Табличная форма представления информации
план-конспект урока по информатике и икт (5 класс) по теме
Как представить информацию с помощью таблиц
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_informatike_5_klass.doc | 76 КБ |
Предварительный просмотр:
2008 г
Табличная форма представления информации
5 класс
Цели:
Обучающие: - акцентировать внимание учащихся на достоинствах и недостатках текстовой формы представления информации;
- дать представление о таблице как очень удобной форме структурирования определённой текстовой информации.
Развивающие: - развитие мышления;
- развитие познавательного интереса.
Воспитывающие: - развитие коммуникативных качеств;
- умение работать в паре.
Тип урока: урок формирования умения и навыка (в структуре урока развивающего
типа обучения).
План урока: 1. Организационный этап. Приветствие. Сообщение целей и хода урока. Мотивация.
2. Этап подготовки к активной учебно-познавательной деятельности (фронтально).
3. Усвоение новых знаний.
4. Закрепление новых знаний. Работа парами (на фоне музыки).
Оценивается в рабочих картах. Карты сдаются.
5. Подведение итогов урока (составление алгоритма вставки таблицы).
6. Домашнее задание, инструктаж по его выполнению.
7. Рефлексивно-оценочный этап. Выставление отметок (диаграмма «Активность»).
Ход урока.
I Организационный этап.
Здравствуете! Садитесь. Как вы видите, сегодня у нас много гостей. Хочу сказать вам, что я очень волнуюсь. Думаю, вы тоже немного переживаете. Поэтому я протягиваю вам руку и прошу вас протянуть руку мне. Надеюсь, что вы мне сегодня поможете.
Посмотрите на экран и попробуйте сформулировать тему нашего урока.
Слайд 1-6. Многообразие таблиц.
Слайд 7. Тема нашего сегодняшнего урока «Табличная форма представления информации». На прошлых уроках вы познакомились с особенностями представления информации в текстовом виде. Сегодня на уроке мы научимся составлять таблицы по написанному тексту.
Ребята, посмотрите, перед каждым из вас лежит рабочая карта с планом нашего урока. В конце урока вам надо будет оценить себя, затем я соберу карты и на их основании выставлю вам отметки. Подпишите рабочие карты.
Рабочая карта урока «Табличная форма представления информации».
Ф.И. ученика_____________________________________________________
1. Разминка (подготовка к восприятию новых знаний) | 2. Усвоение новых знаний. | 4. Самостоятельная работа. | 5. Дополнительное задание. | 6. Подведение итогов урока |
А встречались ли вы в жизни с информацией, которая представлена в виде таблиц? Приведите примеры.
II Этап подготовки к активной учебно-познавательной деятельности.
Теперь внимательно посмотрите на экран и скажите, можно ли разделить слова на группы? На какие группы вы бы разбили слова? (1 группа: символ, абзац, страница, 2 группа: ячейка, строка, столбец, таблица)
Слайд 8.
Абзац | Слово | Столб Столбец | Таблица | Символ | Страница | Ячейка |
Можно ли в группе выделить какое-нибудь слово? Почему? (в 1 группе – слово «страница», так как символ и абзац являются образующими страницы; во 2 группе – «таблица», так как ячейка, строка и столбец образуют таблицу).
Слайд 9. Слова, разделенные на группы.
А что является минимальным структурным элементом таблицы? (Ячейка) Укажите в таблице ячейку.
Слайд 10. Проецируется таблица.
Используя понятие «ячейка» попробуйте сформулировать определения строки и столбца таблицы.
Укажите в таблице строку, столбец.
Слайд 11-12. Построение диаграмм с помощью таблиц.
С помощью таблицы можно строить и диаграммы, чем мы и будем заниматься на следующем уроке.
III Усвоение новых знаний.
Я хочу поговорить о вас. Знаете ли вы, что вам подарили родители при рождении? Имя.
Между живущих людей
Безымянным никто не бывает
Вовсе. В минуту рождения каждый,
И низкий, и знатный,
Имя свое от родителей в дар получает…
Гомер.
Каждый из нас получает имя при рождении и несет его через всю свою жизнь. Но много ли известно людям о происхождении и значении своего имени?
Знаете ли вы, что в лингвистике существует особый раздел, посвященный происхождению имен, - ономастика.
