Биоадекватные методики в изучении информатики.
статья по информатике и икт на тему
Предварительный просмотр:
БИОАДЕКВАТНЫЕ МЕТОДИКИ
В ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Андросова Т.А., Чернова Е.Н., Шаповалова В.А.
МБОУ СОШ № 17 г. Белгорода
Древние греки, придумавшие слово «био», подарили миру «жизнь» (именно так оно переводится на все языки планеты). Сегодня это слово-коротышка стало приставкой к десяткам, если не к сотням словообразований, без которых нашу действительность представить довольно трудно. И педагогическая деятельность здесь не исключение.
С изменением целей, задач, содержания общего образования изменялись и методы педагогического воздействия. Под влиянием общего кризиса нашей цивилизации очевидны глубокие перемены в осознании человечеством себя и окружающего мира. В связи с этим, наблюдается и переоценка образовательных традиций и методик, ибо новое поколение необходимо готовить к реалиям постоянно меняющейся жизни. Таким образом, на современном этапе появилось ноосферное образование.
Основной характеристикой ноосферного образования является его соответствие природе человеческого восприятия, экологическая чистота, нацеленность на раскрытие высшего «Я» учителя и ученика через их творческое взаимодействие по всем каналам восприятия. Целью ноосферного образования является - научение целостному динамическому мышлению посредством мыслеобразов (индивидуально воспринятый всеми органами чувств целостный образ предмета, явления, события).
В данном направлении образования одним из эффективных методов обучения становится методика биоадекватного преподавания предмета. Биоадекватная методика преподавания была впервые описана в начале 90-х годов XX века.
Суть биоадекватной методики лежит в создании комфортных условий через релаксацию, активную деятельность и закрепление учебного материала. Новшеством этой методики является построение преподавания согласно природным данным ребенка - мыслить, созидать, познавать.
Биоадекватная методика относится к одной из моделей инноваций. Активизация творческой, рациональной и эмоциональной, образной сферы учеников является ее отличительной особенностью. Эта методика ориентирована на развитие целостного экологического мышления учащихся, которая способствует мотивации и активизации всех потенциальных возможностей личности.
При инновационном преподавании появилась новая функция - управление познавательной деятельностью ученика через аппарат эмоций и ощущений. При биоадекватном преподавании ученик не получает наглядное пособие в готовом виде, а сам его создает в своем воображении, отображая затем увиденную мыслеформу на бумаге и располагая на нее полученную от педагога учебную информацию в строгой алгоритмической последовательности.
Основная цель биоадекватной методики - сформировать учебный мыслеобраз как единицу знания, заложить его в долговременную память ученика и научить пользоваться этим мыслеобразом. Как уже было сказано выше, приобретение знаний происходит в состоянии релаксации. Во время этого этапа формируется мыслеобраз учебного материала, на который накладывается теоретическая информация в определенном алгоритмическом порядке.
Далее осуществляется выведение образа на уровень словесного описания и графического образа, выраженного в рисунке. При этом ученик поставлен в такие условия, когда ему приходится самостоятельно неоднократно вслух повторять новый материал, комментировать его во время создания образа на бумаге, что, несомненно, ведет к лучшему запоминанию информации. Процесс реализации биоадекватного преподавания, наряду с определением содержания учебного материала, предполагает также разработку способов его введения и активизации в речи учащихся.
Таким образом, в биоадеквотной методике преподавания цели рассматриваются несколько шире, чем в традиционной. Спокойная атмосфера учёбы приводит к улучшению самочувствия, так как учащиеся испытывают удовольствие от работы. Они ожидают уроков и это усиливает ощущение быстроты продвижения вперёд и успеха.
Задача учителя, работающего в биоадекватном режиме – создать на уроке атмосферу радости, удовольствия, единения с миром, привлекая природный механизм. При объяснении нового материала на помощь педагогу приходит опорный образ. Образ должен быть известен ученикам, вызывать положительные эмоции, способствовать развитию воображения.
Образ выбирается с учетом темы занятия, цели, проблемы и объема той информации, которую необходимо презентовать в качестве нового материала. Учитель находит основу аналогии образа с содержанием или структурой учебной информации.
