Рабочая программа по информатике Т.Рудченко 3 класс
рабочая программа (информатика и икт) на тему

Игнатьева Наталья Владимировна

Рабочая программа по информатике 3 класс. Т.Рудченко

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к рабочей программе курса информатики и ИКТ по учебному курсу

 «Информатика» (УМК «Школа России») 3 класс.

Рабочая программа  по информатике и ИКТ для 3 класса к учебному курсу “Информатика” А.Л.Семенова, Т.А.Рудченко создана на основе следующих документов:

  • Закон РФ «Об образовании»;
  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта (Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 года № 1089);
  • Закон  «Об образовании» ЯНАО;
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2012-2013 учебный год;
  • Авторская программа начального общего образования по информатике и ИКТ А.Л Семенова, Т.А.Рудченко - Москва, «Просвещение»,  2011 год.

Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы А.Л Семенова, Т.А.Рудченко «Информатика». На изучение информатики и ИКТ в 3 классе отводит 35 учебных часа, из расчета 1 час в неделю (из них 1 час – резерв). Проведение контрольных работ рассчитано на 2 часа (по 1 часу в каждом полугодии).

Общая характеристика учебного предмета

В отличие от большинства дисциплин начальной школы, роль и место которых в структуре начального образования, а также содержание изучаемого материала определились достаточно давно, курс информатики в начальной школе в последние годы вызывал многочисленные споры. Они касались целей и задач курса, его содержания и объёма, причём мнения высказывались самые разные.

Главная цель данного курса информатики –  развивая логическое, алгоритмическое и системное мышление, создавать предпосылку успешного освоения инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения аппаратных и программных средств выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.

Задачи изучения курса – научить ребят:

• работать в рамках заданной среды по четко оговоренным правилам;

• ориентироваться в потоке информации: просматривать, сортировать, искать необходимые сведения;

• читать и понимать задание, рассуждать, доказывать свою точку зрения;

• работать с графически представленной информацией: таблицей, схемой и т. п.;

• планировать собственную и групповую работу, ориентируясь на поставленную цель, проверять и корректировать планы;

• анализировать языковые объекты;

• использовать законы формальной логики в мыслительной деятельности.

      Данная рабочая программа ориентирована на использование следующего учебно-методического комплекта:

Для учащихся:

  • Информатика. 3-4 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений.  Часть 2 / А.Л. Семенов,  Т.А. Рудченко. - 3-е изд. – М.: Просвещение, Институт новых технологий, 2011. – 104 с.: ил.
  • Информатика. 3-4 классы. Рабочая тетрадь. Часть 2 / А.Л. Семенов, Т.А. Рудченко. Пособие для учащихся    общеобразовательных учреждений.  3-е изд. – М.: Просвещение, Институт новых технологий, 2011. – 48 с.: ил.
  • Информатика. 3-4 классы.  Тетрадь проектов. Часть 2 / А.Л.Семенов, Т.А.Рудченко Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.  3-е изд. – М.: Просвещение, Институт новых технологий, 2011. – 12 с.: ил.

Для учителя: Информатика. Рабочие программы. 1 – 4 классы / А.Л. Семенов, Т.А. Рудченко.– М.: Просвещение, 2011. – 50 с. 

Требования к уровню подготовки учащихся.

Учащиеся должны:
      • иметь представление о
цепочке выполнения программ и дереве выполнения программ, использовать и строить цепочки и деревья выполнения программ, строить программу по результату ее выполнения исполнителем;
      • иметь представление об
играх с полной информацией, правилах игры, цепочке позиций игры, дереве игры;
      • уметь использовать и строить
дерево игры или часть дерева игры с полной информацией;
      • иметь представление о выявлении, построении и использовании
выигрышных стратегий в играх с полной информацией;
      • использовать деревья для решения задач, иметь представление о переборе вариантов по дереву, построении
дерева всех слов данной длины из букв данного мешка;
      • иметь представление о
методе последовательного приближения;
      • иметь представление о дереве вычисления арифметического выражения со скобками и без скобок;
      • иметь представление о
лингвистических задачах, уметь решать простейшие из них.