У индейцев племени «Кваклютль» человек, берущий взаймы, должен был оставить в залог… свое имя. И пока он долг не вернет, никто в племени не называет его по имени.
Знаете ли вы, что означают ваши имена?
Давайте составим таблицу имен.
Откройте ТР Word. (Учитель комментирует действие). Внимательно посмотрите на меню ТР. Подумайте, с каким пунктом мы сегодня будем работать? Таблица
Сейчас мы будем учиться создавать таблицу на примере Таблицы имен. Напечатайте название таблицы «Таблица имён». Выравниваем название по центру.
Откройте пункт Таблица. Для создания таблицы имеется два способа: нарисовать и вставить. Сегодня мы познакомимся со вторым способом.
У нас будет три столбца, кол-во строк – это количество имен+1.
Сколько у вас в классе человек? (восемь+учитель+1). Сколько у вас получится строк? (Десять).
Создание таблицы
Таблица имён.
Имя | Перевод | |
Авдошин Александр | муж, мужественный, защитник людей (др. греч.) | По энергетике звучания оно наделяет своего обладателя уверенностью в себе, силой. |
Вагин Андрей | мужественный, храбрец (др. греч.) | |
Дружинин Артём | посвященный богине луны и охоты Артемиде, совершенный, здоровый, невредимый (греч.) | Наиболее важной чертой этого имени является стремление идти своей дорогой, прежде всего, полагаясь на самого себя. Он сможет проявить себя там, где мало лирики, зато достаточно логики и анализа. |
Зуева Дарья | сильная, победительница (перс.) | Имя звонкое и жизнерадостное, но главные черты его энергетики – это достаточная твердость и импульсивность. |
Крюкова Анна | милостивая, благодатная, радость (евр.) | В энергетике имени терпеливость и открытость соседствуют со способностью к самоотдаче. |
Мысягин Михаил | Кто как бог, подобный богу (евр.) | По звуковой энергетике имя довольно светлое и тихое, но оно заканчивается на достаточно низкой ноте, что придает слову основательность и строгость. |
Судьна Светлана Николаевна | светлая (слав.) | Вся энергетика имени пропитана легкостью и подвижностью. Обычно все эти качества находят свое отражение в эмоциональности его обладателя. |
Трифонов Кирилл | повелитель, господин, хозяин (греч.), солнце (перс.) | Имя наделяет своего обладателя умеренным спокойствием и жизнерадостностью. |
Шкенёва Ольга | светлая, ясная, святая (сканд.) | В этом имени сочетается достаточная замкнутость с внешней активностью. |
Таблицу на этом уроке заполнять не надо.
IV Закрепление новых знаний. (Работа парами на фоне музыки)
От радости, печали, удивления
Идем вперед дорогой вдохновения.
Сейчас вы будете работать парами и попробуете создать таблицу самостоятельно, а я буду консультантом. Перед вами лежат карточки, на которых дан текст, необходимо представить его в табличном виде и выполнить задание, указанное на карточке. После этого каждая пара должна представить выполненное задание и рассказать об области применения созданной таблицы, т.е. ответить на вопрос кем и где таблица может использоваться. Не забудьте дать название таблице!
- По данному тексту создайте таблицу «Приготовление печенья».
Для приготовления печенья надо взять сырков – 2 пачки, маргарина – 1 пачку, яиц – 2 штуки, муки – 2,5 стакана.
Расскажите об области применения созданной таблицы, т.е. подумайте, кем и где таблица может использоваться.
2. По данному тексту создайте таблицу «Меню на завтрак».
В понедельник на завтрак будет творог, бутерброд. Во вторник на завтрак будут блины, бутерброд.
Расскажите об области применения созданной таблицы, т.е. подумайте, кем и где таблица может использоваться.
3. По данному тексту создайте таблицу «Список песен на стороне А аудиокассеты». На стороне А первая песня «Облака» в исполнении Дианы, вторая песня «Кисонька» в исполнении В.Токарева.
Расскажите об области применения созданной таблицы, т.е. подумайте, кем и где таблица может использоваться.
4. По данному тексту создайте таблицу «Характеристики процессора».
В 1993 году был выпущен процессор Pentium и имел тактовую частоту 75-300 МГц, Pentium II был выпущен в 1997 г с тактовой частотой 300-400 МГц.
Расскажите об области применения созданной таблицы, т.е. подумайте, кем и где таблица может использоваться.
