Рабочая программа по информатике 6 класс Босова
рабочая программа по информатике и икт (6 класс) по теме
Настоящая рабочая учебная программа базового курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса средней общеобразовательной школы составлена на основе:
- федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. №1089 (стандарт размещен на сайте (http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_04/1089.html));
- авторской программы Л.Л. Босовой «Информатика и ИКТ» для 5-7 классов средней общеобразовательной школы, опубликованной в методическом пособии «Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы», составитель М.Н.Бородин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_informatika_6_klass.docx | 178.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
1.Статус документа
Настоящая рабочая учебная программа базового курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса средней общеобразовательной школы составлена на основе:
- федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. №1089 (стандарт размещен на сайте (http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_04/1089.html));
- авторской программы Л.Л. Босовой «Информатика и ИКТ» для 5-7 классов средней общеобразовательной школы, опубликованной в методическом пособии «Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы», составитель М.Н.Бородин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010;
2.Общая характеристика учебного предмета
3.Количество учебных часов
Согласно действующему в школе учебному плану, календарно-тематический план предусматривает в 6 классе обучение в объеме 1 часа в неделю, 34 часов в год по учебнику Л. Л. Босовой «Информатика», уровень – базовый.
4.Цели и задачи обучения
Изучение информатики и ИКТ в 6 классе направлено на достижение следующих целей:
- формирование общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики;
- формирование навыков информационно-учебной деятельности на базе средств ИКТ для решения познавательных задач и саморазвития;
- пропедевтика понятий основного курса школьной информатики;
- формирование у обучающихся универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных), составляющих основу умения учиться;
- обеспечение доступности качественного образования.
Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения информатики и ИКТ в 6 классе необходимо решить следующие задачи:
- показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире;
- организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
- организовать компьютерный практикум, ориентированный на: формирование умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов); овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств; формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
- создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ
5.Учебно-методический комплект
- Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
В ходе преподавания информатики в средней школе, работы над формированием у учащихся перечисленных в программе знаний и умений, следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
Требования к уровню подготовки учащихся
Знать/понимать:
- требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.
- требования к организации компьютерного рабочего места
- виды прикладных программ, основные операции с файлами.
- виды систем счисления
- виды объектов текстовой информации
- алгоритм перевода целых чисел из десятичной системы счисления в двоичную и наоборот
- связь между единицами измерения информации
- достоинства и недостатки представления информации в виде текста
- способы познания человеком мира через органы чувств
- логические приемы оперирования с понятием
- отличия текстового редактора и процессора
- основные этапы подготовки текстового документа, содержащего графические объекты; правила ввода текста, приемы работы с текстовым документом
- возможности графического редактора Paint
- виды определений, требования к построению родовидового определения.
- требования к классификации, признаки классификации
- виды суждений
- правила получения умозаключений
- пошаговое исполнение алгоритма
- способы описания алгоритмов,
- понятие блок-схемы, обозначения блоков
- правила записи линейного алгоритма; обозначения блоков
- правила записи разветвленного алгоритма
- понятие цикла, его разновидности
Уметь:
- различать виды информации по способам ее восприятия;
- приводить примеры обработки информации на компьютере;
- определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека
- создавать, открывать и закрывать папки, упорядочивать содержание папки, определять назначение файла по его расширению
- запускать программу, вводить, изменять текст, проверять правописание,
- сохранять документы
- приводить примеры позиционных и непозиционных систем счисления;
- выполнять базовые операции форматирования абзаца и шрифта в текстовом процессоре Word
- переводить целые числа из десятичной системы счисления в двоичную и, наоборот, с использованием
калькулятора
- редактировать и форматировать текст, используя формат абзац и текст; создавать надписи
- создавать документ в текстовом процессоре, сохранять его, редактировать и форматировать текст по образцу
- создавать нумерованные списки
- переводить из больших единиц измерения информации в меньшие.
