Решение задач на составление разветвляющихся алгоритмов
учебно-методический материал по информатике и икт (9 класс) на тему
Цель: выработать умение решать задачи на составление алгоритмов на языке блок – схем.
+ Презентация и самостоятельная работа
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: Решение задач на составление разветвляющихся алгоритмов.
Цели: выработать умение решать задачи на составление алгоритмов на языке
блок – схем.
Оборудование: карточки с заданиями, мультимедийная презентация.
Ход урока.
1. Актуализация знаний.
Диктант. Учащиеся выполняют диктант, Решение задач (одновременно с
записывая ответы на листочках. диктантом). 2 ученика у доски.
Вопросы диктанта.
1. Как обозначается блок означающий вычислительное действие (операцию присваивания)?
Ответ.
2. Как обозначается блок означающий ввод исходных данных, вывод результатов?
Ответ.
3. Разветвляющийся алгоритм – это алгоритм …
Ответ. … в котором в зависимости от истинности условия выполняется та или иная серия команд.
4. Как изображается в блок – схеме ветвление в полной форме?
Ответ.
да нет
5.Как оформляется в блок – схеме ветвление в неполной форме?
Ответ.
да
Теперь поменяйтесь листочками, проверьте, правильно ли ответили на вопрос ваш сосед и поставьте ему оценку (её определяет количество правильных ответов). (Ответы на слайдах).
Карточка №1. Функция y = f(х) задана графиком
у
1
-1 х
Составьте блок-схему решения алгоритма.
Решение.
-1, х < 0,
у =
1, х ≥ 0.
да нет
Карточка №2. Составить блок – схему алгоритма вычисления значения
функции
х + а, при х < 10;
у = х + в, при 10 ≤ х ≤ 23;
х + а, при х > 23.
Решение.
нет да
нет да
Проверка.
2. Решение задач.
Задача 1.
Определить результат выполнения алгоритма по его блок – схеме при заданных значениях а и в (а = 2, в = 3). Значения занести в таблицу.
(На примере задания карточки №2).
х | выполнение алгоритма | у |
5 | 5 < 10 ? да у = 5 + 2 = 7 | 7 |
10 | 10 < 10 ? нет 10 > 23 ? нет у = 10 + 3 = 13 | 13 |
25 | 25 < 23 ? нет 25 > 23 ? да у = 25 + 22 | 29 |
Задача 2.
Составить блок – схему алгоритма решения задачи. Переменной к присвоить номер четверти плоскости в которой находится точка с координатами х и у (х ≠ 0, у ≠ 0).
Решение.
х < 0 у х > 0
у > 0 у > 0
II I
III IV х
х < 0 х > 0
у < 0 у < 0
да нет
да нет да нет
Задача 3.
Практикум. Игра «Ежиные тропы».
3.Самостоятельная работа.
I вариант
1. Составьте по шаблону блок – схему решения задачи (шаблоны раздать
учащимся).
у =
нет да
нет да
2. Найдите и исправьте ошибки в приведённой блок – схеме. Определите
значения х и у в результате выполнения алгоритма по его блок – схеме при
заданных значениях а, в. Значения переменных, изменяющиеся в процессе
исполнения, занесите в таблицу.
нет да
а | в | х | у |
19 | 5 |
II вариант
1. Составьте по шаблону блок – схему решения задачи (шаблоны раздать
учащимся).
Заданы три числа – а, в, с. Известно, что два из них равны между собой, а третье отлично от них. Найдите, какое из чисел отлично от двух других.
да нет
да нет
2.
а | в | х | у |
20 | 4 |
Осуществить самопроверку (ответы на слайдах).
Ответы: I вариант
1.
нет да
нет
2.
а | в | х | у |
19 | 5 | 38 | 24 |
16 | 6 | 32 | 22 |
13 | 7 | 26 | 20 |
10 | 8 | 20 | 18 |
7 | 9 | 14 | 16 |
II вариант
1.
да нет
да нет
2.
а | в | х | у |
20 | 4 | 40 | 24 |
17 | 5 | 34 | 22 |
14 | 6 | 28 | 20 |
11 | 7 | 22 | 18 |
8 | 8 | 16 | 16 |
4.Повторение.
