Рабочая программа 8 класс (предпрофиль)
рабочая программа по информатике и икт (8 класс) по теме

Канаева Галина Васильевна

Основная задача программы - обеспечить овладение учащимися основами знаний об алгоритмизации и программировании в среде КУМИР и Паскаль, форматировании данных в электронных таблицах. На этой основе раскрыть учащимся роль информатики в формировании современной научной картины мира; значение информационных технологий. Формирование у учащихся начальных навыков алгоритмизации и программирования, применения информационных технологий для решения задач осуществляется поэтапно, от раздела к разделу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon 5423_rabochaya_progr.zip28.08 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель информатики и ИКТ первой квалификационной категории МОУ

 Лицей № 15 Заводского района  г. Саратова  – Канаева Галина Васильевна.

       

РАССМОТРЕНО

на заседании МО

Протокол №__1_ от

«__»_______   _   г

Председатель МО

____________

СОГЛАСОВАНО

на научно- методическом совете протокол №           от_____________

Зам.директора по УВР__________

« УТВЕРЖДАЮ»

Директор лицея

_________Г.М. Карпенко


«___»_________  год.

Рабочая программа

по      Информатике и ИКТ____

предмет

Классы     8  предпрофильный  

Учитель: _ Канаева Галина Васильевна _______

Количество часов на год:

всего  ___34___час.; в неделю: __1_____час.

Плановых контрольных работ ____4__,  тестов _______, практических работ ___12__,

лабораторных работ ______, административных контрольных работ______ ч.

Рабочая программа составлена  на основе

Программы для общеобразовательных учреждений, 2-11 классы, обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования по информатике, утверждённого Минобразования РФ приказом от 05.03.04 №1089/ Бином, 2007_________________________________                                                                                          

                                                                           

                                        указать документ

УМК    Информатика и ИКТ: Учебник 8 - 9 кл./ Н.В Макарова, Питер, 2010

название, автор, издательство, год издания

Дополнительная литература

  1. Задачник по моделированию, 9 – 11 кл./ Н.В Макарова, Питер, 2008
  2. Информатика и ИКТ, практикум,8  -9 кл./ Н.В Макарова, Питер, 2010
  3. Практикум по информатике и информационным технологиям./ Угринович Н., Бином, 2008
  4. Turbo Pasсal: Первые шаги. Примеры и упражнения./ Огнева М. В., Шуринова Е. В., СГУ, 2010

5. Информатика и ИКТ, базовый уровень, 10 кл. Н,В. Макарова, Питер, 2010

название, автор, издательство, год издания

Рабочую программу  составил(а)         ______________                    _ Канаева Г.В.

                                                            подпись                                               расшифровка подписи


Учитель информатики и ИКТ первой квалификационной категории МОУ

 Лицей № 15 Заводского района  г. Саратова  – Канаева Галина Васильевна.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящее планирование составлено на основе «Обязательного минимума содержания образования по информатике рекомендованного Министерством образования РФ.

Основная цель курса – формирование поколения, готового жить в современном информационном обществе, насыщенном средствами хранения, переработки и передачи информации на базе новых информационных технологий. Умея работать с необходимыми в повседневной жизни с вычислительными и информационными системами, базами данных; электронными таблицами, информационными системами, человек приобретает новое видение мира. Обучение направлено на приобретение у учащихся знаний об устройстве персонального компьютера, системах счисления, формирование представлений о сущности информации и информационных процессов, развитие алгоритмического мышления, знакомство учащихся с современными информационными технологиями.

Основная задача программы - обеспечить овладение учащимися основами знаний о процессах получения, преобразования и хранения информации и на этой основе раскрыть учащимся роль информатики в формировании современной научной картины мира; значение информационных технологий.

Формирование у учащихся начальных навыков применения информационных технологий для решения задач осуществляется поэтапно, от раздела к разделу.

Планирование составлено на основе

Программы для общеобразовательных учреждений, 2-11 классы, обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования по информатике, утверждённого Минобразования РФ приказом от 05.03.04 №1089/ Бином, 2007                                                                                          

                                        


УМК Макаровой Н.В.:

  1. Информатика и ИКТ: Учебник 8 - 9 кл./ Н.В Макарова, Питер, 2010
  2. Информатика и ИКТ, практикум,8  -9 кл./ Н.В Макарова, Питер, 2010

Учебный план для предпрофильного 8 класса с углублённым изучением информатики и ИКТ отводит дополнительно 34 часа.

