Инновационный проект на конкурс "Учитель года 2012"
статья по информатике и икт по теме

Распопова Светлана Владимировна

Материалы для областного конкурса "Учитель года 2012"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_innovacionnyy_proekt_na_konkurs.docx71.99 КБ

Предварительный просмотр:

Когда-то люди верили,

что центр всего – земной шар.

Сегодня все большее число людей знает,

что для нас центр Вселенной – сам человек.

У. Годвин

Во Вселенной имеются три важнейшие сущности, которые могут превращаться друг в друга – это вещество, энергия, информация. Это фундаментальное утверждение базируется на опыте тысячелетий. Парадоксально, но факт: будучи «следствием», информатика в настоящее время становится основной наукой, занимающей в иерархии наук главенствующее положение.

Для успешной жизни человека в современном технократическом обществе, уже не обойтись без специальных знаний в области информационных технологий. Поэтому информатика, как научная дисциплина, должна быть неотъемлемой частью школьного образования. Этот предмет дает не только практически нужные знания. Но и является хорошим инструментом для развития логического, алгоритмического мышления. Выпускники современной школы должны органично вписываться в динамично меняющийся мир, в котором главные акценты расставлены на «людей знания», обладающих рядом компетентностей, позволяющих успешно ориентироваться во всех основных сферах человеческой жизни, самостоятельно добывать знания, самосовершенствоваться, «выживать» в непредсказуемых нестандартных ситуациях.

С момента введения информатики в курс средней школы многое изменилось в ее преподавании: от теории алгоритмов и теории информации до современных информационных технологий и компьютерных коммуникаций в содержании программы, от стандартного комбинированного урока до интерактивных телекоммуникационных занятий в методике преподавания, но важнейшим и неизменным осталось одно – умение учителя организовать учебный процесс. Я считаю, что это сделать необходимо так, чтобы создать условия для формирования положительной мотивации учения и глубокого усвоения знаний со структурой деятельности компетентностного подхода, включая каждого ученика в самостоятельные культуросообразные виды деятельности.

Окончив Курский государственный университет, я работаю в сельской школе, которая расположена в деревне Малый Каменец Большесолдатского района и преподаю информатику с 5-11 классы. В настоящее время, в нашей школе предмет информатика и ИКТ изучается в 3 классе (безмашинный вариант),5-6 классы (УМК Л.Л. Босовой) 7-11 классы (УМК Н.Д. Угриновича)  на базовом уровне, имеется элективный курс «Современные информационные технологии» (11 класс) и «Компьютер для журналиста», предназначенные, в основном для практической работы, параллельно материалу изучаемому на уроках.

Отрадно, что администрация школы, понимая важность предмета, уже третий год находит возможность изучать информатику за счет школьного компонента, самое важное – обеспечивается преемственность в изучении предмета.

Наша  школа самая обычная, где у родителей большинства обучающихся низкий материальный достаток,  поэтому лишь не у многих ребят дома имелись компьютеры, а об Интернете, до недавнего времени  знали только понаслышке. Да и в школе, положа руку на сердце, преподавание информатики велось, в основном теоретически, поскольку на всю школы имелся только один компьютер.

Постепенно ситуация стала изменяться. Хотя и на сегодняшний день в школе количество компьютеров не на много увеличилось за то время, которое я в ней работаю. На помощь пришли родители наших обучающихся. Ребята приносят свои ноутбуки на практические занятия, в результате чего можно с уверенностью сказать, что усвоение материала происходит на должном уровне даже при малом количестве часов, отводимых на занятия информатики.

Общеизвестен целый ряд проблем в преподавании курса информатики (в условиях сельской школы):

- недостаточная материальная база обучения (до последнего времени);

- недостаточное количество учебных часов при довольно обширной программе и огромном интересе школьников сделать преподавание базового курса информатики интересным, наглядным, а изучаемый материал – запоминающимся;

- в условиях традиционного обучения падение интереса и мотивации к учению у обучающихся;

- снижение эффективности обучения.

