Уроки в среде Excel
методическая разработка по информатике и икт (9 класс)

Чиненкова Наталья Николаевна

    VBA – язык программирования, созданный на основе популярного языка программирования Visual Basic .Он объединяет в себе множество полезных инструментов и готовых компонентов, из которых, как дом из кирпичиков, собираются проекты – ваши программы. Он имеет объектный подход.  VBA – это визуальная среда разработки программ, что означает, что внешний вид каждой программы создается простым перемещением компонентов, как в конструкторе Лего, но чтобы вся конструкция ожила и заработала, необходимо написать программу ее поведения.

Практический итог уроков можно увидеть в разделе - Работы детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Урок №1264.5 КБ
Microsoft Office document icon Урок №254 КБ
Microsoft Office document icon Урок №3107 КБ
Microsoft Office document icon Урок №4258 КБ
Microsoft Office document icon 5.doc244 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 1.

Тема: проект№1 «График»

Цели урока: 

  1. знакомство со средой объектно-ориентированного программирования VBA:  
  2. знакомство с панелью Visual Basic и Элементом управления Счетчик ;
  3. повышение интереса к процессу программирования в информатике.

Задачи:

  1. создать ситуацию для развития умения “слушать – делать – понимать”;
  2. научить учащихся получению инструментальных знаний через привитие навыков использования компьютера для разрешения учебной ситуации;

План урока 

  1. Вступительная часть.
  2. Объяснение нового материала.
  3. Практическая часть.
  4. Анализ работы
  5. Самостоятельная работа.
  6. Итоги урока.

Оборудование: 

  1. Пакет Microsoft Office Excel;
  2. проектор, экран.

Оформление доски: 

  1. эпиграф;
  2. новые слова языка VBA.

Раздаточный материал: 

  1. карточки с алгоритмом выполнения работы

ХОД УРОКА

Дорогу осилит идущий

Вступительная часть

    VBA – язык программирования, созданный на основе популярного языка программирования Visual Basic .Он объединяет в себе множество полезных инструментов и готовых компонентов, из которых, как дом из кирпичиков, собираются проекты – ваши программы. Он имеет объектный подход.  VBA – это визуальная среда разработки программ, что означает, что внешний вид каждой программы создается простым перемещением компонентов, как в конструкторе Лего, но чтобы вся конструкция ожила и заработала, необходимо написать программу ее поведения.

Объяснение нового материала

Давайте попробуем определить, что такое объект?

Например, карандаш. Какими свойствами он обладает? (Высота, толщина, название, надпись, цвет, цена и т.д.)

Например, журнал. Назовите его свойства.

Обратите внимание, что некоторые свойства повторяются, а некоторые – индивидуальны. Значит, каждый объект обладает своим набором свойств. Кроме свойств у объектов есть методы и события. Например, что может делать карандаш? (Рисовать, сломаться, упасть и т.д.) А что мы можем сделать с карандашом? (Наточить, бросить, подарить и т.д.)

Итак, сделаем вывод: каждый объект обладает своими свойствами, действовать на него можно с помощью методов и событий. Все это позволяет делать система объектно-ориентированного программирования VBA.

Познакомимся с некоторыми понятиями и определениями, которые понадобятся нам на уроке.

  1. Инструкции на языке VBA – макросы. Для того чтобы они исполнялись в MS Excel, понадобится настроить средний уровень безопасности. Сервис – Макрос – Безопасность. После этого файл закрыть и снова открыть.
  2. Для работы с макросами удобно пользоваться панелью Visual Basic.

Кнопка служит для включения записи макроса. После нажатия на нее появляется диалоговое окно, в котором вам предлагается дать имя макросу и выбрать сочетание клавиш для его запуска. Можете оставить все по умолчанию, однако поиск необходимого макроса по его номеру при создании большого проекта может усложниться. Закрыв диалоговое окно, вы обнаружите, что кнопка Запись макроса изменила свой вид на и теперь служит для того, чтобы Остановить запись. Запуск макроса на исполнение осуществляется кнопкой Выполнить макрос . При ее нажатии появляется диалоговое окно, в котором предлагается выбрать макрос для выполнения, изменения, удаления или установки параметров запуска. Изменение макроса осуществляется в интегрированной среде, в которую можно перейти и нажатием на кнопку Редактор Visual Basic. Кнопкой вызывается панель Элементы управления, но, чтобы воспользоваться ею, необходимо с помощью кнопки переключиться в Режим конструктора. 

