Урок информатики и ИКТ "Кодирование и обработка звуковой информации" 9 класс
план-конспект занятия (информатика и икт, 9 класс) по теме

Бекшаева Мария Николаевна

Конспект урока информатики и ИКТ "Кодирование и обработка звуковой информации" в 9 классе по учебнику Угриновича

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема «Кодирование и обработка звуковой информации»

9 класс

Тип урока: изучение нового материала

Цели урока: а) познакомить учащихся  с принципами кодирования звуковой информации; создать условия для формирования навыков создания и обработки звуковой информации;

б) развитие кругозора, осмысленного восприятия действительности, логического мышления;

в) воспитание самостоятельности, работы в коллективе;

Оборудование: презентация «Кодирование и обработка звуковой информации», карточки с Д/з;

План урока:

1 слайд

1) Организационный момент, постановка плана и целей урока:

     1. Оцифровка звука: как это делается.

     2. Как улучшить качество звуковой информации?

     3. Как рассчитать объем звуковых данных?

2) Проверка Д\з                                                                                                                   2 слайд

Решить кроссворд для повторения темы: «Графика»

э

к

р

а

н

а

з

р

г

е

р

ш

а

п

и

к

с

е

л

ь

ф

з

р

н

д

и

с

к

р

е

т

и

з

а

ц

и

я

к

л

с

е

а

ц

в

е

т

н

н

ы

ы

й

й

  1. Область, занимающаяся работой с графической информацией
  2. Процесс оцифровки изображения
  3. Характеристика изображения
  4. Один из основных составляющих цветов
  5. Наименьший элемент растрового изображения
  6. Один из основных составляющих цветов
  7. Графический параметр экрана монитора
  8. Часть устройства вывода графической информации

Ответить на вопросы:

     1. Какой процесс переводит аналоговое изображение в дискретное, т. е. оцифровывает изображение? (Пространственная дискретизация)

     2. Главные характеристики оцифрованного изображения?(Разрешающая способность и глубина цвета)

3) Актуализация знаний

  1. Что представляет из себя звук?
  2. Каким по типу является звуковой сигнал?
  3. Как аналоговый звуковой сигнал преобразовать в дискретный?

4) Изучение нового материала                                                                                         3 слайд

1. Оцифровка звука

      Что такое звук? Звук – это звуковая волна с непрерывно меняющейся амплитудой и частотой. Для человека звук тем громче, чем больше амплитуда сигнала, и тем выше тон, чем больше частота сигнала.

       Звуковые сигналы могут быть аналоговыми и дискретными?

      Приведите примеры, по аналогии с графикой, аналогового и дискретного звука.

Схема кодирования звука.

Схема декодирования

4 слайд

      Значит, для того чтобы ввести сигнал в компьютер необходимо его оцифровать. Процесс оцифровки звука называется временная дискретизация.

При этом процессе звуковая волна разбивается на отдельные маленькие временные участки и для каждого участка устанавливается определенная  величина амплитуды. Данный метод называется импульсивно- амплитудной модуляцией (PCM).

 

Таким образом, гладкая кривая заменяется последовательностью «ступенек» - обозначающих громкость звука. Чем больше «ступенек»,  тем больше количество уровней громкости, тем больше количество информации будет нести значение каждого уровня и более качественным будет звучание.

2. Характеристики оцифрованного звука.                                                                       5 слайд

 Качество звука зависит от двух характеристик – глубина кодирования звука и частоты дискретизации.

6 слайд

Глубина кодирования звука (I) – это количество бит, используемое для кодирования различных уровней сигнала. Тогда общее количество уровней (N) можно вычислить по уже знакомой нам формуле: N=2I.

Например, если звуковая карта обеспечивает 16-битовую глубину кодирования звука, то общее количество различных уровней будет - 65536.

7 слайд

Частота дискретизации (M) – это количество измерений уровня звукового сигнала в единицу времени. Это характеристика показывает качество звучания. Измеряется в Гц. Одно измерение за одну секунду соответствует 1Гц., 1000 измерений за 1 секунду – 1 КГц. Частота дискретизации звукового сигнала может принимать значения  от 8 до 48 кГц. При частоте 8 кГц – качество звукового сигнала соответствует качеству радиостанции, а при 48 кГц – качеству звучания аудио-CD.

