Урок по информатике 6 класс «Отношение между понятиями тождество, пересечение, подчинение» УМК Босова Л.Л.
план-конспект урока по информатике и икт (6 класс) по теме

Вакух Ольга Викторовна

Урок по информатике 6 класс «Отношение между понятиями тождество, пересечение, подчинение»

УМК Босова Л.Л.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_informatika_6_klass_otnosheniya_mezhdu_ponyatiyami.rar44.07 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока на тему: «Отношение между понятиями тождество, пересечение, подчинение

6 класс

Цель урока: рассмотреть отношения между понятиями.

Задачи:

•        Обучающие: сформировать у обучающихся основные знания по теме: «Отношения между понятиями»; актуализация основных понятий и терминов изученных на предыдущих занятиях.

•        Воспитывающие: воспитывать прилежность, самостоятельность; воспитывать навыки самоконтроля.

•        Развивающие: продолжать развивать познавательный интерес учащихся; развивать избирательность внимания, творческую активность, логическое мышление.

Тип урока: комбинированный.

  • Методы урока: словесные и практические методы обучения.

Оборудование и дидактические материалы: мультимедиапроектор, компьютер, flipchart, , ПО (ОС:Windows 7; приложение ActivSoftware).

План урока.

  1. Организационный момент (2 мин.)
  2. Повторение пройденного (10 мин)

3.        Актуализация знаний (5 мин.)

4.        Изучение новой темы (10 мин.)

5.        Закрепление новой темы.(5 мин.)

6.        Работа за компьютерами (10 мин.)

7. Подведение итогов урока (2мин.)

  1. Домашнее задание (1 мин.)

Ход урока.

I. Организационный момент.

Здравствуйте ребята! Поприветствуем гостей, присутствующих на уроке. Сегодня на уроке нам понадобятся компьютеры, ручки и тетради. К уроку все готовы? Надеюсь, наша совместная работа будет дружеской и деловой.

2. Повторение пройденного

Давайте вспомним, что мы изучали на прошлых уроках? (На прошлых уроках мы свами познакомились с понятием, как оно образуется, что понимается под содержанием и объемом понятия).Для того, чтобы проверить  полученные знания, вы в парах выполните электронный тест. Все тесты у нас хранятся в папке Тест Том, тест называется «Понятие».Время на выполнение – 10 минут. Начинаем. Кто заканчивает прохождение теста, поднимает руку.

3. Актуализация знаний.

Итак, тест пройден, а сейчас немного поиграем, внимание на экран.

Игры на слайде («найди лишнее», дай название множеству») (1 сл)

Мы с вами знаем, что множество- это группа предметов, объединенных общими признаками. (2 сл)

Элементы множества - предметы любого множества.

Различные множества могут содержать разное количество элементов (от 0 до бесконечности).

Если множество не содержит ни одного элемента, оно называется пустым.

Пример:

1) Множество шестиклассников-космонавтов - пустое.

2) Множество звёзд на небе - бесконечное.

Приведите свои примеры множеств.

Всех нас в реальной жизни окружает множество объектов.

Приведите примеры объектов, которые окружают нас с вами сейчас. Молодцы.

Как можно описать любой предмет? (Любой объект может быть описан с помощью каких-либо признаков). Т.е. любой объект может быть описан словами.  

Ребята,  давайте сравним два предмета:

футбольный и теннисный мяч.

Что мы можем сравнить у этих объектов? (их размеры, цвет, форму)

То есть отношения между реально существующими объектами описываются словами: больше – меньше; длиннее – короче; ближе – дальше; выше – ниже.

Давайте попробуем, сравнить два понятия - квадрат и прямоугольник. Как же нам это сделать? В отличие от объектов реальной действительности, понятия не имеют ни цвета, ни запаха, ни размера.

Понятия – это наши представления, наши мысли об объектах. При сравнении понятий сравнивают их содержания и их объемы.

Сравним содержания понятий квадрат и прямоугольник.

