Основы компьютерного черчения в системе КОМПАС
план-конспект занятия по информатике и икт (9 класс) на тему
Данный конспект расчитан на базовый уровень преподавания информатики и может быть использован в 9 классе при объяснении темы "Компьютерное черчение - КОМПАС 3D" Данный конспект урока лучше всего использовать на втором уроке объяснения данной темы. Первый урок следует использовать как пропедевтический этап в теме. Так как на компьютерное черчение при 2-х часах в неделю в 9 классе отводится всего лишь 4 часа, необходимо как можно больше информации включить в учебное занятие и первые два урока получаются в большей степени теоретические. В учебнике Угриновича "Информатика и ИКТ" 9 класса дается максимально ограниченное количество информации по теме. Представленный конспект включает в себя материал не представленный в учебнике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompas_3d.zip | 265.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока информатики и ИКТ
Тема: «Основы компьютерного черчения в системе КОМПАС»
Класс - 9
Школа: Филиал МБОУ Сеченовской СОШ – Рогоженская ООШ
Место проведения: Кабинет информатики и ИКТ
Учитель информатики: Кузнецов Алексей Александрович
Тип урока: объяснения
Учебник: Информатика и ИКТ. 9 класс: базовый уровень. Учебник для 9 класса. Н.Д.Угринович
Форма работы: фронтальная, индивидуальная.
Методы обучения: наглядные, практические, проблемный, частично-поисковый.
Оборудование: интерактивная доска, проектор, компьютеры.
Цель урока: Познакомить обучающихся с интерфейсом и основными функциями графического редактора «КОМПАС».
Задачи:
Образовательные |
|
Развивающие |
|
Воспитательные |
|
Ход урока
I Организационный этап
Проверяет готовность учащихся к уроку.
– Ребята, произведите осмотр своего рабочего места. Все ли готово у вас к уроку?
II. Проверка ранее усвоенных знаний
Создаёт условия для эффективной проверки ранее усвоенных знаний, посредством проведения фронтального опроса.
– Сформулируйте определение понятия «графический редактор»
– На какие две категории делятся графические редакторы?
– Что является основой изображения растрового редактора, а что - векторного?
- Как изменяется качество изображения в растровом редакторе при его масштабировании? а в векторном?
– Какие растровые редакторы вы знаете?
– Какие векторные редакторы вы знаете?
III. Актуализация знаний учащихся
– Что нового мы узнали на прошлом уроке?
VI. Объяснение нового материала
Сегодня мы познакомимся и выполним некоторые упражнения в КОМПАС3D. После запуска системы и открытия любого документа на экране появляется главное окно программы. В центре окна приложения располагается рабочее поле, в котором производится создание чертежей.
Для того, что бы каждый понял о чем идет речь, на сегодняшний урок я принес учебники черчения, которые использовались при обучении в то время когда в учебном плане был предмет «черчение». Поработаем в парах, каждая из которых получит учебник черчения и постарается в течение 5 минут найти общее между бумажным чертежным листом и инструментами для черчения с листом и инструментами в редакторе КОМПАС 3D.
- И так, какие сходства вы нашли?
- Как вы считаете в чем преимущество использования программы КОМПАС 3D над ручными инструментами?
Хорошо, а теперь разберем все подробнее, в рабочем поле размещается система координат, положение курсора отсчитывается от начала системы координат. Текущее значение курсора X и Y отображается в правой части строки текущего состояния, расположенной в нижней части окна приложения.
Оперативную помощь в процессе черчения пользователь может получить в строке сообщений, которая располагается ниже строки текущего состояния. В строке сообщений появляются подсказки по текущему действию или описание выбранной команды
Создание и редактирование чертежей выполняется с помощью инструментальной панели, которая размещается в левом верхнем углу окна приложения.
Инструментальная панель включает в себя панель переключения, которая обеспечивает переходы между пятью различными рабочими панелями.
Каждая рабочая панель содержит набор кнопок определенного функционального назначения.
Рабочая панель Геометрические построения содержит кнопки, позволяющие рисовать на чертеже определенные объекты: точку, отрезок, окружность, прямоугольник и другие.