Новый материал на биоадекватном уроке предлагается ребёнку в спокойном состоянии, когда отсутствует страх, волнение и напряжение. Именно поэтому учебная информация воспринимается легко. Ребёнок создаёт свой собственный образ, окрашенный положительными эмоциями. Найденный образ запечатлевается им в памяти. На него наносится структурированная информация. Он становится безотказным средством для усвоения нового материала. Образ позволяет ученику связать новые знания с его личным собственным опытом. Музыка, запахи, ощущения становятся помощниками для сохранения материала в долговременной памяти. При этом задействовано правое образное полушарие. Дальнейшая работа идет с подключением левого логического полушария. Ведь полученную информацию необходимо воспроизвести. Кроме того, левое полушарие включается в работу и тогда, когда ученики выполняют упражнения на тренировку понимания нового учебного материала, творческие работы на закрепление навыков использования нового материала. Накопление информации систематически повторяется и активизируется. Активизация и осмысление накопленного материала во время релаксационного курса происходит во время занятий с педагогами.
Известному режиссеру Феллини принадлежит фраза: “Я верю в информацию, вытекающую из образа”. Информация, которую получают ученики на наших уроках по биоадекватной методике - это сведения о времени, об эпохе, о людях, об ученых, о их восприятии эпохи. Урок, проведенный по этой методике, не ориентирует учащихся на конкретику, а помогает почувствовать дух ученого, нерв эпохи, способствует формированию вечных общечеловеческих ценностей. Это происходит естественным способом - при помощи образа. Не даром об образах говорят как о созданных по принципу золотых пропорций.
Одним из положительных опытов такого воздействия на становление духовного мира ученика можно считать биоадекватную методику на основе релаксации в процессе приобретения теоретического материала и использования всех каналов восприятия в процессе подачи материала. Учебный материал любого предмета подается в форме рассказа с опорой на природный или просто положительный образ хорошо знакомый каждому ребенку в группе, вызывающий положительную реакцию на него у всех учащихся. Таким образом, новая информация накладывается на положительный образ, трансформируется в виде опорного конспекта и закладывается в долговременную память.
Наибольшее значение имеет деятельностный этап. Происходит усвоение информации через потягивание, физические упражнения, рисунок, письмо, работу с раздаточным материалом в группах, подкрепляющую учебный материал. В конце урока учащиеся показывают свой мыслеобраз в виде: эссе, рассказа, схемы, кроссворда, рисунка, программы.
Таким образом, в результате такого урока осуществляется очень важный психологический процесс – синхронизация работы обоих полушарий головного мозга. Взаимодействие левого и правого полушария приводит к тому, что развивается целостное мышление. Такая методика позволяет создать ситуацию моделирования самим учеником учебных знаний. Ученик, владеющий работой обоих полушарий, воспринимает информацию творчески. Такой урок дает детям желание учиться, ощущение психологического комфорта, творческого поиска, вдохновения и созидания, так как на нём каждый ребенок осознает свою уникальность и индивидуальность. Какое удивление и радость испытывает ученик, когда впервые узнает, что он тоже что-то может, знает и умеет, устанавливается комфортная зона мышления, снимаются страхи, агрессия, появляется позитивный подход к себе и окружающим. Во время работы на уроках в биоадекватном режиме наблюдаются изменения в поведении детей: исчезает неуверенность, чувство страха при ответах, появляется желание трудиться. На уроках ребята не устают, а время пролетает незаметно, что способствует превращению учебы в приятный и интересный процесс. Создание благоприятного климата на каждом уроке позволяет сохранить здоровье ребёнка.
Таким образом, данная методика способна решить вопрос экологизации учебно – воспитательного пространства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Биоадекватная методика преподавания на уроках математики в средней школе.
Данная статья показывает использование биоадекватной методики на уроках алгебры....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДИК ЛИЧНОСТНО – ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКИ
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в п...
ТЕМА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ: «Технология проблемного обучения как средство повышения мотивации при изучении информатики и математики». Учитель математики и информатики Буланчикова Евгения Михайловна
ТЕМА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ: «Технология проблемного обучениякак средство повышения мотивации при изучении информатики и математики»....
Методика для изучения социализированности личности учащегося (методика М.И.Рожкова)
Методика для изучения социализированности личности учащегося (по методике М.И.Рожкова)...
Методика для изучения социализированности личности учащегося (по методике М.И.Рожкова)
Методика для изучения социализированности личности учащегося (по методике М.И.Рожкова)...