- создавать таблицы, редактировать информацию в ячейках
- создавать таблицы в текстовом процессоре, удалять и добавлять ячейки, строки, столбцы
- получать информацию из таблиц, схем и диаграмм; изменять местоположение и размещение в тексте графических объектов
- создавать диаграммы разных типов, используя табличное представление информации
- применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования любых текстов
- различать общие и единичные понятия; приводить примеры существенных признаков и множества объектов, которым они присущи; редактировать диаграммы
- устанавливать логические отношения
- делать рисунки, используя основные инструменты и палитру
- классифицировать понятия по определенному признаку
- создавать рисунки, используя возможности встроенного в текстовый процессор графического редактора
- встраивать в текст графические объекты из коллекции.
- записывать алгоритм известными способами
- составлять линейные алгоритмы
- записывать алгоритмы различными способами
- разрабатывать алгоритм и в соответствии с ним создавать графический объект;
- использовать при создании графического объекта циклический алгоритм
- составлять алгоритмы с разветвлениями и записывать их различными способами
- создавать презентации, используя разветвленные алгоритмы
- составлять циклические алгоритмы; выполнять циклические алгоритмы
- выполнять основные операции с файлами и папками.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни:
- определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способность
- конкретного субъекта к его восприятию;
- уметь применять текстовый процессор для набора, редактирования и форматирования кстов, создания списков и таблиц.
- понимать смысл терминов «понятие», «суждение», «умозаключение»,
- приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями
- различать необходимые и достаточные условия,
- уметь пользоваться стандартным графическим интерфейсом компьютера,
- уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования рисунков.
Содержание учебного материала
1. Компьютер и информация (12 ч)
Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Файлы и папки.
Как информация представляется в компьютере, или Цифровые данные. Двоичное кодирование числовой информации. Перевод целых десятичных чисел в двоичный код. Перевод целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Тексты в памяти компьютера. Изображения в памяти компьютера. Единицы измерения информации.
История вычислительной техники.
История счета и систем счисления.
2. Человек и информация (12 ч)
Информация и знания.
Чувственное познание окружающего мира.
Мышление и его формы. Понятие как форма мышления. Как образуются понятия. Содержание и объём понятия. Отношения между понятиями (тождество, перекрещивание, подчинение, соподчинение, противоположность, противоречие). Определения понятий. Суждения. Умозаключения.
3. Элементы алгоритмизации (9 ч)
Что такое алгоритм. О происхождении слова алгоритм.
Исполнители вокруг нас.
Формы записи алгоритмов.
Графические исполнители в среде программирования Qbasic.Исполнитель DRAW. Исполнитель LINE. Исполнитель CIRCLE.
Типы алгоритмов. Линейные алгоритмы. Алгоритмы с ветвлениями. Алгоритмы с повторениями.
Ханойская башня.
4. Повторение изученного (2 ч)
Выполнение и представление индивидуальных творческих работ (текст, рисунок, комбинированный документ, презентация, анимация).