Сейчас познакомимся со структурой главного окна системы VBA 

Окно имеет стандартный вид:

  1. Строка заголовка;
  2. Строка меню;
  3. Строка инструментов, по умолчанию Standart;
  4. Серое поле – окно редактирования (неактивное)

Кнопки панели инструментов Standart (эксклюзивные):

 

Практическая часть

Наш первый проект будет называться “График”. Лист1 переименуем в «График».

Наша задача: Используя средства языка VBA и электронных таблиц построить графики функций у=х2 и у=ах2 . При этом мы должны видеть, каким образом меняется график при изменении параметра.

Алгоритм работы над проектом.  ( В раздаточном материале)

  1. Построим расчетную таблицу для функций у=х2 и у=2х2.  В ячейки А1 – «х», В1 – «у1»,С1- «у2». Х меняется от 3 до -3 с шагом 0,5.
  2. Вызовем Мастер диаграмм, выберем тип Точечная.
  3. Выберем ячейку в которой будет находится значение параметра «а» и имя «а». М11 и М10.
  4. Изменим формулу в ячейке С2, вместо множителя 2 поставим $M$11.
  5. Кнопкой вызываем панель Элементы управления и выбираем Счетчик. Ставим его в ячейку М12.
  6. Двойным щелчком по изображению  счетчика перейдем в окно свойств объекта Spin Button  . В строке Linked Cell ( связывающая ячейка) укажем М11,  Мах =30. Small Change (шаг)=1.
  7. Вернемся в окно  Excel и нажмем на кнопку счетчика;.

Поздравляю вас – программа начала работу.

Ответим на вопросы:

  1. Какую роль играет ячейка М11?
  2. Почему параметр «а» принимает только положительные значения?
  3. Как можно исправить такую ситуацию?
  4. Как сделать так чтобы не изменялся вид координатной плоскости при изменении параметра?
  5. Что вам не нравится в дизайне вашего проекта?

Самостоятельная работа

  1. Выполним форматирование текста и диаграммы
  2. Внесем необходимые изменения в ячейку М11, чтобы значения параметра были и положительными и отрицательными.
  3. Установим формат оси – шкала.

Итоги урока

Мы познакомились со структурой окна системы визуального программирования VBA. Научились использовать панель Visual Basic для переключения в режим конструктора и вызова панели Элементов управления. Научились настраивать свойства объекта – Счетчик (Spin Button).

Создали свой первый работающий проект .

Задание на дом

Выучить все новые слова языка VBA и определения. Изучить на домашнем компьютере панели языка VBA.

На следующем уроке мы создадим проект “Графическое решение уравнений с параметром и систем уравнений с параметром”.

Спасибо за урок!

Запустить проект

Вызвать окно Properties

Вызвать окно Project Explorer

Дизайн

Остановить выполнение проекта

пауза



Предварительный просмотр:

Урок 2.

Тема: проект №2«Графическое решение уравнений и систем уравнений с параметрами»

Цели урока: 

  1. Применить полученные на предыдущем уроке знания :  
  2. Использовать для управления процессом Элемент управления Счетчик для управления изменением нескольких параметров ;
  3. повышение интереса к процессу программирования в информатике.

Задачи:

  1. создать ситуацию успеха;
  2. научить учащихся  использовать ранее полученные знания для подготовки усложненных проектов;

План урока 

  1. Вступительная часть.
  2. Повторение пройденного материала.
  3. Самостоятельная работа.
  4. Анализ работы
  5. Итоги урока.

Оборудование: 

  1. Пакет Microsoft Office Excel;
  2. проектор, экран.

