Воспитательный потенциал урока информатики в профильных классах
статья по информатике и икт (10 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 с. Бакалы
Представление инновационного педагогического опыта учителя информатики и ИКТ
Зянгировой Лилии Фанильевны
Воспитательный потенциал урока информатики
в профильных классах
Введение профильного обучения - одно из ключевых направлений модернизации российской школы, основная идея которого состоит в ориентации образования на индивидуализацию обучения.
В качестве эпиграфа к своему выступлению я хочу привести слова Ивана Подласого. Среди непреходящих целей воспитания есть одна, похожая на мечту, обеспечить каждому человеку всестороннее и гармоничное развитие.
Сегодня выпускнику всё труднее войти в усложняющийся противоречивый мир, а учителю всё труднее осуществлять свою деятельность по социализации и воспитанию нравственных черт, соответствующих общечеловеческим ценностям, что подталкивает нас к построению новой системы воспитательной работы в школе по формированию волевых качеств личности, взглядов, убеждений, нравственных представлений, привычек, правил и норм поведения в условиях информатизации общества.
Каким же должен быть выпускник сегодня? Это человек с высокой информационной культурой, развитыми информационно-коммуникативными компетентностями, социально-активный.
В связи с этим очевидными становятся следующие противоречия: необходимость активизации работы в области воспитания в курсе информатики и ИКТ в профильных классах, и, фактически, отсутствие соответствующих методик; широкий спектр возможных направлений использования ИКТ в воспитательной деятельности учителя и реальным уровнем использования ИКТ в решении задач воспитания.
Актуальность моего исследования заключается в том, что в условиях профильного обучения удалось создать в общеобразовательной школе непрерывное, стабильно показывающее высокие результаты образовательное пространство по предмету «Информатика и ИКТ», реализующее не только основные образовательные и воспитательные цели, но и специфические возрастные и личностные аспекты обучения.
Задачи инновационной деятельности конкретизируют поставленную цель. Это оптимизация учебного процесса, максимальная реализация воспитательного потенциала урока информатики, воспитание в ученике уверенности в себе, осознание того, что степень профессионализма зависит от успешной реализации своих талантов и возможностей.
Для решения поставленных задач использовала элементы инновационных технологий: личностно-ориентированного обучения, технологии деятельностного обучения; метода проектов, методику формирования смысложизненных ориентаций. Их сочетание и системное применение позволяют формировать наряду с общеучебными компетенциями и такие, как:
- коммуникативную (способность вступать в общение с целью быть понятым);
- социальную (способность действовать в социуме с учётом позиций других людей);
- компетенцию личностного самосовершенствования.
Реализация осуществлялась поэтапно
На I этапе: (диагностическом) изучала состояние проблемы в теории и практике, совместно с психологической службой анализировала исследовательские, творческие способности, уровень воспитанности учащихся разных профилей;
На II этапе: (деятельностностном) выстраивала систему обучения в соответствии с особенностями воспитательных целей, определенных для каждого профиля;
На III этапе: (констатирующем) веду учет индивидуальных достижений учащихся, обобщаю опыт работы, участвую в создании банка педагогического опыта.
Теперь подробнее о практической реализации исследования.
Как известно, науки делятся на точные, естественные и гуманитарные. Бытует мнение, что и люди делятся на физиков и лириков. По словам Чарльза Сноу, физики и лирики “настолько по-разному относятся к одним и тем же вещам, что не могут найти общего языка даже в плане эмоций”. Так ли это?
В течение трех лет я проводила исследование уровня воспитанности учащихся в разных профильных классах, и пришла к выводу, что у меня, как у учителя информатики, есть возможность, не разрушая индивидуальной природы, способствовать формированию гармоничной личности. Говоря проще, физикам добавить лирики, а лириков сделать более организованными, ответственными, собранными. Итак, как же этого добиться? Какими путями максимально продуктивно реализовать воспитательный потенциал на уроках информатики? Формируя воспитательные цели в профильном классе, необходимо исходить из общих воспитательных целей, возрастных целей и помнить о том, что цель должна быть конкретной и достижимой.
Например, в физико-математическом классе я ставлю следующие воспитательные цели:
- развитие нравственно здоровой личности,
- формирование личностных позитивных качеств школьников,
- развитие культуры эстетического восприятия окружающего мира,
- развитие общественно активной личности,
- привитие навыков здорового образа жизни и т.д.
В социально-гуманитарном классе несколько иные:
- формирование чувства ответственности,
- воспитание самостоятельности учащихся,
- увеличение степени дисциплинированности, организованности,
- воспитание аккуратности, усидчивости, прилежности,
- воспитание трудолюбия, чувства коллективизма,
- привитие интереса к изучаемому предмету,
- воспитание сознательного усвоения дисциплины,
- воспитание обязательного отношения к обучению и пр.
Учитываю при этом возрастные воспитательные цели урока информатики на старшей ступени обучения: воспитание культуры проектной деятельности, чувства ответственности за результаты своего труда, используемые другими людьми; установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, недопустимости действий, нарушающих правовые и этические нормы работы с информацией.
Важно учитывать и культурологические особенности, и возрастные, и психофизиологические (память, внимание, восприятие и др.). Основы информатики нужно донести до каждого учащегося.
