Урок информатики и ИКТ "Кодирование и обработка звуковой информации" 9 класс
план-конспект занятия (информатика и икт, 9 класс) по теме
Конспект урока информатики и ИКТ "Кодирование и обработка звуковой информации" в 9 классе по учебнику Угриновича
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kodirovanie_i_obrabotka_zvukovoy_informacii.doc | 115 КБ |
kodirovanie_i_obrabotka_zvukovoy_informacii.ppt | 1.03 МБ |
krossvord.xls | 20 КБ |
тексты задач по "Кодирование звуковой информации" | 26.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема «Кодирование и обработка звуковой информации»
9 класс
Тип урока: изучение нового материала
Цели урока: а) познакомить учащихся с принципами кодирования звуковой информации; создать условия для формирования навыков создания и обработки звуковой информации;
б) развитие кругозора, осмысленного восприятия действительности, логического мышления;
в) воспитание самостоятельности, работы в коллективе;
Оборудование: презентация «Кодирование и обработка звуковой информации», карточки с Д/з;
План урока:
1 слайд
1) Организационный момент, постановка плана и целей урока:
1. Оцифровка звука: как это делается.
2. Как улучшить качество звуковой информации?
3. Как рассчитать объем звуковых данных?
2) Проверка Д\з 2 слайд
Решить кроссворд для повторения темы: «Графика»
э | к | р | а | н | |||||||||||
а | |||||||||||||||
з | |||||||||||||||
р | |||||||||||||||
г | е | ||||||||||||||
р | ш | ||||||||||||||
а | п | и | к | с | е | л | ь | ||||||||
ф | з | р | н | ||||||||||||
д | и | с | к | р | е | т | и | з | а | ц | и | я | |||
к | л | с | е | ||||||||||||
а | ц | в | е | т | н | ||||||||||
н | ы | ||||||||||||||
ы | й | ||||||||||||||
й |
- Область, занимающаяся работой с графической информацией
- Процесс оцифровки изображения
- Характеристика изображения
- Один из основных составляющих цветов
- Наименьший элемент растрового изображения
- Один из основных составляющих цветов
- Графический параметр экрана монитора
- Часть устройства вывода графической информации
Ответить на вопросы:
1. Какой процесс переводит аналоговое изображение в дискретное, т. е. оцифровывает изображение? (Пространственная дискретизация)
2. Главные характеристики оцифрованного изображения?(Разрешающая способность и глубина цвета)
3) Актуализация знаний
- Что представляет из себя звук?
- Каким по типу является звуковой сигнал?
- Как аналоговый звуковой сигнал преобразовать в дискретный?
4) Изучение нового материала 3 слайд
1. Оцифровка звука
Что такое звук? Звук – это звуковая волна с непрерывно меняющейся амплитудой и частотой. Для человека звук тем громче, чем больше амплитуда сигнала, и тем выше тон, чем больше частота сигнала.
Звуковые сигналы могут быть аналоговыми и дискретными?
Приведите примеры, по аналогии с графикой, аналогового и дискретного звука.
Схема кодирования звука.
Схема декодирования
4 слайд
Значит, для того чтобы ввести сигнал в компьютер необходимо его оцифровать. Процесс оцифровки звука называется временная дискретизация.
При этом процессе звуковая волна разбивается на отдельные маленькие временные участки и для каждого участка устанавливается определенная величина амплитуды. Данный метод называется импульсивно- амплитудной модуляцией (PCM).
Таким образом, гладкая кривая заменяется последовательностью «ступенек» - обозначающих громкость звука. Чем больше «ступенек», тем больше количество уровней громкости, тем больше количество информации будет нести значение каждого уровня и более качественным будет звучание.
2. Характеристики оцифрованного звука. 5 слайд
Качество звука зависит от двух характеристик – глубина кодирования звука и частоты дискретизации.
6 слайд
Глубина кодирования звука (I) – это количество бит, используемое для кодирования различных уровней сигнала. Тогда общее количество уровней (N) можно вычислить по уже знакомой нам формуле: N=2I.
Например, если звуковая карта обеспечивает 16-битовую глубину кодирования звука, то общее количество различных уровней будет - 65536.
