Урок по теме "Математическое моделирование в эл. таблицах"
план-конспект урока по информатике и икт (9 класс) по теме

Герасимовская Ольга Николаевна

Конспект урока и презентация по теме "Математическое моделирование в электронных таблицах" в 9 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_teme_modelirovanie.docx36.13 КБ
Файл bioritmy.pptx205.61 КБ

Предварительный просмотр:

Урок информатики по теме:

"Математическое моделирование с использованием ЭТ".

(раздел «Табличные вычисления на компьютере») 

Класс: 9А

Цель:

  • Образовательная: 
  • организовать деятельность учащихся по созданию компьютерной модели в электронных таблицах для практического использования в различных жизненных ситуациях.
  • Развивающие: 
  • развивать практические навыки по составлению моделей в электронных таблицах;
  • показать возможности применения табличного процессора Еxel в решении нестандартных задач из области биологии.
  • формировать межпредметную связь;
  • развивать аналитические способности, внимание, мышление.
  • Воспитательные: 
  • способствовать обогащению внутреннего мира учащихся;
  • отработать умение проводить анализ полученной информации.

Тип урока: комбинированный.

Формы организации учебной деятельности: 

  • фронтальная работа;
  • беседа;
  • компьютерный эксперимент.

Оборудование: проектор,  компьютеры.

Программное обеспечение: MS Office – PowerPoint, Excel.

Этапы урока: 

  1. Организационный.
  2. Актуализация знаний учебной деятельности.
  3. Постановка цели урока.
  4. Освоение нового материала через выдвижение гипотез и анализ результатов исследования моделей.
  5. Первичная проверка понимания знаний. Практическая работа. Анализ результатов.
  6. Подведение итогов урока.

ХОД УРОКА

I. Организационная часть 

  • Приветствие.
  • Проверка отсутствующих.

II. Постановка цели урока.

       Тема нашего урока – “Математическое моделирование с использованием ЭТ”.  (слайд 1)

           Цель урока: (слайд 2)

  • Познакомиться с  возможностями MS Excel при решении нестандартных задач из разных предметных областей (в частности, биологии).
  •  Практически применить знания, умения и навыки, полученные при изучении темы «Табличные вычисления на компьютере».
  • Создание модели, позволяющей рассчитывать биоритмы человека

III. Актуализация знаний учебной деятельности 

     На сегодняшнем уроке мы продолжим с вами знакомиться с возможностями электронных таблиц и прежде чем перейти к новой теме давайте вспомним некоторые понятия:

  • Что такое моделирование (Процесс построения моделей для исследования и изучения объектов, процессов или явлений)
  • Математическая модель (описание моделируемого процесса на языке математики),
  • Определить какие модели являются материальными, а какие информационными, и для чего предназначены данные модели? (слайд3)
  1. Макет декорационного оформления театральной постановки.
  2. Эскизы костюмов к театральному спектаклю
  3. Глобус
  4. Атлас
  5. Генеалогическое дерево
  6. Макет скелета человека
  7. Расписание движения поездов
  8. Схема метрополитена
  9. Оглавление книги
  10. Формула определения площади квадрата.

1-материальный

2-информационный

3-материальный

4-информационный

5-информационный

6-материальный

7-Информационный

8-информационный

9-Информационный

10-Информационный

Для работы с ЭТ повторим основные понятия: (слайд 4-6)

1) Формула – это:

  1. адреса ячеек и знаки арифметических операций.
  2. буквы и цифры, обозначающие адреса ячеек и знаки математических операций.
  3. набор стандартных констант.
  4. связь между исходными и рассчитываемыми данными

2) Относительна ссылка – это:

  1. когда адрес, на который ссылается формула, при копировании не изменяется;
  2. ссылка, полученная в результате копирования формулы;
  3. когда адрес, на который ссылается формула, изменяется при копировании;
  4. ссылка, полученная в результате перемещения формулы.

3) Абсолютная ссылка – это:

  1. когда адрес, на который ссылается формула, при копировании не изменяется;
  2. ссылка, полученная в результате копирования формулы;
  3. когда адрес, на который ссылается формула, изменяется при копировании;

IV. Освоение нового материала

      При изучении темы «Моделирование» мы с вами знакомились с математическими компьютерными моделями и пришли к выводу, что эти модели создаются для большей наглядности происходящих процессов и явлений.

