Конспект урока по теме "Циклы по условию"
учебно-методический материал по информатике и икт (9 класс) на тему
Урок - объяснение нового материала с использованием ИКТ.
Данная тема может изучаться как в 9, так и в 10, 11 классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Теоретический материал по теме "Циклы по условию" | 94 КБ |
Презентация к уроку "Циклы по условию" | 560 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по информатике
по теме «Циклы по условию»
9 класс
Тип урока: объяснение нового материала.
Цели урока:
- изучить операторы WHILE и UNTIL языка программирования Pascal, синтаксис, семантику;
- научить учащихся использованию данных операторов при решении задач.
Задачи урока:
Образовательные:
- усвоение учащимися итерационных циклических конструкций WHILE и UNTIL на языке программирования Pascal и области их применения;
- формирование умений и навыков записи операторов WHILE и UNTIL на языке программирования Pascal;
- выработка навыков составления программ, реализующих циклические алгоритмы при решении задач.
Развивающие:
- развитие алгоритмического мышления, познавательных интересов, навыков работы на компьютере;
- развитие у учащихся познавательной активности;
- развитие памяти и внимания;
- развитие коммуникационной компетентности у учащихся;
- формирование у учащихся компьютерной грамотности и потребности в приобретении знаний.
Воспитательные:
- привитие учащимся навыков самостоятельной работы;
- воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости;
- воспитание бережного отношения к компьютерной технике;
- воспитание толерантности.
Оснащение кабинета:
- компьютерная презентация «Циклический алгоритм»;
- мультимедийный проектор;
- компьютеры (11 шт.) с инсталлированным на них пакетом FreePascal;
- дидактический материал.
План урока:
- Организационный момент (2 мин.).
- Актуализация знаний (10 мин.).
- Объяснение нового материала (17 мин.).
- Закрепление материала (10 мин.).
- Рефлексия (3 мин.).
- Подведение итогов (2 мин.).
- Домашнее задание (1 мин.)
Ход урока:
- Организационный момент.
- приветствие, проверка отсутствующих
- сообщение темы и целей урока
- Актуализация знаний.
Актуализация знаний и умений учащихся осуществляется во время опроса, в ходе, которого им предстоит ответить на вопросы и выполнить задания:
- Дайте определение циклического алгоритма.
- Перечислите основные структуры циклического алгоритма. Чем характерен цикл с параметром?
- Приведите примеры циклических алгоритмов.
- Написать на доске общий вид убывающего и возрастающего цикла с параметром (2 учащихся у доски).
- Работа по карточкам на местах – см. приложение (4 учащихся)
- Объяснение нового материала.
Помимо цикла с параметром в языке Паскаль существуют еще две циклические конструкции: цикл с предусловием и цикл с постусловием, реализуемые специальными операторами.
Рассмотрим данные конструкции в сравнительной характеристике. Для этого построим следующую таблицу:
Цикл с предусловием «Пока» | Цикл с постусловием «До» |
Характеристика: | |
Является итерационным циклом, т.к. количество повторений заранее не известно. Тело цикла выполняется после проверки условия выхода из цикла и только в том случае, когда условие истинно, иначе цикл заканчивает свою работу. Т. о. может ни разу не выполниться. | Является итерационным циклом, т.к. количество повторений заранее не известно. Тело цикла выполняется до проверки условия выхода из цикла, в том случае, если условие ложно, иначе цикл заканчивает свою работу. Хотя бы один раз выполниться. |
Параметр цикла: | |
Начальное значение задается вручную. Изменения параметра тоже происходят вручную на задаваемый программистом шаг. Причем действия над параметром цикла (счетчик выполнения) может совпадать с телом цикла. В отличии от цикла «Для» параметр может быть и вещественным числом. | |
Условие выхода | |
Обязательно должно быть истинным. Является полностью противоположным условию выхода цикла «До» | Обязательно должно быть ложным. Является полностью противоположным условию выхода цикла «Пока» |
Блок - схема | |
Реализация на языке Паскаль: | |
<установка нач. значений>; | <установка нач. значений>; |
Операторные скобки | |
Если тело цикла состоит более чем из двух операторов языка Паскаль, включая строку изменения параметра, то они заключаются в операторные скобки | Особенностью данного цикла является то, что операторные скобки для заключения действий, выполняемых в цикле не ставятся, при этом надо учесть, что перед Until «;» не ставится. |
Примеры: | |
var A: Byte; begin A := 1 While A < 3 do A := A + 1; writeln (A); end. | var A,B: Byte; begin A := 1; B := 1; repeat A := A + 1; B := B * A; Until A = 3; writeln (B); end. |
- Закрепление материала (10 мин)
У доски двое учащихся решают задачу двумя способами:
Вычислить сумму натурального ряда чисел от 1 до n.
- Рефлексия.
Что понравилось и что не понравилось на уроке?
Удалось ли решить поставленные задачи?
- Подведение итогов (3 мин).
Выставление оценок за работу на уроке.
