ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЕТЕВЫХ СОЦИАЛЬНЫХ СЕРВИСОВ ИНТЕРНЕТА В ОБРАЗОВАНИИ
статья по информатике и икт (11 класс) на тему
Статья раскрывает роль социальных сервисов в современном образовательном процессе, рассматривает вопросы методики подготовки учебных занятий с использованием технологий WEB 2.0.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЕТЕВЫХ СОЦИАЛЬНЫХ СЕРВИСОВ
ИНТЕРНЕТА В ОБРАЗОВАНИИ
Глобальное информационное пространство – новый сверхмощный ускоритель развития общества. Информация становится универсальным и наиболее совершенным фактором развития социальных процессов. Главная же цель функционирования всех систем образования сегодня – обеспечение качества образования, адекватного непрерывным процессам изменяющегося мира и общества. На развитие и функционирование системы образования в целом наибольшее влияние оказывают такие факторы, как современное общество, современное производство, человек как личность.
Результатом же нового качества в образовании может считаться развитие умений и качеств человека, которому предстоит жить и трудиться в современном постиндустриальном обществе. К таким обобщенным умениям и качествам относят:
- ответственность и адаптивность – контроль личной ответственности и гибкости в личном, рабочем и общественном контексте;
- коммуникативные умения – понимание другого, умение общаться и создание различных эффективных форм и контекстов устного, письменного, мультимедийного и сетевого общения;
- креативность и любознательность – развитие, применение и обмен новыми идеями с другими;
- открытость новым и разнообразным точкам зрения;
- критическое и системное мышление – развитие мышления, обусловливающего совершение обоснованного выбора;
- понимание взаимосвязей в сложных системах;
- умения работать с информацией и медиасредствами – умение находить, анализировать, управлять, интегрировать, оценивать и создавать информацию в разных формах и на различных типах медиаоборудования;
- межличностное взаимодействие и сотрудничество – умение работать в команде, быть лидером, выполнять разные роли, распределять обязанности; признание различных мнений;
- продуктивная работа в коллективе;
- умение ставить и решать проблемы;
- направленность на саморазвитие;
- поиск и размещение соответствующих ресурсов;
- перенос информации и надпредметных умений из одной области знаний в другую;
- социальную ответственность – умение действовать в интересах большого сообщества; этично себя вести в личном, рабочем и общественном контекстах.
Таким образом, сегодня качество образования определяется степенью соответствия результата не столько знаний и умений, сколько качеств человека, получившего образование, – ясно сформулированным целям, которые должны отражать интересы личности, общества, государства. Формирование и развитие отмеченных умений и качеств во многом лежит в сфере ответственности системы образования. Какие же возможности предоставляют современные информационные технологии для решения этих задач?
Среди основных тенденций развития Интернет-технологий выделяют развитие новых социальных форм программного обеспечения. Сервисы Web 2.0 при использовании их в образовательном процессе — новые и современные средства, следовательно, они будут привлекательны для обучающихся, а значит, и полезны для повышения их интереса и мотивации к познанию нового, что является одним из важнейших аспектов образовательного процесса. Сетевые социальные сервисы (ССС) являются новой технологической базой для поддержания и развития социальной активности школьников и могут быть эффективно использованы в рамках учебно-познавательной деятельности. Анализ системы функций сетевых сервисов и содержания обобщенной модели образовательного процесса позволяет раскрыть стороны деятельности учителя и познавательной работы школьников с применением ССС. К видам деятельности в рамках Wеb 2.0 можно отнести коллективные обсуждения, сетевые дискуссии; коллективный поиск информации, ссылок; коллективное использование видео, аудио, фото; коллективное создание и редактирование текстов; коллективное редактирование изобразительных материалов, программ работы, карт и схем; работу в сетевых проектах и др.
Цели применения ССС на занятии определяется планируемыми видами учебно-познавательной деятельности учащихся и формулируется в виде конкретных учебных задач. Решение таких задач ориентировано на формирование совокупности предметных знаний и умений в условиях сетевой активности школьников.
Применение ССС в учебном процессе может осуществляться на учебных занятиях различных организационных форм(урок, учебная конференция, семинар, учебная дискуссия, практикумы различных видов и др.). Место ССС на учебном занятии определяется его структурой. Организация учебного процесса с применением ССС строится в два этапа: подготовительный и основной. Целью первого этапа является проектирование учебного процесса. На втором этапе происходит реализация плана применения ССС. Следует обеспечить два направления дидактической поддержки применения ССС в учебной деятельности (решения учебных задач):
1) поддержка технологии работы с сервисами (инструментальный аспект дидактической поддержки);
2) поддержка собственно предметной деятельности учащихся, включающей работу с ССС (познавательный аспект дидактической поддержки).