Ориентируясь на глобальные цели системы образования и учитывая специфику предмета  «Информатика и ИКТ» мною была определена следующая цель: подготовить выпускников, владеющих современными технологиями и в силу этого  способных адаптироваться к быстро меняющемуся миру. 
Исходя из этой цели,
я поставила следующие задачи: 

  1. Помочь ученикам освоить такие приёмы, которые позволят расширять полученные знания самостоятельно, т. е. научить оперативно осуществлять поиск информации, производить её структурирование, находить оптимальный алгоритм обработки;
  2. Способствовать развитию творческого потенциала обучающихся;
  3. Создать условия для формирования у обучающихся адекватной самооценки;
  4. Способствовать формированию коммуникабельности, умения работать в команде.

В своей деятельности ведущую роль отвожу проектной технологии, предполагая что, если метод проектов, применять спланированной и постоянной составляющей частью образовательного процесса, то будут созданы условия для: 

  1. формирования и развития внутренней мотивации обучающихся к более качественному овладению общей компьютерной грамотностью;
  2. повышения мыслительной активности учащихся и приобретения навыков логического мышления по проблемам, связанным с реальной жизнью;
  3. речевого развития учащихся, совершенствования коммуникативной компетенции в целом;
  4. развития  индивидуальных особенностей учащихся, их самостоятельности, потребности в самообразовании;
  5. изменения роли учителя в образовательной среде;
  6. более результативного решения задач образования, развития и воспитания личности учащегося.

Взяв на вооружение слова великого педагога ХХ века Януша Корчака: «нет детей – есть люди, но с иными масштабами понятий, иными источниками опыта, иной игрой чувств», в своей работе я стараюсь не навязывать обучающимся своего мнения, своих ценностей. Я исхожу из того, что:

- каждый ребенок неповторим, у каждого ребенка свой сплав способностей, темперамента, характера, воли, мотивации, опыта и т.д. Эти способности развиваются, изменяются, поддаются коррекции;

- ученик не столько объект педагогического воздействия, сколько субъект собственной деятельности.

Поэтому под развитием ребенка посредством учебной деятельности имеется в виду его саморазвитие и самоопределение. Это стратегическая позиция, определенная в  федеральных государственных стандартах второго поколения заставляет нас -  учителей по-другому определить приоритеты образовательной деятельности, на первое место ставит личностное развитие детей.

Я часто задаю себе вопрос. К каким же внутренним источникам активности ребенка нужно подключиться, чтобы побудить его к учебному труду? Для себя я определила следующие источники:

  1. познавательная потребность;
  2. интерес к способу действия;
  3. конкретность в самовыражении и самореализации;
  4. потребность в самопознании и самовоспитании;
  5. потребность в социальном признании.

Реализуя в своей работе деятельностный подход к обучению, особое внимание уделяю методу проблемного обучения. Требования общества к человеку обуславливают усиление ориентации на такое обучение, которое развивает самостоятельное продуктивное мышление обучающихся, творческий подход к решению задач. Не так важно приобретенное знание, как развитие способности мышления. Начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация. Это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями, отношениями и предъявляемым требованием. При использовании проблемного подхода нужно помнить, что только тогда можно говорить о развитии мышления, когда проблемные ситуации используются регулярно, сменяя одна другую, т.е. характеризуются динамичностью. Например, изучая в 9 классе раздел «Алгоритмизация и программирование», я использую эффективный прием с созданием проблемной ситуации, когда, используя язык программирования Basic,необходимо нарисовать на экране множество точек с произвольными координатами (обучающимся уже известно о примитивах). Дается время на эксперимент. Обучающиеся выбирают две версии: либо рисовать точки по одной, либо создавать принципиально новый подход. Так как первый путь очень долог и непродуктивен, останавливаемся на втором. Он требует введения новой функции RND. Возникает новая проблема: превратить точки в окружности, непрерывно рисующиеся по экрану. В результате рождается уже целая серия программ. Содержание самих задач при этом можно спланировать так. Что каждая новая задача повернет изучаемый материал новой стороной, включая ранее пройденный материал, обогащая его шаг за шагом. Познавательный интерес возникает за счет того, что каждая задача добавляет все новые действия и решение. (Например. На экране точка. Увеличим их количество до 1000, выведем их различными цветами, чтобы получилось звездное небо. Нарисуем окружности вместо точек, сделаем эти окружности произвольного радиуса, закрасим их и т.д.)