Планируемый уровень подготовки обучающихся 3 класса

В результате изучения предмета «Информатика» в 3 классе учащиеся должны:


• иметь представление об исполнителях, уметь строить для них простейшие линейные программы;
• уметь использовать и строить программы с
конструкциями повторения;
• иметь представление об
индуктивном построении цепочки, оперировать понятиями после каждой бусины, перед каждой бусиной, уметь строить цепочки по индуктивному описанию;
• иметь представление о
толковании слов, смысле текста, полном, неполном и избыточном толковании;
• использовать и строить
двумерные таблицы для мешка, строить мешок по его двумерной таблице;
• иметь представление об
операциях на цепочках и мешках: склеивание цепочки цепочек, раскрытие цепочки мешков;
• иметь представление о
дереве и его структуре, использовать и строить деревья по их описаниям; использовать и строить деревья для классификации, выбора действий, создания собственного семейного дерева, описания предков и потомков; иметь представление о деревьях и таблицах турниров и соревнований;
• строить мешок
всех путей дерева, строить дерево по мешку всех его путей;
• иметь представление об алгоритме
сортировки слиянием;
• иметь представление о процедуре поиска одинаковых мешков из большого числа разных;
• иметь представление об информационных технологиях в окружающем мире, помимо компьютеров; уметь пользоваться телефоном, справочниками, словарями и пр.;
• уметь самостоятельно проверять соответствие результата выполнения задачи (включая перечисляемые задачи) поставленному условию, строить пример объекта, отвечающего требованию «принадлежать к определенному классу» по описанию данного класса.

Особенности, предпочтительные методы обучения: проблемно-поисковые методы, фронтальная беседа, самостоятельная работа с учебником, методы обобщения и систематизации: словесные, наглядные, игровые, практические.

Образовательные технологии

  • Технология личностно-ориентированного обучения
  • Коллективные и групповые способы обучения
  • Технология проблемного обучения    
  • Поисковые модели обучения    
  • Игровые технологии      
  • Компьютерные (информационные) технологии

Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся:

Ключевая компетенция

Целевой ориентир школы в уровне сформированности ключевых компетенций учащихся

Общекультурная компетенция

Способность и готовность:

- извлекать пользу из опыта;

- организовывать взаимосвязь и упорядочивание  своих знаний

Социально-трудовая компетенция

 Способность и готовность:

-  включаться в социально-значимую деятельность;

- организовать свою работу

Коммуникативная компетенция

Усвоение основ коммуникативной культуры личности:

- умение высказывать и отстаивать свою точку зрения;

- овладение навыками неконфликтного общения

Ключевая компетенция

Целевой ориентир школы в уровне сформированности ключевых компетенций учащихся

Компетенция в сфере личностного определения

Способность и готовность:

- уметь противостоять неуверенности и сложности;

- занимать личную позицию в дискуссиях и выковывать сове собственное мнение

Виды контроля:

  • вводный
  • текущий                                                                  
  • тематический                                                        

                                                                 

                                                                                     

Формы контроля:       

  • фронтальный опрос
  • индивидуальный опрос
  • самостоятельные работы
  • контрольные работы
  • обобщение в игровой форме

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.

При выполнении письменной контрольной работы:

Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:

  • «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
  • «4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:
  • «3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
  • «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала):

Оценка устных ответов учащихся

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;

- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;

- правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;

- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;

- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:

- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

- не раскрыто основное содержание учебного материала;

- обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

- допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Критерии оценок для проекта:

- эстетичность оформления;

- содержание, соответствующее теме работы;

- полная и достоверная информация по теме;

- отражение всех знаний и умений учащихся в данной программе.

