Открытый урок "Построение таблиц истинности"
методическая разработка по информатике и икт (10 класс) по теме

Гладышева Евгения Владимировна

 

Создание условий для формирования знаний по построению таблиц истинности для сложных выражений.

Разработка содержит опорный конспект и презентацию к уроку

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc61.5 КБ
Файл opornyy_konspekt.docx16.73 КБ
Файл postroenie_tablic_istinnosti.pptx344.04 КБ
Office spreadsheet icon refleksiya.xls16 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ № 7»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Основы логики: построение таблиц истинности

       

Преподаватель: Гладышева Евгения Владимировна

Тымовское

2012


Тема: «Построение таблиц истинности для сложных выражений»

Цели:

  1. создание условий для формирования знаний по построению таблиц истинности для сложных выражений;

Задачи:

  1. изучить принципы построения таблиц истинности для сложных выражений;
  2. способствовать развитию логического мышления;

Оборудование: 

  1. компьютер;
  2. приложение Microsoft Office PowerPoint 2003 и выше;
  3. мультимедиа проектор.

Используемые учебники и учебные пособия:

  1. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: Учебник – М. Бином 2012

Тип урока: 

  1. урок совершенствования знаний, умений и навыков;
  2. целевого применения усвоенного материала.

Вид урока: лекция.

Время проведения урока – 45 минут.

Структурные элементы учебного занятия:

  1. Организационный момент (2 мин)
  2. Опрос по материалу прошлого урока (5 мин)
  3. Представление нового материала (15 мин)
  4. Выполнение практического задания (5 мин)
  5. Подведение итогов урока. (3 мин)


Технологическая карта урока

Этап

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

1. Самоопределение к деятельности. Орг. момент

Приветствие учащихся. Проверка присутствующих.

Готовятся к уроку

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

На прошлом уроке мы с вами познакомились с основными логическими операциями. Обучающимся предлагается ответить на следующие вопросы:

  1. Сколько Вы знаете базовых логических операций? (5)
  2. Перечислите названия базовых логических операций. (Коньюнкция, Дизъюнкция, Инверсия, Импликация, Эквивалентность)
  3. Давайте повторим эти логические операции.

Отвечают на вопросы.

3. Постановка учебной задачи.

При изучении работы различных устройств компьютера приходится рассматривать такие его логические элементы, в которых реализуются сложные логические выражения. Поэтому необходимо научиться определять результат этих выражений, то есть строить для них таблицы истинности.

Ставят цели, формируют (уточняют) тему урока.

4. Построение проекта выхода из затруднения

Таблица истинности – это таблица, определяющая значение сложного высказывания при всех возможных значениях простых высказываний.

Алгоритм построения таблиц истинности для сложных выражений следующий:

  1. Определить количество переменных (простых выражений);
  2. Определить количество логических операций и последовательность их выполнения.
  3. Определить количество строк:

количество строк = 2ª + строка для заголовка,

где a – количество логических переменных.

  1. Определить количество столбцов: количество столбцов = количество переменных + количество логических операций;
  2. Заполнить столбцы результатами выполнения логических операций в обозначенной последовательности с учетом таблиц истинности основных логических операций.

Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.п.)

5. Первичное закрепление.

Рассмотрим пример построения таблицы истинности для следующего сложного (составного) логического выражения:

А & (B V C)

Решение:

  1. Простые выражения (логические переменные): А, В, С; (3)
  2. Количество логических операций:
  3. ¬ А - инверсия;
  4. B Ú  C - операция дизъюнкции;
  5. ¬ А & (B Ú  C). операция конъюнкции. Всего: 3
  6. Количество строк: на входе три простых высказывания: А, В, С, поэтому a=3 и количество строк = 2³ +1 = 9.
  7. Количество столбцов: 3+3=6
  8. Заполняем столбцы с учетом таблиц истинности логических операций.

Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

построить таблицу истинности для логического выражения:

D = А V B & C

Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

7. Рефлексия деятельности(итог )

Организует рефлексию.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

 



Предварительный просмотр:

Дата:              Тема:______________________________________________________________

Группа М-11 Фамилия, Имя______________________________________________________

Дидактическая цель: изучить принципы построения таблиц истинности для сложных выражений.