Как правило задачи такого рода вызывают интерес эффектом своего исполнения. В своей работе я применяю также проблемные домашние задания, например, в завершении той же самой темы предлагаю ребятам «персональные» домашние задания по готовым рисункам написать программы. При решении таких задач проверяются знания и умения по изученной теме, в то же время каждая задача имеет разный, не использованный ранее путь решения. Следовательно, каждому ученику предстоит решить свою проблему. Демонстрация программы служит основанием получаемой оценки.

Рассмотренные выше проблемные ситуации позволяют приоткрыть богатые возможности обучения и воспитания через решение задач с использованием проблемного подхода. На этих этапах помимо обобщенных и прикладных предметных умений происходит формирование ряда ключевых компетентностей: интеллектуальных, познавательных, коммуникативных и других.

Приведу пример использования проблемного подхода в изучении темы в 6 классе: «Электронные таблицы. Построение диаграмм». Решение проблемы – в правильной мотивации. Мотивация максимальна при разработке личностно-ориентированной информации.

  1. Предлагаю заполнить 5-6 строк в таблице «Карманные расходы» с необходимым расчетом. Цены на сладости ребята знают прекрасно. Их приводить не обязательно, но надо помнить, что целесообразно использовать формат поля с двумя знаками после запятой. Будем использовать электронную таблицу. А как? В ходе поисковой беседы рождается план решения. Вопросы для беседы:
  1. Сколько наименований продуктов нужно взять?
  2. Сколько строк и столбцов будет в таблице?
  3. Как рассчитать количество продуктов в день и в месяц?
  4. Как рассчитать расходы (в руб.) в день и в месяц?
  1. Необходимость использования формулы для расчетов я объясняю  на конкретном примере. Пусть средняя цена пирожного – 15 рублей, а вы покупаете его ежедневно по 2. Как рассчитать количество пирожных в месяц? Ответ считается устно. А если стоимость пирожного возросла? Надо пересчитать. Обучающиеся сами приходят к необходимости использования формулы, которую надо распространить для всех типов продуктов. Формируется таблица следующего вида:

  1. А теперь нужно изменить количество сладостей таким образом, чтобы «Карманные расходы» составляли примерно четверть заработной платы родителей. Решение достигается за счет увеличения значений в столбцах C и D.
  2. В ходе поисковой беседы рождается план решения. Этот план каждому по силам и, оживая на глазах, в компьютерной модели дает каждому ученику ощущение собственного успеха, собственных достижений в поставленной проблеме, а вместе с тем силы для решения последующих задач. А, например, в 10 классе при изучении программы MS Excel я предлагаю обучающимся, будущим абитуриентам создать таблицу с расчетами проходных баллов в различные учебные заведения города Курска и других городов.

В данном примере перспективным компетентностное обучение является еще и потому, что при таком подходе учебная деятельность приобретает практико-ориентированный характер, что описано в ФГОС 2-го поколения и сама становится предметом усвоения. Как отмечают В.А. Болотов, В.В. Сериков, «компетентность, выступая результатом обучения, не прямо вытекает из него, а является следствием развития индивида, обобщение личностного и деятельностного опыта».

Сегодня главным результатом образования является не объем фактических знаний (вооружить которыми впрок на всю жизнь – абсурдная задача), способность обучающихся к их самостоятельному добыванию и применению как инструментария для дальнейшего познания и преобразования действительности, в том числе и самого себя.

Работая по реализации компетентностного подхода, я утвердилась в понимании не только методической структуры урока, но и пришла к необходимости проработки содержания школьного курса информатики, направленного на формирование компетентности ученика.

Проектная деятельность позволяет детям получить личностный опыт и освоить виды деятельности, необходимые им в будущем. Таким образом внутренний результат проектной деятельности – накопление поведенческих, коммуникативных, организационных и других навыков.

Внедрение проектного метода потребовало от меня значительных усилий в виде большого спектра видов деятельности:

- подготовка примерных тем проектов;

- презентация этих тем;

- мотивация потенциальных разработчиков проектов на выбор тем;

- подбор научно-популярной литературы по темам проекта;

- обсуждение выдвинутых обучающимися идей, направленных на реализацию проектов;

- обеспечение вариативности разработок;

- руководство обучающимися и их консультирование.

Я считаю. Что проектное мышление необходимо и взрослым и детям. Его необходимо специально пробуждать, планомерно развивать и заботливо культивировать. Сегодня для того, чтобы просто выжить, не говоря уже о том, чтобы вести более или менее достойное человека существование, мы должны смело идти навстречу новому. Жизнь требует от нас, чтобы каждое новое задание, которое мы даем нашим ученикам было бы до какой-то степени новым и для нас.

