Построение графиков в табличном редакторе Excel
план-конспект урока по информатике и икт (10 класс) по теме

Ежов Сергей Владимирович

На данном уроке учащиеся учатся строить графики математических функций в среде табличного процессора Excel.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_informatiki_po_teme_et.docx63.69 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока

по информатике в 10 классе

«Построение графиков функций по заданным параметрам

в табличном редакторе Excel»

Разработал:

Ежов С. В., учитель информатики и ИКТ.

2012 г.

Цели урока:

  • научить строить графики элементарных математических функций с помощью табличного процессора Excel;
  • показать возможности использования программы Excel для решения задач по математике;
  • закрепить навыки работы с диаграммами.

Задачи урока: 

  • образовательная – знакомство учащихся с основными приемами построения графиков функций в программе Excel;
  • развивающие – формирование у учащихся логического и алгоритмического мышления; развитие познавательного интереса к предмету; развитие умения оперировать ранее полученными знаниями;
  • воспитательные – воспитание умения самостоятельно мыслить, ответственности за выполняемую работу, аккуратности при выполнении работы.

Тип урока: 

  • комбинированный

Технические и программные средства: 

  • Персональные компьютеры;
  • ОС Windows ХР;
  • Microsoft Office Excel 2003;
  • Интерактивная доска.

Раздаточный материал: 

  • Карточки с индивидуальными заданиями на построение графиков функций.

План урока.

  1. Организационный момент – 1 мин.
  2. Проверка домашнего задания – 5 мин.
  3. Объяснение нового материала –10 мин.
  4. Самостоятельная работа. – 15 мин
  5. Подведение итогов урока – 5 мин.
  6. Домашнее задание –  4 мин.

Ход урока

1. Организационный момент

Проверка готовности учащихся к уроку, отметка отсутствующих, объявление темы и цели урока.

2. Проверка домашнего задания (фронтальный опрос).

Вопросы для проверки

  1. Что представляет собой рабочая область программы Excel?
  2. Как определяется адрес ячейки?
  3. Как ввести формулу в Excel?
  4. Что такое относительная адресация ячеек?
  5. Что такое абсолютная адресация ячеек? Как она задается?
  6. Как ввести функцию в Excel?
  7. Как построить диаграмму в Excel?

3. Объяснение нового материала.

При объяснении нового материала на интерактивную  доску выводится файл Excel с шаблонами задач.

Графики функций, так же как и диаграммы строятся с помощью Мастера диаграмм программы Excel.

Рассмотрим построение графиков функций на примере функции у = sin x.

Программа будет строить график по точкам: точки с известными значениями будут плавно соединяться линией. Эти точки нужно указать программе, поэтому, сначала создается таблица значений функции у = f(х).

Чтобы создать таблицу, нужно определить:

  • отрезок оси ОХ, на котором будет строиться график.
  • шаг переменной х, т.е. через какой промежуток будут вычисляться значения функции.

Задача 1.Построить график функции у = sin x на отрезке [– 2; 2] с шагом h = 0,5.

  1. Заполним таблицу значений функции. В ячейку С4 введем первое значение отрезка: – 2
  2.  В ячейку D4 введем формулу, которая будет добавлять к лево-стоящей ячейки шаг: = В4 + $A$4
  3. Маркером заполнения ячейки D4 заполним влево ячейки строки 4, до тех пор, пока получим значение другого конца отрезка: 2.
  4. Выделим ячейку С5, вызовем Мастер функций, в категории математические выберем функцию SIN, в качестве аргумента функции выберем ячейку С4.
  5. Маркером заполнения распространим эту формулу в ячейках строки 5 до конца таблицы.

Таким образом, мы получили таблицу аргументов (х) и значений (у) функции у = sin x на отрезке [-2;2] с шагом h = 0,5 :

x

-2

-1,75

-1,5

-1,25

-1

-0,75

-0,5

-0,25

0

0,25

0,5

0,75

1

1,25

1,5

1,75

2

y

-0,9092

-0,9839

-0,9974

-0,9489

-0,8414

-0,6816

-0,4794

-0,2474

0

0,2474

0,4794

0,6816

0,8414

0,9489

0,9974

0,9839

0,9092

  1. Следующий шаг. Выделим таблицу и вызовем Мастер диаграмм. На первом шаге выберем во вкладке Нестандартные Гладкие графики.
  2. На втором шаге во вкладке Ряд выполним:

В поле Ряд необходимо выделить ряд х и нажать на кнопку “Удалить” (график изменений х нам не нужен. График функции – это график изменения значений у)

В поле Подписи оси Х нажать на кнопку. Выделить в таблице ячейки со значениями х и нажмите на кнопку . Подписи по горизонтальной оси станут такими, как у нас в таблице.

     8.    На третьем шаге заполним вкладку Заголовки.

9. Пример полученного графика.

Для форматирования графика:

  • Вызовем контекстное меню оси ОУ. Затем, выберем пункт Формат оси…. Во вкладке Шкала установим: цена основного деления: 1. Во вкладке Шрифт установим размер шрифта 8пт.
  • Вызовем контекстное меню оси ОХ. Выберем пункт Формат оси….

