерной зависимости, изначально несут положительные аспекты, данный тип зависимости, ведет к деградации личности, разложению социального статуса, потере собственного "Я", ухудшению психологического здоровья, возбуждению внутренних раздражителей, возникновению агрессии, замкнутости. Ребенка привлекает в игре: * Наличие собственного (интимного) мира, в который нет доступа никому, кроме него самого; * Отсутствие ответственности; * Реалистичность процессов и полное абстрагирование от окружающего мира; * Возможность исправить любую ошибку путем многократных попыток; * Возможность самостоятельно принимать (любые) в рамках игры решения, вне зависимости от того к чему они могут привести.
Единственным на настоящий момент проверенным способом не дать подростку оказаться в зависимости от компьютерных игр - это привлечь его в процессы, не связанные с компьютерами, чтобы электронные игры и процессы не стали заменой реальности. Необходимо показать растущему человеку, что существует масса интересных способов свободного времяпровождения помимо компьютерных игр, которые не только позволяют пережить острые ощущения, но также тренируют тело и нормализуют психологическое состояние. Одной из задач педагога является организация досуга ребенка таким образом, чтобы оградить его от негативного воздействия информационных технологий, в том числе и компьютера.
Конечно большинство педагогов и родителей против того, чтобы подрастающие дети играли в компьютерные игры. Но сегодня некоторые молодые педагоги используют компьютерные игры в целях развития и обучения.
На самом деле это происходит из-за того, что многие не понимают наличие и разноплановость компьютерных игр на сегодняшний момент. Ведь все конечно же рисует моментально – развлекательные, а не обучающие игры. Есть вариант предположить, что именно с этим и связано отрицательное восприятие словосочетания «компьютерная игра». Но на сегодняшний день, если разобраться, то поколение двадцать первого века получило возможность получать информацию, знания, практику не только с помощью книг, учителей, учебных заведений и прочего, а и при помощи компьютера.
В современном мире компьютерные игры выходят на новый уровень, переходя в отдельный блок. Ведь с помощью игры всегда обучение проходит более интересно и качественно. Ведь не зря вся методика раннего развития построена на её основе. Проблема лишь в том, что подросток выбирает не обучающие игры, а конечно же развлекательные. А именно эта последняя категория, которая стала весьма популярной не только среди подростков, но и взрослых людей – занимает лидирующее положение. Но если взрослый человек, в большинстве случаев контролирует данный процесс, разделяя виртуальный мир от реального, то неподготовленная психика подростка с трудом видит эту грань, и часто скрывается от реальности в виртуальном мире, где он герой и победитель.
К сожалению количество именно «игрушек» перевешивают обучающие, но современные родители, которые контролирует род занятий своего ребенка, должны учитывать факт о наличии полезных игр для развивающегося подростка. И хотя «обучающие» компьютерные программы для подростков не имеют высокой популярности в виртуальных сетях, рекомендуем знать о существовании таковых.
Если родителям сложно отговорить ребенка не проводить столько времени за компьютером, нужно попытаться его просто переключить с игры развлекательной на обучающую. Конечно изначально и родителям и ребенку будет сложно, именно поэтому рекомендуется родителям самим изучить ряд таковых, и преподнести это ребенку не как «настоятельно приказываю», а в виде «помоги мне разобраться» или «а давай сыграем вместе».
Может на данном этапе мы рано говорим о компьютерных играх, как о дополнительной и эффективной форме обучения, но надеемся, что первые шаги в сторону развития уже сделаны.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Роль родителей в трудовом воспитании подростка»
Как родители приучают детей к труду....
Роль проектной деятельности в воспитании подростков
В представленной статье автор рассматривает метод проектов как один из способов организации самостоятельной деятельности, позволяющим решить многие проблемы, связанные с воспитанием и обучением подрос...
Роль семьи в трудовом воспитании подростка
Семья – важнейший источник социального и экономического развития общества. Она является его подвижной ячейкой. Для каждого человека семья – начало начал....
Родительское собрание на тему «Роль родителей в трудовом воспитании подростка»
Качества личности, к воспитанию которых должны приложить усилия в семье - это честность, совестливость и порядочность; предприимчивость и деловитость, достоинство и личная ответственность; инициати...
Сценарий родительского собрания для 5-6 классов "Роль родителей в трудовом воспитании подростка"
Сценарий родительского собрания для 5-6 классов "Роль родителей в трудовом воспитании подростка"...
Родительское собрание «Роль родителей в трудовом воспитании подростка»
Родительское собрание «Роль родителей в трудовом воспитании подростка»...
Семинар-практикум для родителей "Роль родителей в трудовом воспитании подростка"
Конспект семинара-практикума для родителей (5-6 класс)...