ХОД УРОКА

Не ошибается тот, кто ничего не делает

Вступительная часть

    Задачи с параметром вызывают массу затруднений при решении на уроках математики, прежде всего потому, что не понятно, что же скрывает «параметр». Ведь в уме прокрутить все возможные варианты его существования невозможно, не хватает воображения. И сегодня мы с вами постараемся создать дидактический материал в помощь учителю математики и сами повысим свой  математический уровень посредством Excel и VBA.

Повторение

  1. С чего начнем выполнение проекта?
  2. Какие объекты понадобится нам для проекта?( кнопки Spin Button)
  3. Какие свойства этого объекта нужно установить?
  4. Для чего служат кнопки  ,  ?

Самостоятельная работа на три варианта: При выполнении работы разрешены консультации с соседом.

1 Вариант: Обеспечить возможность наглядно проследить движение графика и возможность увидеть решение следующей задачи.

При каких значениях n парабола y = x2 – (n – 1)*x + n целиком находится ниже графика функции у=1.

2 Вариант: Обеспечить возможность наглядно проследить движение графика и возможность увидеть решение следующей задачи.

 При каких значениях параметра m прямая у=m будет иметь две общие точки с графиком функции

              У=

3 Вариант: Продемонстрировать, каким образом изменяется график функции у=ах2 + вх +с при изменении параметров а, в, с.

Анализ работы:

Просмотр всех работ, устранение недоделок. Отличительные особенности при выполнении разных вариантов. Вывод – задания разноуровневые.

Итоги урока

Мы смогли применить полученные ранее знания для создания полноценного приложения, имеющего практическую ценность.

Создали самостоятельно свой первый работающий проект .

Задание на дом

Подумать и записать вопросы, которые появились в результате работы над проектом и на которые получил подсказку соседа, но не понял .

При желании создать проект для решения уравнения с параметром из своего учебника по математике.

На следующем уроке мы создадим проект “Светофор”.

Спасибо за урок!

+

2

 4х

х

 

-

 1, если х

<4

 

 

     

х

2

-

 

 1,

 

в остальных случаях

 



Предварительный просмотр:

Урок 3.

Тема: проект№3 «Ячейка »

Цели урока: 

  1. знакомство с макросами и умение записывать их в код:  
  2. познакомиться с  Элементом управления Счетчик (Command Button), со свойствами объекта: Font, Back Color, Fore Color ;
  3. познакомится с обращением к автофигурам ActiveSheet.Shapes("AutoShape 3");
  4. повышение интереса к процессу программирования в информатике.

Задачи:

  1. создать ситуацию, при которой ученик с интересом выполняет свою работу;
  2. достичь результата;

План урока 

  1. Вступительная часть.
  2. Объяснение нового материала.
  3. Практическая часть.
  4. Анализ работы
  5. Итоги урока.

Оборудование: 

  1. Пакет Microsoft Office Excel;
  2. проектор, экран.

Оформление доски: 

  1. эпиграф;
  2. новые слова языка VBA.

Раздаточный материал: 

  1. карточки с алгоритмом выполнения работы

ХОД УРОКА

Вступительная часть

   В жизни часто приходится выполнять однообразную рутинную работу. И человек старается облегчить такой труд придумывая различные способы автоматизации рутинной однообразной деятельности. Всем нам приходится - кому реже, кому чаще - повторять одни и те же действия и операции в Excel. Любая офисная работа предполагает некую "рутинную составляющую" - одни и те же еженедельные отчеты, одни и те же действия по обработке поступивших данных, заполнение однообразных таблиц или бланков и т.д. Использование макросов позволяет автоматизировать эти операции, перекладывая монотонную однообразную работу на плечи Excel.

Объяснение нового материала

Макрос - это запрограммированная последовательность действий (программа, процедура), записанная на языке программирования Visual Basic for Applications (VBA). Мы можем запускать макрос сколько угодно раз, заставляя Excel выполнять последовательность любых  нужных нам действий, которые нам не хочется выполнять вручную.

Способ 1. Создание макросов в редакторе Visual Basic

Для ввода команд, т.е. создания макроса необходимо открыть специальное окно - редактор программ на VBA в меню Сервис - Макрос - Редактор Visual Basic (Toos - Macro - Visual Basic Editor). К сожалению, интерфейс редактора и файлы справки не переводятся компанией  Microsoft на русский язык, поэтому с английскими командами в меню и окнах придется смириться:

Макросы (т.е. наборы команд на языке VBA) хранятся в программных модулях. В любой книге Excel мы можем создать любое количество программных модулей и разместить там наши макросы.

