Рабочая программа по информатике Т.Рудченко 3 класс
рабочая программа (информатика и икт) на тему
Рабочая программа по информатике 3 класс. Т.Рудченко
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по информатике 3 класс (по Т.Рудченко) | 171 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка к рабочей программе курса информатики и ИКТ по учебному курсу
«Информатика» (УМК «Школа России») 3 класс.
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 3 класса к учебному курсу “Информатика” А.Л.Семенова, Т.А.Рудченко создана на основе следующих документов:
- Закон РФ «Об образовании»;
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта (Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 года № 1089);
- Закон «Об образовании» ЯНАО;
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2012-2013 учебный год;
- Авторская программа начального общего образования по информатике и ИКТ А.Л Семенова, Т.А.Рудченко - Москва, «Просвещение», 2011 год.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы А.Л Семенова, Т.А.Рудченко «Информатика». На изучение информатики и ИКТ в 3 классе отводит 35 учебных часа, из расчета 1 час в неделю (из них 1 час – резерв). Проведение контрольных работ рассчитано на 2 часа (по 1 часу в каждом полугодии).
Общая характеристика учебного предмета
В отличие от большинства дисциплин начальной школы, роль и место которых в структуре начального образования, а также содержание изучаемого материала определились достаточно давно, курс информатики в начальной школе в последние годы вызывал многочисленные споры. Они касались целей и задач курса, его содержания и объёма, причём мнения высказывались самые разные.
Главная цель данного курса информатики – развивая логическое, алгоритмическое и системное мышление, создавать предпосылку успешного освоения инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения аппаратных и программных средств выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.
Задачи изучения курса – научить ребят:
• работать в рамках заданной среды по четко оговоренным правилам;
• ориентироваться в потоке информации: просматривать, сортировать, искать необходимые сведения;
• читать и понимать задание, рассуждать, доказывать свою точку зрения;
• работать с графически представленной информацией: таблицей, схемой и т. п.;
• планировать собственную и групповую работу, ориентируясь на поставленную цель, проверять и корректировать планы;
• анализировать языковые объекты;
• использовать законы формальной логики в мыслительной деятельности.
Данная рабочая программа ориентирована на использование следующего учебно-методического комплекта:
Для учащихся:
- Информатика. 3-4 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. Часть 2 / А.Л. Семенов, Т.А. Рудченко. - 3-е изд. – М.: Просвещение, Институт новых технологий, 2011. – 104 с.: ил.
- Информатика. 3-4 классы. Рабочая тетрадь. Часть 2 / А.Л. Семенов, Т.А. Рудченко. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. 3-е изд. – М.: Просвещение, Институт новых технологий, 2011. – 48 с.: ил.
- Информатика. 3-4 классы. Тетрадь проектов. Часть 2 / А.Л.Семенов, Т.А.Рудченко Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. 3-е изд. – М.: Просвещение, Институт новых технологий, 2011. – 12 с.: ил.
Для учителя: Информатика. Рабочие программы. 1 – 4 классы / А.Л. Семенов, Т.А. Рудченко.– М.: Просвещение, 2011. – 50 с.
Требования к уровню подготовки учащихся.
Учащиеся должны:
• иметь представление о цепочке выполнения программ и дереве выполнения программ, использовать и строить цепочки и деревья выполнения программ, строить программу по результату ее выполнения исполнителем;
• иметь представление об играх с полной информацией, правилах игры, цепочке позиций игры, дереве игры;
• уметь использовать и строить дерево игры или часть дерева игры с полной информацией;
• иметь представление о выявлении, построении и использовании выигрышных стратегий в играх с полной информацией;
• использовать деревья для решения задач, иметь представление о переборе вариантов по дереву, построении дерева всех слов данной длины из букв данного мешка;
• иметь представление о методе последовательного приближения;
• иметь представление о дереве вычисления арифметического выражения со скобками и без скобок;
• иметь представление о лингвистических задачах, уметь решать простейшие из них.
