Программа дополнительного образования детей "Моделирование из пластических масс"
рабочая программа на тему
Программа дополнительного образования детей"Моделирование из пластических масс" расчитана на младший школьный возраст.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа "Моделирование из пластических масс"для детей 7-10 лет | 269.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Центр детского(юношеского) технического творчества» Южноуральского округа ________________________________________________________________________________________ Российская Федерация, Челябинская область, 457040, г. Южноуральск, ул. Энергетиков, 18, телефон 8(35134) 4-15-00 |
Рассмотрена и одобрена на заседании методического совета Протокол № 1 от 02.09.2015 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МАУДО «ЦДЮТТ» ____________О.Г.Рычков |
Образовательная программа
дополнительного образования
«Моделирование из пластических масс»
Возрастной диапазон - 7– 10 лет
Срок реализации программы – 3 года
Автор Кучерова Дарья
Викторовна, педагог
дополнительного образования
первой категории
Южноуральск
2015год
Информационная карта
к образовательной программе основного курса «Моделирование из пластических масс»
ФИО педагога _Кучерова Дарья Викторовна
Тип программы: Модифицированная
Целевая установка: комплексная ( учебная, воспитательная, развивающая ).
Образовательная область: искусство, технология.
Направленность деятельности: Техническая
Способ реализации: творческий
Уровень усвоения: общекультурный
Направление деятельности: декоративно-прикладное творчество - лепка.
Форма реализации: индивидуально-групповая.
Продолжительность реализации: 3 года
Пол обучающихся: девочки и мальчики
Возраст обучающихся: 7 –10 лет
Анализ образовательной программы
№ п/п | Критерии оценивания | Оценка |
1 | Оформление титульного листа | |
2 | Заполнение информационной карты программы | + |
3 | Пояснительная записка: | |
а) обоснование необходимости разработки программы | + | |
б) актуальность программы, ее новизна и отличие от аналогичных программ | + | |
в) преемственность и согласованность ее с программами общеобразовательных школ | + | |
г) цели и задачи курса для каждого года обучения | + | |
д) взаимосвязь целей и задач, реализация цели развития личности ребенка, потребность в саморазвитии | + | |
е) особенности набора детей, их возраст, особенности возрастные/психологические | + | |
ж) этапы, продолжительность реализации программы | + | |
з) ведущие теоретические идеи, подходы, технологии | + | |
и) ключевые определения, важнейшие понятия программы | + | |
к)общепедагогические принципы: научность, системность, доступность, связь теории с практикой | + | |
л) основные методы усвоения детьми материала, развивающие навыки их творческой деятельности | + | |
м) формы работы с детьми (экскурсии, походы, мероприятия) | + | |
н) прогнозируемые результаты (что будут знать и уметь обучающиеся, где они смогут продолжить свои занятия по профилю объединения, какие качества личности могут быть развиты у детей, и как это определяется) | + + | |
о) формы подведения итогов реализации образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, конференции) | + | |
п) средства реализации программы | + | |
4 | Учебно-тематический план | + |
5 | Содержание программы | + |
6 | Условия реализации программы: | + |
а) перечень учебного, научно-тематического, дидактического обеспечения | + | |
б) материально – техническое оснащение программы, средства обучения | + | |
7 | Механизм оценки получаемых результатов: | + |
а) формы учета ЗУН | + | |
б) формы оценки качества результативность обучения | + | |
в) диагностические методики | ||
8 | Литература: | + |
а) методическая литература для педагога | + | |
б) учебная, познавательная литература для детей (ФИО автора, заглавие, подзаголовок, составит ель, редактор, место издания, издательство, год издания) | + | |
9 | а) перечень тем рефератов, докладов, проектов и других форм самостоятельной творческой деятельности детей | + |
б) репертуарный план (для художественных коллективов) | ||
в) список изделий, прикладных работ | + |
Подпись педагога:
Подпись Заместителя директора по УВР:
Пояснительная записка к программе
«Моделирование из пластических масс»
Конструирование и моделирование - это первые шаги детей в самостоятельности по созданию макетов и моделей простейших технических объектов, это познавательный процесс формирования у них начальных политехнических знаний, умений и развития художественного вкуса. Конструкторским и графическим навыкам, необходимым при изготовлении поделок, не уделяется должного внимания в процессе школьного обучения, которое направлено в основном на развитие словесно -логических компонентов мышления. Конструирование и моделирование строится на активном воображении и творческом мышлении. Оно позволяет ребенку в наиболее полной форме раскрыть свою личность, свои способности, дает веры в свои силы. Все это явилось основанием для разработки данной образовательной программы, которая вводит ребенка в удивительный мир творчества с помощью такого вида деятельности, как лепка, дает возможность поверить в себя, в свои способности.
Образовательная программа предназначена для обучающихся младшего и среднего школьного возраста, предусматривает расширение политехнического кругозора детей, развитие их пространственного мышления, формирование устойчивого интереса к технике.
На занятиях по моделированию обучающиеся получают первоначальные сведения о техническом рисунке, чертеже, эскизе, развивают умения и навыки работы с ручными инструментами.
В детской психологии доказано, что благополучное развитие высших форм мышления во многом определяется уровнем сформированности наглядно – действенного и наглядно – образного мышления. Поэтому целью обучения является не загружать ребенка терминологией и доказательствами из систематического курса геометрии, а сформировать у него умение моделировать, конструировать, представлять, предвидеть, сравнивать.
В процессе реализации программы изучение геометрического материала обучающихся способствуют формированию графических и конструкторских умений и навыков, развивают пространственного и логического мышления, осуществлению первых шагов к конструкторско-технологической деятельности, подготовке обучающихся к более раннему восприятию технической информации.
Актуальность программы обусловлена интегрированным подходом к получению теоретических знаний в процессе практической работы. Модифицированная образовательная программа «Моделирование из пластических масс» позволяет не только обучить ребенка правильно моделировать и конструировать, но и подготовить обучающихся к планированию и проектированию разноуровневых технических проектов и в дальнейшем осуществить осознанный выбор вида деятельности в техническом творчестве (радиотехника, авиамоделирование, судомоделирование).
Развитие познавательной мотивации у детей младшего и среднего школьного возраста к техническому творчеству оказывает влияние на формирование устойчивых трудовых и профессиональных интересов, что в дальнейшем влияет на выбор рода занятий в их будущей жизнедеятельности. Важна практическая значимость занятий.
Отличительной особенностью модифицированной образовательной программы «Моделирование из пластических масс» является интеграция разных техник декоративно-прикладного искусства и технического творчества (аппликация, оригами, бумагопластика, конструирование, моделирование). Применение информационно – коммуникативных технологий при сборке моделей и макетов, проведение экспериментов по исследованию различных материалов, способствуют достижению таких метапредметных результатов освоения программы дополнительного образования - владение навыками познавательной, учебно – исследовательской и проектной деятельности, поиск новых технических решений, работа с технической литературой и документацией, интернет ресурсами. Такая деятельность способствует готовности обучающегося к самостоятельному поиску методов познания для изучения различных сторон окружающей действительности, достижению межпредметных результатов по математике, геометрии, черчении и окружающего мира, в процессе интеграции с которыми совершенствуются и закрепляются специальные компетенции обучающихся в области технического моделирования. Новизна программы - постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса, что позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной.
Педагогическая целесообразность.