 Обычный макрос, введенный в стандартный модуль выглядит примерно так:

 

Давайте разберем приведенный выше в качестве примера макрос Proba:

  1. Любой макрос должен начинаться с оператора Sub, за которым идет имя макроса и список аргументов (входных значений) в скобках. Если аргументов нет, то скобки надо оставить пустыми.
  2. Любой макрос должен заканчиваться оператором End Sub.
  3. Все, что находится между Sub и End Sub - тело макроса, т.е. команды, которые будут выполняться при запуске макроса. В данном случае макрос выделяет ячейку А1, вводит в нее текст PlanetaExcel.ru, делает шрифт выделенной ячейки А1 красным (код красного цвета = 3) и заливает ячейку желтым (код желтого = 6).

С ходу ясно, что вот так сразу, без предварительной подготовки и опыта в программировании вообще и на VBA в частности, сложновато будет сообразить какие именно команды и как надо вводить, чтобы макрос автоматически выполнял все действия.

Способ 2. Запись макросов макрорекордером

Макрорекордер - это небольшая программа, встроенная в Excel, которая переводит любое действие пользователя на язык программирования VBA и записывает получившуюся команду в программный модуль. Если мы включим макрорекордер на запись, а затем начнем создавать свой какой-то рисунок, то макрорекордер начнет записывать команды вслед за каждым нашим действием и, в итоге, мы получим макрос создающий данный рисунок  как если бы он был написан программистом. Такой способ создания макросов не требует знаний пользователя о программировании и VBA и позволяет пользоваться макросами как неким аналогом видеозаписи: включил запись, выполнил операци, перемотал пленку и запустил выполнение тех же действий еще раз. Естественно у такого способа есть свои плюсы и минусы:

  1. Макрорекордер записывает только те действия, которые выполняются в пределах окна Microsoft Excel. Как только вы закрываете Excel или переключаетесь в другую программу - запись останавливается.
  2. Макрорекордер может записать только те действия, для которых есть команды меню или кнопки в Excel. Программист же может написать макрос, который делает то, что Excel никогда не умел (сортировку по цвету, например или что-то подобное).
  3. Если во время записи макроса макрорекордером вы ошиблись - ошибка будет записана. Однако смело можете давить на кнопку отмены последнего действия (Undo) - во время записи макроса макрорекордером она не просто возрвращает Вас в предыдущее состояние, но и стирает последнюю записанную команду на VBA.

Чтобы включить запись необходимо выбрать в меню Сервис - Макрос - Начать запись

  1. Имя макроса - подойдет любое имя на русском или английском языке. Имя должно начинаться с буквы и не содержать пробелов и знаков препинания.
  2. Сочетание клавиш - будет потом использоваться для быстрого запуска макроса. Если забудете сочетание или вообще его не введете, то макрос можно будет запустить через меню Сервис - Макрос - Макросы - Выполнить (Tools - Macro - Macros - Run).
  3. Сохранить в... - здесь задается место, куда будет сохранен текст макроса, т.е. набор команд на VBA из которых и состоит макрос.:
  1. Эта книга - макрос сохраняется в модуль текущей книги и, как следствие, будет выполнятся только пока эта книга открыта в Excel
  2. Новая книга - макрос сохраняется в шаблон, на основе которого создается любая новая пустая книга в Excel, т.е. макрос будет содержаться во всех новых книгах, создаваемых на данном компьютере начиная с текущего момента
  3. Личная книга макросов - это специальная книга Excel  с именем Personal.xls, которая используется как хранилище макросов. Все макросы из Personal.xls загружаются в память при старте Excel и могут быть запущены в любой момент и в любой книге.