Во вкладке Шкала установим: пересечение с осью ОУ установите номер категории 5 (чтобы ось ОУ пересекала ось ОХ в категории с подписью 0, а это пятая по счету категория).

Во вкладке шрифт установите размер шрифта 8пт. Нажмите на кнопку ОК.

Остальные изменения выполняются аналогично.

Для закрепления рассмотрим еще одну задачу на построение графика функций. Эту задачу попробуйте решить самостоятельно, сверяясь с экраном проектора.

Применение полученных знаний.

Пригласить к проектору студента и сформулировать следующую задачу.

Задача 2. Построить график функции у = х3 на отрезке [– 3; 3] с шагом h = 0,5.

  1. Создать следующую таблицу: Создать таблица значений функции у = f(х).

2. В ячейку С4 ввести первое значение отрезка: –3
3. В ячейку D4 ввести формулу, которая будет добавлять к лево-стоящей ячейки шаг: = В4 + $A$4
4. Маркером заполнения ячейки D3 заполнить влево ячейки строки 3, до тех пор, пока не будет получено значение другого конца отрезка: 3.
5. В ячейку С5 ввести формулу вычисления значения функции: = С4^3
6. Маркером заполнения скопировать формулу в ячейки строки 5 до конца таблицы.

Таким образом, должна получиться таблица аргументов (х) и значений (у) функции у = х3 на отрезке [–3;3] с шагом h = 0,5:

х

-3

-2,5

-2

-1,5

-1

-0,5

0

0,5

1

1,5

2

2,5

3

y

-27

-15,625

-8

-3,375

-1

-0,125

0

0,125

1

3,375

8

15,625

27

7. Выделить таблицу и вызвать мастер диаграмм. На первом шаге выбрать во второй вкладке Гладкие графики.
8. На втором шаге во вкладке Ряд выполнить:

  • В поле Ряд выделить ряд х и нажать на кнопку “Удалить” (график изменений х нам не нужен. График функции – это график изменения значений у)
  • В поле Подписи оси Х нажать на кнопку . Выделить в таблице ячейки со значениями х и нажать на кнопку . Подписи по горизонтальной оси станут такими, как у нас в таблице.

9. На третьем шаге заполнить вкладку Заголовки.

10. Пример полученного графика:
11. Оформить график.
12. Установить параметры страницы и размеры диаграмм таким образом, что бы все поместилось на одном листе альбомной ориентации.
13. Создать колонтитулы для данного листа (Вид
Колонтитулы…):
14. Верхний колонтитул слева: график функции у = x
3

Сохранить документ своей папке под именем График.

Самостоятельная работа.

Работа по карточкам с индивидуальными заданиями.

Пример карточки, с задачей в общем виде, выводится на интерактивную доску.

1. Построить график функции y=f(x) на отрезке [a;b] с шагом h=c
2. Установить параметры страницы и размеры графика таким образом, что бы все поместилось на одном листе альбомной ориентации.
3. Создать колонтитулы для данного листа (Вид
Колонтитулы…):

  • Верхний колонтитул слева: график функции y=f(x)
  • Нижний колонтитул в центре: ваши Ф.И.О. и дата

4. Сохранить в своей папке под именем “Зачетный график”
5. Вывести документ на печать.

После выполнения задания правильность каждого варианта проверяется с помощью проектора.

Подведение итогов.

Домашнее задание.

Оценки за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бинарный урок "Использование возможностей табличного редактора Excel для построения графиков целых функций. Описание свойств целых функций, заданных графическим способом."

Конспект бинарного урока по алгебре и информатике.. Данный урок позволяет проверить знания учащихся по теме"Функция. График функции. Описание свойств функции, заданной графически". По информатике на у...

Урок по информатике по теме «Создание диаграмм в табличном редакторе Excel»

Урок по  информатике по теме «Создание диаграмм в табличном редакторе Excel» включает в себя  знакомство с различными типами диаграмм и выполнение практической  работы по созданию и ред...

Построение графиков функции в табличном редакторе Excel

Материал представляет собой разработку урока по теме "Построение графиков функции в табличном редакторе Excel". В Приложении 1 - дидактический материал для самостоятельной работы учащихся, в Приложени...

Построение и исследование графиков с помощью редактора Excel

Данный материал состоит из: 1) краткого конспекта урока с целями и задачами; 2) файла, созданного в редакторе Excel, который содержит листы с таблицами и графиками как для повторения материала, так и ...

задания в табличном редакторе ExceL. Австралия

задания для проверки знаний по Австралии...

Методическое пособие "Использование табличного редактора Excel при выполнении расчетов в исследовательских работах учащихся"

Методическое пособие содержит информацию, которая поможет пополнить знания по работе с Excel, а так же содержит конкретные примеры по выполнению числовых экспериментов, расчетов в исследовательских ра...

Открытый урок "Построение графиков в табличном процессоре Excel"

Цель урока: научить оформлять данные в электронных таблицах Excel с помощью диаграмм и графиков....