Занятия лепкой не только формируют эстетический вкус у детей, знакомя их с произведениями декоративно-прикладного искусства и народного творчества, но и
помогают приобрести первоначальный социальный опыт, дают необходимые знания, развивают определенные технологические и технические навыки и умения, создают условия для творческого самовыражения личности ребенка, осуществляют психологическую и практическую подготовку к труду и формирует первоначальный профессиональный интерес
В основе самостоятельных творческих поисков детей лежит отражение наблюдаемой ими действительности и отношение к ней, основанное на мироощущении и жизненном опыте ребенка.
Преемственность и соответствие программам
образовательных учреждений.
Программа закрепляет, расширяет и углубляет знания и умения, формируемые у учащихся 1-4 классов в общеобразовательном учреждении по программам «Художественный труд», «Изобразительное искусство» от которых отличается большим количеством часов, отведенных на практическую творческую деятельность обучающихся, на посещение музеев и участие в выставках и ярмарках, на более глубокое вхождение в технологию лепки и моделирование технических объектов.
Цель программы: повышение творческо - деятельностного потенциала обучающихся в области технического творчества через формирование конструкторских умений и навыков.
Задачи:
Образовательные:
- формировать у обучающихся навыки работы с различными материалами, первоначальные графические знания и умения;
- формировать умения и навыки самостоятельно решать вопросы конструирования и изготовления моделей простейших технических объектов;
- расширять политехнический кругозор обучающихся;
- пробуждать любознательность и интерес у детей к технике и ее устройствам;
Развивающие:
- развивать и совершенствовать навыки ручного труда, мелкую моторику рук;
- развивать конструкторские способности, изобретательность и устойчивый интерес к поисковой и проектной деятельности;
- развивать техническое, образное и логическое мышление, воображение, художественно-эстетический вкус, культуру организации труда;
- развивать ориентирование обучающихся на использование новейших технологий и методов организации практической деятельности в сфере конструирования и моделирования;
- развивать потребности детей в самообразовании и самосовершенствовании;
Воспитательные:
- воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, ответственность;
- воспитывать коммуникативную культуру обучающихся;
- воспитывать духовно – нравственные качества личности.
Модифицированная образовательная программа разработана, на основе типовой программы по начальному техническому моделированию, рекомендованной Управлением внешкольного дополнительного образования Министерства образования Российской Федерации (1995г), «Программы общеобразовательных учреждений. Технология. Трудовое обучение» М.: «Просвещение», 2008. Образовательная программа «Техническое творчество» прошла апробацию с 1999 года. Программа откорректирована в соответствии с Примерными требованиями к образовательным программам дополнительного образования детей.
В соответствие с современными требованиями программа разработана на основе компетентностного, системно – деятельностного подходов, которые обеспечивают активную учебно – познавательную деятельность обучающихся: осуществляется индивидуальная проектно - исследовательская и творческая работа и формируются специальные компетенции обучающихся.
Особенности набора детей
Набор детей – свободный, без конкурса и тестирования. Возраст детей 7 - 10 лет.
Наполняемость группы: допустимая - 15 человек, оптимальная - 12 человек
Учащиеся имеют право после соответствующего тестирования начать обучение со 2 , 3 и 4 четверти, проходить программный материал в ускоренном или замедленном темпе, в объеме, соответствующем их уровню подготовленности и психо-физическим особенностям.
.
Психологические особенности
В этом возрасте дети любознательны, активны, но работоспособность их невелика, внимание неустойчиво; они отличаются неустойчивыми интересами, неусидчивостью, неумением доводить начатое дело до конца, поэтому они не могут выполнять большие вещи. Учитывая это важно развивать у них способность фантазировать и мыслить образами, так как в этом возрасте дети еще не умеют рисовать. Но в процессе лепки они чувствуют себя настоящими художниками. Их детская непосредственность в решении образов заменяет собой изобразительную грамоту. Важно включить детей в совместную творческую деятельность, в которой каждый участник чувствует свою уникальность и значимость. Поэтому занятия, проводимые с данной возрастной группой, должны содержать разные виды деятельности с обязательным включением двигательных моментов (игр, физкультминуток, инсценировок ).
Продолжительность.
Программа имеет техническую направленность, носит общеразвивающий, личностно-ориентированный характер, удовлетворяет интересы детей, увлекающихся конструированием и моделированием, рассчитана на три года обучения, 156 часов в год. Занятия могут проходить по 2 часа 2 раза в неделю. Для выполнения практических работ следует сдваивать занятия, т. к обучающиеся этого возраста рассчитывают получить законченное изделие после каждого вида деятельности.
Ведущие технологии, принципы и методы,
обеспечивающие усвоение материала детьми.
Программа учитывает уровень подготовленности ребенка, его склонности, способности, особенности характера и обеспечивает индивидуальный объем и темп усвоения учебного материала, а в целом - реализует личностно – ориентированную модель образования и технологию развивающего обучения, которая позволяет обеспечить оптимальные условия для самореализации личности ребенка в этом возрасте.
Обучение по программе строится на общепедагогических принципах: научности; системности и последовательности; доступности и актуальности для ребенка, а также связи учебного материала с его жизнью.
Одним из наиболее широко применяемых в преподавании методов является беседа, сочетающаяся с рассказом, объяснением и активным использованием средств наглядности: образцов, таблиц, схем, плакатов, фотографий, видеоматериалов.
В максимальной степени реализовать воспитательную и развивающую направленность изучаемого материала позволяет метод проблемного изложения.
В процессе проведения экскурсий на выставки, предприятия, учебные заведения как метод обучения может применяться наблюдение.
Каждая тема программы предусматривает большую практическую работу обучающихся.
Основная задача ее - сформировать у обучающихся потребность в самостоятельном творческом труде, развивать навыки работы с соленым тестом с использованием инструментов и приспособлений, объективно оценивать свои возможности и умения.
Формы и режим работы
Основной формой организации учебной работы по программе является занятие, продолжительностью 45 минут. На занятии педагог помогает детям освоить соответствующую систему знаний и последовательно способствует формированию необходимых умений.
На занятии, как правило, используются разнообразные виды деятельности обучающихся и педагога, вследствие чего занятия чаще всего носят комбинированный характер.
Форма организации занятий: индивидуально-групповая.
Структура занятий включает теоретическую и практическую части. Теоретическая часть содержит беседы о народном творчестве и декоративно прикладном искусстве, о народных мастерах и художниках, работающих в области декоративно-прикладного творчества.
Практическая часть предполагает работу в нескольких направлениях:
- изучение основ построения традиционной для декоративного искусства композиции, что невозможно без работы с образцами художественных промыслов, посещения музеев и выставок;
- разработка эскизов отдельных изделий и композиций;
- определение этапов и последовательности работы над изделием или композицией;
- исполнение изделий и композиций в материале.
Практическая работа завершается общим просмотром и обсуждением работ с использованием алгоритмов оценки и самооценки качества работы.
Предполагается также активное участие обучающихся в конкурсах и выставках детского декоративно-прикладного творчества.
В технической творческой деятельности обучающимися выполняется работа по образцу (с творческим переосмыслением), шаблону, по памяти, словесному описанию, техническому рисунку, простейшему чертежу или собственному замыслу.
Используются методы:
- словесные: объяснение, рассказ, чтение, опрос, инструктаж, эвристическая беседа, дискуссия, консультация, диалог;
- наглядно – демонстрационные: показ, демонстрация образцов, иллюстраций, рисунков, фотографий, таблиц, схем, чертежей, моделей, предметов;
- практические: практическая работа, самостоятельная работа, творческая работа (творческие задания, эскизы, проекты), опыты;
- метод игры: ролевые, развивающие, викторины, кроссворды, загадки, ребусы;
- метод диагностики: комплекс упражнений на развитие воображения, фантазии, задачи на плоскостное конструирование, творческие задания на рационально – логическое мышление, тесты на развитие у детей воссоздающего воображения, образного мышления, фантазии, словесно – логического мышления, задания на пространственное.