После включения записи и выполнения действий, которые необходимо записать, запись можно остановить командой Сервис - Макрос - Остановить запись

Запуск и редактирование макросов

Управление всеми доступными макросами производится в окне, которое можно открыть через меню Сервис - Макрос - Макросы:

  1. Любой выделенный в списке макрос можно запустить кнопкой Выполнить (Run).
  2. Кнопка Параметры (Options) позволяет посмотреть и отредактировать сочетание клавиш для быстрого запуска макроса.
  3. Кнопка Изменить (Edit) открывает редактор Visual Basic (см. выше) и позволяет просмотреть и отредактировать текст макроса на VBA.

Самостоятельная работа

Попробуем нарисовать зеркало с помощью автофигур и запишем макрос который покрасит ячейку в желтый цвет, организуем запуск макроса с помощью назначенной комбинации клавиш.

Алгоритм выполнения работы:

  1. Следуем способу2 – запишем макрос с помощью макрокодера.
  2. Сервис – макрос – макросы – выполнить Макрос 1

Заметим, что наш макрос покрасил выделенную ячейку. Запустим еще раз, выделив другую ячейку – он закрасил ее. Наш макрос работает. Посмотрим, зайдя в редактор кода – код нашего макроса. Он имеет вид:

Sub Макрос1()

    With Selection.Interior                              ссылка на объект

        .ColorIndex = 6                                     закрашиваем желтым цветом

           End With

End Sub

Итоги урока

Мы познакомились с понятием макроса. Попробовали самостоятельно создать простенький макрос.  Рассмотрели код макроса.     Можем перевести некоторые команды кода.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                



Предварительный просмотр:

Урок 4.

Тема: проект№4 «Зеркало»

Цели урока: 

  1. знакомство со способами запуска макросов с помощью кнопок:  
  2. познакомиться с  Элементом управления Кнопка (Command Button) с панели управления  со свойствами объекта: Font, Back Color, Fore Color ;
  3. познакомиться с  Элементом управления Кнопка  с панели инструментов Форма.
  4. познакомится с обращением к автофигурам ActiveSheet.Shapes("AutoShape 3");

Задачи:

  1. научиться пользоваться разными способами запуска макросов на выполнение;
  2. выбрать способ  более приемлемый каждому;

План урока 

  1. Вступительная часть.
  2. Объяснение нового материала.
  3. Практическая часть.
  4. Анализ работы
  5. Самостоятельная работа.
  6. Итоги урока.

Оборудование: 

  1. Пакет Microsoft Office Excel;
  2. проектор, экран.

Оформление доски: 

  1. эпиграф;
  2. новые слова языка VBA.

Раздаточный материал: 

  1. карточки с алгоритмом выполнения работы

ХОД УРОКА

Вступительная часть

   Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним элементом управления Кнопка и со свойствами данного объекта. Кроме того, узнаем  что каждому объекту присваивается свой порядковый номер создания или внедрения. Если какие-либо объекты удалялись, порядок счета не нарушается.

   

Объяснение нового материала

    Откройте панель инструментов (Вид - Панели инструментов - Формы) и выберите объект Кнопка:

Затем нарисуйте кнопку на листе, удерживая левую кнопку мыши. Автоматически появится окно, где нужно выбрать макрос, который должен запускаться при щелчке по нарисованной кнопке.

  Проверим работу Кнопки дадим ей имя Макрос1.

При нажатии на Кнопку появляется рука, как при нажатии на гиперссылку.

Попробуем поставить еще один объект Кнопка, но другим способом. На панели Visual Basic  выберем элементы управления – кнопка, но для того, чтобы макрос запускался этой кнопкой их текст скопируем в окно кода в пространство между строками Private Sub Command Button1_Click() и  End Sub.

Свойства этой кнопки можно настроить. Настроим вид кнопок, для этого двойным щелчком перейдем в окно свойств объекта и установим: Заливку -  Back Color – цвет черный, цвет шрифта - Fore Color – белый, параметры шрифта – Font – жирный курсив. Можно выбрать палитру по своему вкусу.

  Проведем небольшой эксперимент, чтобы познакомиться с понятием макроса и операторами языкаVBA.

