Что происходит с информационным образованием
статья по информатике и икт на тему

Современному человеку важно уметь быстро приспосабливаться к новым, постоянно изменяющимся реалиям, быть мобильным, уметь быстро переквалифицироваться. Люди нового общества должны обладать универсальными умениями и навыками работы в разных средах.  В настоящее время цель образовательных учреждений – привить новому поколению основы информационной культуры. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Что происходит с информационным образованием

Современное общество ставит перед собой глобальной целью воспитание нового информационно-культурного человека. В нашей стране традиционно функции воспитания берут на себя школы, колледжи, гимназии, ВУЗы и другие образовательные учреждения. В настоящее время их цель – привить новому поколению основы информационной культуры.

В 1985/86 учебном году в общеобразовательную школу был введен новый учебный предмет "Основы информатики и вычислительной техники". Обеспечение всеобщей компьютерной грамотности молодежи было первоочередной задачей. С позиций современного понимания образовательных целей и ценностей компьютерная грамотность уже не может рассматриваться как приоритетная задача, она входит сегодня в общую грамотность современного человека.  Сейчас  актуально обучение информационной культуре и это не просто компьютерная грамотность, но попытка воспитания креативно мыслящих людей, способных свободно ориентироваться в новом постиндустриальном обществе. Умение моделирования разнообразных процессов, явлений и объектов, свободное ориентирование в потоках информации, умение структурировать ее, – необходимая часть такого воспитания.

Образовательные институты отвечают на потребности общества. В разных странах апробируются новые схемы обучения. Один из самых известных органов Организации Объединенных Наций - ЮНЕСКО (Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры) выделяет четыре основных направления в системе образования:

  • учиться познавать;
  • учиться делать;
  • учиться жить вместе;
  • учиться жить.

Сегодня информатизация образования требует переосмыслить навыки и компетенции, которые необходимы учащимся для того, чтобы стать активными гражданами и полноценными работниками в становящемся сегодня обществе знаний.

В России появились новые стандарты образования. В стандартах первого поколения говорилось о том, что детям необходимо прививать ЗУН – знания, умения и навыки. Но появились, по крайней мере, две причины, по которым эта цель была пересмотрена. Человечество накопило такой огромный пласт знаний, что нет возможности научить всему, или хотя бы большей части. И это первая причина. Вторая связана с невероятно быстро меняющимися технологиями и созданием принципиально новых объектов окружающей действительности. Поэтому в новых ФГОС (федеральных государственных стандартах образования) стали говорить об УУД – универсальных учебных действиях. Характерной особенностью школьных стандартов второго поколения является то, что они дают только основные ориентиры, контуры содержания образования, формулируют требования к тому, чем должны овладеть учащиеся в результате обучения. Приоритетным направлением стало не обучение новым знаниям, а получения умения учиться. Научить учиться – вот что важно сегодня!

Технологии, которые используются для реализации ФГОС, быстро изменяются, компьютерные программы постоянно совершенствуются, поэтому учащимся важно не получить знания о работе в какой-то конкретной версии компьютерной программы, а научиться в принципе  использовать компьютерные технологии для решения каких-либо задач. Например, для построения информационных моделей уметь выбрать нужную программу и соответственно использовать свои навыки применения компьютерных технологий.

В нашей быстроменяющейся жизни изменилась парадигма образования. Раньше образованным людям достаточно было один раз научиться чему-либо в юности, и пользоваться этими знаниями всю свою жизнь, а теперь необходимо постоянно совершенствоваться. Современному человеку важно уметь быстро приспосабливаться к новым, постоянно изменяющимся реалиям, быть мобильным, уметь быстро переквалифицироваться. Сейчас на первый план выходят экологические проблемы: загрязнение окружающей среды, нехватка питьевой воды, таяние ледников, глобальное изменение климата и т. п. Моделирование критических ситуаций поможет человечеству справиться с ними. Существуют социальные проблемы: расовые, идеологические столкновения людей различных конфессий, - это при том, что глобализация добавляет к проблемам отдельных государств мировые кризисы. Ведущие места в обществе будут отведены людям, способным выходить из критических ситуаций.

Способность людей использовать необходимые навыки актуальны не только для решения накапливающихся проблем. Ведущие социологи прогнозируют скорый переход от общества информационного к новому типу: Smart-обществу. Это следующий этап развития за так называемым «информационным обществом», в котором мы сегодня живем. Smart-общество – это новое качество общества, в котором совокупность использования подготовленными людьми новых технологий (то есть Smart-технологий) позволяет повысить качество жизни. Само по себе понятие Smart подразумевает готовность непрерывно меняться и адаптироваться под окружающий мир, отвечая на требования экономики и общества. С изменением типа общества изменяется и образование.  Предполагается, что в Smart -обществе происходит переход от традиционной модели обучения к e-learning, а затем - к smart-образованию.  Важнейшим вопросом становится подготовка кадров, обладающих творческим, креативным потенциалом, умеющих работать и думать в новом мире. Так, умение быстро и эффективно находить и использовать информацию становится  обязательным для человека с информационной культурой.   Смарт-образование позволяет студентам генерировать новые знания и формирует личность smart-человека, который в совершенстве владеет ИКТ для поиска, анализа информации и создания инноваций.  В смарт образовании предполагается обязательное обучение многомерному видению с учетом непрерывного обновления содержания дисциплин. Ожидается увеличение потребности в людях, продуцирующих знания, использующих и создающих новые технологии, технику, биотехнику и т п. Люди нового общества должны обладать универсальными умениями и навыками работы в разных средах. Только тогда, когда человек обладает этими умениями, его можно назвать современным и творчески мыслящим.

Библиография

А. А. Кузнецов, Институт управления образованием РАО, Москва, «ЕЩЕ РАЗ О ШКОЛЬНЫХ СТАНДАРТАХ (комментарий к стандарту старшей ступени школы)», Научно-методический журнал «Информатика и образование», № 6 (235) август 2012

Голунова Лилия Викторовна. Формирование информационной грамотности старших школьников в учреждении дополнительного образования : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Кемерово, 2003 227 c. РГБ ОД, 61:04-13/202-3

Библиографические ссылки на электронные ресурсы

Гайнанов Руслан, //Stfw.Ru :«Смарт-общество: нескромное обаяние smart-технологий», URL: http://stfw.ru/page.php?al=smart-obshhestvo-neskromnoe-obayanie-smart-texnologij , 4.08.2012, 08:14

Смирнов Сергей, «Как нам построить Smart-общество?», URL:http://www.nkj.ru 10 октября 2012

Тихомирова Наталья Владимировна,д.э.н., профессор, ректор МЭСИ, «Глобальная стратегия развития smart-общества. МЭСИ на пути к Smart-университету», 22.03.2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-методическое сообщение "Реформа музыкального образования.Музыкальное образование -удел избранных или образование для всех"

"Реформа музыкального образования.Музыкальное образование -удел избранных или образование для всех"...

Статья "Информационное образование как составная часть технологического образования"

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯГончар Е.В., Малахова И.С.,КГБПОУ «Назаровский энергостроительный техникум», г. Назарово, Российская ФедерацияСис...

Возможности реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в информационной образовательной среде учреждения дополнительного образования детей.

Практика функционирования информационной образовательной среды сектора туризма Государственного бюджетного  учреждения дополнительного образования Детско-юношеского центра Петродворцового ра...