- методы стимулирования поведения и выполнения работы: похвала, поощрение;
- метод оценки: анализ, самооценка, взаимооценка, взаимоконтроль;
- метод информационно - коммуникативный поддержки: работа со специальной литературой, интернет ресурсами;
- метод компьютерного моделирования;
- метод проектный
С целью развития конструкторских способностей у обучающихся поддерживается и поощряется их стремление принимать самостоятельные решения в процессе выполнения работы, усовершенствовать конструкции изделий или изготавливать изделия по собственному замыслу. На практических занятиях дети учатся анализировать, делать выводы, принимать технические решения с наибольшей самостоятельностью и полученный опыт переносить в другую ситуацию: обучающиеся воплощают свой замысел в плоских и объемных моделях, занимаясь проектной деятельностью, которая включает в себя многие элементы профессионального конструирования (обдумывание, осмысливание идеи, создание мысленного образа, выбор метода конструирования, определение последовательности изготовления деталей, подбор необходимых инструментов и т.д.)
В программу включены разнообразные виды работ с использованием следующих материалов: пластилина, разных видов бумаги, природного материала, проволоки, ниток, фольги и бросового материала (упаковки полуфабрикатов).
При изготовлении изделий используются разные способы обработки бумаги (сминание, скручивание, обрывание, резание, сгибание и др.), которые обуславливают развитие мелких мышц кистей рук ребенка. Технологические операции (замысел, эскиз, выбор материала и способов изготовления, готовое изделие), складывание простейших поделок в технике оригами; выполнение аппликаций и мозаик с элементами художественного конструирования, конструирование из природного материала, моделирование и конструирование объёмных и плоскостных композиций, развивают у обучающихся память, внимание, глазомер, художественное восприятие окружающего мира, воспитывают любовь к прекрасному, прививают устойчивый интерес к конструкторской, изобретательской и проектной деятельности.
При построении образовательного процесса используется дидактический принцип: от более простого, доступного, к более сложному, от декоративной плоскостной аппликации к объемным, от изготовления простейших поделок к изготовлению динамичных моделей, конструированию и моделированию объёмных конструкций и макетов.
Воспитательная работа
Большое значение в ходе реализации программы уделяется формированию гражданского самосознания, гражданской позиции у обучающихся, уважения к военной профессии, осознание своего долга перед семьей, народом и Родиной, воспитанию у обучающихся духовно-нравственных качеств личности.
В воспитательные мероприятия программы включены:
- благотворительные акции: «Подарок ветерану», «Посылка солдату», «Открытка солдату», «Солдатский платок»;
- экскурсии в музеи города ;
- познавательные мероприятия, конкурсы - соревнования ко дню защитника Отечества, дню Победы дню народного единства»;
- выставки технического творчества.
Программой предусмотрены:
- профилактические мероприятия для обучающихся: «Когда на улице мороз», «Выбирай хорошие привычки», «Школа пешеходов»;
- познавательные, обзорные экскурсии , на выставки творческих работ учащихся и педагогов, «Новогодний праздник» и т.д.
- традиционные мероприятия в объединении планируемые к международному женскому дню 8 марта, дню Матери, ко дню пожилого человека
В рамках программы предусмотрены ежегодные выставки творческих работ.
В каникулярное время обучающиеся занимаются по досуговой программе, которая способствует развитию воображения детей посредством включения их в разнообразную игровую деятельность через организацию культурного досуга. Программа направлена на развитие фантазии, смекалки, изобретательности, словарного запаса, активности, компетентностей обучающихся, расширение возможности для развития и саморазвития личности ребенка, и для реализации их интересов. Занятия проводятся в форме занятий: -фантазия, -путешествие, -конкурс, -праздник, - ролевых игр в творческих группах.
Работа с родителями
Учебно-воспитательные задачи программы решаются в тесном сотрудничестве с родителями. В начале учебного года в Центре проводится день открытых дверей для детей и родителей, где они знакомятся с режимом работы, программой учебного объединения, даются рекомендации родителям. Посещение родительских собраний в объединении, совместные обсуждения с педагогом помогают родителям видеть не только возможности ребенка, но и перспективу его развития. Работа с родителями проводится в форме:
- индивидуальных и тематических консультаций с целью разъяснения конкретных мер помощи ребенку в обучении с учетом его возможностей;
- обсуждения результатов продвижения ребенка по образовательному маршруту и перспективу его развития;
- вовлечения родителей в организацию и проведение различных мероприятий: совместных праздничных программ, посещения тематических и отчетных выставок творческих работ детей, обзорных познавательных экскурсий.
Дидактическое обеспечение
Учитывая особенности развития детей младшего и среднего школьного возраста, их большую эмоциональность и впечатлительность в процессе реализации программы широко применяются: художественная литература, сюжеты сказок, популярная детская литература о технике, периодическая печать, иллюстрации, репродукции, открытки, фотографии, видеосюжеты, электронные презентации, загадки, кроссворды, головоломки, ребусы и кроссворды, что повышает мотивацию детей к занятиям, развивает их познавательную активность.
- методическая литература
- методические разработки и планы - конспекты занятий, методические рекомендации к практическим занятиям;
- развивающие и диагностические процедуры: эвристические вопросы, тесты, упражнения, творческие задания, игры, кроссворды, ребусы, конкурсы, сценарии;
- детская литература (стихи, легенды, сказки, рассказы, высказывания), журналы «Я- дизайнер», «Коллекция идей», «Дети, техника, творчество»;
- технологические и инструкционные карты, наглядно-демонстрационный материал (иллюстрации, тематические плакаты, открытки, журналы, буклеты, видеофильмы, электронные презентации, готовые образцы поделок), схемы и чертежи, развертки моделей, шаблоны;
- цифровые образовательные ресурсы;
- СД диски с подбором мелодий, соответствующих теме занятия, способствующих созданию и поддержанию спокойной, творческой атмосферы.
Механизм оценки получаемых результатов
Контроль ЗУН обучающихся проводится в следующих формах: самостоятельная работа, практическая работа, контрольное занятие, конкурс, выставка творческих работ; используются методы: тестирование, наблюдение, опрос, самооценка, взаимооценка, самоконтроль, взаимоконтроль.
Текущий контроль проводится в процессе обучения на итоговых занятиях по темам.
Формы подведения итогов реализации программы.
Эффективность программы основывается на результатах обучения, которые проявляются в ходе контроля качества знаний, умений и навыков обучающихся.
Основными формами подведения итогов реализации программы являются тестирование и самоанализ обучающимися своих достижений, применяемые в конце изучения наиболее важных тем.
Оцениваются знания, умения и навыки обучающихся по уровневой системе:
Р- (репродуктивный, уровень) – решение творческих задач по образцу;
Э - (эвристический, ассоциативный) – решение творческих задач с элементами рационализаторства и изобретательства;
К - (креативный, творческий, продвинутый) – творческое воплощение собственных разработок на основе полученных знаний, умений и навыков.
Дети принимают участие в выставках детского творчества, что позволяет им видеть свою работу в сравнении с лучшими образцами декоративно-прикладного творчества.
В конце учебного года проводятся творческие испытания - изготовление выставочного отдельного изделия или композиции.
Контроль знаний, умений и навыков на каждом году обучения осуществляется по следующим критериям: усвоение теоретического материала, владение практическими умениями и навыками, владение специальной терминологией, креативность выполнения практических заданий, владение коммуникативной культурой.