5. По данному тексту создайте таблицу «Телефонный справочник».
Телеграмма по телефону – 066. Вызов такси – 062. Бюро ремонта телефонов – 008.
Расскажите об области применения созданной таблицы, т.е. подумайте, кем и где таблица может использоваться.
6. По данному тексту создайте таблицу «Длительность работы с компьютерами». Длительность работы за компьютером для учащихся 1 классов – 10 мин., для учащихся 2-5 классов – 15 мин., 6-7 классов – 20 мин.
Расскажите об области применения созданной таблицы, т.е. подумайте, кем и где таблица может использоваться.
7. По данному тексту создайте таблицу «Динамика цен на бензин АИ-92 в 2005 году».
В августе цена на бензин составила 14,20 рублей, в октябре – 15,70 рублей.
Расскажите об области применения созданной таблицы, т.е. подумайте, кем и где таблица может использоваться.
8. По данному тексту создайте таблицу «Энергетическая ценность продуктов (на 100г)».
В молоке содержится 62 ккал, в яблоках - 48 ккал, в орехах грецких - 612 ккал.
Расскажите об области применения созданной таблицы, т.е. подумайте, кем и где таблица может использоваться.
Возьмите рабочие карты. Если вы построили, заполнили таблицу и оформили, то поставьте себе «5». Если вы построили и заполнили таблицу, поставьте «4», если вы таблицу построили, но не заполнили, поставьте «3».
Дополнительное задание.
На основе построенных таблиц, постройте одну круговую или столбчатую диаграмму.
V Подведение итогов урока.
Наш урок подходит к концу. Что вы сегодня на уроке научились делать? Давайте составим алгоритм создания таблицы.
Слайд 13.
1. Установить курсор в то место, куда необходимо вставить таблицу.
2. В меню Таблица выбрать пункт Вставить - Таблица.
3. Ввести количество строк, столбцов и нажать OK.
4. Заполнить таблицу.
VI Домашнее задание, инструктаж по его выполнению.
(проецируется на экран, раздаётся ученикам).
Посмотрите, у каждого из вас имеется карточка с домашним заданием. На карточке даны три текста в порядке увеличения сложности. Выберите подходящий для вас уровень сложности и по данному тексту постройте таблицу в тетради.
VII Рефлексивно- оценочный этап.
Слайд 14. Ребята, посмотрите на диаграмму, которая выражает вашу активность на уроке. Ее я построила, используя рабочие карты. Слева на оси ординат вы видите свою отметку за урок.
Проецируется диаграмма активности каждого ученика на уроке.
Закончить урок я хотела бы стихотворением С.Я. Маршака.
Чудес, хоть я живу давно
Не видел я покуда,
А впрочем, в мире есть одно
Действительное чудо:
Помножен мир (иль разделен?)
На те миры живые,
В которых сам он отражен,
И каждый раз впервые.
Все в мире было бы мертво, -
Как будто мира самого
Совсем и не бывало, -
Когда б живое существо
Его не открывало.
Сегодня на уроке вы открыли новые возможности ТР, научились составлять таблицы, по-новому взглянули на информацию, с которой сталкивались каждый день, отразили ее в табличном виде для более наглядного представления.
Сегодня каждый из вас поднялся на новую ступень развития своего мышления. Я вас поздравляю с этим событием! Всем спасибо! Урок окончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Табличная форма представления информации
Задачи урока:учебные: · закрепление пройденного материала;· углубление, обобщение и систематизация приемов решения логических за...
Презентация по информатике "Табличная форма представления информации"
Презентация по информатике для 5 класса, на тему "Табличная форма представления информации".По учебнику Л. Босовой "Информатика и ИКТ. 5 класс"...
Табличная форма представления информации
Урок в 5 классе (Босова)...
«Табличная форма представления информации»
Сформировать представление о таблице как очень удобной форме структурирования определенной текстовой информации;Сформировать умение и навыки решения логических задач с помощью таблиц;развитие ло...
Урок в 5 классе по теме "Табличная форма представления информации"
Конспект и презентация открытого урока по теме "Табличная форма представления информации"...
Урок информатики "Табличная форма представления информации"
Табличная форма представления информации. Цели урока: дать представление о таблице как очень удобной форме структурирования определенной текстовой информации.акцентировать внимание уч...
Табличная форма представления информации 5 класс
Презентация...