Планируемый уровень подготовки обучающихся 3 класса
В результате изучения предмета «Информатика» в 3 классе учащиеся должны:
• иметь представление об исполнителях, уметь строить для них простейшие линейные программы;
• уметь использовать и строить программы с конструкциями повторения;
• иметь представление об индуктивном построении цепочки, оперировать понятиями после каждой бусины, перед каждой бусиной, уметь строить цепочки по индуктивному описанию;
• иметь представление о толковании слов, смысле текста, полном, неполном и избыточном толковании;
• использовать и строить двумерные таблицы для мешка, строить мешок по его двумерной таблице;
• иметь представление об операциях на цепочках и мешках: склеивание цепочки цепочек, раскрытие цепочки мешков;
• иметь представление о дереве и его структуре, использовать и строить деревья по их описаниям; использовать и строить деревья для классификации, выбора действий, создания собственного семейного дерева, описания предков и потомков; иметь представление о деревьях и таблицах турниров и соревнований;
• строить мешок всех путей дерева, строить дерево по мешку всех его путей;
• иметь представление об алгоритме сортировки слиянием;
• иметь представление о процедуре поиска одинаковых мешков из большого числа разных;
• иметь представление об информационных технологиях в окружающем мире, помимо компьютеров; уметь пользоваться телефоном, справочниками, словарями и пр.;
• уметь самостоятельно проверять соответствие результата выполнения задачи (включая перечисляемые задачи) поставленному условию, строить пример объекта, отвечающего требованию «принадлежать к определенному классу» по описанию данного класса.
Особенности, предпочтительные методы обучения: проблемно-поисковые методы, фронтальная беседа, самостоятельная работа с учебником, методы обобщения и систематизации: словесные, наглядные, игровые, практические.
Образовательные технологии
- Технология личностно-ориентированного обучения
- Коллективные и групповые способы обучения
- Технология проблемного обучения
- Поисковые модели обучения
- Игровые технологии
- Компьютерные (информационные) технологии
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся:
Ключевая компетенция | Целевой ориентир школы в уровне сформированности ключевых компетенций учащихся |
Общекультурная компетенция | Способность и готовность: - извлекать пользу из опыта; - организовывать взаимосвязь и упорядочивание своих знаний |
Социально-трудовая компетенция | Способность и готовность: - включаться в социально-значимую деятельность; - организовать свою работу |
Коммуникативная компетенция | Усвоение основ коммуникативной культуры личности: - умение высказывать и отстаивать свою точку зрения; - овладение навыками неконфликтного общения |
Ключевая компетенция | Целевой ориентир школы в уровне сформированности ключевых компетенций учащихся |
Компетенция в сфере личностного определения | Способность и готовность: - уметь противостоять неуверенности и сложности; - занимать личную позицию в дискуссиях и выковывать сове собственное мнение |
Виды контроля:
| Формы контроля:
|
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.
При выполнении письменной контрольной работы:
Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:
- «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
- «4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:
- «3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
- «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала):
Оценка устных ответов учащихся
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;
- правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Критерии оценок для проекта:
- эстетичность оформления;
- содержание, соответствующее теме работы;
- полная и достоверная информация по теме;
- отражение всех знаний и умений учащихся в данной программе.