1 год обучения:
начальный этап:
- Оригинальность поделки.
- Аккуратность и точность выполнения работы.
- Умение работать с инструментом.
- Правильность разметки по шаблонам.
промежуточная аттестация:
- Знание правил ТБ.
- Знание способов обработки бумаги.
- Экономная разметка материала по шаблонам и линейке.
- Творческая самостоятельность в оформлении поделки.
2 год обучения:
стартовый:
- Эстетичность и аккуратность оформления работы.
- Уровень графических умений и навыков.
- Приёмы разметки с помощью линейки, циркуля.
- Навыки самостоятельности, творчества.
промежуточная аттестация:
- Умение усовершенствования конструкции.
- Выбор способов соединения деталей.
- Навыки работы с графическими изображениями, чертежными инструментами.
- Гармоничность цветовых сочетаний, эстетичность.
3 год обучения:
стартовый:
- Эстетичность и аккуратность оформления работы.
- Способы изготовления динамичных поделок.
- Уровень графических умений и навыков.
- Приёмы складывания из геометрических фигур силуэта желаемого технического объекта.
итоговая аттестация:
- Правильность и оригинальность выбора материала для технической конструкции.
- Соответствие способа соединения выбранному материалу.
- Способность самостоятельно изменять конструкцию в зависимости от имеющихся технических возможностей и материалов.
- Соответствие конечного результата деятельности поставленной задаче и выбранному художественному замыслу.
Мониторинг личностной и поведенческой сферы, познавательных способностей обучающихся проводится два раза в год в начале и конце учебного года. Для мониторинга применяется диагностический инструментарий. Результаты отслеживания заносятся в карту отслеживания изменений личностной и поведенческой сферы обучающихся.
Проводится диагностика: сформированности представлений об индивидуальных и коллективных ценностях; изучения уровня заинтересованности детей военной тематикой и результативности участия в конкурсах и выставках; диагностика наличия и выраженности гражданского самосознания обучающихся; уровня удовлетворенности родителей от сотрудничества «педагог-ребенок-родитель».
Программа предусматривает участие обучающихся в выставках и конкурсах различного уровня (институционального, муниципального, областного и всероссийского).
В содержание программы могут быть внесены изменения в зависимости от наличия необходимых материалов, индивидуальной подготовленности обучающихся, учета их интересов и пожеланий.
Ожидаемые результаты реализации программы.
К концу освоения образовательной программы у обучающихся развиваются следующие навыки:
- сформированность начальных конструкторских умений и навыков у обучающихся;
- усовершенствование навыков ручного труда;
- устойчивый интерес детей к поисковой, проектной деятельности, к конструированию
моделированию и изобретательству;
- развитие мелкой моторики рук, мышления, памяти, внимания, глазомера;
- развитие художественно – эстетического вкуса;
- умение планировать свою деятельность, самостоятельно решать проблемные ситуации в процессе изготовления моделей и конструкций;
В процессе реализации программы развиваются следующие качества личности детей:
- взаимоуважение и взаимопомощь;
- бережное отношение к результатам своего труда и своих товарищей;
- бережное отношение к материалам, инструментам, оборудованию;
- ответственность и самостоятельность;
- уважение к пожилым людям;
- уважение к традициям русского народа;
- гражданские и патриотические чувства;
- стремление к здоровому образу жизни.
Условия реализации программы.
Важнейшим условием реализации программы является создание развивющей, здоровьесберегающей образовательной среды как комплекса комфортных, психолого-педагогических и социальных условий, необходимых для развития творческих интересов и способностей детей.
Занятия должны проходить в просторном светлом помещении с мебелью, рассчитанной на младших школьников.
- кабинет на 12 рабочих мест (ученические столы, стулья), светлое сухое, просторное и хорошо проветриваемое помещение, соответствующее санитарно – гигиеническим требованиям;
- стол педагога – 1шт;
- ученическая доска – 1шт;
- музыкальный центр, телевизор, мультимедиа, видеомагнитофон, фотоаппарат, интерактивная доска;
- инструменты и материалы, необходимые для работы из расчета на одного обучающегося: ножницы, линейка, карандаш ТМ, клей ПВА, клей карандаш, проволока – 2м, шило, циркуль, степлер, канцелярский нож, бумага – 2 набора (цветная, самоклеящаяся, газетная, гофрированная, тетрадная бумага, салфетки, фантики, фольга, обойная и оберточная бумага, картон, калька), природный и бросовый материал, пластилин или солёное тесто..
Инструменты и приспособления для лепки должны размещаться в удобном для детей месте (шкафы, полки, кармашки). Должны быть предусмотрены емкость для размещения готовой к употреблению пластической массы; место для выставки с подсветкой, а также набор инструментов (стеки, печатки, тычки, кисточки, скалки, разделочные доски)
Комплексное учебно – методическое обеспечение программы включает:
- Информационное обеспечение: специальную и популярную литературу для педагога и для обучающихся, альбомы, журналы, фото и видеоматериалы о художественно-прикладном искусстве и технологии лепки из соленого теста.
- Алгоритмы деятельности: планы последовательности изготовления поделок и анализа проделанной работы, демонстрационный материал: поделки, вылепленные обучающимися; таблицы, показывающие варианты и последовательность изготовления различных поделок и их росписи (солярные знаки, шаблоны для росписи.)
- Контрольно – измерительные материалы: методики контроля, тестовые задания, схемы самоанализа.
В целом содержание программы ориентировано на:
- освоение общечеловеческих ценностей (добро, красота, труд и т.д.) в русле отечественных и мировых культурных традиций;
- использования материалов в целях развития качеств, присущих творческой личности.