8 слайд

Высокое качество звучания достигается при частоте дискретизации 44,1 кГц  и глубине кодирования=16 бит и запись на двух звуковых дорожках («стерео» режим). Для низкого качества звучания характерны: М= 11 кГц, I= 8 бит и запись на одной звуковой дорожке («моно» режим).

Для того чтобы найти общий объем звуковой информации, необходимо воспользоваться следующей формулой: V=M*I*t, где М – частота дискретизации (в Гц), I- глубина кодирования (в битах), t- время звучания (в сек.).

Пример.                                                                                                                               9 слайд

Звук воспроизводится в течение 10 секунд при частоте 22,05 кГц и глубине звука 8 бит. Определить его размер (в Мб).

Решение:

М = 22,05*1000= 22050 Гц

V=22050*10*8=1764000 бит =220500 байт =215 Кб = 0,2 Мб.

5) Закрепление изученного материала.

Решение задач

У доски:

1. Определить объем памяти для хранения моноаудиофайла, время звучания которого составляет пять минут при частоте дискретизации 44 кГц  и глубине кодирования  16 бит.  

Решение: t = 5*60 = 300 сек.

М=44*1000=44000 Гц

V=М*I*t=300*16*44000=211 200 000 бит=26 400 000 байт = 25 781,25 Кб = 25 Мб

2. Найти ошибки в решении задачи:                                                                               10 слайд 

Определить объем памяти для хранения стереоаудиофайла, время звучания которого составляет 3 минуты при частоте дискретизации 44,1 кГц  и глубине кодирования  16 бит.  

Решение:

V=М*I*t=3*16*44100=2 116 800  бит =0,25 Мб

3. Если в задачи известен объем, а необходимо найти, например, глубину звука? I=V/(M*t).

По рядам:                                                                                                  11 слайд

а) Объем звуковой записи – 5,25 Мб, глубина кодирования – 8 бит. Звуковая информация записана с частотой дискретизации 44,1 кГц. Какова длительность звучания такой информации?

Решение:

V=5,25*8*1024*1024=44 040 192 бита

М = 44,1*1000=44100 Гц

t=V/(M*I)= 44 040 192/(44100*8)= 44 040 192/352 800=124 сек=2 минуты

б) Одна минута записи звуковой информации занимает на диске 1,3 Мб, глубина кодирования равна 16 бит. С какой частотой дискретизации записан звук?

Решение:

V=1,3*8*1024*1024=10 905 190,4 бит

М= V/(t*I)= 10 905 190,4/(60*16)= 10 905 190,4/960=11359 Гц=11 КГц

6) Итоги урока:                                                                                                                12 слайд

  1. Что представляет из себя звук?
  2. Каким по типу является звуковой сигнал?
  3. Как аналоговый звуковой сигнал преобразовать в дискретный?
  4. Каковы характеристики оцифрованного звука?
  5. По какой формуле можно вычислить объем звукового сигнала?
  6. Каково высокое и низкое качество звучания?

7) Д/з                                                                                                                               13 слайд

П. 1.5

Задачи на карточках

На оценку «3»:

Задание из учебника 1.23

На оценку «4»:

Какова длительность звучания звуковой информации низкого качества и объеме 1200 Кб? Ответ: 111,7 секунд =1, 86 минут

На оценку «5»:

Какой должна быть частота дискретизации и глубина кодирования для записи звуковой  информации длительностью 2 минуты, если в распоряжении пользователя имеется память объемом 5,1 Мбайта.

Ответ: 22,05 КГц и 16 бит или 44,1 кГц и 8 бит.

   

Д/з

На оценку «3»:

Задание из учебника 1.23

На оценку «4»:

Какова длительность звучания звуковой информации низкого качества и объеме 1200 Кб?

На оценку «5»:

Какой должна быть частота дискретизации и глубина кодирования для записи звуковой  информации длительностью 2 минуты, если в распоряжении пользователя имеется память объемом 5,1 Мбайта.

Д/з

На оценку «3»:

Задание из учебника 1.23

На оценку «4»:

Какова длительность звучания звуковой информации низкого качества и объеме 1200 Кб?

На оценку «5»:

Какой должна быть частота дискретизации и глубина кодирования для записи звуковой  информации длительностью 2 минуты, если в распоряжении пользователя имеется память объемом 5,1 Мбайта.