Нарисуем автофигуру овал, закрасим ее красным цветом. Затем запишем макрос: Нажмем кнопку – запись макроса.  Оставим имя Макрос2. Выполним действие – выделим наш круг. Потом остановим запись макроса. Войдем и посмотрим текст этого макроса.

ActiveSheet.Shapes("Oval 1").Select  

 -  Каждому объекту присваивается свой порядковый номер создания или внедрения. Если какие-либо объекты удалялись, порядок счета не нарушается. Большинство автофигур (AutoShape) различаются только номером создания, и обращение к ним производится так: ActiveSheet.Shapes("AutoShape 3"). Select — активную плоскую форму “Автофигуру 3” выделить. Однако простейшие примитивы: отрезок, прямоугольник, овал и дуга, — кроме порядкового номера, имеют свои собственные имена, например: "Line 3", "Rectangle 1", "Oval 5", "Arc 7". Для рисунков используется обращение типа "Picture 4”. При группировке объектов нумерация вновь создаваемых таким образом объектов продолжается, и группа уже может именоваться как "Group 18".

Практическая часть

Наш сегодняшний проект будет называться “Зеркало”.Все знают, что если подойти к зеркалу. То мы видим изображение, если отойти – то изображения нет. Вот этот эффект мы сейчас реализуем.

Наша задача: создать модель зеркала, у которого при управлении кнопкой (Spin Button)появляется изображение,  а при нажатии Кнопки – пропадает изображение..

Определим объекты для проекта.

Зеркало:  

1 . Автофигуры -  рисунок самого зеркала.

2. Упрвляющие кнопки  (Command Button) – 1 кнопка и с панели форм еще одна кнопка.

Алгоритм выполнения работы:

  1. С помощью автофигур нарисуем само зеркало

Наша заготовка должна принять примерно такой вид (рисунок 1):

Рисунок 1

  1. Установим 2 кнопки управления светофором. На панели свойств в строке Caption (заголовок) изменим текст первой кнопки  Command Button на «смотри».
  2.  Настроим вид кнопки, для этого двойным щелчком перейдем в окно свойств объекта и установим: Заливку -  Back Color, цвет шрифта - Fore Color , параметры шрифта – Font
  3. Вторую кнопку мы назовем Отойди, ее текс мы меняем, нажав на нее правой кнопкой – изменить текст
  4. Запустим проект

Что же мы видим? При наведении мыши на созданные кнопки - никакой реакции. Для этого придется писать программу – макрос. Нам нужно, чтобы внутри зеркала появлялось изображение .Для этого запишем макрос, он запомнит наши действия

Продолжение шагов алгоритма:

6 .Нажмем кнопку – запись макроса.  Оставим имя Макрос3. Выделимовал, закрасим рисунком. Для того, чтобы выделение не отвлекало от процесса – щелкнем по ячейке А1.

7. Остановим запись макроса, Посмотрим, что получилось. Сервис – макрос3 – войти. Должно быть вот что

ActiveSheet.Shapes("Oval 1").Select

    Selection.ShapeRange.Fill.ForeColor.RGB = RGB(255, 255, 255)

    Selection.ShapeRange.Fill.BackColor.RGB = RGB(118, 118, 118)

    Selection.ShapeRange.Fill.Transparency = 0#

    Selection.ShapeRange.Fill.UserPicture _

        "C:\Documents and Settings\User1\Рабочий стол\анимация\Гуманоиды\104.gif"

    Range("A1").Select

   8. Поверим работу каждого макроса, предварительно возвращая исходное положение.

  1. Для того, чтобы макросы запускались кнопкой, их текст скопируем в окно кода в пространство между строками Private Sub Command Button1_Click() и  End Sub.
  1. Проверим работу  кнопки и настроим свойства.
  2.  Запишем Макрос 4, который очистит окно зеркала
  3.  Для его запуска возьмем кнопку с панели Форм
  4.  Запустим проект

Анализ:

  1. Как записали  макрос  для  появления изображения в зеркале?
  2. Какие сложности возникли при выполнении проекта?

Итоги урока

Мы познакомились с работой кнопок записи макроса и остановки записи. Научились работать с объектом Кнопка и со свойствами Font, Back Color, Fore Color. Умеем вставлять макросы в код объекта.      Познакомились с именами, которые присваиваются автофигурам. Можем перевести некоторые команды кода.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

На следующем уроке мы создадим проект «Светофор»



Предварительный просмотр:

Урок 5.