Таблица истинности ______________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Алгоритм построения таблиц истинности для сложных выражений

  1. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  3. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  4. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  5. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рассмотрим пример построения таблицы истинности для следующего сложного (составного) логического выражения:

А & (B V C)

Решение:

  1. Простые выражения (логические переменные): ___________________________________
  2. Количество логических операций:_______________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Количество строк: ____________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

  1. Определить количество столбцов________________________________________________

  1. Заполняем столбцы с учетом таблиц истинности логических операций.

  1. Выполнение практического задания.

После объяснения нового материала обучающимся предлагается самостоятельно построить таблицу истинности для логического выражения:

D = А V B & C

Решение:

  1. Простые выражения (логические переменные): ___________________________________
  2. Количество логических операций:_______________________________________________

____________________________________________________________________________Количество строк: ____________________________________________________________

____________________________________________________________________________

  1. Определить количество столбцов________________________________________________
  1. Заполняем столбцы с учетом таблиц истинности логических операций.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Основы логики

Слайд 2

Построение таблиц истинности для сложных выражений

Слайд 3

Таблица истинности составных высказываний – это таблица, показывает какие значения принимает составное высказывание при всех сочетаниях значений входящих в него простых высказываний.

Слайд 4

Цель урока: изучить принципы построения таблиц истинности для сложных выражений.

Слайд 5

Алгоритм построения таблиц истинности для сложных выражений Определить количество переменных (простых выражений); Определить количество логических операций и последовательность их выполнения. Определить количество строк: количество строк = 2ª + строка для заголовка , где a – количество логических переменных. Определить количество столбцов: количество столбцов = количество переменных + количество логических операций ; Заполнить столбцы результатами выполнения логических операций в обозначенной последовательности с учетом таблиц истинности основных логических операций.

Слайд 6

А & (B V C) Решение: Простые выражения (логические переменные): А, В, С ; (3) Количество логических операций: ¬ А - инверсия; B  C - операция дизъюнкции; ¬ А & (B  C) - операция конъюнкции. Всего: 3 Количество строк: на входе три простых высказывания: А, В, С , поэтому a=3 и количество строк = 2³ +1 = 9. Количество столбцов: 3+3=6 Заполняем столбцы с учетом таблиц истинности логических операций.

Слайд 8

D = А V B & C

Слайд 10

Критерии оценивания: «5» – «4» – «3» - «2» -

Слайд 11

Итог урока


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока "Таблицы истинности."

Сценарий урока с использованием бюджетного варианта многопользовательской интерактивной  доски – система «Умный мел» при изучении темы "Построение таблиц истинности" в курсе информатики 10 класс....

Логические выражения и базовые логические операции. Таблицы истинности.

В данной разработке приведены план-конспект урока по теме: "Логические выражения и базовые логические операции. Таблицы истинности". Презентация с дополнительными файлами позволяет сэкономить  вр...

Один из способов построения таблиц истинности логических выражений.

Для успешной сдачи ЕГЭ по предмету  «Информатика» необходимо уметь строить таблицы истинности логических выражений. Во всех учебниках указан метод построения таблиц истинности, который, на ...

Подготовка к ЕГЭ по информатике и ИКТ. Решение логических задач с построением таблиц истинности (А3,А10,B15)

Задачи по теме "Логика" включены в материалы Единого государственного экзамена в достаточно большом количестве. Большинство логических задач части А и части В достаточно удобно решать построением табл...

Урок "Таблицы истинности"

Данный урок предполагает изучение нового материала по теме "Логика"...

Самостоятельная работа по теме "Логичесие операции. Таблицы истинности"

Самостоятельная работа состоит из четырех вариантов, расчитана на 15 минут. Использованы задания для подготовки к ЕГЭ (А3) из материалов К. Полякова (http://kpolyakov.narod.ru/school/ege.htm, дата обр...

Разработка открытого занятия "Построение таблиц истинности сложных лог.выражений"

Для студентов 1 курса СПО в рамках дисциплины Информатика, учащихся 10-11 классов...