Учебно – тематический план (Возрастная группа 7-10 лет)
№ п/п | Разделы и темы | 1 год обучения | 2 год обучения | 3 год обучения | ||||||
Общ.кол-во час. | Из них | Общ.кол-во час. | Из них | Общ.кол-во час. | Из них | |||||
Теор. | Практ | Теор. | Практика | Теор. | Практ | |||||
1 | Вводное занятие. | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 |
2 | Основы экологических знаний. Культура и безопасность труда. | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 |
3 | Материаловедение. | 4 | 2 | 2 | 4 | 2 | 2 | 4 | 2 | 2 |
4 | Инструменты и приспособления. | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 |
5 | Народные промыслы и история лепки из соленого теста. | 10 | 2 | 8 | 10 | 2 | 8 | 10 | 2 | 8 |
6 | Технология лепки из соленого теста | 12 | 2 | 10 | 12 | 2 | 10 | 12 | 2 | 10 |
7 | Изготовление поделок из соленого теста. | 30 | 4 | 26 | 30 | 4 | 26 | 30 | 4 | 26 |
8 | Художественно-декоративная композиция | 22 | 2 | 20 | 22 | 2 | 20 | 22 | 2 | 20 |
9 | Развитие творческого воображения | 20 | 4 | 16 | 20 | 4 | 16 | 20 | 4 | 16 |
10 | Основы экономических знаний | 4 | 2 | 2 | 4 | 2 | 2 | 4 | 2 | 2 |
11 | Сплочение детского коллектива | 10 | 2 | 8 | 10 | 2 | 8 | 10 | 2 | 8 |
12 | Психологическая культура личности | 36 | 8 | 28 | 36 | 8 | 28 | 36 | 8 | 28 |
13 | Заключительное занятие | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 |
Общее количество часов | 156 | 35 | 121 | 156 | 35 | 121 | 156 | 35 | 121 |
Содержание программы
1 год обучения | 2 год обучения | 3 год обучения |
Вводное занятие-2ч Теория- 1 ч.: Цели, задачи, содержание занятий по программе «Соленые фантазии» 1-го года. Практика- 1 ч.: Просмотр литературы видеоматериалов и образцов изделий из соленого теста Адаптация в кабинете. Контроль: Итоговое собеседование. Методическое обеспечение: DVD-плейер, Видеомагнитофон, компьютер Дидактическое обеспечение: Фото-видеоматериалы, DVD-диски, образцы изделий из теста. | Вводное занятие-2ч Теория- 1 ч.: Цели, задачи и содержание занятий по программе «Соленые фантазии» 2-го года. Итоги летней работы в лагере дневного пребывания детей «Школа народных ремесел»по программе «Игрушки из теста» и летней самостоятельной работы. Практика- 1 ч.: Просмотр литературы видеоматериалов и образцов изделий из соленого теста. Выставка и анализ работ, выполненных обучающимися летом. Контроль: Итоговое собеседование. Методическое обеспечение: DVD-плейер, Видеомагнитофон, компьютер Дидактическое обеспечение: Фото-видеоматериалы. Образцы изделий из теста.Поделки детей, изготовленные летом. Алгоритм оценки изделий. Литература: весь список для обучающихся. | Вводное занятие-2ч Теория- 1 ч.: Цели, задачи и содержание занятий по программе «Соленые фантазии» 3-го года. Итоги летней работы в лагере дневного пребывания детей «Школа народных ремесел» по программе «Игрушки из теста» и летней самостоятельной работы. Практика- 1 ч.: Просмотр литературы видеоматериалов и образцов изделий из соленого теста. Выставка и анализ работ, выполненных обучающимися летом. Составление индивидуальных творческих планов, обмен личной литературой. Контроль: Итоговое собеседование. Методическое обеспечение: DVD-плейер, Видеомагнитофон, компьютер Дидактическое обеспечение: Фото-видеоматериалы. Образцы изделий из теста. Поделки детей, изготовленные летом. Алгоритм оценки изделий. Копилка возможных изделий, собранная обучающимися в предыдущие годы. Новые журналы и литература, приобретенные обучающимися. |
Культура и безопасность труда. Основы экологических знаний. 2ч Теория- 1 ч.: Правила поведения в кабинете, на занятиях. Режим проветривания помещения. Правила обращения с колющими и режущими инструментами. Состав соленого теста и безопасная работа с ним. Правила пользования электрической духовкой. Зеленая зона - роль зеленых растений в оздоровлении микроклимата кабинета. Физкультурная пауза - комплекс упражнений для снятия напряжения в пальцах, плечах и спине. Активные перемены. Практика-.1ч.: Организация рабочего места. Создание экологических условий в кабинете. Посадка комнатных растений, улучшающих микроклимат кабинета. Разучивание комплекса упражнений на снятие напряжения в пальцах, плечах и спине. Контроль.: Итоговое собеседование Методическое обеспечение: Набор инструментов и оборудования для работы по программе 1-го года обучения. Дидактическое обеспечение: Инструкции по безопасному использованию инструментов, приспособлений, оборудования. | Основы экологических знаний. Культура и безопасность труда.-2ч Теория- 1 ч.: Правила поведения на занятиях. Режим проветривания помещения. Правила обращения с колющими и режущими инструментами. Химический состав соленой пластической массы и безопасная работа с ней. Правила пользования электрической духовкой. Зеленая зона - роль зеленых растений в оздоровлении микроклимата кабинета. Физкультурная пауза - комплекс упражнений для снятия напряжения в пальцах, плечах и спине. Активные перемены. Практика-.1ч.: Организация рабочего места. Создание экологических условий в кабинете. Посадка комнатных растений, улучшающих микроклимат кабинета. Разучивание комплекса упражнений на снятие напряжения в пальцах, плечах и спине. Контроль.: Итоговое собеседование Методическое обеспечение: Набор инструментов и оборудования для работы по программе 2-го года обучения.. Дидактическое обеспечение: Инструкции по безопасному использованию инструментов, приспособлений, оборудования. | Основы экологических знаний. Культура и безопасность труда.-2ч Теория- 1 ч.: Правила поведения на занятиях. Режим проветривания помещения. Правила обращения с колющими и режущими инструментами. Химический состав соленой пластической массы и безопасная работа с ней. Правила пользования электрической духовкой и выжигателем. Зеленая зона - роль зеленых растений в оздоровлении микроклимата кабинета. Физкультурная пауза - комплекс упражнений для снятия напряжения в пальцах, плечах и спине. Активные перемены. Практика-.1ч.: Организация рабочего места. Создание экологических условий в кабинете. Посадка комнатных растений, улучшающих микроклимат кабинета. Разучивание комплекса упражнений на снятие напряжения в пальцах, плечах и спине. Контроль.: Итоговое собеседование Методическое обеспечение: Набор инструментов и оборудования для работы по программе 3-го года обучения.. Дидактическое обеспечение: Инструкции по безопасному использованию инструментов, приспособлений, оборудования. |
Материаловедение.-4ч Теория- 1ч.: Из чего состоит соленое тесто. Практика-3ч. Просмотр замешивания соленого теста. Пробные работы с полученным тестом. Контроль визуальный . Методическое обеспечение:Мука, соль, клей, вода, посуда. Дидактическоеобеспечение: Наглядная таблица (в рисунках) замешивания соленого теста. | Материаловедение.-4ч Теория- 1 ч.: Мука. Соль. Клеи. Рецептура соленого теста из пшеничной муки, из ржаной муки. Практика-3 ч.: Замешивание соленого теста под руководством педагога. Контроль визуальный . Методическое обеспечение: Мука, соль, клей, вода, красители. Посуда. Дидактическое обеспечение: Технологическая карта замешивания соленого теста. | Материаловедение.-4ч Теория- 1 ч.: Мука. Соль. Клеи. Краски для окрашивания готовых изделий. Лаки. Рецептура соленого теста. Практика-3ч.:Самостоятельное замешивание соленого теста. Контроль визуальный . Методическое обеспечение: Мука, соль, клей, вода, красители. Посуда. Дидактическое обеспечение: Технологическая карта замешивания соленого теста. Таблица «Рецепты замешивания соленого теста». |