Учитывая, что на изучение информатики отводится 4 часа в неделю в физико-математическом классе, 2 часа в общеобразовательном и 1 час в химико-биологическом и социально-гуманитарном классах, я биологов и лингвистов обучаю по одной программе, но немного по-разному.
Использую воспитательные методы, направленные на формирование смысложизненных ориентаций школьников, которые условно делятся на три уровня: базовые (фундаментальные), ситуативные и специальные.
Опытным путем я установила, что базовые методы, к которым относят заражение, подражание, убеждение могут использоваться во всех профилях и общеобразовательном классе.
Однако наилучший воспитательный эффект в социально-гуманитарном классе достигается за счет использования ситуативных методов, подразумевающих специальное создание воспитательных ситуаций, к которым относят методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, лекция, диспут, метод примера); методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (приучение, педагогическое требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации; игры и др.), методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание и др.); метод контроля, самоконтроля, самооценки, а в физико-математическом классе - специальных смысложизненноориентационных методов, к которым относятся групповая творческая работа, самопрезентация, сюжетно-ролевая игра, игра-фантазия, игра-путешествие, упражнения-установки, упражнения-ассоциации.
Инновационная направленность моего педагогического опыта по организации обучения информатике на профильном уровне заключается в частности в том, чтобы помочь ученику увидеть в себе то, чего он сам возможно и не осознаёт. Пробудить спящее начало в ученике – это очень важная и трудоёмкая задача учителя. Ведь ранняя специализация далеко не всегда бывает окончательной. И в филологической подгруппе бывают весьма одаренные в области точных наук ученики, с повышенным уровнем мотивации к изучению информатики. И в математической подгруппе встречаются такие ученики, которые испытывают трудности. Так что ситуация, когда выпускник математического класса продолжает обучение на филологическом факультете, а выпускник филологического класса — на математическом, возможна.
Подводя итоги своей работы, хотела бы сказать несколько слов о
результативности моей методической системы. Результативность опыта выражается в том, что данная система работы обеспечивает:
- индивидуализацию и дифференциацию учебного процесса;
- повышение мотивации к учебной, познавательной деятельности;
- эффективное усвоение учебного материала, способность работать самостоятельно;
- обеспечение индивидуального темпа саморазвития каждого учащегося.
- формирование метапредметных компетентностей.
Трансляция опыта.
Педагогический опыт распространялся на различных уровнях
- открытые уроки и внеклассные мероприятия в рамках предметных недель школы, на выездных семинарах;
- выступления на районных методических объединениях учителей информатики, заместителей директоров по учебно-воспитательной работе;
- выступление на августовской педагогической конференции;\
- выступление и победа в районном конкурсе «Учитель года».
Распространение педагогического опыта
- публикация педагогического опыта в периодических изданиях,
- публикация материала в сетевых сообществах учителей nsportal.ru, oprb. ru,
- размещение на сайте образовательного учреждения, отдела образования.
О стабильности педагогической эффективности заявленного опыта свидетельствуют следующие показатели:
- успешная сдача выпускниками ЕГЭ по информатике, итоговой аттестации в форме ГИА;
- победы и призовые места учащихся в предметных олимпиадах муниципального уровня, участие в олимпиаде по программированию регионального уровня;
- победы и призовые места во Всероссийском игровом конкурсе «КИТ» - компьютеры, информация, технология, в конкурсе информационных технологий «КРИТ», «Инфознайка»;
- активное участие моих воспитанников и призовые места в ежегодной конференции в рамках Малой Академии Наук;
- высокое качество знаний учащихся по информатике и информационно-коммуникационным технологиям;
- успешная социализация моих выпускников.
Таким образом, можно сделать вывод о целесообразности использования методов и приемов воспитательного воздействия на уроках информатики в соответствии с профилем обучения для достижения цели современного образования – воспитания ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Воспитательный потенциал урока математики"
В данном материале рассматривается возможность урока математики в решении воспитательных задач...
Работа по теме "Реализация воспитательного потенциала урока английского языка"
Работа отражает вопросы, касающиеся воспитателного потенциала урока английского языка и использования современных педагогических технологий на уроках и во внеурочное время....
Воспитательный потенциал урока иностранного языка.
Воспитательный потенцал, как специфическая возможность урока иностранного языка и его роль в личностном развитии личности учащегося....
Воспитательный потенциал урока иностранного языка.
Воспитательный потенциал, как специфическая черта урока иностранного языка и его роль в развитии личностного роста учащегося....

Воспитательный потенциал уроков химии в формировании патриотической, нравственной и духовной составляющей личности ученика
В статье излагается теоретическое обобщение материала и личного опыта в воспитательных аспектах уроков химии....
Интегрированные уроки математики и информатики в профильном классе «Информационно–технологический». .Интегрированный урок математики и информатики в 10 классе по теме «Практическое применение показательной функции и способы ее вычисления».
Современные требования к результатам обучения их практической направленности требуют новые формы организации учебного процесса, создание единого информационного пространства. Не секрет, что очень част...

«Формирование функциональной грамотности на уроках музыки. Воспитательный потенциал урока музыки»
Выступление на методическом объединении учителей музыки с темой "Функциональная грамотность на уроках музыки. Воспи тательный потенциал урока музыки. Учитель пытается ответить на вопросыЧто...