7 слайд
Частота дискретизации (M) – это количество измерений уровня звукового сигнала в единицу времени. Это характеристика показывает качество звучания. Измеряется в Гц. Одно измерение за одну секунду соответствует 1Гц., 1000 измерений за 1 секунду – 1 КГц. Частота дискретизации звукового сигнала может принимать значения от 8 до 48 кГц. При частоте 8 кГц – качество звукового сигнала соответствует качеству радиостанции, а при 48 кГц – качеству звучания аудио-CD.
8 слайд
Высокое качество звучания достигается при частоте дискретизации 44,1 кГц и глубине кодирования=16 бит и запись на двух звуковых дорожках («стерео» режим). Для низкого качества звучания характерны: М= 11 кГц, I= 8 бит и запись на одной звуковой дорожке («моно» режим).
Для того чтобы найти общий объем звуковой информации, необходимо воспользоваться следующей формулой: V=M*I*t, где М – частота дискретизации (в Гц), I- глубина кодирования (в битах), t- время звучания (в сек.).
Пример. 9 слайд
Звук воспроизводится в течение 10 секунд при частоте 22,05 кГц и глубине звука 8 бит. Определить его размер (в Мб).
Решение:
М = 22,05*1000= 22050 Гц
V=22050*10*8=1764000 бит =220500 байт =215 Кб = 0,2 Мб.
5) Закрепление изученного материала.
Решение задач
У доски:
1. Определить объем памяти для хранения моноаудиофайла, время звучания которого составляет пять минут при частоте дискретизации 44 кГц и глубине кодирования 16 бит.
Решение: t = 5*60 = 300 сек.
М=44*1000=44000 Гц
V=М*I*t=300*16*44000=211 200 000 бит=26 400 000 байт = 25 781,25 Кб = 25 Мб
2. Найти ошибки в решении задачи: 10 слайд
Определить объем памяти для хранения стереоаудиофайла, время звучания которого составляет 3 минуты при частоте дискретизации 44,1 кГц и глубине кодирования 16 бит.
Решение:
V=М*I*t=3*16*44100=2 116 800 бит =0,25 Мб
3. Если в задачи известен объем, а необходимо найти, например, глубину звука? I=V/(M*t).
По рядам: 11 слайд
а) Объем звуковой записи – 5,25 Мб, глубина кодирования – 8 бит. Звуковая информация записана с частотой дискретизации 44,1 кГц. Какова длительность звучания такой информации?
Решение:
V=5,25*8*1024*1024=44 040 192 бита
М = 44,1*1000=44100 Гц
t=V/(M*I)= 44 040 192/(44100*8)= 44 040 192/352 800=124 сек=2 минуты
б) Одна минута записи звуковой информации занимает на диске 1,3 Мб, глубина кодирования равна 16 бит. С какой частотой дискретизации записан звук?
Решение:
V=1,3*8*1024*1024=10 905 190,4 бит
М= V/(t*I)= 10 905 190,4/(60*16)= 10 905 190,4/960=11359 Гц=11 КГц
6) Итоги урока: 12 слайд
- Что представляет из себя звук?
- Каким по типу является звуковой сигнал?
- Как аналоговый звуковой сигнал преобразовать в дискретный?
- Каковы характеристики оцифрованного звука?
- По какой формуле можно вычислить объем звукового сигнала?
- Каково высокое и низкое качество звучания?
7) Д/з 13 слайд
П. 1.5
Задачи на карточках
На оценку «3»:
Задание из учебника 1.23
На оценку «4»:
Какова длительность звучания звуковой информации низкого качества и объеме 1200 Кб? Ответ: 111,7 секунд =1, 86 минут
На оценку «5»:
Какой должна быть частота дискретизации и глубина кодирования для записи звуковой информации длительностью 2 минуты, если в распоряжении пользователя имеется память объемом 5,1 Мбайта.
Ответ: 22,05 КГц и 16 бит или 44,1 кГц и 8 бит.