Изменения, внесенные в  программу:

  1. В соответствии с учебным планом на изучении предмета « Информатика и ИКТ» отведено 34 часа.
  2. Контрольные работы завершают изучение разделов: «Основы алгоритмизации и программирования в среде КУМИР», «Алгоритмы ветвления», «Основы алгоритмизации и программирования»,  «Среда табличного процессора Excel».  
  3. В конце учебного года проводится переводной экзамен в форме ГИА.
  4. В разделе «Алгоритмы и программирование»  практические работы  изучаются в рамках теоретических занятий, обеспечивая глубокое понимание и осмысление теоретических понятий, а также приемы применения их на  практике.
  5. Для изучения программирования используется дополнительный материал из методички «Turbo Pasсal: Первые шаги. Примеры и упражнения»/ Огнева М. В., Шуринова Е. В., СГУ, 2010, а для моделирования «Задачник по моделированию», 9 – 11 кл./ Н.В Макарова, Питер, 2008


Перечень знаний и умений, формирования у обучающихся

8 класс

Учащиеся должны знать:

  • правила техники безопасности при работе на ПК;
  • способы и приемы разработки алгоритма.
  • структуру программы, стандартные функции, типы данных.
  • основные объекты в электронных таблицах;
  • понятие алгоритма; свойства алгоритмов, понятие «исполнитель» алгоритмов; назначение;
  • способы записи алгоритмов; блок-схемы;
  • алгоритмические конструкции;
  • типы и формат данных в электронных таблицах;

Учащиеся должны уметь:

  • соблюдать правила техники безопасности, технической эксплуатации и сохранности информации при работе на компьютере
  • решать задачи с использованием команд исполнителей Робот, Чертёжник, Черепаха
  • решать тестовые задания по теме «Основы алгоритмизации и программирования в среде КУМИР»
  • вводить и редактировать информацию в ячейках электронной таблицы;
  • строить диаграммы различных типов;
  • определять свойства конкретных алгоритмов, среду исполнителя, режим работы, систему команд.
  • записывать алгоритм разными способами;
  • разрабатывать алгоритмы различных структур и программы на языке Паскаль, редактировать и тестировать их;


Основное содержание 34 часа

Основы алгоритмизации и программирования в среде КУМИР (7 час)

Инструктаж по технике безопасности.

Главное меню редактирования исполнителей Робот, Чертёжник, Черепаха, Кузнечик

Главное меню команд исполнителей Робот, Чертёжник, Черепаха, Кузнечик

Решение задач с исполнителем Робот, Чертёжник, Черепаха, Кузнечик

  1. Контрольная работа «Основы алгоритмизации и программирования в среде КУМИР»(1 час)


Основы алгоритмизации и программирования в среде Паскаль (16 час)

Структура программы на Паскале. Простые типы данных.

Операции. Стандартные функции.

Использование линейных алгоритмов при решении задач.

Условный оператор IF.

 Оператор выбора CASE.

  1. Контрольная работа по теме «Алгоритмы ветвления»(1 час)

Стандартные функции. Цикл с известным числом повторений FOR.

Итерационный цикл WHILE (цикл с предусловием).

Вложенные циклы.

Практическая работа:

  • Составление и отладка программ.
  • Использование простых и сложных условий при решении задач.
  • Использование оператора FOR при решении задач.
  • Итерационный цикл WHILE (цикл с предусловием)
  • Итерационный цикл REPEAT (цикл постусловием).

Одномерные массивы. Описание.

Ввод и вывод элементов, нахождение суммы.

  1. Контрольная работа «Основы алгоритмизации и программирования»(1 час)


Освоение среды табличного процессора Excel (7 часов)

Форматирование данных в ЭТ. Решение тестовых задач с использованием  «Абсолютных и относительных ссылок».

Решение тестовых задач с использованием  «Абсолютных и относительных ссылок».

Практическая работа:

  • «Вычисление с использованием арифметических операций».
  • «Вычисление с использованием математических функций».
  • «Вычисление с использованием статических функций».
  • «Вычисление с использованием логических функций».
  1. Контрольная работа «Технология обработки информации в ЭТ»(1 час)


Календарно – тематическое планирование

для предпрофильного 8 класса

Наименование раздела


Количество часов

Теория

Практика

1.

Основы алгоритмизации и программирования в среде КУМИР.