Понятие

Содержание

квадрат

  • четырехугольник
  • все углы прямые
  • все стороны равны

прямоугольник

  • четырехугольник
  • все углы прямые
  • длины противоположных сторон попарно равны

Сравним объемы этих понятий.

        

Отношения между понятиями удобно представлять кругами, например:

где    А – объем понятия «прямоугольник»

В – объем понятия «квадрат»

Такое представление называется кругами Эйлера.

Приведите примеры своих сравнимых понятий. Понятия, не имеющие общих признаков, называются несравнимыми.

  1. Объяснение нового материала.

Вы можете сказать, в каком отношении находятся понятия? (слайд)Как называются данные отношения?

Ответы на эти вопросы мы должны получить на сегодняшнем уроке.

-Итак, тема сегодняшнего урока?

Ответы учащихся – Виды отношений между понятиями.

-Совершенно верно, а именно, мы познакомимся с общими подходами к сравнению понятий; а так же узнаем что такое  отношения тождества, пересечения, подчинения при сравнении понятий; продолжим развивать логическое мышление и навыки  работы на компьютере.

Объем понятия «прямоугольник» шире объема понятия «квадрат», так как все квадраты – тоже прямоугольники. Если объем одного понятия полностью входит в объем другого понятия, не исчерпывая его, то такое отношение называется подчинением. Иначе говоря, объем понятия квадрат является подмножеством понятия прямоугольник.

Итак, ребята предлагаю вам  сравнить между собой два понятия  «русский писатель А.С.Пушкин» и «Автор поэмы «Руслан и Людмила». Что можно сказать об этих двух понятиях.  (Эти понятия обозначают одно и то же).

Отношение между понятиями, которое вам необходимо  запомнить называется отношением «тождество» - это отношение между понятиями, объемы которых совпадают, другими словами объем одного понятия равен объему другого.

Объемы тождественных понятий изображаются кругами, полностью совпадающими.

Примеры равнозначных понятий:

1) «Волга»  и  «самая длинная река в Европе»;

2) «равносторонний прямоугольник»  и  «квадрат».

3) «Москва» и «столица нашей Родины».

Приведите свои примеры тождественных понятий

Следующееотношение в котором могут находиться понятия это отношение «пересечение».

Рассмотрим два понятия “хорошисты” и “ученики класса”. Они изображаются пересекающимися кругами. В заштрихованной части двух кругов мыслятся ученики класса, являющиеся хорошистами в левой части круга А мыслятся ученики, не являющиеся хорошистами. В правой части круга В мыслятся хорошисты, не являющиеся учениками данного класса.

Отношение между понятиями, объемы которых совпадают частично, т.е. содержат общие элементы называется отношением пересечения.

А – ученики класса, В – хорошисты школы

                         А           В    

общие элементы (ученики класса, являющиеся хорошистами)

Представим отношения между множествами в виде схемы (слайд)

Множества могут быть непересекающиеся, то есть такие множества не имеют общих элементов, например, множество птиц и множество зверей, и пересекающиеся.

Пересекающиеся множества:

  • Частично пересекающиеся
  • В отношении подчинения (подмножества)
  • Тождественные (равные) множества

Другие виды отношений мы рассмотрим на следующем уроке

4Закрепление нового материала

1)В каком отношении находятся данные множества? (слайд)

Сколько элементов в каждом множестве?

Дай название пересечению этих множеств. Сколько элементов в их пересечении?

2)Задания на карточках:  Необходимо разбить понятия на пары, у которых есть общий признак, и указать этот общий признак.

стол

стул

мебель

монитор

принтер

устройство вывода

гвоздь

пила

инструмент

весна

осень

время года

квадрат

прямоугольник

геометрические фигуры

радуга

-----

-----

самолет

3) Найди соответствие (Соедини стрелками) название множеств и отношение множеств (слайд)

5. Компьютерный практикум. А сейчас, ребята, я предлагаю всем нам перенестись в прошлое. Представьте себе 18 век, Европу. Вы светские дамы и господа. Мы с вами являемся учениками Леонардо Эйлера».