Е. С. Полат дает такое определение методу проектов в современном понимании: «…метод», предполагающий «определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов». 
Проектный метод позволяет отойти от авторитарности в обучении, всегда ориентирован на самостоятельную работу учащихся. С помощью этого метода ученики не только получают сумму тех или иных знаний, но и обучаются приобретать эти знания самостоятельно, пользоваться ими для решения познавательных и практических задач.

Метод проектов - не новое явление в педагогике. Возник он в начале XX века в американской школе, применялся и в отечественной дидактике (особенно в 20-30 годы).

Проектная форма педагогической деятельности эффективна только в контексте общей концепции обучения и воспитания, а это прослеживается в стандартах второго поколения, которые  предпочитают отход от авторитарных и репродуктивных методов обучения и предусматривают продуманное и обоснованное сочетание с многообразием методов, форм и средств обучения, и является одним из инновационных подходов в российском образовании.

Проектный метод обучения относится к активным методам обучения, а точнее к исследовательским методам и использует в своей основе стратегию погружения в учебный предмет или объект изучения реального мира. Проектный метод очень эффективен, но проблематичен в использовании на традиционном уроке,  учитывая современную образовательную базу. Тем не менее, как отмечает С. И. Горлицкая, проектный метод реализует следующие дидактические принципы:

  1. Принцип  сознательности  и  активности.  Подлинную  сущность  человеческого образования составляют глубоко и самостоятельно осмысленные знания.
  2. Принцип  связи  теории  с  практикой.   Практика  критерий  истины,  источник познавательной деятельности и область приложения результатов обучения.
  3. Осуществление межпредметных связей для наиболее полной

 информационной картины мира.  Этот принцип реализуется за счѐт подбора проектов разной тематики и взаимодействия с другими учителями предметниками.

Также проектный метод обучения тесно связывается с принципами прочности усвоения новых знаний и принципом научности.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Учебная программа, которая последовательно применяет этот метод, строится как серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач. Для выполнения каждого нового проекта (задуманного самим ребенком, группой, классом, самостоятельно или при участии учителя) необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Идеальный проект тот, для исполнения которого необходимы знания из различных областей, позволяющие разрешить целый комплекс проблем.

При разработке проектов, их структуры, при координации деятельности учащихся в группах необходимо знание типологии проектов. Таковыми, как считает Н. А. Барыкова, могут быть:

  1. Доминирующий в проекте метод: исследовательский, творческий, приключенческий, ролево-игровой, практико-ориентированный.
  2. Доминирующий в проекте содержательный аспект: литературное творчество, естественно-научные исследования, экологические, языковые (лингвистические), культурологические (страноведческие), ролево-игровые, спортивные, географические, исторические, музыкальные исследования;
  3. Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта).
  4. Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).
  5. Количество участников проектов (индивидуальные, парные, групповые);
  6. По продолжительности проведения: краткосрочные, долгосрочные, эпизодические.

В соответствии с первым признаком Н. А. Барыкова предлагает следующие типы проектов:

  1. Исследовательские. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры проекта, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов;
  2. Творческие. Не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь логике и интересам участников проекта. В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых результатах (совместной газете, сочинении, видеофильме, спортивной игре, экспедиции);
  3. Информационные проекты. Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследовательские требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом.
  4. Игровые проекты. В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая, приключенческая.
  5. Практико-ориентированные проекты. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно носит четко ориентированный на социальные интересы, интересы самих участников результат (газета, документ, видеофильм, звукозапись, программа действий, справочный материал).

Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие выходы и участие каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, организация систематической внешней оценки проекта.

Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классной комнате, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

В связи с появлением возможности использования телекоммуникаций, появляется и возможность разработки телекоммуникационных проектов.

Под учебным телекоммуникационным проектом понимают совместную учебно-познавательную, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, организованную на основе компьютерной телекоммуникации, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение общего результата деятельности. Специфика телекоммуникационных проектов заключается, прежде всего, в том, что они по самой своей сути всегда межпредметны. Решение проблемы, заложенной в любом проекте, всегда требует привлечения интегрированного знания. Но в телекоммуникационном проекте, особенно международном, требуется, как правило, более глубокая интеграция знания, предполагающая не только знание собственно предмета исследуемой проблемы, но и знания особенностей национальной культуры партнера, особенностей его мироощущения.