Приведите приведённую блок – схему в формульное описание (сведите все
действия в одну формулу, если это возможно).
Ответ: S = .
5. Итог урока. Кроссворд.
Ответы. По горизонтали: 1. Программа. 4. Результат. 7. Ветвление. 8. Схема.
По вертикали: 2. Алгоритм. 3. Аргумент. 5. Условие. 6. Бейсик.
6. Сообщение оценок.
7. Домашнее задание. Составить блок-схему алгоритма решения
квадратного уравнения.
Условие
Серия 1
Серия 2
Серия 1
начало
Условие
ввод х
х < 0
у := -1
у := 1
вывод у
конец
начало
ввод х, а, в
х < 10
у := х + а
х > 23
у := х + в
у := х + а
вывод у
конец
начало
ввод х, у
х > 0
у > 0
у > 0
к := 1
к := 3
к := 4
к := 2
вывод к
конец
начало
ввод а, в
у := а + в
х := 2а
у < х
вывод а, в
а := а – 3
в := в + 1
начало
ввод х, у
А := 2*х – 5*у*у*у
в := (х - у)*(х - у)
S := (3*а - в)/(х*а + 2*у*в)
вывод S
конец
начало
ввод а
а = 0
а = 9
у := 5/(а*(а – 9))
вывод у
вывод «Выражение не имеет смысла»
конец
начало
ввод а, в, с
а = в
вывод с
а = с
вывод в
вывод а
конец
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
3.Самостоятельная работа.
I вариант
- Составьте по шаблону блок – схему решения задачи у = .
нет да
нет да
- Найдите и исправьте ошибки в приведённой блок – схеме. Определите значения х и у в результате выполнения алгоритма по его блок – схеме при заданных значениях а, в. Значения переменных, изменяющиеся в процессе исполнения, занесите в таблицу.
а | в | х | у |
19 | 5 | ||
нет да
3.Самостоятельная работа.
II вариант
1. Составьте по шаблону блок – схему решения задачи.
Заданы три числа – а, в, с. Известно, что два из них равны между собой, а третье отлично
от них. Найдите, какое из чисел отлично от двух других.
да нет
да нет
2. Найдите и исправьте ошибки в приведённой блок – схеме. Определите значения х и у в
результате выполнения алгоритма по его блок – схеме при заданных значениях а, в.
Значения переменных, изменяющиеся в процессе исполнения, занесите в таблицу.
а | в | х | у |
20 | 4 | ||
нет да
у < х
х := 2а
у := а + в
ввод а, в
начало
а := а – 3
в := в + 1
вывод а, в
ввод а, в
начало
у := а + в
х := 2а
у < х
вывод а, в
а := а – 3
в := в + 1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме "Уравнения. Решение задач на составление уравнений"
презентация урока...
Решение задач на составление уравнений
Основной этап урока – организация деятельности, направленная на применение полученных знаний и способов действий.Так же на уроке проводится работа по следующим направлениямработа с тестовы...
урок по информатике в 9 классе по теме "Решение задач с конструкцией ветвление. Алгоритм решения квадратного уравнения"
Конспект и презентация к уроку в 9 классе по теме "Алгоритм решения квадратного уравнения"...
Решение задач на составление линейных алгоритмов (для начинающих)
Данный материал пригодится как ученику, так и учителю. Разбор самых простых задач на составление линейных алгоритмов....
Технологическая карта урока информатики в 8 классе на тему Решение задач на составление линейных вычислительных алгоритмов
Технологическая карта урока информатики в 8 классе на тему Решение задач на составление линейных вычислительных алгоритмов...
Рабочий лист к уроку информатики в 8 классе на тему Решение задач на составление линейных вычислительных алгоритмов
Рабочий лист является раздаточным материалом к уроку информатики в 8 классе на тему "Решение задач на составление линейных вычислительных алгоритмов"...
Презентация к уроку информатики в 8 классе на тему Решение задач на составление линейных вычислительных алгоритмов
Презентация к уроку информатики в 8 классе на тему Решение задач на составление линейных вычислительных алгоритмов...