Возможны три варианта применения сетевых социальных сервисов на учебных занятиях: аудиторный, дистанционный и смешанный. Обучение для каждого из вариантов осуществляется в два этапа. На подготовительном этапе действия учителя связаны с построением модели занятия (прогнозирование) и проектированием учебного занятия с применением ССС. Ниже раскрыта примерная последовательность этих действий:
I. Проанализировать тематический план учебного курса, определить темы учебных занятий, которые могут быть реализованы с применением ССС. Уточнить при необходимости их организационные формы.
II. Выбрать практику проведения учебного занятия с применением ССС (аудиторную, дистанционную, смешанную).
III. Проанализировать содержание учебной темы и оценить возможности ССС как источников учебной информации и инструментов учебной деятельности школьников в рамках выбранной учебной темы. Для оценки необходимо обратить внимание на соблюдение требований к отбору содержания. Уточнить виды сетевых сервисов для применения на данном учебном занятии.
IV. Определить виды предметной учебно-познавательной деятельности (их состав) в рамках конкретного учебного занятия, которые могут быть организованы с применением каждого из выбранных сервисов.
V. Уточнить особенности применения ССС в рамках избранной формы организации занятий. Например, при выполнении лабораторной работы следует продумать возможности сервисов: 1) при использовании на различных этапах выполнения эксперимента (постановка проблемы, выдвижении гипотезы и т.п.); 2) для случаев применения на разных этапах занятия (вводная часть, основная часть и т.д.).
VI. Уточнить цели применения ССС в учебной деятельности школьников, осуществить их оптимальный отбор и сформулировать конкретную дидактическую цель использования на занятии каждого из избранных сервисов/сервиса:
а) изучение учащимися программного материала;
б) закрепление программного материала (отработка ЗУН);
в) обобщение и систематизация.
VII. Сформулировать учебные задачи для работы школьников с ССС, обеспечивающие в своем составе достижение цели применения отдельного сервиса и цели всего занятия в целом. Оценить доступность задач по сложности и оптимальность по временным затратам на процесс решения, уточнить последовательность решения учебных задач.
Можно рекомендовать обобщенный план работы с применением сетевых социальных сервисов:
1. Поиск, выбор и переход на сервис.
2. Рассмотрите составляющие интерфейса сервиса. Обратите внимание на активные «кнопки» и примеры документов / информацию, расположенные на главной странице. В случае необходимости обратитесь к разделу «Помощь», «Справка», «Help», «FAQ».
3. При необходимости выполните регистрацию на сервисе. Помните о правилах безопасной работы в Интернете.
4. Обратите внимание на общий инструментарий сервиса, уточните назначение инструментария сервиса, относящегося к группе часто используемого, а именно инструменты для работы с личным аккаунтом пользователя.
6. Проанализируйте возможности специфичного инструментария сервиса, а именно инструменты обработки размещенных материалов.
7. Сформулируйте цели изучения учебного материала с применением сетевого социального сервиса:
- обращение к хранилищам данных научных экспериментов и их изучения; изучение опыта других людей;
- поиск информационных материалов по сформулированному условию с помощью разнообразных инструментов (условия поиска, по тегу, с использованием облака тегов и т.п.);
- создание авторских материалов различных медиаформатов инструментами сетевых сервисов;
- размещение результатов деятельности, представленных в различных медиаформатах, в том числе сообщений, рефератов и докладов, моделей, фотографий натурных моделей, видеороликов процесса работы;
- хранение информационных материалов различных медиаформатов;
- составление аннотации к размещенным текстовым материалам;
- классификация и систематизация информации посредством тегирования;
- создание совместных текстовых документов с другими участниками учебного процесса (опорный конспект, презентации, статья);
- редактирование собственных материалов, том числе и после обсуждения с использованием сервисов общения (чаты, форумы, блоги);
- редактирование документов, предназначенных для совместного использования на сервисах совместных документов и сервисах обмена знаниями;
- социального взаимодействия: с учителем (консультации с использованием сервисов общения, в том числе и видеосервисами), учащимися (создание отчетных материалов в ходе совместной работы; онлайн дискуссии и общение в блогах), специалистами (консультации и дискуссии в режиме реального и отсроченного времени); самоконтроля (по инструкции, написания аннотации, формирования тегов; посредством обеспечения доступа к размещенным документам); взаимоконтроля (посредством выставления рейтинга, написания отзывов и комментариев; аналитическая оценка результатов работы сетевым сообществом).