Тематика и содержание телекоммуникационных проектов должны быть такими, чтобы их выполнение совершенно естественно требовало привлечения свойств компьютерной телекоммуникации. Другими словами, далеко не любые проекты,

какими бы интересными и практически значимыми они ни казались, могут соответствовать характеру телекоммуникационных проектов. Телекоммуникационные проекты оправданы педагогически в тех случаях, когда в ходе их выполнения:

  1. предусматриваются множественные или длительные наблюдения за тем или иным природным, физическим, социальным и прочим явлением, требующие сбора данных в разных регионах для решения поставленной проблемы;
  2. предусматривается сравнительное изучение, исследование того или иного явления, факта, события, имеющих место в различных местностях для выявления определенной тенденции или принятия, решения, разработки предложений;
  3. предусматривается сравнительное изучение эффективности использования одного и того же или разных (альтернативных) способов решения одной проблемы, для получения данных об объективной эффективности предлагаемого способа решения проблемы;
  4. предлагается совместное творческое создание: чисто практическая работа (выведение нового сорта растения в разных климатических зонах) или творческая работа (создание журнала, газеты, пьесы, книги, музыкального произведения, предложений по совершенствованию учебного курса, спортивных, культурных мероприятий и т.д.);

Организация проектов требует тщательной специальной подготовки учителей и учащихся. От учителя, по мнению С. И. Горлицкой, требуется:

  1. умение увидеть и отобрать наиболее интересные и практически значимые темы проектов;
  2. владение всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, умение организовать исследовательскую, самостоятельную работу учащихся;
  3.  переориентация всей учебно-воспитательной работы учащихся по своему предмету на приоритет разнообразных видов самостоятельной деятельности учащихся, индивидуальных, парных, групповых видов самостоятельной деятельности исследовательского, поискового, творческого плана. Это вовсе не означает, что следует полностью отказаться от традиционных видов работ, объяснительно-иллюстративного и репродуктивных методов, классно-урочной системы, коллективных, фронтальных форм работы. Речь идет о приоритетах, о смещении акцентов и не более того;
  4. владение искусством коммуникации, которое предусматривает умение организовать и вести дискуссии, не навязывая свою точку зрения;
  5. способность генерировать новые идеи, направить учащихся на поиск путей решения поставленных проблем;
  6. умение устанавливать и поддерживать в группе проекта устойчивый, положительный эмоциональный настрой;
  7. практическое владение языком партнера, достаточную осведомленность о культуре и традициях народа, государственном и политическом устройстве страны, ее истории (международный проект);
  8. владение компьютерной грамотностью;
  9. умение интегрировать знания из различных областей для решения проблематики выбранных проектов.

От учащихся требуется:

  1. знание и владение основными исследовательскими методами (анализ литературы, поиск источников информации, сбор и обработка данных, научное объяснение полученных результатов, выдвижение гипотез, методов их решения);
  2. владение компьютерной грамотностью: умение вводить и редактировать информацию (текстовую, графическую), обработку получаемых количественных данных с помощью программ электронных таблиц, пользование базами данных, распечатку информации на принтере;
  3. владение коммуникативными навыками;
  4. умение самостоятельно интегрировать ранее полученные знания по разным учебным предметам для решения познавательных задач;
  5. в случае международного проекта - практическое владение языком партнера.

         Работа над любым проектом включает определенные этапы выполнения проекта, которые стоит четко спланировать для достижения
максимальной эффективности проектной работы. В своей работе я беру за основу этапы работы над проектом, предложенные С. И. Горлицкой:

I        этап. Организационный. Включает в себя представление и создание группы учащихся для работы над проектом.

  1. этап. Выбор и обсуждение главной идеи будущего проекта. Он включает определение целей и задач (зачем этот проект, что ученики узнают и чему научатся по завершении работы над этим проектом); обсуждение стратегии достижения поставленных целей и уточнение проектов (т.е. какие темы будущих проектов помогут ученикам узнать то-то и научиться тому-то, и каков общий план работы над конкретным проектом, обеспечивающий достижение поставленной задачи).
  2. этап. Обсуждение методических аспектов и организация работы учащихся на уроке и во внеурочное время.
  3. этап. Структурирование проекта с выделением подзадач для определенных групп учащихся, подбор необходимых материалов. Общий простой план на этом этапе становится развернутым, выделяются этапы и их задачи (подзадачи) и распределяются между группами учащихся с учетом их интересов, определяются планируемые результаты и способы их решения, оформления.