Панель Редактирования содержит кнопки, которые позволяют вносить изменения в чертеж, производя над объектами различные операции: перемещение, копирование, масштабирование и другие
Панель Выделение позволяет осуществлять различные варианты выделения объектов, выделить отдельные объекты или группы объектов.
Панель Измерения позволяет измерять расстояния (вычисляются и отображаются в миллиметрах), углы (в градусах), периметры и площади различных объектов.
Панель Размеры и технологические обозначения позволяет грамотно оформить чертеж, обозначить на чертеже размеры деталей и сделать надписи.
Построение основных чертежных объектов
Выбор создаваемого чертежного объекта (точки, отрезка, окружности, прямоугольника и прочих) осуществляется с помощью панели Геометрические построения.
После выбора объекта щелчком мышью на соответствующей кнопке появляется строка параметров объекта. Строка параметров включает в себя кнопки состояния полей
и сами поля.
По внешнему виду кнопки можно судить о состоянии поля, которое может находиться в одном из трех состояний:
Каждый объект обладает определенным набором параметров, которые характеризуют его размеры и положение на чертеже.
При создании и редактировании объектов работа со строкой параметров сводится к активизации нужных полей и вводу в них заданных параметров. После ввода минимального набора параметров, достаточных для построения объекта (для отрезка - координат начальной и конечной точек), система автоматически создает объект.
- Для того что бы ввести параметры построения существуют следующие способы
- Автоматический ввод параметров производится в процессе рисования объекта щелчками мышью в рабочем поле;
- Ручной ввод параметров производится путем ввода чисел с клавиатуры в поля строки параметров;
- Ввод параметров с использованием Геометрического калькулятора позволяет при рисовании объектов снимать значения их параметров с других объектов, размещенных на чертеже.
Существуют следующие типы документов
- Лист чертежа - основной объект проектирования. Лист чертежа представляет собой непосредственно изображение (чертеж) и его оформление - задание формата листа бумаги, типа основной надписи (штампа). В структуру листа чертежа могут входить виды, технические требования, неуказанная шероховатость, объекты связанной с листом спецификации;
- Фрагмент чертежа - только изображение - набор геометрических элементов и элементы оформления чертежа (размеры);
- Текстовый документ - оформление сопроводительной технической документации на выбранном шаблоне в соответствии с ГОСТ ЕСКД;
- Спецификация.
-Для простоты построения в КОМПАСе существуют привязки:
- При построении чертежа возникает вопрос о геометрических привязках, т.е. о точном задании характерных точек контура. К таким точкам могут быть отнесены следующие:
- ближайшая точка (конец отрезка, дуги, сплайна);
- пересечение;
- касание;
- нормаль;
- центр (дуги, окружности. эллипса);
- точка на кривой.
V. Этап закрепления новых знаний
Приступим к выполнению построений.
– предлагаю вам решить первую задачу.
Построить серединный перпендикуляр к заданному отрезку.
– Давайте вспомним, как вы это делали на уроках геометрии?
- Учитель:
– создает условия для формулирования ответов учащихся посредством наводящих вопросов
– фиксирует на доске перечисленные шаги алгоритма построения равных отрезков;
– создает условия для фиксирования результатов в тетради;
– Выполняем построение
Одним учащимся на интерактивной доске выполняется построение в системе компьютерного черчения КОМПАС.
- Учитель:
– демонстрирует учащимся выполнение задания на интерактивной доске;
– создает условия для формирования технологических умений.
– Попробуем решить следующую задачу:
- Учитель:
– раздает каждому ученику алгоритм построения чертежа в системе компьютерного построения КОМПАС.
– Перед вами алгоритм построения чертежа, определите, пожалуйста, какую содержательную задачу он решает? (решаем обратную задачу)
– Попробуем решить следующую задачу:
- Учитель:
– раздает каждому ученику алгоритм построения чертежа в системе компьютерного построения КОМПАС.
– Перед вами алгоритм построения чертежа, определите, пожалуйста, какую содержательную задачу он решает? (решаем обратную задачу)
– Рассмотрим следующие задания в индивидуальном порядке.
