Открытый урок по информатике "В царстве условного алгоритма"
план-конспект урока по информатике и икт (9 класс) по теме

Турцук Анастасия Александровна

Конспект открытого урока по информатике на изучение условного оператора.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок-игра "В царстве условного алгоритма"

Тема урока: Условный алгоритм. Решение простейших задач с помощью блок-схем.

Цели урока: сформировать у учащихся первые навыки решения задач на составление программ с использованием блок-схем.

Задачи урока: 

  • ввести понятие условного алгоритма;
  • решать простейшие задачи на использование условного оператора с помощью блок-схем;
  • ученики должны понять и запомнить формат условного алгоритма;
  • решать аналогичные задачи, используя блок-схему;

находить общее и различие в поставленных задачах, замечать ошибки;

Тип урока: урок изучения нового материала.

Дидактический материал: карточки с задачами.

Наглядное пособие: презентация к уроку, плакат "Формат условного оператора".

Ход урока

Оргмомент. Тема нашего урока: В царстве условного алгоритма.

Цели: ввести понятие условного алгоритма; решать простейшие задачи на использование условного оператора с помощью блок-схем.

В ходе урока за активное участие каждому вручаем в виде поощрения битики. Каждый правильный ответ 1 битик.

II. Повторение. В начале урока мы повторим то, что проходили на прошлом уроке.

Какая тема была? (Линейный алгоритм).

Что такое линейный алгоритм? (это команды, которые выполняет исполнитель шаг за шагом).

Приведите примеры. (программа - диалог)

Давайте с вами проверим домашнее задание. Вам была дана задача к которой вы должны были нарисовать блок-схему.

Задача. Исполнитель Робот умеет перемещаться по лабиринту, начерченному на

плоскости, разбитой на клетки. Между соседними (по сторонам) клетками

может стоять стена, через которую Робот пройти не может.

У Робота есть четыре команды - это команды-приказы:

вверх вниз влево вправо

При выполнении любой из этих команд Робот перемещается на одну клетку

соответственно: вверх ↑, вниз ↓, влево ←, вправо →. Если Робот получит

команду передвижения сквозь стену, то он разрушится.

(Один ученик рисует блок-схему на доске).  Молодцы, вы справились с заданием, а теперь давайте решим эту задачу с дополнительными условиями. У вас нет схемы лабиринта и робот должен проверить нет ли перед ним стены.  (Попробовать разобрать ее. Составить алгоритм решения задачи с помощью словесного описания.)

III. Постановка задачи

Мы должны создать такую программу, при помощи которой компьютер будет думать, чувствовать и выбирать правильное решение из нескольких вариантов ответов.

Поэтому мы сегодня в гостях "В царстве условного алгоритма".

Здесь собрались самые умные и творческие личности. Как вы думаете, в каких областях сильны жители этой страны? (математики, физики, конструкторы и т.д.)

Все они отличаются  чудесным умом, волшебной логикой и загадочной смекалкой. Живут они дружно, горя не ведают, ведь все трудности, которые им попадаются на пути, решают вместе, сообща.

Правят этой страной принц Физика и принцесса Алгебра. Весь физический труд в стране они автоматизировали, т.е. сделали роботов, которые им помогают во всем. А сделали они это не потому, что им самим работать неохота, а потому, сто все они общаются на особом, алгоритмическом языке, который очень хорошо понимает компьютер. И поэтому создавать роботов и писать для них новые, более усовершенствованные программы, для жителей этой страны, является основной работой. Местные жители очень приветливы и гостеприимны, и они рады обучить всех гостей своей страны азам алгоритмического языка.

IV. Решение простейших задач с использованием блок-схем

Задача 1. (задает царевна Алгебра)

Написать программу, которая решает линейное уравнение ах = b. Программа должна проверять правильность введенных пользователем данных и, если они неверные (делитель равен нулю), выдавать сообщение об ошибке.

выбор последовательности инструкций осуществляется во время выполнения программы в зависимости от выполнения условия;

 условие - это выражение логического типа, которое может принимать одно из двух значений: true (истина - условие выполняется) или false (ложь - условие не выполняется);

 Задача 2. (задает принц Физика)

Напишите алгоритм решения следующей задачи:

ЭВМ спрашивает: "Всадник быстро скачет на лошади. Что будет с всадником, если лошадь резко остановится? Упадет ли всадник?" Если ответ положительный, то отвечает: "Да упадет через голову коня, то есть он будет сохранять свое движение". В противном случае просит: "Нет!"