V        этап. Собственно работа над проектом. Тщательно разработанные задания для
каждой группы учащихся и подобранный (если это необходимо) материал позволяют
учителю не вмешиваться в работу группы, выполняя роль консультанта.
Предполагается интенсивный обмен информацией, мнениями, полученными
результатами.

VI        этап. Подведение итогов. На этом этапе группы рассказывают о проделанной
работе, результаты обобщаются и оформляются в виде книги, журнала, видеофильма,
газеты, Web-сайта.

Приведу примеры созданных проектов, типология которых определяет формирование различных компетенций: познавательной, коммуникативной. Информационно-аналитической и других.

Проект «ЭВМ: история создания и развития». Предмет: информатика и физика. Техническое обеспечение: пакет программ Microsoft Office, Интернет. Справочная литература энциклопедического характера

Идея проекта: история развития вычислительной техники интересна и многообразна. Изучая программный материал, приходится ограничиваться краткой справкой (из-за дефицита времени 1 час в неделю). Большой интерес у обучающихся вызывает дополнительная работа по этому вопросу с привлечением информационных материалов различной природы.

Типология проекта

По доминирующей в проекте деятельности – исследовательский.

По предметно-содержательной области – межпредметный.

По характеру координации проекта – с открытой, явной координацией.

По характеру контактов – внутренний.

По количеству участников – групповой.

По продолжительности выполнения – средней продолжительности (2 месяца).

Цели проекта:

- общеучебные: формирование интереса к обучению; развитие памяти. Наблюдательности. Познавательных интересов. Творческих способностей, логического мышления; формирование умения работать с поступающей информацией; привитие исследовательских навыков.

- по информатике: познакомить с основными видами информационных процессов: поиск, представление, передача, обработка (в том числе преобразование и систематизация), использование и хранение информации; методам поиска и отбора; анализу и оценке свойств информации; познакомить с различными способами представления информации; систематизацией информации; сформировать навыки сортировки информации; научить интерпретировать и анализировать данные, в том числе представленные в графической форме и диаграммы.

При изучении информационных технологий очень интересным получился проект «Загрязнение космоса»(посвященной 50-летию полета человека в космос) , в котором старшеклассники, проводя исследования по выбранной ими же общественно значимой теме, обрабатывали полученные данные в MS Excel, а затем создавали проект в Microsoft Power Point.

 В результате такого обучения наши ученики обладают прочными знаниями по предмету, творческими способностями, глубоким интересом к изучению информатики. Это подтверждают результаты полугодовых  и годовых аттестаций обучающихся 10 и 11 классов. Отслеживание результатов  работы с применением проектного метода проводилось с помощью промежуточного, итогового контроля устного и письменного опроса.

Динамика знаний и степени обученности по информатике за последние три года выглядит следующим образом:

Учебный

год

Класс

Кол-во обучающихся

Качество знаний

%

Степень

обученности

%

2009-2010

1 полугодие

10

11

71

60

11

3

83

59

2009-2010

2 полугодие

10

11

85

65

11

3

83

65

2010-2011

1  полугодие

10

9

90

70

11

11

71

70

2010-2011

2 полугодие

10

9

90

75

11

11

85

76

2011-2012

1 полугодие

10

11

100

77

11

9

100

78

Наблюдается позитивная динамика учебных достижений обучающихся.

Мониторинг качества знаний обучающихся и степени обученности по информатике (методика И.Я. Конфедератова)

В течение трех лет отслеживалось развитие мотивов  учения старших школьников на уроках информатики.   Доминирующие мотивы учения старших школьников  изучались по методике А.К. Марковой. Обработка результатов анкет выявила следующую динамику:

                 

 Обучающиеся нашей школы выполняют огромное количество проектов, которые выходят за рамки школьного предмета информатики. Так как я в 8и 9 классах преподаю искусство, то мои ученики выполняют огромное количество презентаций, творческих заданий и проч. Приведу примеры таких проектов детей как «Возвращение иконы» (о возвращении иконы Курской коренной на родину), «Леонардо да Винчи», «Музыкальная культура», «Подсвечники» ( к разделу декоративно-прикладное творчество), «Петр Иванович Чайковский», «Субкультуры», «Святые места нашей Родины» и др.