Тема: проект№5 «Светофор»

Цели урока: 

  1. знакомство с макросами и умение записывать их в код:  
  2. познакомиться с  Элементом управления Счетчик (Command Button), со свойствами объекта: Font, Back Color, Fore Color ;
  3. познакомится с обращением к автофигурам ActiveSheet.Shapes("AutoShape 3");
  4. повышение интереса к процессу программирования в информатике.

Задачи:

  1. разобрать вопросы, вызвавшие затруднение на прошлом уроке
  2. создать ситуацию, при которой ученик четко понимает цель своей работы;
  3. достичь результата;

План урока 

  1. Вступительная часть.
  2. Объяснение нового материала.
  3. Практическая часть.
  4. Анализ работы
  5. Самостоятельная работа.
  6. Итоги урока.

Оборудование: 

  1. Пакет Microsoft Office Excel;
  2. проектор, экран.

Оформление доски: 

  1. эпиграф;
  2. новые слова языка VBA.

Раздаточный материал: 

  1. карточки с алгоритмом выполнения работы

ХОД УРОКА

Вступительная часть

   Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним элементом управления Кнопка и со свойствами данного объекта. Кроме того, узнаем  что каждому объекту присваивается свой порядковый номер создания или внедрения. Если какие-либо объекты удалялись, порядок счета не нарушается.

   

Объяснение нового материала

    Откройте панель инструментов (Вид - Панели инструментов - Формы) и выберите объект Кнопка:

Затем нарисуйте кнопку на листе, удерживая левую кнопку мыши. Автоматически появится окно, где нужно выбрать макрос, который должен запускаться при щелчке по нарисованной кнопке.

 

  Проведем небольшой эксперимент, чтобы познакомиться с понятием макроса и операторами языкаVBA.

Нарисуем автофигуру овал, закрасим ее красным цветом. Затем запишем макрос: Нажмем кнопку – запись макроса.  Оставим имя Макрос1. Выполним действие – выделим наш круг. Потом остановим запись макроса. Войдем и посмотрим текст этого макроса.

ActiveSheet.Shapes("Oval 1").Select  

 -  Каждому объекту присваивается свой порядковый номер создания или внедрения. Если какие-либо объекты удалялись, порядок счета не нарушается. Большинство автофигур (AutoShape) различаются только номером создания, и обращение к ним производится так: ActiveSheet.Shapes("AutoShape 3"). Select — активную плоскую форму “Автофигуру 3” выделить. Однако простейшие примитивы: отрезок, прямоугольник, овал и дуга, — кроме порядкового номера, имеют свои собственные имена, например: "Line 3", "Rectangle 1", "Oval 5", "Arc 7". Для рисунков используется обращение типа "Picture 4”. При группировке объектов нумерация вновь создаваемых таким образом объектов продолжается, и группа уже может именоваться как "Group 18".

Практическая часть

Наш сегодняшний проект будет называться “Светофор”. Лист3 назовем таким же именем. Все знают, что такое светофор, как он выглядит и для чего он нужен.

Наша задача: создать модель светофора, у которого при управлении кнопками (Spin Button) включается нужный  свет,  на табличке рядом со светофором появляется одна из надписей: СТОЙ, ЖДИ, ИДИ.

Определим объекты для проекта.

Светофор:  

1 . Автофигуры -  сам светофор и табличка.

2. Упрвляющие кнопки  (Command Button) – 3 кнопки.

