разработка урока информатик 9 класс
методическая разработка по информатике и икт (9 класс) на тему

Клименко Ирина Александровна

Разработка урока информатики в 9 классе, на тему" Представление данных в виде диаграмм"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx155.28 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока
«Представление  данных в виде диаграмм.Построение диаграмм»

9 класс

Цели урока:

образовательные – научить учащихся представлять числовую информацию в графическом виде, познакомить учащихся с различными видами диаграмм в ЭТ; изучить алгоритм построения диаграмм;
воспитательные – развитие познавательного интереса, повышение мотивации учащихся путем использования нестандартных задач, развитие умения работать самостоятельно и в группе;
развивающие – развитие логического мышления, памяти, внимания, развитие навыков самостоятельной работы на компьютере.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Программное обеспечение: MS Excel 2003, , презентация урока.
Раздаточный материал: опорные конспекты для учащихся.

План урока

  • Организация класса.
  • Контроль и систематизация теоретических знаний. Сообщение темы и целей урока.
  • Объяснение нового материала.
  • Самостоятельная работа.
  • Творческое задание.
  • Подведение итогов урока.
  • Домашнее задание.

Ход урока

  1. Организация класса.

На прошлых занятиях мы познакомились с основными принципами решения задач, представляемых в виде таблицы; научились осуществлять ввод и копирование данных, выполнять расчеты по формулам, использовать встроенные функции, форматировать содержимое таблицы.
Чтобы показать уровень вашей подготовленности, ответьте на вопросы теста.

  1. Контроль и систематизация теоретических знаний. Сообщение темы и цели урока.

(Обучающиеся выполняют работу - ребус на компьютере и сообщают учителю полученный ответ).
Ребята, посмотрите на свои ответы и скажите какое слово зашифровано?
(Ответ: Диаграмма.)
Тема нашего урока «Работа с таблицами в Excel и построение диаграмм». 
Сегодня на уроке мы повторим различные способы форматирования текста и таблиц, научимся строить диаграммы, а также их форматировать, т.е. оформлять и делать их более привлекательными, красочными.

  1. Объяснение нового материала.

Диаграмма - это способ представления данных таблицы в графическом виде, который используется для наглядности анализа и сравнения данных
Типы диаграмм. Для представления данных в различной форме существует много типов диаграмм. Для каждого набора данных важно правильно подобрать тип создаваемой диаграммы.
Для наглядного сравнения различных величин используются линейные диаграммы. Например, с помощью диаграммы можно наглядно представить данные о численности населения различных стран.
Для отображения величин частей от целого применяется круговая диаграмма. Круговая диаграмма позволяет, например, наглядно показать доли стоимости отдельных устройств компьютера в его цене.
Для отображения изменения величин в зависимости от времени используют графики, т. е. графики выбирают в тех случаях, когда хотят отобразить изменение данных за равные промежутки времени.
Создание диаграмм с помощью Мастера диаграмм. Для создания диаграмм в программе Excel существует Мастер диаграмм. Это средство состоит из набора интерактивных диалоговых окон, которые проведут через весь процесс построения необходимой диаграммы. Технологию построения диаграммы проследим на примере следующей задачи:

Давайте представим себя менеджерами фирмы по продаже фотопленки. Ежедневно вы подводите итоги продаж и планируете объем заказа на складе.
Подготовим таблицу по приведенному ниже образцу и заполним её по своему усмотрению (внесите количество проданных пленок каждого вида)
Для лучшей наглядности данные в таблице лучше всего изобразить в виде диаграммы.

  1. Для создания диаграммы выполняют следующие действия:
  2. Выделите область данных для построения диаграммы и нажмите кнопку Мастера диаграмм
  3. Выберите нужный вам тип диаграммы и нажмите кнопку Далее

  1. Перейдите на вкладку Ряд и в поле Подписи категорий укажите столбец, содержащий категории оценок. Нажмите кнопку Далее.
  2. На вкладке Заголовки укажите название диаграммы, на вкладке Подписи данных выберите пункт Категория и доля и нажмите кнопку Далее.
  3. Укажите лист на котором вы размещаете диаграмму и нажмите кнопку Готово.

Редактирование диаграммы. Если построенная Мастером диаграмма нуждается в доработке или исправлениях, их можно внести, вызвав Контекстное меню для форматируемого элемента и выбрав соответствующую команду.