8

1.1

Инструктаж по технике безопасности. Главное меню редактирования исполнителей Робот, Чертёжник, Черепаха, Кузнечик

1

1.2

Главное меню команд исполнителей Робот, Чертёжник, Черепаха, Кузнечик

1

1.3

Решение задач с исполнителем Робот.

1

1.4

Решение задач с исполнителем Чертёжник.

1

1.5

Решение задач с исполнителем Черепаха

1

1.6

Решение задач с исполнителем Кузнечик

1

I

Контрольная работа «Основы алгоритмизации и программирования в среде КУМИР». Тест

1

1.7

Анализ к/р. Решение тестовых заданий ГИА по теме «Основы алгоритмизации и программирования в среде КУМИР».

1

2.

Основы алгоритмизации и программирования в среде Паскаль.

12

6

2.1

Структура программы на Паскале. Простые типы данных. Операции. Стандартные функции.

1

2.2

Использование линейных алгоритмов при решении задач.

1

2.3

Составление и отладка программ.

1

2.4

Условный оператор IF.  Решение задач

1

2.5

Использование простых и сложных условий при решении задач.

1

2.6

Оператор выбора CASE. Опрос, решение задач

1

II

Контрольная работа по теме «Алгоритмы ветвления»

1

2.7

Анализ к/р. Решение задач по теме «Алгоритмы ветвления»

1

2.8

Повторение: Стандартные функции. Цикл с известным числом повторений FOR.

1

2.9

Повторение: Использование оператора FOR при решении задач.

1

2.10

Повторение: Итерационный цикл WHILE (цикл с предусловием)

1

2.11

Повторение: Итерационный цикл REPEAT (цикл постусловием).

1

2.12

Решение задач с использованием циклов

1

2.13

Вложенные циклы. Примеры использования вложенных операторов цикла

1

2.14

Одномерные массивы. Описание.

1

2.15

Ввод и вывод элементов, нахождение суммы.

1

III

Контрольная работа «Основы алгоритмизации и программирования». Тест

1

2.16

Анализ к/р. Решение тестовых заданий ГИА по теме «Основы алгоритмизации и программирования»

1

3

Освоение среды табличного процессора Excel.

3

5

3.1

Форматирование данных в ЭТ.

1

3.2

Решение тестовых задач с использованием  «Абсолютных и относительных ссылок».

1

3.3

Практическая работа  «Вычисление с использованием арифметических операций».

1

3.4

Практическая работа  «Вычисление с использованием математических функций».

1

3.5

Практическая работа  «Вычисление с использованием статических функций».

1

3.6

Практическая работа  «Вычисление с использованием логических функций».

1

IV

Контрольная работа «Технология обработки информации в ЭТ»

Решение тестовых задач 3 части

1

3.7

Анализ к/р Решение тестовых задач по теме «Технология обработки информации в ЭТ».

1

Итого

23

11

Всего  за год

34

Тематическое планирование 8 профильный класс (34 часов)


п/п

№ в теме

Тема урока

Основное содержание по темам рабочей программы

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

Домашнее задание

Дата

План

Факт

I четверть

Теме 1. Основы алгоритмизации и программирования в среде КУМИР.

Инструктаж по технике безопасности. Главное меню редактирования исполнителей Робот, Чертёжник, Черепаха, Кузнечик

Редактирование обстановки

 Выполнять  требования ТБ, гигиены  при работе со средствами ИКТ; Анализировать  системы команд и отказов учебных исполнителей.

Изменение обстановки в прогр. КУМИР

Главное меню команд исполнителей Робот, Чертёжник, Черепаха, Кузнечик

Меню команд

Анализировать процессы, происходящие в различных системах, как процессы функционирования исполнителей, описывать обстановки этих исполнителей, команды  –действия и команды – вопросы.

Использ. меню прогр. КУМИР

Решение задач с исполнителем Робот.

Решение задач с исполнителем Робот.

Составлять и записывать алгоритм решения для несложных задач, которые решаются исполнителем.

Решение тестовых заданий ГИА

Решение задач с исполнителем Чертёжник.

Решение задач с исполнителем Чертёжник

Решать задачи по управлению исполнителем для достижения требуемого результата

Решение тестовых заданий ГИА

Решение задач с исполнителем Черепаха

Решение задач с исполнителем Черепаха

Строить цепочки команд, дающих нужный результат.

Решение тестовых заданий ГИА

Решение задач с исполнителем Кузнечик

Решение задач с исполнителем Кузнечик

Исполнять алгоритм при заданных исходных данных.