Инструменты и приспособления-12ч Теория- 1 ч.: Рабочее место. Инструменты и приспособления для работы с соленым тестом: стеки, шаблоны, скалки, формочки, дощечка, противень, фольга, кисточки для склеивания изделий при помощи смачивания – назначение и приемы работы с ними, хранение. Практика- 1 ч.: Организация рабочей поверхности стола. Опробование инструментов и приспособлений. Контроль.: Контрольное собеседование Методическое обеспечение: Набор инструментов, приспособлений и оборудования для 1-го года обучения.. Дидактическое обеспечение: Плакаты «Пользуйся правильно инструментами и приспособлениями» | Инструменты и приспособления-12ч Теория- 1 ч.: Рабочее место. Инструменты и приспособления для работы с соленым тестом: стеки, шаблоны, скалки, печатки, рельефы, формочки, дощечка, кисточки для клея, электрическая духовка, противень, фольга - назначение и приемы работы с ними, хранение. Практика- 1 ч.: Организация рабочей поверхности стола. Работа с инструментами и приспособлениями Контроль.: Контрольное собеседование Методическое обеспечение: Набор инструментов, приспособлений и оборудования для 2-го года обучения. Дидактическое обеспечение: Плакаты «Пользуйся правильно» | Инструменты и приспособления-12ч Теория- 1 ч.: Рабочее место. Инструменты и приспособления для работы с соленым тестом: стеки, шаблоны, скалки, печатки, рельефы, формочки, ситечко, чесноковыжималка, дощечка, кисточки для клея и росписи, противень, фольга, выжигатель, электрическая духовка - назначение и приемы работы с ними, хранение. Практика- 1 ч.: Организация рабочей поверхности стола. Работа с инструментами и приспособлениями Контроль.: Контрольное собеседование Методическое обеспечение: Набор инструментов, приспособлений и оборудования для 3-го года обучения. Дидактическое обеспечение: Плакаты «Пользуйся правильно» |
Народные промыслы и история лепки из соленого теста-10ч Теория- 2 ч.: Вначале была лепешка. Лепные традиции древних инков и древних египтян. Китайские марионетки из теста Х11 века. Гималайские жертвенные фигурки. Эквадорские, испанские, греческие ритуальные фигурки. Практика- 8 ч.: Экскурсия в библиотеку - изучение альбомов с иллюстрациями о народных лепных промыслах. Экскурсия в краеведческий музей. Контроль: Контрольное собеседование Методическое обеспечение: DVD-плейер, компьютер, мультимедийная аппаратура. Дидактическое обеспечение: Цифровые образовательные ресурсы, печатные, фото – видеоматериалы о народных промыслах. | Народные промыслы и история лепки из соленого теста-10ч Теория- 2 ч.: Связь времен и народов в искусстве. Соленое тесто в народном творчестве западных и восточных славян, связанные с народными праздниками и ритуальным календарём. Практика- 8 ч.: Экскурсия в библиотеку - изучение альбомов с иллюстрациями о народных лепных промыслах. Экскурсия в краеведческий музей. Контроль: Контрольное собеседование Методическое обеспечение: DVD-плейер, компьютер, мультимедийная аппаратура. Дидактическое обеспечение: Цифровые образовательные ресурсы, печатные, фото – видеоматериалы о народных промыслах. | Народные промыслы и история лепки из соленого теста-10ч Теория – 2 ч.: Древние образы в современных народных игрушках. Соленое тесто - современный материал для художественно-прикладного творчества. Современные народные игрушки из соленого теста - отображение современной жизни. Игрушечных дел мастера нашего города, работающие с различными пластическими массами. Практика- 8 ч.: Экскурсия в библиотеку - изучение альбомов с иллюстрациями о народных лепных промыслах. Экскурсия в краеведческий музей. Контроль: Контрольное собеседование Методическое обеспечение: DVD-плейер, компьютер, мультимедийная аппаратура. Дидактическое обеспечение: Цифровые образовательные ресурсы, печатные, фото – видеоматериалы о народных промыслах. |
Технология лепки из соленого теста-12ч. Теория- 2 ч.: Технологические приемы и способы лепки плоских и простых изделий из соленого теста. Порядок работы. Смачивание противня, покрытие противня фольгой, удаление лишних жидкости и воздуха из-под фольги Разметка на фольге для рамочки шариковой ручкой. Раскатывание теста, сдавливание, скручивание, прогибание, вырезание простых элементов по шаблону и формочками. Сушка, способы сушки. Склейка деталей в целые фигурки при помощи смачивания. Практика- 10 ч.: Отработка технологических приемов лепки простых плоских форм из соленого теста. Практическая работа по сушке и обжигу изделий из соленого теста. Контроль: Самоанализ по алгоритму. Методическое обеспечение: Инструменты и приспособления для лепки Дидактическое обеспечение: Технологические карты. Алгоритм самоанализа. | Технология лепки из соленого теста-12ч. Теория- 2 ч.: Технологические приемы лепки крупных и объемных детелей из соленого теста при помощи смятой фольги. Порядок работы. Создание фактуры поверхности при помощи печаток и стеков. Изготовление рюшечки из ленточки, объемной спирали из колбаски или ленточки. Выпуклые рельефы. Скрепление деталей между собой при помощи зубочистки, Сушка, способы сушки, подрумянивание. Как спасти работу, если она треснула. Цветовые эффекты при подрумянивании. Практика- 10 ч.: Отработка технологических приемов лепки из соленого теста. Практическая работа по сушке, подрумянивании при запекании и росписи изделий . Контроль: Самоанализ по алгоритму. Методическое обеспечение: Инструменты и приспособления для лепки Дидактическое обеспечение: Технологические карты. Алгоритм самоанализа. | Технология лепки из соленого теста-12ч. Теория- 2 ч.: Технологические приемы лепки изделий сложных объёмных форм из с использование чесноковыжималки, ситечка. Порядок работы. Создание разнообразной фактуры поверхности при помощи печаток. Изготовление сеточки и плетенки из ленточек и колбасок. Скрепление деталей между собой в сложные фигуры. Способы сушки и запекание поделок Устранение дефектов. Раскрашивание изделий. Нанесение защитных составов: глазурование и лакировка. Оформление и склейка деталей в готовое изделие. Практика- 10 ч.: Отработка технологических приемов лепки объемных форм. Изготовление деталей при помощи чесноковыжималки, ситечка, печаток. Практическая работа по сушке, склейке, лакировании изделий из соленого теста. Контроль: Самоанализ по алгоритму. Методическое обеспечение: Инструменты и приспособления для лепки Дидактическое обеспечение: Технологические карты. Алгоритм самоанализа. |
Изготовление поделок из соленого теста-30ч Теория- 4 ч.: Изготовление простых элементов на основе колобка (шарика ) и колбаски из теста: Превращение их в ленточку, лепешку, колечко, кулёчек, буквы, цифры из колбасок Вырезание фигурок формочками для выпечки или вырезание по шаблону (листья, сердечко, трехлистник, звездочка, цветок, ёжик, ёлочка, солнышко, цветок, круги различных размеров, сложный цветок - наложением разных по размеру и форме плоских вырезок, кулон – присоединением различных деталей, снеговик – присоединением кругов различного диаметра, плоские ёлочные игрушки. Практика- 26 ч.: Отработка навыков изготовления изделий при помощи формочек, шаблонов, стека. Контроль: Выставка работ учащихся, самоанализ по алгоритму. Методическое обеспечение: Набор инструментов и подручных материалов. Дидактическое обеспечение: Образцы изделий, выполненных при помощи формочек, шаблонов, стека. | Изготовление поделок из соленого теста-30ч Теория- 4 ч.: Изготовление сложных объемных изделий из соленого теста при помощи смятой фольги, состоящих из разнообразных деталей. Обработка подручными средствами, превращенными в печатки. Цветовые эффекты за счет подрумянивания. Сочетание деталей с разной степенью подрумянивания Практика- 26 ч.: Отработка навыков изготовления объемных изделий при помощи формочек, шаблонов, печаток, стеков, рельефов и других подручных средств. Изготовление объемных фигурок клоуна, девочки с яблоками и мальчика в