Д/з

На оценку «3»:

Задание из учебника 1.23

На оценку «4»:

Какова длительность звучания звуковой информации низкого качества и объеме 1200 Кб?

На оценку «5»:

Какой должна быть частота дискретизации и глубина кодирования для записи звуковой  информации длительностью 2 минуты, если в распоряжении пользователя имеется память объемом 5,1 Мбайта.

Д/з

На оценку «3»:

Задание из учебника 1.23

На оценку «4»:

Какова длительность звучания звуковой информации низкого качества и объеме 1200 Кб?

На оценку «5»:

Какой должна быть частота дискретизации и глубина кодирования для записи звуковой  информации длительностью 2 минуты, если в распоряжении пользователя имеется память объемом 5,1 Мбайта.

Звуковая плата

Переменный ток

Микрофон

Звуковая

волна

Двоичный код

Память

ЭВМ

Память

ЭВМ

Двоичный код

Звуковая плата

Переменный ток

Динамик

Звуковая

волна


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

В классе:

№70

Битовая глубина равна 32, видеопамять делится на две страницы, разрешающая способность дисплея – 800х600. вычислить объем видеопамяти.

На оценку «3»

№65

Какой объем видеопамяти необходим для хранения четырех страниц изображения, если битовая глубина равна 24, а разрешающая способность дисплея – 800х600 пикселей?

№ 90

Определить объем памяти для хранения цифрового аудиофайла, время звучания которого составляет две минуты при частоте дискретизации 44,1 кГц и разрешении 16 битов.

На оценку «4»

№ 92

Объем свободной памяти на диске – 5,25 Мб, разрядность звуковой платы – 16. Какова длительность звучания цифрового аудиофайла, записанного с частотой дискретизации 22,05 кГц?

№93

 Одна минута записи цифрового аудиофайла занимает на диске 1,3 Мб, разрядность звуковой платы – 8. С какой частотой дискретизации записан звук?

№ 95

Цифровой аудиофайл содержит запись звука низкого качества. Какова длительность звучания файла, если его объем составляет 650 Кб?

На оценку «5»

№67

Объем видеопамяти равен 1 Мб. Разрешающая способность дисплея – 800х600. Какое максимальное количество цветов можно использовать при условии, что видеопамять делится на две страницы?

№94

 Какой объем памяти требуется для хранения цифрового аудиофайла с записью звука высокого качества при условии, что время звучания составляет 3 мин?

№96

Две минуты записи цифрового аудиофайла занимают на диске 5,05 Мб. Частота дискретизации – 22050 Гц. Какова разрядность аудиофайла?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок информатики Компьютер как средство обработки информации

Урок проводился по теме «Компьютер как средство обработки информации» в 8 классе Урок является повторительно - обобщающим в данной теме.Уроку предшествовало изучение темы в количестве 6 часов, гд...

Конспект урока информатики и ИКТ по теме "Умозаключение" 4 класс

Представлен конспект урока по теме "Умозаключение" по предмету "Информатика и ИКТ" для обучающихся 4 класса.Также здесь представлен раздаточный материал и презентация "Умозаключение" к данному уроку. ...

Блок уроков по теме "Кодирование и обработка звуковой информации" 8 класс

Данная разработка состоит из двух уроков: урока объяснения нового материала с решением задач по теме "Кодирование и обработка звуковой информации" и лабораторной практической работы....

Технологическая карта урока информатики «Кодирование информации. Метод координат» для 5 класса с указанием ЭОР и УУД

Технологическая карта урока информатики«Кодирование информации. Метод координат»для 5 классас указанием ЭОР и УУД...

Урок информатики по теме "Информация. Виды информации". 5 класс

Сопроводительная презентация к уроку информатики в 5 классе. Создана на основе разработки урока в книге "Поурочные разработки по информатике. 5 класс" Автор: Югова Наталья Леонидовна,...

Урок информатики по теме «Алгоритмы обработки массивов на языке Паскаль».

Конспект урока по теме «Алгоритмы обработки массивов на языке Паскаль»....

Урок технологии по теме "Токарная обработка древесины" 6 класс

Разработка урока включает в себя конспект урока, презентацию к уроку, тест и технологическую карту....