Использование проектного метода обучения
статья по информатике и икт по теме
Основа метода проектов — идея, составляющая суть понятия «проект», его практическая направленность на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Использование проектного метода обучения в образовательном процессе | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование проектного метода обучения в образовательном процессе
Основа метода проектов — идея, составляющая суть понятия «проект», его практическая направленность на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.
Чтобы добиться такого результата, необходимо постараться научить детей:
— самостоятельно мыслить,
— находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей,
— прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения,
— устанавливать причинно-следственные связи.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которую они выполняют в течение определенного отрезка времени, который определяется исходя из возраста обучающихся и поставленной задачи. Например, если учащиеся 6-ого класса, при изучении темы "Создание презентаций" получают задание на создание небольшого проекта с использованием ограниченного набора инструментов, то учащиеся 11-ого класса уже создают полноценный продукт с использованием видео- и звукового сопровождения, который может использоваться в дальнейшем учителями при проведении уроков. Время для создания работ отличается, хотя проекты создаются, используя одинаковое программное обеспечение.
Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. А решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов и средств обучения, а с другой — необходимость интегрирования знаний и умений из различных сфер науки, техники, технологии, творческих областей.
Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми»: если это теоретическая проблема — то конкретное ее решение, если практическая — конкретный результат, готовый к внедрению (презентация по какой-либо теме, тематический сайт, готовая программа).
Основные требования к использованию метода проектов:
1) наличие значимой проблемы (задачи), требующей интегрированного знания;
2) практическая, теоретическая, познавательная значимость результатов;
3) самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся;
4) структурирование содержательной части проекта;
5) использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:
— определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования методов «мозговой атаки», «круглого стола»);
— выдвижение гипотезы их решения;
— обсуждение методов исследования (статистических, экспериментальных наблюдений и пр.);
— подведение итогов, оформление результатов, их презентация: выводы, выдвижение новых проблем исследования.
Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. Мы стараемся определять тематику с учетом учебной ситуации не только по своему предмету, но и из других областей знаний (физика, химия, биология, география, природоведение), естественных профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся.
Результаты выполненных проектов должны быть материальны, т.е. оформлены (презентация — при изучении "Microsoft PowerPoint", сайт — при изучении основ HTML, отчет — при решении оптимизационных задач, готовые программы — при изучении программирования и т.д.).
До начала работы перед учащимися ставится задача, с помощью учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем и т.д.) учащиеся выдвигают варианты проблем и пути их решения с последующим коллективным обсуждением. Обсуждаются возможные методы исследования, поиска информации, творческие решения.
Затем начинается самостоятельная работа. Постоянно проводятся промежуточные обсуждения полученных результатов.
Необходимым этапом выполнения проектов является их защита, завершающаяся коллективным обсуждением и объявлением результатов.
Небольшие проекты на уроках информатики и ИКТ учащиеся начинают выполнять в 6-ом классе — презентация "Времена года". В 7-ом классе уже создается проект большего объема, который занимает больше времени — создание сайта используя HTML-код "Столицы мира". В 8-м классе создается проект с использованием электронных таблиц "Растворимость алюмокалиевых квасцов". В 9-м классе — используя свои навыки работы в графическом, текстовом и табличном редакторе — создается проект "Проектирование локальной вычислительной сети".
Самый большой объем проектной деятельности приходится на учащихся старшей школы.
В 10-м классе учащиеся изучают программирование и во втором полугодии накапливают достаточное количество знаний для самостоятельного создание небольших программных продуктов. Для этой цели используются системы объектро-ориентированного программирования Delphi (проприетарное ПО), Lazarus (свободно распространяемое ПО). Проект "Калейдоскоп" вынуждает учащихся обратиться к курсу алгебры и началам анализа и вспомнить понятие обратной функции. Проект "Летающая тарелка" опирается на курс физики о прямолинейном движении тела. Проект "Полет ядра" основан на знаниях курса физики, о движении тела брошенного под углом к горизонту. Проект "Парад планет" использует знания геометрии для расчета траекторий движения тел по эллиптической траектории.
В 11-м классе учащиеся создают проекты используя знания из курса средней школы и навыки работы с изученным программным обеспечением:
в электронных таблицах: "Решение систем уравнений", "Исследование размножения рыб", "Оптимизационная задача", "Транспортная задача";
в СУБД: "Создание базы данных";
в программе для создания презентаций: "Создание тематической презентации".
Постепенное вовлечение учащихся в проектную деятельность с увеличением объемов работы позволяет:
— развивать познавательные навыки учащихся,
— научиться самостоятельно конструировать свои знания,
— ориентироваться в информационном пространстве,
— развивать критическое мышление.
Метод проектов может быть индивидуальным или групповым, но он предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование проектного метода в обучении иностранному языку
Задача, стоящая перед школой, заключается в первую очередь во внедрении и эффективном использовании новых педагогических технологий, одной из которых является проектная методика. Она обеспечивает не т...
Использование проектного метода в обучении химии
В работе представлен опыт организации проектной деятельности на уроках химии....
Использование проектного метода обучения на уроках технологии
Использование проектного метода обучения очень полезен именно на уроках технологии. Учащиеся на уроках в основном занимаются творческими проектами, вследствие этого у детей развивается интерес к предм...
Доклад на площадке Региональной олимпиады Использование проектного метода обучения на уроках профессионально - трудового обучения в старших классах.
Современные требования к содержанию учебного процесса, а именно формирование базовых учебных действий, духовно-нравственное воспитание учеников позволяют нам в уже апробированных методах п...
Использование проектного метода в обучении географии.
Использование проектного метода в обучении географии.Монгуш В. Б.Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Ийменская средняя общеобразовательная школа Дзун-Хемчиксого кожууна Республики Т...
Использование проектного метода обучения при реализации программ дополнительного образования технической направленности
Настоящий проект – это представление опыта работы по использованию деятельностных технологий обучения, а именно проектного метода при освоении программ дополнительного образова...