шляпе, снеговика и дворника, овощей и фруктов из соленого теста. Отработка навыков сушки и подрумянивания изделий до нужного эффекта. Контроль: Выставка работ учащихся, самоанализ по алгоритму. Методическое обеспечение: Набор инструментов и подручных материалов. Дидактическое обеспечение: Образцы объемных изделий, выполненных при помощи различных инструментов и приспособлений. | Изготовление поделок из соленого теста-30ч Теория- 4 ч.: Изготовление сложных объемных изделий с добавлением деталей, изготовленных при помощи чесноковыжималки, ситечка, дающих эффект волос, кроны и коры дерева Выпуклые рельефы. Изготовление венка и корзиночки. Изготовление листьев и цветов из соленого теста. Практика- 26 ч.: Отработка навыков изготовления изготовления фигурок людей и животных из соленого теста с эффектом волос, кроны и коры деревьев - при помощи чесноковыжималки, ситечка, печаток, стеков, рельефов и других подручных средств. Изготовление плетеных венков из колбасок, плетёной корзинки из полосок, объемных цветов из деталей, Контроль: Выставка работ учащихся, самоанализ по алгоритму. Методическое обеспечение: Набор инструментов и подручных материалов. Дидактическое обеспечение: Образцы изделий, выполненных при помощи различных инструментов. |
Художественно-декоратвная композиция-22ч Теория-2 ч.: Понятие об орнаменте в круге, квадрате, прямоугольнике. Виды орнамента (растительный и животный орнамент) Перспектива. Понятие о композиции. Композиции из плоских фигурок. Практика- 20 ч.: Изготовление растительных, животных орнаментов и жанровых композиций из плоских элементов в квадрате, круге, прямоугольнике, Изготовление композиций из плоских фигурок: «Ежик с грибочками и листьями на иголках», «Ёлочка, украшенная шариками и спиральками», «Девочка на лесной полянке с цветочками, елочками, солнышком и облаками», «Железная дорога с паровозиком, солнышком, облаками, елочками, цветами, птичкой», «Морское дно с рыбками, осьминогом, ракушками, водяными растениями». . Контроль.: Самоанализ по алгоритму. Выставка изделий. Методическое обеспечение: DVD-плейер, компьютер, мультимедийная аппаратура, инструменты, соленое тесто. Дидактическое обеспечение: цифровые образовательные ресурсы, печатные, фото и видеоматериалы по теме «Художественно-декоративная композиция». | Художественно-декоратвная композиция-22ч Теория-2 ч.: Роль цвета в композиции (тоновый и цветовой контраст, ореол). Сложные жанровые композиции из готовых объемных изделий. Практика- 20 ч.: Изготовление объемных композиций: Простых: подсолнухи, патиссоны, клубника, ёжик. Жанровых композиций: «Булочная», «Лесная картинка», и т.д. Контроль.: Самоанализ по алгоритму. Выставка изделий. Методическое обеспечение: DVD-плейер, компьютер, мультимедийная аппаратура, инструменты, соленое тесто. Дидактическое обеспечение: цифровые образовательные ресурсы, печатные, фото и видеоматериалы по теме «Художественно-декоративная композиция». | Художественно-декоратвная композиция-22ч Теория-2 ч.: Роль цвета и света в композиции. Локальная и сплошная окраска предмета. Перспектива. Практика- 20 ч.: Изготовление объемных композиций: Простых: букет, букет в вазочке, корзина с цветами и фруктами, деревья, лисичка. Жанровых композиций: «Деревня и крестьянский двор», «Зоопарк» и т.д. Контроль.: Самоанализ по алгоритму. Выставка изделий. Методическое обеспечение: DVD-плейер, компьютер, мультимедийная аппаратура, инструменты, соленое тесто. Дидактическое обеспечение: цифровые образовательные ресурсы, печатные, фото и видеоматериалы по теме «Художественно-декоративная композиция». |
Развитие творческого воображения-20ч. Теория- 4 ч.: Понятие об авторской работе. Герои из страны сказок Практика- 16 ч.: Изготовление авторских работ – герои любимых сказок. Контроль: Выставка поделок. Методическое обеспечение: Инструменты, соленое тесто. Дидактическое обеспечение: Открытки, Иллюстрации к сказкам. Образцы тематических изделий. | Развитие творческого воображения-20ч. Теория- 4 ч.: Тематический авторский замысел. Характерное воплощение задумок. Праздники круглый год. Подарки. Практика- 16 ч.: Изготовление авторских работ по заданной теме и характеру. Лепим подарки: липучки, подвески. Контроль: Выставка поделок. Методическое обеспечение: Инструменты, соленое тесто. Дидактическое обеспечение: Открытки, Иллюстрации к сказкам. Образцы тематических изделий. | Развитие творческого воображения-20ч. Теория- 4 ч.: Понятие об авторской работе. Тематический замысел. Характерное воплощение задумок. Юмор, сатира и соленое тесто. Сувениры: маски и куклы, герои из страны сказок, панно. Практика- 16 ч.: Изготовление авторских работ по заданной теме и характеру. Контроль: Выставка поделок. Методическое обеспечение: Инструменты, соленое тесто. Дидактическое обеспечение: Открытки, Иллюстрации к сказкам. Образцы тематических изделий. |
Основы экономических знаний-4ч Теория- 2 ч.: Сколько стоит увлечение?. Практика -2 ч.: Решение экономических задач. Расчет затрат. Сколько стоит мука, соль, клей, вода, краски, электричество (встреча с завхозом учреждения, экскурсия в магазин-наблюдение цен соли, муки)? Контроль.: Собеседование о затратах. Методическое обеспечение: Счетчик воды, счетчик электричества. Дидактическое обеспечение: Калькулятор, ценники, вывески «Магазин», «Ярмарка», «Мастерская». | Основы экономических знаний-4ч Теория- 2 ч.: Понятие экономии. Экономим на игрушках и подарках. Практика -2 ч.: Решение экономической задачи – расчет стоимости изделия из соленого теста. Экскурсия в магазин – наблюдение цен сувениров. Контроль.: Игра «Ярмарка – продажа сувениров». Методическое обеспечение: Счетчик воды, счетчик электричества. Дидактическое обеспечение: Калькулятор, ценники, вывеска «Ярмарка - продажа» | Основы экономических знаний-4ч Теория- 2 ч.: Понятие экономической выгоды. Выгодно ли изготавливать изделия из солёного теста Выгодно ли производить некачественную вещь? Практика -2 ч.: Решение экономических задач. Расчет возможных убытков Контроль.:Игра «Сувенирный магазин», Методическое обеспечение: Счетчик воды, счетчик электричества. Дидактическое обеспечение: Калькулятор, ценники, вывеска «Магазин». |
Воспитательная работа. -10ч. Теория- 1 ч.: Понятие детского творческого коллектива. Педагог, родители, дети соратники и друзья. Хорошо и плохо. (Хорошие и плохие черты характера ипоступки). Практика- 9ч.: Забота о своем рабочем месте. Уголок объединения. Выполнение общественного поручения по уходу за кабинетом. Экскурсии и выходы на природу. Участие в мероприятиях объединения и Центра соответственно возрасту учащихся.. Изготовление елочных украшений. «Папа.мама, я –дружная семья» Контроль- Распределение поручений и визуальный контроль их выполнения. Методическое обеспечение: Принадлежности для чаепитий, игровой реквизит, сменные стенды. Дидактическое обеспечение: Уголок объединения. Контроль.: Выполнение памяток самоконтроля за творческим трудом и поведением. Методическое обеспечение: Тетради Дидактическое обеспечение: Тесты, памятки. | Воспитательная работа.Сплочение детского коллектива-10ч. Теория- 1 ч.: Сплочение творческого коллектива. Роль родителей в формировании творческих способностей детей. Любимый уголок Отчизны. (Воспитание любви к родному краю, развивать умение видеть и чувствовать красоту родной природы). Практика-9ч.: Участие в поддержании здоровой, уютной обстановки в кабинете. Уголок объединения. Общественное поручение в коллективе. Экскурсии и выходы на природу. Участие в мероприятиях объединения согласно календарю праздников и Центра согласно циклограмме и возраста. Изготовление сувениров для украшения кабинета «Папа.