График контрольных работ
п/п | Вид и тема работы | Календарные сроки | |
планируемые | фактические | ||
1 | Контрольная работа № 1 по теме «Мешок. Дерево» | 27.12 | |
2 | Контрольная работа № 2 по теме «Путь дерева. Робик» | 02.05 |
№ | Изучаемый раздел, тема учебного материала | Количество часов | дата | Планируемые результаты в соответствии с ФГОС | Личностные результаты | ||
Основные виды учебной деятельности | Предметные результаты | УУД | |||||
1 | Длина цепочки | 1 | 06.09 | .Знакомство с понятием цепочка цепочек. Построение логических грамотных рассуждений и утверждений о цепочках цепочек. Определение истинности утверждений о цепочках цепочек. | Строить цепочеку по описанию «длина цепочки. Уметь строить знаково-символическиеобъекты в виде цепочек цепочек. Строить цепочки слов, чисел по описанию | Строить логически грамотные рассуждения и утверждения о цепочках цепочек | Умение работать в группе, сотрудничество, вести диалог |
2 | Цепочка цепочек | 1 | 13.09 | ||||
3 | Таблица для мешка | 1 | 20.09 | Заполнение двумерной таблицы. Построение мешка. Сопоставление нескольких таблиц для мешка. | Представление информации о составе мешков в виде сводной таблицы | Обмениваться информацией, использовать общие методы решения задач | |
4 | Проект «Одинаковые мешки» | 1 | 27.09 | ||||
5 | Словарный порядок. Дефис и апостроф | 1 | 04.10 | Упорядочивание русских слов по алфавиту | Поиск информации по словарю, анализировать инфорацию о размещении слов в словаря | Развитие организованности, усидчивости, логического мышления | |
6 | Проект «Лексикографический порядок» | 1 | 11.10 | ||||
7 | Дерево. Предыдущие вершины | 1 | 18.10 | Построение знаково-символических моделей реальных объектов в виде дерева. Выделять и строить дерево по описанию | Построение логически грамотных рассуждений и утверждений о деревьях | Определение истинности и ложности утверждений. Работать в компьютерной адаптированной среде | Умение рассуждать, отстаивать свою точку зрения. Уважать мнение других |
8 | Дерево. Следующие вершины, листья. | 1 | 25.10 | ||||
9 | Уровень вершины дерева | 1 | 01.11 | ||||
10 | Робик. Команды для Робика | 1 | 15.11 | Знакомство с алгоритмами. Понятие команда - исполнитель. Исполнение команды для Робика | Определение начального положения Робика по его программе и заключительной позиции | Работать в компьютерной адаптированной среде: использовать инструмент «робик" для решения компьютерных задач | Умение работать в группе, сотрудничество, вести диалог |
11 | Программа для Робика | 1 | 22.11 | ||||
12 | Перед каждой бусиной | 1 | 29.11 | Знакомство и понятием «цепочка». Построение цепочки по индуктивному описанию. Склеивание нескольких цепочек в одну | Построение знаково-символьных моделей процессов. Строить цепочки по описанию и результату их склеивания | Строить логически грамотные рассуждения | Развитие организованности, усидчивости, логического мышления |
13 | После каждой бусины | 1 | 06.12 | ||||
14 | Склеивание цепочек | 1 | 13.12 | ||||
15 | Решение задач для цепочек | 1 | 20.12 | ||||
16 | Контрольная работа № 1 «Мешок. Дерево» | 1 | 27.12 | ||||
17 | Выравнивание трудных и дополнительных задач | 1 | 17.01 | ||||
18 | Проект «Определение дерева по веточкам и почкам» | 1 | 24.01 | Определять название растения по его веточке | Умение работать в компьютерно адаптированной среде | Сопоставление полученного результата с исходным объектом. Проверять правильность получения результата пошагово | Развитие ответственного отношения к учению, готовность к саморазвитию на основе мотивации к обучению |
19 | Путь дерева | 1 | 31.01 | Построение дерева по мешку его путей | Умение работать по алгоритму с помощью формального алгоритма | Умение строить знаково-символические модели реальных объектов в виде дерева | |
20 | Все пути дерева | 1 | 07.02 | ||||
21 | Решение задач с деревьями | 1 | 14.02 | ||||
22 | Деревья потомков | 1 | 21.02 | ||||
23 | Проект «Сортировка слиянием» | 1 | 28.02. | Работа в группе. Решение задачи по сортировке и упорядочиванию | Умение сортировать, упорядочивать объекты | Умение работать по алгоритму | Умение работать в группе, использовать групповое разделение труда, вести диалог |