     Чаще всего э/т используются в заданиях такого типа, которые были рассмотрены в предыдущих  параграфах: для получения расчётных ведомостей, списков и т.д. Однако э/т могут оказаться полезными и для научных целей.

    Одна из функций ЭТ – решение задач моделирования в различных областях человеческой деятельности. ЭТ позволяют моделировать различные процессы -  физические, математические, экономические, экологические, биологические.  Сегодня мы решим одну из таких задач. (слайды 7-8 сопровождают объяснение). 

    Существует легенда о том, что в древнем Китае монахи день за днем вели наблюдения за человеком, записывая параметры его физической активности, умственных способностей и эмоционального состояния. В результате многолетних исследований они пришли к выводу, что эти функции являются периодическими с периодами для физической активности 23 дня, эмоциональной – 28 дней и интеллектуальной – 33 дня.

Физический биоритм характеризует жизненные силы человека, т.е. его физическое состояние.

Эмоциональный биоритм характеризует внутренний настрой человека, т.е. его возбудимость, способность эмоционального восприятия окружающего.

Интеллектуальный биоритм характеризует мыслительные способности, интеллектуальное состояние человека.

Характерная особенность этой гипотезы заключается в том, что функции состояния человека в момент его рождения равны нулю, затем начинают возрастать, каждая за свой период принимает одно положительное максимальное и одно отрицательное минимальное значение.

Многие полагают, что «взлетам» графика, представляющих собой синусоидальную зависимость, соответствуют более благоприятные дни.

Дни, в которые график переходит через ось абсцисс, являются критическими, т.е. неблагоприятными. Далеко не все считают эту теорию научной, но многие верят в нее.

В некоторых странах в критические дни, когда ось абсцисс пересекают одновременно две или три кривые, людям рискованных профессий (летчикам, каскадерам и др.) предоставляется выходной.

За точку отсчета всех трех биоритмов берется день рождения человека.

 Цель моделирования: Составить модель биоритмов для конкретного человека от указанной текущей даты на месяц вперед с целью ее дальнейшего анализа.

  •  На основе анализа индивидуальных биоритмов прогнозировать неблагоприятные дни, выбирать благоприятные дни для разного рода деятельности.

Объектом моделирования является любой человек, для которого известна дата его рождения.

Информационная модель (слайд 9).

Объект

Параметры

Действия

Неуправляемые (константы)

Управляемые

Человек

Период физического цикла: 23 дня.

Период эмоционального цикла: 28 дней. Период интеллектуального цикла: 33 дня

Дата

рождения.

Дата отсчета.

Длительность

 прогноза.

Расчет и анализ биоритмов.

Математическая модель (слайд 10).

Указанные циклы можно описать следующими выражениями, в которых переменная x соответствует возрасту человека в днях.

Компьютерная модель (слайд 11)

В среде электронной таблицы информационная и математическая модели объединяются в таблицу, которая содержит две области:

  • Исходные данные – константы и управляемые параметры.
  • Расчетные данные, результаты.

 

V. Первичная проверка понимания знаний.  Практическая работа. Анализ результатов.

      Компьютерный эксперимент. (слайд 12-13)

  • Ввести свои данные – дату рождения и начало отсчета, длительность прогноза.
  • Скопировать формулы с учетом длительности прогноза.
  • По результатам расчета на отдельном листе построить общую диаграмму для трех биоритмов.

Ячейка

Формула

А10

=$D$6

1

A11

=A10+1

2

B10

=sin(2*3,14*(A10-$D$5)/23)

3

С10

=sin(2*3,14*(A10-$D$5)/28)

4

D10

=sin(2*3,14*(A10-$D$5)/33)

5

Анализ результатов моделирования (слайд 14)

  • Проанализировав диаграмму, выбрать неблагоприятные дни для сдачи экзаменов.
  • Выбрать дни, когда ответы будут наиболее  удачными.

VI. Домашнее задание.  (слайд 15)

Продумать построение модели физической, эмоциональной и интеллектуальной совместимости двух друзей.

VII.Подведение итогов.