Решение тестовых заданий ГИА

Контрольная работа «Основы алгоритмизации и программирования в среде КУМИР»

 Разработка алгоритма для решения поставленной задачи

Создавать и выполнять несложные программы  для решения поставленной задачи.

Решение тестов демоверсии ГИА

Анализ к/р. Решение тестовых заданий ГИА по теме «Основы алгоритмизации и программирования в среде КУМИР»

Обобщение материала  «Основы алгоритмизации и программирования в среде КУМИР»

Решать задачи по теме «Основы алгоритмизации и программирования в среде КУМИР» из тестов ГИА

Решение тестов демоверсии ГИА

II четверть

Тема 2. Основы алгоритмизации и программирования в среде Паскаль.

Структура программы на Паскале. Простые типы данных. Операции. Стандартные функции.

Структура программы. Разделы описаний,  стандартные функции и  операции.

Осознано использовать понятия «программа», «программирование», «транслятор». Записывать блок – схемы основных алгоритмических конструкций

Доп. 2, тема. 8.1; доп. 4  § 1.1-1.2

Использование линейных алгоритмов при решении задач.

Алгоритмические конструкции: следование.

Разработка линейного алгоритма

Записывать и исполнять простейшие программы на языке Паскаль.

Доп 2, тем. 8.1 зад. 8.3  доп. 4, § 1.1 – 1.7, с.5 – 13,

Составление и отладка программ.

Разработка линейного алгоритма с использованием математических функций.

Разрабатывать линейные алгоритмы с использованием математических функций

Доп. 4, § 1.8  с.12 – 16, зад. VI 7-13

Условный оператор IF.

Разработка алгоритма ветвления.

Применение  формальной логики при решении задач – построение выводов путём применения к известным утверждениям логических операций «если …, то …», «и», «или», «не» и их комбинаций.

Доп 2, тем. 8.2  зад. 8.6   доп. 4, § 2.1, с.17 – 19,

Использование простых и сложных условий при решении задач.

Разработка алгоритма, требующего для решения поставленной задачи использования логических операций

Разрабатывать алгоритм для решения поставленной задачи

доп. 4 , §  2.1 – 2.4,

с.17 – 28,

зад. 1.4,  3.16, 4.1.5

Оператор выбора CASE

Оператор множественного ветвления (выбора)

Создавать программы с использованием  оператора множественного ветвления

(доп. 4), § 2.2,

с.19 – 28, зад. 5.15, 5.17, 5.20

Контрольная работа по теме «Алгоритмы ветвления»

Создание программ с использованием разветвляющихся алгоритмов.

Осознано использовать алгоритмическую конструкцию ветвления «если». Записывать и исполнять программы с ветвлением.

тема 8.1, зад. 8.4

Анализ к/р. Решение задач по теме «Алгоритмы ветвления»

Оператор ветвления

Создавать  программы с использованием операторов ветвления.

тема 8.2, зад. 8.4


IIIчетверть

Повторение: Стандартные функции. Цикл с известным числом повторений FOR.

Разработка алгоритма, содержащего оператор цикла.

Осознано использовать  алгоритмическую конструкцию повторения «для»

Доп. 2 тема 8.4 зад. 8.11, доп. 4 § 1.4, 3.1

Повторение: Использование оператора FOR при решении задач.

Алгоритмические конструкции:  ветвление, повторение.

Записывать и исполнять программы с повторением при помощи цикла «для»

Доп. 2 тем. 8.4 зад. 8.12, доп. 4 § 3.1 зад. 3 - 4, § 3.3 зад. 5

Повторение: Итерационный цикл WHILE (цикл с предусловием)

Автоматизированное решение задач с циклом WHILE (цикл с предусловием)

Осознано использовать  алгоритмическую конструкцию повторения «пока»

Доп. 2  тема 8.3, зад. 8.8 – 8.9  

доп. 4 § 3.2 зад. 5-7 стр.34,  

Повторение: Итерационный цикл REPEAT (цикл постусловием).

Автоматизированное решение задач с циклом REPEAT (цикл с постусловием)

Осознано использовать  алгоритмическую конструкцию повторения

Доп. 2  тема 8.5 зад. 8.14– 8.15  доп. 4 § 3.3 зад. 11-12 стр.34,  

Решение задач с использованием циклов

Разработка алгоритмов, содержащих операторы цикла.

Записывать и исполнять программы с повторением при помощи цикла FOR, WHILE, REPEAT

Доп. 2  тема 8.5 зад. 8.14– 8.15  доп. 4 § 3.3 зад. 11-12 стр.34,  

Вложенные циклы.