График контрольных работ

п/п

Вид и тема работы

Календарные сроки

планируемые

фактические

1

Контрольная работа № 1 по теме «Мешок. Дерево»

27.12

2

Контрольная работа № 2 по теме «Путь дерева. Робик»

02.05

Изучаемый раздел,

тема учебного материала

Количество часов

дата

Планируемые результаты в соответствии с ФГОС

Личностные результаты

Основные виды учебной деятельности

Предметные результаты

УУД

1

Длина цепочки

1

06.09

.Знакомство с понятием цепочка цепочек. Построение логических грамотных  рассуждений и утверждений о цепочках цепочек. Определение истинности утверждений о цепочках цепочек.

Строить цепочеку по описанию «длина цепочки. Уметь строить знаково-символическиеобъекты в виде  цепочек цепочек. Строить цепочки слов, чисел по описанию

Строить логически грамотные рассуждения и утверждения о цепочках цепочек

Умение работать в группе, сотрудничество, вести диалог

2

Цепочка цепочек

1

13.09

3

Таблица для мешка

1

20.09

Заполнение двумерной таблицы. Построение мешка. Сопоставление нескольких таблиц для мешка.

Представление информации о составе мешков в виде сводной таблицы

Обмениваться информацией, использовать общие методы решения задач

4

Проект «Одинаковые мешки»

1

27.09

5

Словарный порядок. Дефис и апостроф

1

04.10

Упорядочивание русских слов по алфавиту

Поиск информации по словарю, анализировать инфорацию о размещении слов в словаря

Развитие организованности, усидчивости, логического мышления

6

Проект  «Лексикографический порядок»

1

11.10

7

Дерево.  Предыдущие вершины

1

18.10

Построение знаково-символических моделей реальных объектов в виде дерева. Выделять и строить дерево по описанию

Построение логически грамотных рассуждений и утверждений о деревьях

Определение истинности и ложности утверждений. Работать в компьютерной адаптированной среде

Умение рассуждать, отстаивать свою точку зрения. Уважать мнение других

8

Дерево. Следующие вершины, листья.

1

25.10

9

Уровень вершины дерева

1

01.11

10

Робик. Команды для Робика

1

15.11

Знакомство с алгоритмами. Понятие команда - исполнитель. Исполнение команды для Робика

Определение начального положения Робика по его программе и заключительной позиции

Работать в компьютерной адаптированной среде: использовать инструмент «робик" для решения компьютерных задач

Умение работать в группе, сотрудничество, вести диалог

11

Программа для Робика

1

22.11

12

Перед каждой бусиной

1

29.11

Знакомство и понятием «цепочка». Построение цепочки по индуктивному описанию. Склеивание нескольких цепочек в одну

Построение знаково-символьных моделей процессов. Строить цепочки по описанию и результату их склеивания

Строить логически грамотные рассуждения

Развитие организованности, усидчивости, логического мышления

13

После каждой бусины

1

06.12

14

Склеивание цепочек

1

13.12

15

Решение задач для цепочек

1

20.12

16

Контрольная работа № 1

 «Мешок. Дерево»

1

27.12

17

Выравнивание трудных и дополнительных задач

1

17.01

18

Проект «Определение дерева по веточкам и почкам»

1

24.01

Определять название растения по его веточке

Умение работать в компьютерно адаптированной среде

Сопоставление полученного результата с исходным объектом. Проверять правильность получения результата пошагово

Развитие ответственного отношения к учению, готовность к саморазвитию на основе мотивации к обучению

19

Путь дерева

1

31.01

Построение дерева по мешку его путей

Умение работать по алгоритму с помощью формального алгоритма

Умение строить знаково-символические модели реальных объектов в виде дерева

20

Все пути дерева

1

07.02

21

Решение задач с деревьями

1

14.02

22

Деревья потомков

1

21.02

23

Проект «Сортировка слиянием»

1

28.02.