8. Составьте план работы с применением сервиса: определите, какие документы, содержащиеся в контенте сервиса, необходимы для работы; выясните, каких результатов необходимо достичь и в какой форме их надо зафиксировать; при наличии нескольких необходимых документов следует определить порядок работы с ними; при необходимости использования нескольких сервисов следует определить порядок их применения.
9. Определите способы работы с инструментарием сервиса для фиксации результатов (загрузка / выгрузка документов; сохранение комментариев; выставление рейтинга; создание новых документов и др.).
10. Выполните задание в соответствии с намеченным планом. При необходимости воспользуйтесь дополнительными источниками информации (полиграфическими, виртуальными).
11. Подготовьте отчет (устный рассказ; письменную работу, в том числе печатную; компьютерную презентацию) о выполненной работе.
Второе направление (познавательный аспект организации дидактической поддержки). В этом случае учителю следует руководствоваться целями применения ССС в рамках различных видов деятельности. Содержание поддержки определяется содержанием видов учебно-познавательной деятельности и особенностями применения ССС в рамках каждого вида.
Дидактическая поддержка предметной деятельности вне зависимости от ее уровня должна строиться с опорой на обобщенный план различных видов учебно-познавательной деятельности. Поддержка точно так же может носить трехуровневый характер.
Уровни предметной и технологической дидактической поддержки деятельности школьников с применением ССС могут не совпадать. На начальном этапе применения сетевых сервисов инструктивные материалы по их применению требуются как «сильным», так и «слабым» в предметном материале ученикам. В процессе обучения возможны разные комбинации уровней самостоятельности в применении ССС при изучении предметного материала. Может случиться, что ученик, способный в области конкретной области знаний, будет применять сервисы только по инструкции. Зато специалист в области сетевых технологий может оказаться недостаточно подготовленным учащимся по предмету. В ряде случаев целесообразно объединять таких учащихся в пары и использовать прием взаимообучения.
В соответствии с уровнем предметной и технологической готовности учащихся к деятельности с применением ССС необходимо разработать дидактические раздаточные материалы (учебные задачи, полные и сокращенные ОП, учебные инструкции, задания, творческие планы работы и т.п.). Результатом подготовительного этапа деятельности учителя при планировании учебного процесса с применением ССС является составленный план-конспект учебного занятия. Такое проектирование осуществляется, с одной стороны, с учетом дидактической модели применения ССС в учебном процессе, с другой стороны, с учетом готовности класса (познавательной, психологической, технологической).
Следующий этап деятельности учителя в учебном процессе при применении ССС связан с проведением учебного занятия на основе разработанного проекта. Результатом основного этапа работы учителя на учебном занятии с применением ССС является формирование у учащихся: 1) практики работы с сервисами; 2) опыта познавательной деятельности по предмету с применением ССС; 3) практики познавательного сотрудничества в решении предметных задач с применением ССС; 4) опыта социального взаимодействия. Все перечисленное следует отнести к метапредметным результатам обучения школьника, становление которых является актуальным направлением педагогических разработок в настоящее время.
Подготовка учителя к учебному занятию с применением сетевых социальных сервисов в соответствии с описанными выше этапами будет способствовать повышению качества образовательного процесса по таким направлениям как: расширение образовательного поля учащегося (в области источников информации), появление новых «точек» для социального взаимодействия как учителей, так и учащихся, формирование новых приемов педагогической деятельности педагогов и в целом развитие их профессиональной компетентности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика реализации учебного проекта с использованием сетевых сервисов на уроках литературы
Реализация учебного проекта по литературе с использование сетевых ресурсов...
Статья из опыта работы "Образовательные возможности сетевых социальных сервисов web 2.0 на уроках русского языка и литературы"
В статье описываются дидактические возможности сервисов web 2.0 на уроках русского языка и литературы....
Использование сетевых сервисов на уроках физической культуры
Опыт использования сетевых ресурсов на уроах физической культуры....
Консультация для учителей «Использование социальных сервисов Web 2.0»
Цель консультации: охарактеризовать сервисы Веб 2.0 как современные средства, сетевое программное обеспечение, поддерживающее групповые взаимодействия....
«Организация совместной учебной деятельности при использовании сетевых сервисов на уроках русского языка и литературы"
В докладе представлен опыт организации совместной учебной деятельности с использованием сетевых сервисов на уроках русского языка и литературы. Автор осуществляет обзор ресурсов, которые существуют дл...
Проектирование учебных заданий с использованием сетевого сервиса «Якласс»
Преподавание предмета "Информатика" с помощью дистанционных технологий...
Цифровая грамотность. Использование сетевых сервисов веб 2.0 на уроках географии как средства формирования коммуникативных компетенций обучающихся
презентация для выступления на методическом объединении педагогов....