В предложенной вам карточке есть задания различного уровня сложности.
Задание 1 – пошаговое выполнение алгоритма построения (в задании указан как алгоритм геометрического решения задачи, так и алгоритм построений в системе компьютерного черчения КОМПАС);
Задание 2 – самостоятельное выполнение построения (в задании указан алгоритм геометрического решения задачи, учащийся должен самостоятельно произвести построения в системе компьютерного черчения КОМПАС);
Задание 3-7 – самостоятельное выполнение задания (учащийся самостоятельно решает задачу и выполняет построения в системе компьютерного черчения КОМПАС, каждое последующее задание имеет чуть более высокий уровень сложности).
Ваша задача выбрать и выполнить те построения, которые понятны вам после рассмотрения задач предыдущего этапа, сохранив файл с каждой решенной задачей по указанному пути
- Учитель:
– раздает каждому ученику лист с текстом заданий
- Проверим вашу работу.
Учитель создает условия закрепления новых знаний и практических умений через совместную с учащимися проверку предложенных ранее заданий. Проверяются задания в режиме усложнения ученического материала.
VI. Рефлексия деятельности
– Что мы сегодня планировали узнать нового?
– Какие проблемы возникли в процессе работы?
(каждый учащийся фиксирует свою проблему на интерактивной доске)
– Почему возникли проблемы?
Оцените свое состояние в завершении занятия.
Список литературы
- Ганеев Х.Ж. Теоретические основы развивающего обучения. / Урал. гос. пед. ун-т. екатеринбург, 1997
- Геометрия. Учебник 7-9 класс / Атанасян Л.С. – М.: Просвещение, 1997
- Дьяченко В.К., Коллективный способ обучения. Дидактика в диалогах. – М.: Народное образование, 2004;
- Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 9 класса / Н.Д.Угринович. – 4-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009;
- Информатика. Задачник – практикум в 2т./ Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера: Том 2. – М.: Бином. Лаборатория Знаний, 2002;
- Компьютерная графика. Элективный курс: Учебное пособие / Л.А. Залогова. – 2-е изд. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2006;
- Кузнецов А.А., Самовольнова Л.Е. Программы общеобразовательных учреждений Информатика. – М.: Просвещение, 2002;
- Мельникова Е.Л., Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., 2006;
- Поташник М.М., Требования к современному уроку. Методическое пособие. – М: Центр педагогического образования, 2008;
- www.school-collection.edu.ru
- www.megabook.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
7 класс. Системы компьютерного черчения. Черчение геометрических примитивов в системе компьютерного черчения КОМПАС
7 класс. Технология обработки графической информации. Системы компьютерного черчения. Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения КОМПАСПрезентация для дистанционного изучени...
Открытый урок по теме "Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения КОМПАС"
Открытый урок по теме "Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения КОМПАС". Цель урока : с помощью системы компьютерного черчения научиться выполнять геометрические пост...
Система компьютерного черчения КОМПАС
Материал представляет собой разработку плана урока по теме "Сисмета компьютерного черчения КОМПАС" для учащихся 9 класса по разделу "Компьютерная графика"....
Система компьютерного черчения КОМПАС
Материал представляет собой разработку плана урока по теме "Сисмета компьютерного черчения КОМПАС" для учащихся 9 класса по разделу "Компьютерная графика"....
электронное пособие по черчению в системе КОМПАС 3D LT
Сейчас как никогда остро стоит вопрос политехнизации образования и производства в целом. Это значит, что уже в школе будущие инженеры, конструкторы, и все технические специалисты должны усердно з...
Статья Из опыта работы учителей технологии по реализации факультативного курса «Компьютерная графика в системе Компас-3D»
Из опыта работы учителя технологии. Реализация факультативного курса " Компьютерная графика в системе " Компас 3Д"...
Рабочая программа факультативного курса " Компьютерная графика в системе " Компас 3Д"
Рабочая программа факультативного курса " Компьютерная графика в ситеме " Компас 3Д" для 10 класса...