Для записи блок-схемы алгоритма к доске вызываются три ученика (по желанию; при отсутствии желающих достаточно вызвать одного). В случае затруднений учитель оказывает помощь.

V. Закрепление.

Далее предлагаются сразу две задачи. (Задают местные жители)

Задача 3. Написать алгоритм решения следующей задачи:

ЭВМ спрашивает: "Сколько будет 2 + 2 = ?" Если ответ верен, то отвечает: "Молодец!" В противном случае: "Запомните: 2 + 2 = 4!"

Задача 4.

Написать алгоритм решения следующей задачи:

ЭВМ спрашивает: "Делаете ли вы по утрам зарядку?" Если ответ положительный, то отвечает: "Физкульт-ура!" В противном случае: "Если хочешь быть здоров, закаляйся!"

Предлагаются вопросы для обсуждения:

Найти общее и различие в постановках задач.

Какая из задач 3, 4 ближе к задаче 1, а какая - к задаче 2?

Что нужно изменить в блок-схемах решения задач 1, 2, чтобы они стали блок-схемами решения задач 3, 4?

А теперь давайте порешаем задачи самостоятельно.

  1. Дано целое число. Если оно является положительным, то прибавить к нему 1; если отрицательным, то вычесть из него 2.
  2. Известны коэффициенты и с квадратного уравнения. Вычислить корни квадратного уравнения. Входные данные: a, b, cВыходные данные: x1, x2.

Теперь мы с вами научились составлять условные алгоритмы и рисовать к ним блок-схемы. Вот теперь мы сможем решить задачу по про робота. (За правильное решение задачи команда получит 1 байт)

Эстафета

Эстафета начинается с того, что участник каждой команды, сидящий за первой партой, выполняет первое задание. Выполнив его, ученик передает листок товарищу, сидящему за следующей партой, и т. д. Если участник эстафеты не справляется с заданием, то он может попросить помощи у капитана. После выполнения последнего задания капитан заполняет бланк телеграммы.

За каждое правильно выполненное задание ученик получает до 4 битиков. Побеждает команда, набравшая больше битиков. При этом оценивается не только правильность выполненной работы, но и скорость выполнения - команда, первой выполнившая задания, получает дополнительно 1 битик.

По окончании эстафеты заполняется следующая таблица:

Команда

Задания

1

2

3

4

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задания для эстафеты.

1. Выпишите буквы, расположенные в клетках с координатами (В6), (Е4), (А1), (Е5) и узнайте первые буквы телеграммы.

1

2

3

4

5

6

А

Э

У

Ф

У

В

Ш

О

Д

С

Т

Л

3

Ы

И

К

В

Н

Ц

Ь

Б

Ю

Ж

Щ

Ф

В

Е

Г

О

Р

М

Н

Ъ

Я

Ч

И

А       В      С       D      Е     F

Ответ. ЭВМТ.

2. Выполните алгоритм и узнайте следующие буквы.

Ответ. ВОЙ.

3. Выберите лишнюю фигуру и узнайте следующие буквы.

Ответ. ДР.

4. Нарисуйте недостающую картинку и узнайте следующую букву.

Ответ. У.

5. Выберите лишнюю букву и узнайте следующую букву телеграммы.

А Г О У Е Я

Ответ. Г.

Бланк телеграммы:

 

 

 

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответ. ЭВМ - ТВОЙ ДРУГ.

Итоговая командная победа определяется по сумме битиков.

Ассистент проводит проверку и анализ выполненных заданий и сдает отчет учителю, за что получает индивидуальную оценку. Отдельные ученики награждаются грамотами и шутливыми призами.

VII. Домашнее задание

Придумать задачу с условным алгоритмом. Записать решение с помощью блок-схемы.

VIII. Подведение итогов урока.

Что вы узнали на этом уроке? (Условный алгоритм)

Чтобы решить такие задачи, что нам поможет? (Любому человеку нужны ум, смекалка, логика.).

Спасибо за урок.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация к уроку по информатике и ИКТ по теме "В царстве условного алгоритма" Автор: Турцук Анастасия Александровна учитель информатики и ИКТ МКОУ «Локшинская СОШ»

Слайд 2

Задачи урока: ввести понятие условного алгоритма; решать простейшие задачи на использование условного оператора с помощью блок-схем; ученики должны понять и запомнить формат условного алгоритма; решать аналогичные задачи, используя блок-схему;

Слайд 3

Условные обозначения для блок-схем - начало или конец программы - ввод и вывод данных - действия условие решения программы - направление процесса

Слайд 4

Задача Исполнитель Робот умеет перемещаться по лабиринту, начерченному на плоскости, разбитой на клетки. Между соседними (по сторонам) клетками может стоять стена, через которую Робот пройти не может. У Робота есть четыре команды - это команды-приказы: вверх вниз влево вправо При выполнении любой из этих команд Робот перемещается на одну клетку соответственно: вверх, вниз, влево, вправо. Если Робот получит команду передвижения сквозь стену, то он разрушится.