Алгоритм выполнения работы:

  1. С помощью автофигур нарисуем сам светофор и табличку

Наша заготовка должна принять примерно такой вид (рисунок 1):

Рисунок 1

  1. Установим 3 кнопки(Command Button) управления светофором. На панели свойств в строке Caption (заголовок) изменим текст каждой кнопки  Command Button на «стой», «жди»,» иди», «отключить»
  2. Настроим вид кнопок, для этого двойным щелчком перейдем в окно свойств объекта и установим: Заливку -  Back Color – цвет черный, цвет шрифта - Fore Color – белый, параметры шрифта – Font – жирный курсив
  3. Запустим проект

Что же мы видим? При наведении мыши на созданные кнопки  светофора цвет не переключается, на табличке тоже никакой реакции. Для этого придется писать программу –макрос. Но в нашем случае макрос мы создадим автоматически, запустив команду – запись макроса. Щелкнем два раза по первой  кнопке  и перед нами появляется окно кода программы. VBA  приглашает нас написать команды, которые необходимо выполнить при наведении мыши на «Стой».

Нам нужно, чтобы цвет первого круга изменялся на красный, а в надписи появлялся текст – СТОЙ!

Для этого запишем макрос, он запомнит наши действия

Продолжение шагов алгоритма:

5.Нажмем кнопку – запись макроса.  Оставим имя Макрос1. Выделим первый круг, закрасим красным, выделим табличку, тоже закрасим красным  на ней напишем, «стой!» Остановим запись макроса, Посмотрим, что получилось. Сервис – макрос1 – войти. Должно быть вот что

ActiveSheet.Shapes("Oval 7").Select                                       выделение объекта овал

Selection.ShapeRange.Fill.ForeColor.SchemeColor = 10           цвет красный

ActiveSheet.Shapes("Rectangle 21").Select                       выделение прямоугольника

Selection.ShapeRange.Fill.ForeColor.SchemeColor = 10            цвет красный

Selection.Characters.Text = "стой!"                                              надпись

With Selection.Characters(Start:=1, Length:=5).Font                    параметры шрифта

.Name = "Arial"

FontStyle = "обычный"

.Size = 48

End With

End Sub

  1. Самостоятельно напишем макросы для второго и третьего круга.
  2. Поверим работу каждого макроса, предварительно возвращая исходное положение.
  3. Для того, чтобы макросы запускались кнопками, их текст скопируем в окно кода в пространство между строками Private Sub Command Button1_Click() и  End Sub.
  4. Проверим работу всех кнопок.

Самостоятельная работа

Теперь усложним задачу.

Пусть при включении света  включается только один цвет, а остальные выключаются, то есть становятся черными.

Анализ:

  1. Как записали  макрос  для  выключения светофора?
  2. Какие сложности возникли при выполнении проекта?

Итоги урока

Мы познакомились с работой кнопок записи макроса и остановки записи. Научились работать с объектом Кнопка и со свойствами Font, Back Color, Fore Color. Умеем вставлять макросы в код объекта.      Познакомились с именами, которые присваиваются автофигурам. Можем перевести некоторые команды кода.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

На следующем уроке мы создадим проект «Телевизор»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа в среде EXCEL по составлению меню питания и подсчета пищевых ценностей

На элективном курсе "Основы алгоритмизации и программирования" в прикладной программе EXCEL для пищеблока детского сада была разработана простая программа составления меню и подсчета пищевых ценностей...

11 класс. Практическая работа в среде EXCEL

Практическая работа в 11 классе по теме Моделирование.  Решение нелинейного уравнения в среде EXCEL....

Конспект урока по теме "Создание и редактирование диаграмм в среде Excel"

Аннотация: В данном материале представлен конспект урока, презентация и раздаточный материал для организации работы учащихся по построению диаграмм в электронных таблицах Excel. Большое внимание уделе...

Методическая разработка по теме «Моделирование в среде Excel в старшей школе»

Методическая разработка по теме «Моделирование в среде Excel в старшей школе»...

В помощь учителю-предметнику: знакомство со средой Excel и ее использование в педагогической деятельности

Данный материал создан как краткое пособие по работе с электронными таблицами в среде MS Excel. Основное его назначение - помочь учителям-предметникам, не владеющим навыками работы с электронными табл...

Создание кроссворда в среде Excel

Помогает ребенку освоиться  в Excel...

Комплекс лабораторных работ по медицинской статистике в среде EXCEL для 10-го класса

В программу по информатике для 10-го класса включена тема: «Статистическое прогнозирование». В нашей школе из года в год набирается большая группа учеников 10-х классов, планирующих в даль...