- Домашнее задание:
- учить конспект;
- составить блок-схему и разработать программу для решения задачи: Вычислить сумму всех нечетных чисел в интервале (1;2k-1)
Приложение.
1. Определите значение целочисленной переменной S после выполнения операторов:
S:=128;
for i:=1 to 4 do
S:=S div 2;
Writeln (s);
Допишите программу. Постройте блок-схему к этой части программы.
2. Определите значение целочисленной переменной S после выполнения операторов:
S:=128
for i:=1 to 3 do begin
S:=S+i*(i+1)*a;
a:=a+2
end;
Writeln (s);
Допишите программу. Постройте блок-схему к этой части программы.
3. Вычисление n! (n! = 1 * 2 * 3 * … * n)
Program Factorial;
uses crt;
var n,f,i :integer;
BEGIN
clrscr;
writeln(‘Задайте n’);
readln(n);
for i:=1 to n do
f:=f*i;
writeln(‘F = ’,f);
readln;
END.
Верно ли написана данная программа? Если да, то определите значение F при n=3, если нет – запишите исправленный вариант программы.
4. Напишите программу для решения следующей задачи: Вычислить сумму чисел от 3 до 9, кратных четырем.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В циклическом алгоритме серия команд (тело цикла) выполняется многократно .
Циклические алгоритмические структуры бывают двух типов: Циклы с параметром, в которых тело цикла выполняется определенное количество раз; Циклы по условию, в которых тело цикла выполняется до тех пор, пока выполняется или не выполняется условие.
Цикл с параметром Когда заранее известно, какое число повторений цикла необходимо выполнить, можно воспользоваться циклической инструкцией ( оператором цикла со счетчиком)
Блок-схема Программа на языке VB For Счетчик = НачЗнач To КонЗнач [ Step шаг ] Тело цикла (Ком1, Ком2…) Next [ Счетчик ] Счетчик Тело цикла
Блок-схема Пример. S:= S * N; N : =1 to 3 S := 1; Печать S;
Программа на языке Pascal var S, N: Byte; begin S := 1; For N : = 1 To 3 do S := S * N; Writeln (S); End Sub Пример.
Циклы по условию Если заранее неизвестно, какое количество раз необходимо повторить тело цикла, то число повторений зависит от некоторого условия. Проверка условия выхода из цикла проводится с помощью ключевых слов while или repeat … until .
Циклы по условию Ключевое слово While обеспечивает выполнение цикла до тех пор, пока выполняется условие, т.е. пока условие принимает значение «истина» (условие продолжения цикла) . Ключевое слово Until обеспечивает выполнение цикла до тех пор, пока не выполняется условие, т.е. пока условие принимает значение «ложь» (условие завершения цикла) .
Условие выхода из цикла можно поставить в начале, перед телом цикла. Цикл с предусловием
Цикл с предусловием Блок-схема while Условие do begin Тело цикла повторяется пока условие выполняется end; Тело цикла Условие
Из промежутка [a, b], где а
Program pr1; Uses crt; Label k; Var a, b, i: integer; Begin Clrscr; K:Writeln( ‘ Введите границы промежутка ’); Readln (a, b); If a>b then goto k; If a mod 2 = 0 then I:=a else i:=a+1; While i<=b do begin Write (i:5); I:=i+2 End; Readln End. Программа, записанная на языке Pascal
Цикл с постусловием Условие выхода из цикла можно поставить в конце, после тела цикла.
Цикл с постусловием repeat Тело цикла повторяется пока условие не выполняется until Условие выхода из цикла Тело цикла Условие Блок-схема нет да
Блок-схема Пример. A := A + 1; B := B*A; A = 3 ? Печать B A := 1; B := 1; нет да
var A,B: Byte; begin A := 1; B := 1; repeat A := A + 1; B := B * A; Until A = 3; writeln (B); end. Программа на языке Pascal
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС
Мною разработан коспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС для 5 класса по теме "Буквы О-А в корне ЛАГ-ЛОЖ"....
Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС Тема: «Сложное предложение»
Конспект урока русского языка по теме "Сложное предложение" 5 класс...
Конспект урока биологии 6 класс "Условия прорастания семян"
Урок - исследование, основанный на исследовательской работе одной из учениц класса...
Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС в 5 классе по теме: «Словообразование. Основные способы образования слов в русском языке».
Данный конспект урока разработан по программе С. И. Львовой и В. В. Львова. Урок выстроен с учётом системно - деятельностного подхода в преподавании, что отражает суть реализации н...
Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС в 5 классе по теме "Предложения с обращениями".
Урок русского языка в 5 классе в условиях реализации ФГОС....
Конспект урока "Простые механизмы. Рычаг. Условия равновесия рычага"
Урок по физики в 7 классе. Урок изучения нового материала...
Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС «Морфологические признаки причастия» (первый урок)
Тема урока предполагает расширение представлений учащихся о причастии как особой форме глагола и его морфологических признаках. На уроке учащиеся развивают умения формулировать определения понятий, ум...