Слайд 5

Разветвляющийся (условный) алгоритм – это алгоритм, в котором в зависимости от условия выполняется либо одна, либо другая последовательность действий. Условие – высказывание, которое может быть либо истинным, либо ложным. Для построения простого логического условия используются операции: < ; >; <=; >=; =; < >

Слайд 6

Блок-схема Условие Действие 1 Действие 2 + - Действие Условие + - Неполная форма Полная форма

Слайд 7

Задача 1. (задает царевна Алгебра) Написать программу, которая решает линейное уравнение ах = b. Программа должна проверять правильность введенных пользователем данных и, если они неверные (делитель равен нулю), выдавать сообщение об ошибке.

Слайд 8

Задача 2. ( задает принц Физика) Напишите алгоритм решения следующей задачи: ЭВМ спрашивает: "Всадник быстро скачет на лошади. Что будет с всадником, если лошадь резко остановится? Упадет ли всадник?" Если ответ положительный, то отвечает: "Да упадет через голову коня, то есть он будет сохранять свое движение". В противном случае просит: "Нет!"

Слайд 9

Задача 3. (Задают местные жители): Написать алгоритм решения следующей задачи: ЭВМ спрашивает: "Сколько будет 2 + 2 = ?" Если ответ верен, то отвечает: "Молодец!" В противном случае: "Запомните: 2 + 2 = 4!" Задача 4. Написать алгоритм решения следующей задачи: ЭВМ спрашивает: "Делаете ли вы по утрам зарядку?" Если ответ положительный, то отвечает: "Физкульт-ура!" В противном случае: "Если хочешь быть здоров, закаляйся!"

Слайд 10

Задачи для самостоятельного решения в группах: Дано целое число. Если оно является положительным, то прибавить к нему 1; если отрицательным, то вычесть из него 2. Известны коэффициенты и с квадратного уравнения. Вычислить корни квадратного уравнения. Входные данные: a, b, c . Выходные данные: x 1 , x 2 .

Слайд 12

Домашнее задание Придумать задачу с условным алгоритмом. Записать решение с помощью блок-схемы.

Слайд 13

Урок окончен, спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по информатике 10 класс "Алгоритм - модель деятельности"

На данном уроке прослеживаются все этапы урока. Урок построен по проектной технологии. Учащиеся на уроке создают мини проекты...

Открытый урок по информатике "Алгоритм ветвления" 9 класс

Урок "Алгоритм ветвления" Учебный предмет – информатика.Уровень образования школьников: 9 класс общеобразовательной школы, второй год изучения предмета.Раздел программы: Программное обеспечение и...

Открытый урок по информатике и ИКТ в 9 классе "Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы"

Урок по информатике и ИКТ в 9 классе "Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы"...

план -конспект открытого урока по информатике на тему "Определение и свойства алгоритма"

Тема урока: «Определение и свойства алгоритма».Цель урока:развитие алгоритмического мышления; формирование алгоритмической культуры учащихся.воспитание познавательного интереса к пред...

Конспект урока по информатике на тему «Алгоритм и кодирование основных алгоритмических структур. Алгоритм и его свойства. Алгоритмические структуры «ветвление» и «цикл»

Конспект урока по информатике на тему «Алгоритм и кодирование основных алгоритмических структур. Алгоритм и его свойства. Алгоритмические структуры «ветвление» и «цикл»...

Конспект урока по информатике на тему «Алгоритм и кодирование основных алгоритмических структур. Алгоритм и его свойства. Алгоритмические структуры «ветвление» и «цикл»

Конспект урока по информатике на тему «Алгоритм и кодирование основных алгоритмических структур. Алгоритм и его свойства. Алгоритмические структуры «ветвление» и «цикл»...

Конспект урока по информатике на тему «Алгоритм и кодирование основных алгоритмических структур. Алгоритм и его свойства. Алгоритмические структуры «ветвление» и «цикл»

Конспект урока по информатике на тему «Алгоритм и кодирование основных алгоритмических структур. Алгоритм и его свойства. Алгоритмические структуры «ветвление» и «цикл»...