Примеры использования вложенных операторов цикла

Разработка алгоритмов, содержащих вложенные операторы цикла.

Записывать и исполнять программы содержащие вложенные операторы цикла.

 доп. 4 § 4.1-4.2 зад. II стр.39  

Одномерные массивы. Описание.

Классификация массивов. Этапы формирования – описание.

Применять массивы для обработки однородной информации.

(доп. 4) § 7.1

Ввод и вывод элементов, нахождение суммы.

Этапы формирования одномерного массива: ввод  и вывод. Работа с одномерными массивами.

Определять по выбранному методу решения задачи, какие структуры данных  целесообразно использовать для алгоритмической обработки заданной информации.

(доп. 4)  § 7.2,с. 54 – 55, упр 9,10 стр. 67

Контрольная работа «Основы алгоритмизации и программирования»

Разработка алгоритма.

Разработка  и запись на языке программирования Pascal типовых алгоритмов;

Решение тестов

Анализ к/р. Решение тестовых заданий ГИА по теме «Основы алгоритмизации и программирования»

Обобщение  материала  «Основы алгоритмизации и программирования»

Решать задачи по теме «Основы алгоритмизации и программирования » из тестов ГИА

Решение тестов демоверсии ГИА

IVчетверть

Тема 3. Освоение среды табличного процессора Excel.

Форматирование данных в ЭТ.

Форматирование данных в ЭТ.

Использовать возможности электронной таблицы для исследования простых компьютерных моделей.

прак. § 4.1

Решение тестовых задач с использованием  «Абсолютных и относительных ссылок».

Абсолютные и относительные ссылки.

Использовать абсолютные и относительные ссылки.

прак. § 4.2

Практическая работа  «Вычисление с использованием арифметических операций».

Вычисление с использованием арифметических операций

Работать с формулами и функциями. Проводить расчёты с помощью ЭТ

прак. § 4.4-4.5 стр 167-170,   задан 49 стр 166,

Практическая работа  «Вычисление с использованием математических функций».

Встроенные функции в электронных таблицах

Выбирать способы наиболее быстрого и рационального решения задач с помощью электронных таблиц, строить диаграммы и графики.

прак. § 4.3

Практическая работа  «Вычисление с использованием статических функций».

Встроенные функции в электронных таблицах

Выбирать способы наиболее быстрого и рационального решения задач с помощью электронных таблиц, производить расчеты с использованием статических функций.

прак. § 4.4

Практическая работа  «Вычисление с использованием логических функций».

Встроенные функции в электронных таблицах

Определять цели и задачи, выбирать адекватные технологии решения численных  задач и применять  их в процессе обучения.

прак. § 4.5

Контрольная работа «Технология обработки информации в ЭТ»

Повторение, обобщение материала  «Технология обработки информации в ЭТ»

Строить простые модели с помощью электронных таблиц.

Решение тестов  ГИА

Анализ к/р Решение тестовых задач по теме «Технология обработки информации в ЭТ».

Решение задач средствами электронных таблиц.

Работать  с формулами и функциями, проводить расчеты с помощью электронных таблиц.

Пов.

прак. § 4.3-4.5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по химии для обучающихся 9- класса - естественнонаучный предпрофиль

Рабочая программа предназначена для обучающихся 9-го класса естественно-научного предпрофиля. Данный курс входит в инвариантную часть учебного плана, реализует принцип личностно-ориентированного...

Рабочая программа по обществознанию. 9 класс. База и предпрофиль.

Рабочая программа содержит основные цели, задачи курса, планируемые результаты, калндарно-тематическое планирование....

Рабочие программы класс(география)

рабочие программы 5-9 класс(2019)...

Рабочие программы класс(обществознание )

рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...

«Речевые ошибки и их предупреждение» Программа элективного курса для учащихся 9 класса. Предпрофиль.

Элективный курс «Речевые ошибки и их предупреждение»  предназначен для учащихся  9 класса сельской школы предпрофильной подготовки, рассчитан на 12 часов. Программа данного элект...

рабочая программа класса предшкольной подготовки

рабочая программа класса предшкольной подготовки...

Занятия кружка «Олимпийская школа юного физика» 8 класс тема «Геометрическая оптика» для 8 класса (предпрофиль)

В рамках дистанционного обучения для учащихся разработан краткий план зявнятий на базе текстов всероссийских олимпиад Санкт-Петербурга....