Работа в группе. Решение задачи по сортировке и упорядочиванию

Умение сортировать, упорядочивать объекты

Умение работать по алгоритму

Умение работать в группе, использовать групповое разделение труда, вести диалог

24

Защита проекта «Сортировка слиянием»

1

07.03

25

Робик.

1

14.03

Выполнение программы для Робика

Умение строить программы , включающие конструкцию повторения

Работать в компьютерно-адаптированной среде

Развитие ответственного отношения к учению, готовность к саморазвитию на основе мотивации к обучению

26

Конструкция повторением

1

21.03

27

Склеивание мешков цепочек

1

04.04

Выполнение операции склеивания мешков цепочек. Построение мешков цепочек по результату их склеивания

Умение заполнять таблицы

Умение строить знаково-символьные модели информационных процессов. Подсчитывание очков, распределение мест

Формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития

28

Решение задач для мешков цепочек

1

11.04

29

Таблица для склеивания мешков

1

18.04

30

Проект «Турниры и соревнования», 1 часть

1

25.04

31

Контрольная работа № 2 «Путь дерева. Робик»

1

02.05

32

Выравнивание , решение необязательных и трудных задач

1

08.05

33

Проект «Живая картина»

1

16.05

Построение объекта с учетом готовых элементов

Умение изготавливать компьютерное изображение с движущимися персонажами

Работать в компьютерно-адаптированной среде

Развитие творческой фантазии, логического мышления

34

Повторение

1

23.05

Решение задач

Работать в компьютерно-адаптированной среде


Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.

При выполнении письменной контрольной работы:

Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:

  • «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
  • «4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:
  • «3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
  • «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала):

Оценка устных ответов учащихся

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;

- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;

- правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;

- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;

- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:

- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

- не раскрыто основное содержание учебного материала;

- обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

- допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Критерии оценок для проекта:

- эстетичность оформления;

- содержание, соответствующее теме работы;

- полная и достоверная информация по теме;

- отражение всех знаний и умений учащихся в данной программе.


График контрольных работ

п/п

Вид и тема работы

Календарные сроки

планируемые

фактические

1

Контрольная работа № 1 по теме «Цепочки»

20.12

2

Контрольная работа № 2 по теме «Мешок»

18.04


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по информатике для 9 класса по информатике

Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Н.Д.Угриновича. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к умениям и навыкам обучающимся 9 класса, развернутого тематиче...

Рабочая программа по информатике для 8 класса (программа Л.Л. Босовой)

Представлена рабочая программа по информатике для учащихся 8 класса, обучающихся по программе Босовой Л.Л. (не ФГОС). Программа включает в себя пояснительную записку и развернутое календарно-тематичес...

Рабочая программа по информатике 5-6 класс по программе Босовой

Рабочая программа по информатике 5-6 класс к учебнику Босовой. Составлена в соответствии с требованиями ФГОС....

Рабочая программа по информатике в 5 классе к учебнику Босовой «Информатика» по ФГОС 2017

Рабочая программа для 5-го класса по информатике и ИКТ составлена в соответствии:  с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования - ФГОС ООО,...

Рабочая программа по информатике 2-4 класс для УМК авторов Т.А. Рудченко, А.Л. Семенова

Рабочая программа по информатике 2-4 класс для УМК авторов Т.А. Рудченко, А.Л. Семенова составлена на основе ФГОС НОО, Основной образовательной программы начального общего образования...

Рабочая программа по информатике 5 - 9 классы. Учебник 5 - 9 класс Босова Л. Л.

Рабочая программа по информатике 5 - 9 классы. Учебник 5 - 9 класс Босова Л. Л. Организация учебно-воспитательного процесса в современной информационно- образовательной среде является необходимым усло...

Рабочая программа по информатике 10-11 классы (2 часа в неделю, по примерной программе)

Программа разработана в соответствии с: Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования (ФГОС СОО), утвержденным приказом Министерства образования и науки Росси...