мама, я – творческая семья.» Контроль. Распределение поручений и визуальный контроль их выполнения. Методическое обеспечение: Принадлежности для чаепитий, игровой реквизит, сменные стенды. Дидактическое обеспечение: Уголок объединения. Контроль.: Выполнение памяток самоконтроля за творческим трудом и поведением. Методическое обеспечение: Тетради Дидактическое обеспечение: Тесты, памятки. | Воспитательная работа. -10ч. Теория- 1 ч.: Традиции творческого коллектива. Роль родителей в патриотическом воспитании. С чего начинается Родина. (Воспитание любви к родному краю, развивать умение видеть и чувствовать красоту родной природы). Практика- 9ч.: Коллективное создание эстетичного, здоровьесберегающего, уютного, развивающего, воспитывающего образовательного пространства. Уголок объединения. Экскурсии и выходы на природу. Общественно – полезный труд по созданию призового фонда учреждения. Участие в мероприятиях Центра и объединения согласно циклограмме и возраста. Изготовление сувениров в призовой фонд учреждения. «Папа.мама, я –частица общества» Контроль- ч.: Распределение поручений и визуальный контроль их выполнения. Методическое обеспечение: Принадлежности для чаепитий, игровой реквизит, сменные стенды. Дидактическое обеспечение: Уголок объединения. Контроль.: Выполнение памяток самоконтроля за творческим трудом и поведением. Методическое обеспечение: Тетради Дидактическое обеспечение: Тесты, памятки. |
Психологическая культура личности-36ч. Теория- 6 ч.:Воспитанность и её составные части (ценностное отношение к своему здоровью). Твое имя. (Знакомство детей друг с другом, педагога с детьми). Значение своего имени. Соответствие характера и поведения ребенка значению его имени. Самопознание, самооценка. Доброта и доброжелательность. (навыки доброжелательного поведения в повседневной жизни Обобщающая тема: Мое «Я» Практика- 30 ч.: Игры: Зеркало и обезьяна (один ребенок копирует другого).Ручеек (девочки выбирают мальчиков и наоборот).Рассказываем сказку (один начинает, другие продолжают по очереди). Практикумы: организации рабочего места и поддержания порядка на нем. как вести себя на занятии, как беречь здоровье во время работы и др. Выполнение памяток по выработке посадки, способы снятия напряжения. Психологические разминки: «Я согреваю мир теплом своей души», «Солнышко», «Осенние листья». «Радуга» | Психологическая культура личности-36ч. Теория- 6 ч.: Воспитанность и её составные части (аккуратность,упорство и настойчивость в достижении поставленной цели, умение доводить начатое дело до конца). Культура творческого труда. Обобщающая тема:«Я –творческая личность. Узнай себя. Какой ты. (Развитие навыков самоанализа, самопомощи,). Вежливость, сочувствие, благодарность. Практика- 30 ч.: Игры: Способы употребления вещей (например, карандаш.).Включаем телевизор (изобразить любую телепрограмму). Тренинг усидчивости и аккуратности. Практикумы: Доведения изделия до совершенства. Выполнение памяток «Как стать настойчивым в достижении задуманного результата», «Творческий труд и уважение к нему». Психологические разминки: «Отрицание «, «Зеркало», «Молодые стебельки» | Психологическая культура личности-36ч. Теория- 6 ч.: Общечеловеческие ценности. Ценность твоей жизни. Человек среди людей. Воспитанность и её составные части (уважение к творческому труду и людям труда, своим товарищам по объединению). Культура общения и творческого труда во время выполнения коллективного творческого дела. Обобщающая тема: «Я – член творческого коллектива» Искусство дарить и получать подарки. Практика-30ч.: Игры: Магазин игрушек (дети изображают движениями игрушки, покупатель должен угадать, что это за игрушка). Цирк (изображение цирковых ролей). Тестирование «Коммуника-бельная личность» Тренинг вежливости. Практикумы: общение в творческом коллективе. Выполнение памяток: « Уважение личности собеседника, товарища, соратника - основа общения» Психологические разминки: «Цветение дерева», «Животное» |
Заключительное занятие-2ч. Теория- 1 ч.: Подведение работы объединения за год. Награждение активных обучающихся. Практика- 1 ч.: Оформление выставки поделок детей Контроль.: Обмен впечатлениями о представленных работах. Самооценка творческого роста. Методическое обеспечение: Стенды для расположения лучших детских работ. Дидактическое обеспечение: Лучшие детские работы. | Заключительное занятие-2ч. Теория- 1 ч.: Подведение работы объединения за год. Награждение активных обучающихся. Практика- 1 ч.: Оформление выставки поделок детей. Контроль.: Обмен впечатлениями о представленных работах. Самооценка творческого роста. Методическое обеспечение: Стенды для расположения лучших детских работ. Дидактическое обеспечение: Лучшие детские работы. | Заключительное занятие-2ч. Теория- 1 ч.: Подведение работы объединения за год. Награждение активных обучающихся. Практика- 1 ч.: Оформление выставки поделок детей. Контроль.: Обмен впечатлениями о представленных работах. Самооценка творческого роста. Методическое обеспечение: Стенды для расположения лучших детских работ. Дидактическое обеспечение: Лучшие детские работы. |
Перечень примерных работ ( Для возрастной группы 7-10 лет)
1 год обучения | 2 год обучения | 3 год обучения |
Пчелка | Весёлая корова | Чаепитие |
Чучело | Птичка | Кукла |
Гусеница | Поваренок | Веселая старушка |
Забавные рыбки | Девочка | Красная шапочка |
Медуза и звезда | Пастушок | Корзина с цветами и фруктами |
Морской конёк | Подсолнухи | Дама с лисой |
Осьминог | Патиссоны | Деревья |
Ёлочные игрушки | Клубника | Бабушка с вязанием |
Елочка | Клоун | Принцесса |
Дед Мороз | Дворник | Король |
Матрёшки | Самовар | Королева |
Ёжик | Снеговик | Лисичка |
Авторские композиции | Авторские композиции | Авторские композиции |
Литература для педагога
1. Кискальт Изольда «Соленое тесто», М., «АСТ-ПРЕСС КНИГА», 2003 г.
- Рогов А. «Кладовая радости»(Юному читателю о русском народном творчестве и его творцах), М.,Просвещение,1982 г.
- Рей Гибсон и Дженни Тейлор.»Лепим из теста», М., «РОСМЭН», 1995 г.
Литература для обучающихся
1.Барадулина В.А., Коромыслов П., Максимов Ю.В. »Основы художественного ремесла». М.,
Просвещение, 1979 г.
2.Кискальт Изольда «Соленое тесто», М., «АСТ- ПРЕСС КНИГА», 2003 г.
3.Майорова К., Дубинская К. «Русское народное прикладное искусство», М., «Русский язык»,
1990 г.
4.Максимов Ю.В. «Родник творчества», М., Просвещение, 1988 г.
5.Максимов Ю. В. «У истоков мастерства», М., Просвещение,1983 г.
6.Петрушин В.И. «Психологические аспекты деятельности учителя и классного руководителя»,
М., «Владос», 2001 г
- .Халезова Н.Б. «Народная пластика и декоративная лепка в детском саду», М., «Просвещение», 1984 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Искусство квилинга» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н.
В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Искусство квилинга» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, программы, цели и задачи, особенности возрастной группы детей, режим за...
Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ Социально – педагогической направленности...
Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей
Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей. Художественно- эстетическ...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...
Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»
Срок реализации программы (октябрь-май) на учебный курс отводится 32 час (из расчета 1 час в неделю)....
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года
Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...
Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Т.С.
Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Татьяна СтаниславовнаМБОУ ДОД «Центр внешкольной ...