  1. Самостоятельная работа.Проводится одновременно с работой учеников на компьютере синхронно с учителем.
    Задание.
  • Запустите табличный процессор.
  • Откройте файл poezd.xls
  • Создайте столбчатую диаграмму распределения времени стоянки по станциям. Для этого выполните следующие действия:
  • Выделите диапазон ячеек А3:В11
  • Мастер Диаграмм.
  • В появившемся окне выберите тип диаграммы Гистограмма. Выберите первую гистограмму из списка и нажмите кнопку Далее>>
  • Посмотрите, какой вид будет иметь гистограмма. Определите, какие значения будут показаны по оси X, а какие по оси Y. Нажмите кнопку Далее>>
  • Выберите вкладку Заголовки и в строку Название диаграммы введите «Распределение времени стоянок по станциям»
  • В строку «Ось Х категорий» введите «Станции»; в строку «Ось Y категорий» введите «Время стоянки»
  • Нажмите кнопку Готово
  • Измените положение диаграммы на рабочем листе таким образом, чтобы она не закрывала таблицу.
  • Измените шрифт заголовка. Для этого:
  • Выберите мышью заголовок;
  • Вызовите контекстное меню;
  • Выполните в нем команду Шрифт;
  • В появившемся диалоговом окне Шрифт и начертание для заголовка установите следующие параметры:
  • Шрифт Courier New Cyr;
  • Размер 14;
  • Цвет Синий;
  • Начертание: Полужирный
  • Подтвердите исполнение, нажав ОК.
  • Убедитесь, что легенда не закрывает область заголовка, в противном случае передвиньте ее, или уменьшите размер, щелкнув по ней мышкой и выполните необходимые преобразования.
  • Измените масштаб диаграммы по вертикали. Для этого щелкните мышкой непосредственно по диаграмме, и измените ее размер по вертикали.
  • В результате вы должны получить следующую вид вашей страницы:
  1. Творческое задание (работа в группах).

Построить по данным таблицу и диаграмму, объяснить, что показывает ваша диаграмма, и почему вы выбрали именно этот тип диаграммы для данных показателей.
1) В Южной Америки самый высокий водопад - Анхель, его высота 1054 м. В Евразии самым высоким является водопад Утигард – 610 м. В Африке – Тугела, его высота 933 м. В Северной Америке самым высоким является водопад Йосемитский, его высота – 727 м
. (Цилиндрическую диаграмму)
2) Площадь мировых океанов такова: Тихий океан - 178 684 тыс. кв. м., Атлантический - 91 655 тыс. кв. м., Индийский - 76 174 тыс. кв. м., Северный – Ледовитый - 14 756 тыс. кв. м.
(чтобы лучше представить себе соотношение площадей четырех океанов Земли, данные таблицы удобно отобразить в виде круговой диаграммы).
3) Месячная прибыль фирмы BEC (Barnaul Electric Company) производящей персональные компьютеры за 6 месяцев 2003 года следующая март – 11051$, апрель 11800$, май – 14000$, июнь - 14918$, июль – 16487$, август – 18600$ (
Построить график роста прибыли).
4) Александр I правил 24 года, Николай I правил30 лет, Александр II правил 26 лет, Александр III правил 13 лет, Николай II правил 23 года. Построить диаграмму из которой будет видно, кто сколько лет был у власти (
гистограмму).
5) Состав воздуха следующий: содержание Азота – 77 %, Кислорода – 22 %, Других газов – 1 %. Построить диаграмму из которой будет видно содержание газов в воздухе.
6) Представить с помощью диаграммы динамику изменения цен по годам на различные модели компьютеров на базе процессоров Pentium I и Pentium II:

1999

2000

2001

Цена компьютера на базе процессоров Pentium I

800$

550$

450$

Цена компьютера на базе процессоров Pentium II

1200$

800$

550$

  1. Подведение итогов. Итак, мы сегодня отработали построение и чтение диаграмм. Давайте сформулируем алгоритм построения диаграмм. Расположите приведенные прямоугольники в правильном порядке.

Мы построили лестницу и сегодня каждый из вас поднялся на новую ступень своего развития! Сегодня на уроке оценки получили следующие ученики: … (Назвать учеников, успешно справившихся с заданиями). Молодцы!

  1. Домашнее задание. Подготовит таблицу калорийности самых популярных продуктов.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока информатики в 11 классе "Вставка гиперссылок для управления презентацией PowerPoint"

Ресурс к уроку информатики в 11 классе по теме "Вставка гиперссылок для управления презентацией PowerPoint" представляет комплект методических материалов: 1. План урока. 2. Презентация, сопровождающ...

Методическая разработка урока информатики в 5 классе "Компьютерная помощница - мышь"

Методическая разработка урока информатики по УМК Макаровой Н.В. "Информатика. Учебник 5-6. Начальный курс", изд "Питер", 2007 представляет собой комплект, в состав которого входят:1. план урока;2. пре...

Методическая разработка урока информатики в 9 классе "Моделирование составных документов в среде текстового редактора MS Word"

Материал к уроку информатики в 9 классе по теме "Моделирование составных документов в среде текстового редактора MS Word" состоит из подробного конспекта урока, презентации, выполненной в среде MS Pow...

Методическая разработка урока информатики в 5 классе. Создание комбинированных документов« Семейное дерево».

Урок практикумПрактическая работа  предназначена для закрепления знаний и навыков работы с объектами в текстовом редакторе Word по следующим темам:1.  Панель инструментов Рисование, назначен...

Разработки уроков информатики. 7 класс

Данные конспекты уроков к учебнику Л. Босовой....

Методическая разработка урока информатики в 5 классе по теме "проектирование орнамента в программе Paint

Тема урока: Проектирование орнамента.Раздел программы: работа с графическим редактором.Цели урока:Образовательная:отработка навыков работы с графическим редактором;повторение и закрепление навык...

Методическая разработка урока информатики в 9-ом классе "Условный оператор"

Данный материал содержит примеры решения задач программирования на языках Basic и QBasic с использованием условного оператора. ...