24 | Защита проекта «Сортировка слиянием» | 1 | 07.03 | ||||
25 | Робик. | 1 | 14.03 | Выполнение программы для Робика | Умение строить программы , включающие конструкцию повторения | Работать в компьютерно-адаптированной среде | Развитие ответственного отношения к учению, готовность к саморазвитию на основе мотивации к обучению |
26 | Конструкция повторением | 1 | 21.03 | ||||
27 | Склеивание мешков цепочек | 1 | 04.04 | Выполнение операции склеивания мешков цепочек. Построение мешков цепочек по результату их склеивания | Умение заполнять таблицы | Умение строить знаково-символьные модели информационных процессов. Подсчитывание очков, распределение мест | Формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития |
28 | Решение задач для мешков цепочек | 1 | 11.04 | ||||
29 | Таблица для склеивания мешков | 1 | 18.04 | ||||
30 | Проект «Турниры и соревнования», 1 часть | 1 | 25.04 | ||||
31 | Контрольная работа № 2 «Путь дерева. Робик» | 1 | 02.05 | ||||
32 | Выравнивание , решение необязательных и трудных задач | 1 | 08.05 | ||||
33 | Проект «Живая картина» | 1 | 16.05 | Построение объекта с учетом готовых элементов | Умение изготавливать компьютерное изображение с движущимися персонажами | Работать в компьютерно-адаптированной среде | Развитие творческой фантазии, логического мышления |
34 | Повторение | 1 | 23.05 | Решение задач | Работать в компьютерно-адаптированной среде |
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.
При выполнении письменной контрольной работы:
Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:
- «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
- «4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:
- «3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
- «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала):
Оценка устных ответов учащихся
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;
- правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Критерии оценок для проекта:
- эстетичность оформления;
- содержание, соответствующее теме работы;
- полная и достоверная информация по теме;
- отражение всех знаний и умений учащихся в данной программе.
График контрольных работ
п/п | Вид и тема работы | Календарные сроки | |
планируемые | фактические | ||
1 | Контрольная работа № 1 по теме «Цепочки» | 20.12 | |
2 | Контрольная работа № 2 по теме «Мешок» | 18.04 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по информатике для 9 класса по информатике
Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Н.Д.Угриновича. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к умениям и навыкам обучающимся 9 класса, развернутого тематиче...
Рабочая программа по информатике для 8 класса (программа Л.Л. Босовой)
Представлена рабочая программа по информатике для учащихся 8 класса, обучающихся по программе Босовой Л.Л. (не ФГОС). Программа включает в себя пояснительную записку и развернутое календарно-тематичес...
Рабочая программа по информатике 5-6 класс по программе Босовой
Рабочая программа по информатике 5-6 класс к учебнику Босовой. Составлена в соответствии с требованиями ФГОС....
Рабочая программа по информатике в 5 классе к учебнику Босовой «Информатика» по ФГОС 2017
Рабочая программа для 5-го класса по информатике и ИКТ составлена в соответствии: с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования - ФГОС ООО,...
Рабочая программа по информатике 2-4 класс для УМК авторов Т.А. Рудченко, А.Л. Семенова
Рабочая программа по информатике 2-4 класс для УМК авторов Т.А. Рудченко, А.Л. Семенова составлена на основе ФГОС НОО, Основной образовательной программы начального общего образования...
Рабочая программа по информатике 5 - 9 классы. Учебник 5 - 9 класс Босова Л. Л.
Рабочая программа по информатике 5 - 9 классы. Учебник 5 - 9 класс Босова Л. Л. Организация учебно-воспитательного процесса в современной информационно- образовательной среде является необходимым усло...
Рабочая программа по информатике 10-11 классы (2 часа в неделю, по примерной программе)
Программа разработана в соответствии с: Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования (ФГОС СОО), утвержденным приказом Министерства образования и науки Росси...