Являясь классным руководителем, рассматриваю вместе с детьми проблемы различной природы, на что дети отвечают своими разработками. Например, обучающиеся подготовили такие проекты, которые затрагивают вредные привычки  - «Компьютер – друг или враг» (об игровой зависимости). «Все ли ты знаешь о курении?», «Мы – подростки», «Что выбираешь ты?» (профилактика наркомании среди детей), «Здоровый образ жизни», «Толерантность – дорога к миру». «Армейские будни». «Геологическое древо моей семьи», «Перед войной. 1941 год» и другие.

Так как я еще и педагог дополнительного образования и веду кружок декоративно- прикладного направления «Вышивка крестом + ПК», все равно реализую проектную деятельность вместе с обучающимися, задействую при этом всю имеющуюся в наличии технику кабинета информатики. В качестве готового продукта выступает материальная работа – картины, скатерти, декоративные подушки и многое другое. Результатом являются обучающиеся – побудители районных и областных выставок, награжденные многочисленными почетными грамотами и дипломами.

По результатам трехлетней работы с применением проектного метода можно сделать следующий вывод: при применении данного метода достигаются высокие результаты обучения школьников информационным технологиям. Повышается интерес обучающихся к предмету «Информатика и информационные технологии», хорошо просматриваются межпредметные связи. Обучающиеся с удовольствием выполняют учебные проекты, участвуют в различного рода конкурсах, конференциях,  применяют полученные знания при выполнении проектов по различным предметам.

По окончании школы все обучающиеся владеют всеми знаниями, умениями и навыками, обозначенными в федеральном компоненте государственного стандарта.

Литература

  1.  «Информатика», Еженедельная методическая газета для учителей информатики, www.1september.ru
  2. Босова Л. Л., Информатика: Учебники для 5-6 класса. – М. Бином, 2009
  3. Угринович Н.Д.Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов.  М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.2006
  4. Босова, Л. Л., Разноуровневые дидактические материалы по информатике.. – М.: Образование и Информатика, 2010.
  5. Международная программа «Интел – обучение для будущего», http://www.iteach.ru/
  6. Горячев, А., Шафрин Ю. Практикум по информационным технологиям. – М.: Лаборатория базовых знаний, 2006
  7. Барыкова, Н.А. «Метод проектов в преподавании информатики в системе общего среднего образования» (metod@eemcit.tpi.ac.ru), МОУ средняя школа 112, г. Трехгорный.
  8. Горлицкая, С.И. «О методе проектов»/ Ресурсы Интернета.
  9. Пак, Н.И. «О нелинейных технологиях обучения»//«Информатика и образование», №5 - 1997г.
  10. Селевко, Г.К. "Современные образовательные технологии" - Москва, "Народное образование", 1998г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание инновационного проекта "Инновационный подход как основа формирования положительной мотивации при обучении русскому языку"

Разработка системы обучения русскому языку, направленная на формирование положительной мотивации учения за счет реализации инновационного подхода и опоры на резервы эмоциональной сферы школьников....

Инновационный проект: «Инновационное образовательно – воспитательное пространство как ресурс социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья ».

Паспорт проекта .Инновационное образовательно- воспитательное пространство как ресурс социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья....

Инновационный проект «Инновационные технологии в методике музыкального воспитания в условиях сельской школы»

Инновационный проект «Инновационные технологии в методике музыкального воспитания в условиях сельской школы»...

Об организации работы школьных инновационных проектов в МАОУ СОШ № 7 в 2017-2018 учебном году

Приказы о работе школьных инновационных проектов в 2017-2018 уч.г....

План реализации целевых инновационных проектов в рамках деятельности региональной инновационной площадки

План реализации целевых инновационных проектов в рамках деятельности региональной инновационной площадки...

Приложение 2 к приказу о реализации инновационного проекта. План-график реализации инновационного проекта «Студия графического дизайна «ТЕТРА-АРТ» как средство формирования профессиональных компетенций школьников»

План-график реализации инновационного проекта  «Студия графического дизайна «ТЕТРА-АРТ» как средство формирования профессиональных компетенций школьников»...