Позвольте познакомить вас, ребята, с ученым необыкновенной широты интересов и творческой продуктивности. Ваш учитель - Леонард Эйлер. Автор множества работ по математике, геометрии,  физике, кораблестроению, оказавших большое влияние на развитие всемирной  науки.  

Леонард Эйлер родился в семье базельского пастора15 апреля 1707 года. Рано проявил математические способности. Начальное обучение получил дома под руководством отца, учившегося некогда математике.Эйлера называют  идеальным математиком 18 века.Сегодня при изучении отношений между понятиями мы  с вами пользовались одним из достижений великого ученого -  Диаграммой Эйлера или как чаще  ее называют «кругами Эйлера». Круги Эйлера – это геометрическая схема, с помощью которой можно изобразить отношения между понятиями для наглядного представления. Когда мы с вами изображали понятия  кругами, совпадающими, пересекающими друг друга мы использовали одно из достижений этого удивительного ученного.

Теперь вы можете ответить на вопрос, в каком отношении находятся понятия? (слайд)

С помощью кругов Эйлера в программеPaint изобразите отношения между понятиями, подпишите, как называются данные отношения. Как открыть программу Paint?

А как в программе  Paint изобразить круг.( При нажатой клавише Shift нарисовать с помощью инструмента Эллипс).  А как раскрасить круги? Как их подписать? Чтобы исправить ошибки, мы используем инструмент ластик или при помощи команды «выделить» мы можем удалить ненужную область.

Итак, молодцы все ребята. Мне очень понравились все круги Эйлера нарисованные вами. Сохраните свои работы, пожалуйста, в своей папке.

6.Итог урока

Давайте подведем итог. С какими отношениями между понятиями мы сегодня познакомились? (Тождество, пересечение и подчинение)

 Что означает отношение тождества? (отношением «тождество» - это отношение между понятиями, объемы которых совпадают, другими словами объем одного понятия равен объему другого);

пересечения (Отношение между понятиями, объемы которых совпадают частично, т.е. содержат общие элементы называется отношением пересечения);

подчинения? (это отношение между понятиями, когда объем одного понятия полностью входит в объем другого, но не исчерпывает его).

На следующем уроке вы продолжите изучать отношения между понятиями.

А что еще нового вы узнали на сегодняшнем уроке? (Леонард Эйлер).

Давайте самостоятельно оценим свою работу на сегодняшнем уроке. Критерии оценивания перед вами.

А теперь я вас попрошу приклеить смайлик        , если урок вам понравился и был для вас полезным,              - если урок не понравился, или вы что-то не поняли.

8.Домашнее задание: параграф  2.3

Спасибо за урок! Урок окончен! До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок информатики для 6 класса "Отношения между понятиями: тождество, подчинение и пересечение"

Урок проводится с учащимися 6 класса. Урок изучения нового материала, в ходе которого учащиеся знакомятся с общими подходами к сравнению понятий, рассматривают отношения между понятиями: тождество, пе...

Урок информатики для 6 класса "Отношение между понятиями: соподчинение, противоречие, противоположность"

Урок проводится с учащимися 6 класса. Урок изучения нового материала, в ходе которого учащиеся знакомятся с отношениями соподчинения, противоречия и противоположности. Урок развивает познавательный ин...

открытый урок по теме "Отношения между понятиями" 6 класс

урок изучения материала, разработан на основе программы Л. Босовой и ЦОР к курсу "информатика 6", заимствован материал из рабочей тетради для 6 класса...

Тест по теме "Отношения между понятиями" (6 класс, Босова Л.Л)

Тест по теме "Отношения между понятиями" на 2 варианта. Используется на уроке №7 темы "Человек и информация" (6 класс, Босова Л.Л.)...

Презентация к уроку информатики по теме "Отношения между понятиями"

Презентация к уроку информатики в 6 классе  по теме "Отношения между понятиями"...

Презентация к уроку на повторение тем: “Понятие”,“Деление и обобщение понятий”, “Отношения между понятиями”, “Совместимые и несовместимые понятия”

ldquo;Понятие”,“Деление и обобщение понятий”, “Отношения между понятиями”, “Совместимые и несовместимые понятия&rdquo...