Итак, сегодня на уроке мы в очередной раз убедились в многофункциональности  таблиц Excel. Мы увидели, что с помощью этой программы можно решать и математические, и биологические задачи. Я думаю, что цель нашего урока достигнута.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Математическое моделирование в электронных таблицах

Слайд 2

Цель: Познакомиться с возможностями MS Excel при решении нестандартных задач из разных предметных областей (в частности, биологии). Практически применить знания, умения и навыки, полученные при изучении темы «Табличные вычисления на компьютере». Создание модели, позволяющей рассчитывать биоритмы человека

Слайд 3

Макет декорационного оформления театральной постановки (материальная) Эскизы костюмов к театральному спектаклю (информационная) Глобус ( материальная) Атлас ( информационная) Генеалогическое дерево (информационная) Макет скелета человека ( материальная) Расписание движения поездов ( информационная) Схема метрополитена ( информационная) Оглавление книги (информационная) Формула определения площади квадрата (информационная )

Слайд 4

Вопрос №1 Формула – это: адреса ячеек и знаки арифметических операций. буквы и цифры, обозначающие адреса ячеек и знаки математических операций. набор стандартных констант. связь между исходными и рассчитываемыми данными .

Слайд 5

Вопрос №2 Относительна ссылка – это: когда адрес, на который ссылается формула, при копировании не изменяется; ссылка, полученная в результате копирования формулы; когда адрес, на который ссылается формула, изменяется при копировании; ссылка, полученная в результате перемещения формулы

Слайд 6

Вопрос №3 Абсолютная ссылка – это: когда адрес, на который ссылается формула, при копировании не изменяется; ссылка, полученная в результате копирования формулы; когда адрес, на который ссылается формула, изменяется при копировании ;

Слайд 7

Моделирование биоритмов

Слайд 8

Существует теория, что жизнь человека подчиняется трем циклическим процессам, называемым биоритмами. Постановка задачи Физический -23 Эмоциональный -28 Интеллектуальный -33

Слайд 9

Информационная модель Объект Параметры Действия Неуправляемые (константы) Управляемые Человек Период физического цикла: 23 дня. Период эмоционального цикла: 28 дней. Период интеллектуального цикла: 33 дня Дата рождения. Дата отсчета. Длительность прогноза. Расчет и анализ биоритмов .

Слайд 10

Математическая модель Указанные циклы можно описать следующими выражениями, в которых переменная x соответствует возрасту человека в днях. Физический цикл: R ф (х) = sin (2* π *( x )/23); Эмоциональный цикл: R э (х) = sin (2* π *( x )/28); Интеллектуальный цикл: R и (х) = sin (2* π *( x )/33);

Слайд 11

Компьютерная модель В среде электронной таблицы информационная и математическая модели объединяются в таблицу, которая содержит две области: Исходные данные – константы и управляемые параметры. Расчетные данные, результаты.

Слайд 12

Компьютерный эксперимент Ввести свои данные – дату рождения и начало отсчета, длительность прогноза. Скопировать формулы с учетом длительности прогноза. По результатам расчета на отдельном листе построить общую диаграмму для трех биоритмов .

Слайд 14

Анализ результатов моделирования Проанализировав диаграмму, выбрать неблагоприятные дни для сдачи экзаменов. Выбрать дни, когда ответы будут наиболее удачными .

Слайд 15

Продумать построение модели физической, эмоциональной и интеллектуальной совместимости двух друзей . Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моделирование в электронной таблице MS Excel

Конспект урока на тему: "Моделирование в электронной таблице MS Excel. Графические информационные модели". Материал конспекта ориентирован на учащихся 9 класса. Конспект содержит теоретический материа...

Интегрированный урок по алгебре и информатике «Моделирование в электронных таблицах. График и свойства квадратичной функции».

Цель урока: Рассмотреть применение моделирования в электронных таблицах для построения и изучения свойств квадратичной функции....

Применение моделирования в электронных таблицах на уроках физики

Данная статья отражает опыт работы при использовании электронных таблиц при анализе результатов лабораторных работ по физике....

Моделирование в электронных таблицах

Графический метод решения экономической задачи в электронной таблице. Можно воспользоваться для урока "моделирование в электронных таблицах" для учащихся 11 классов или студентов 1 курса "Математическ...

Конспект урока по информатике «Моделирование биологических процессов с использованием электронных таблиц»

Разработка и исследование биологической модели «Биоритмы человека»;повторение и закрепление практических навыков работы в электронных таблицах...

Конспект урока по информатике "Моделирование биологических процессов с использованием электронных таблиц"

Конспект урока по информатике "Моделирование биологических процессов с использованием электронных таблиц"...