Д/з На оценку «3»: Задание из учебника 1.23 На оценку «4»: Какова длительность звучания звуковой информации низкого качества и объеме 1200 Кб? На оценку «5»: Какой должна быть частота дискретизации и глубина кодирования для записи звуковой информации длительностью 2 минуты, если в распоряжении пользователя имеется память объемом 5,1 Мбайта. |
Д/з На оценку «3»: Задание из учебника 1.23 На оценку «4»: Какова длительность звучания звуковой информации низкого качества и объеме 1200 Кб? На оценку «5»: Какой должна быть частота дискретизации и глубина кодирования для записи звуковой информации длительностью 2 минуты, если в распоряжении пользователя имеется память объемом 5,1 Мбайта. |
Д/з На оценку «3»: Задание из учебника 1.23 На оценку «4»: Какова длительность звучания звуковой информации низкого качества и объеме 1200 Кб? На оценку «5»: Какой должна быть частота дискретизации и глубина кодирования для записи звуковой информации длительностью 2 минуты, если в распоряжении пользователя имеется память объемом 5,1 Мбайта. |
Д/з На оценку «3»: Задание из учебника 1.23 На оценку «4»: Какова длительность звучания звуковой информации низкого качества и объеме 1200 Кб? На оценку «5»: Какой должна быть частота дискретизации и глубина кодирования для записи звуковой информации длительностью 2 минуты, если в распоряжении пользователя имеется память объемом 5,1 Мбайта. |
Звуковая плата
Переменный ток
Микрофон
Звуковая
волна
Двоичный код
Память
ЭВМ
Память
ЭВМ
Двоичный код
Звуковая плата
Переменный ток
Динамик
Звуковая
волна
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
В классе:
№70
Битовая глубина равна 32, видеопамять делится на две страницы, разрешающая способность дисплея – 800х600. вычислить объем видеопамяти.
На оценку «3»
№65
Какой объем видеопамяти необходим для хранения четырех страниц изображения, если битовая глубина равна 24, а разрешающая способность дисплея – 800х600 пикселей?
№ 90
Определить объем памяти для хранения цифрового аудиофайла, время звучания которого составляет две минуты при частоте дискретизации 44,1 кГц и разрешении 16 битов.
На оценку «4»
№ 92
Объем свободной памяти на диске – 5,25 Мб, разрядность звуковой платы – 16. Какова длительность звучания цифрового аудиофайла, записанного с частотой дискретизации 22,05 кГц?
№93
Одна минута записи цифрового аудиофайла занимает на диске 1,3 Мб, разрядность звуковой платы – 8. С какой частотой дискретизации записан звук?
№ 95
Цифровой аудиофайл содержит запись звука низкого качества. Какова длительность звучания файла, если его объем составляет 650 Кб?
На оценку «5»
№67
Объем видеопамяти равен 1 Мб. Разрешающая способность дисплея – 800х600. Какое максимальное количество цветов можно использовать при условии, что видеопамять делится на две страницы?
№94
Какой объем памяти требуется для хранения цифрового аудиофайла с записью звука высокого качества при условии, что время звучания составляет 3 мин?
№96
Две минуты записи цифрового аудиофайла занимают на диске 5,05 Мб. Частота дискретизации – 22050 Гц. Какова разрядность аудиофайла?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок информатики Компьютер как средство обработки информации
Урок проводился по теме «Компьютер как средство обработки информации» в 8 классе Урок является повторительно - обобщающим в данной теме.Уроку предшествовало изучение темы в количестве 6 часов, гд...
Конспект урока информатики и ИКТ по теме "Умозаключение" 4 класс
Представлен конспект урока по теме "Умозаключение" по предмету "Информатика и ИКТ" для обучающихся 4 класса.Также здесь представлен раздаточный материал и презентация "Умозаключение" к данному уроку. ...
Блок уроков по теме "Кодирование и обработка звуковой информации" 8 класс
Данная разработка состоит из двух уроков: урока объяснения нового материала с решением задач по теме "Кодирование и обработка звуковой информации" и лабораторной практической работы....
Технологическая карта урока информатики «Кодирование информации. Метод координат» для 5 класса с указанием ЭОР и УУД
Технологическая карта урока информатики«Кодирование информации. Метод координат»для 5 классас указанием ЭОР и УУД...
Урок информатики по теме "Информация. Виды информации". 5 класс
Сопроводительная презентация к уроку информатики в 5 классе. Создана на основе разработки урока в книге "Поурочные разработки по информатике. 5 класс" Автор: Югова Наталья Леонидовна,...
Урок информатики по теме «Алгоритмы обработки массивов на языке Паскаль».
Конспект урока по теме «Алгоритмы обработки массивов на языке Паскаль»....
Урок технологии по теме "Токарная обработка древесины" 6 класс
Разработка урока включает в себя конспект урока, презентацию к уроку, тест и технологическую карту....