Формы и средства контроля
Виды контроля | 1 чт | 2 чт | 3 чт | 4 чт | Год |
Количество плановых контрольных работ | - | 1 | 1 | 1 | 3 |
практических работ | 5 | 6 | 8 | 4 | 23 |
Календарно-тематическое планирование
Номер урока | Тематика урока | Параграф учебника | ||
I четверть | ||||
Тема1: КОМПЬЮТЕР И ИНФОРМАЦИЯ(12ч) | ||||
1. | Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов | Ваш учебник, §1.1. | ||
Плакаты: «Техника безопасности», «Компьютер и информация»; презентации: «Техника безопасности», «История вычислительной техники». | ||||
2. | Файлы и папки. Практическая работа №1. Работаем с файлами и папками | §1.2 | ||
Плакат «Как хранят информацию в компьютере»; презентация «Файлы и папки» | ||||
3. | Информация в памяти компьютера. Системы счисления. Практическая работа №2 (задание 1) | §1.3 (введение) | ||
Плакат «Цифровые данные»; презентации: «История счета и систем счисления», «Цифровые данные» (часть 1); файл Ошибка.doc | ||||
4. | Двоичное кодирование числовой информации. Практическая работа №2 (задание 2) | §1.3 (1) | ||
Плакат «Цифровые данные»; презентация «Цифровые данные» (часть 1) | ||||
5. | Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления. Работа с приложением Калькулятор | §1.3 (1) | ||
Плакат «Цифровые данные»; презентация «Цифровые данные» (часть 1) | ||||
6. | Тексты в памяти компьютера. Практическая работа №3 (задание 1) | §1.3 (2) | ||
Плакат «Цифровые данные»; презентация «Цифровые данные» (часть 2) | ||||
7. | Кодирование текстовой информации. Практическая работа №3 (задание 2) | §1.3 (2) | ||
Плакат «Цифровые данные»; презентация «Цифровые данные» (часть 2); файл Заготовка.doc | ||||
8. | Создание документов в текстовом процессоре Word. Практическая контрольная работа. | Практические работы №№1-3. | ||
Файлы для печати: ПК1_1.doc, ПК1_2.doc, ПК1_3.doc | ||||
II четверть | ||||
9. | Растровое кодирование графической информации. | §1.3 (3) | ||
Плакат «Цифровые данные»; «Цифровые данные»; файл Образец.bmp | ||||
10. | Векторное кодирование графической информации. Практическая работа №4. | §1.3 (3) | ||
Плакат «Цифровые данные»; «Цифровые данные» (часть 3); файлы: Слова.doc, Кувшин.doc | ||||
11. | Единицы измерения информации. Практическая работа №5. | §1.4 | ||
Плакат «Как хранят информацию в компьютере»; презентация «Единицы измерения информации»; файлы: Чудо.doc, Природа.doc, Делитель.doc | ||||
12. | Контрольная работа. Информация и знания. Практическая работа №6 (задания 1-2) | §2.1 | ||
Файлы для печати: КР1_1.doc, КР1_2.doc; Презентация «Информация и знания»; файл Пары.doc | ||||
Тема2: ЧЕЛОВЕК И ИНФОРМАЦИЯ( 12 ) | ||||
13. | Чувственное познание окружающего мира. Практическая работа №6 (задания 3-4) | §2.2 | ||
Презентация «Чувственное познание»; файлы: Семь чудес света.doc, Солнечная система.doc | ||||
14. | Понятие как форма мышления. Практическая работа №7 | §2.3 (введение) | ||
Презентации: «Мышление», «Понятие» (часть 1); файл Загадки.doc | ||||
15. | Как образуются понятия. Практическая работа №8 (задания1-2) | §2.3 (1) | ||
Презентация «Понятие» (часть 2); файлы: Задача1.doc, Задача2.doc | ||||
16. | Структурирование и визуализация информации. Практическая контрольная работа | Практические работы №№4-8 | ||
Файлы для печати: ПК2_1.doc, ПК2_2.doc, ПК2_3.doc | ||||
III четверть | ||||
17. | Содержание и объем понятия. Практическая работа №8 (задания 3 - 5) | §2.3 (2) | ||
Презентация «Содержание и объем понятия»; файлы: Задача3.doc, Задача4.doc, Задача5.doc | ||||
18. | Отношения тождества, пересечения и подчинения. Практическая работа №9 (задания 1-3) | §2.3 (3) | ||
Презентация «Отношения между понятиями» (часть 1); файл Головоломка.bmp | ||||
19. | Отношения соподчинения, противоречия и противоположности. Практическая работа №9 (задания 4-7) | §2.3 (3) | ||
Презентация «Отношения между понятиями» (часть 2); файлы: Клоуны.bmp, Флаги.bmp, Лепестки.bmp | ||||
20. | Определение понятия. Практическая работа №10 (задания 1-3) | §2.3 (4) | ||
Презентация «Понятие» | ||||
21. | Классификация. Практическая работа №10 (Задания 1-3) | §2.3 (5) | ||
22. | Суждение как форма мышления. Практическая работа №11 (задания 1-3) | §2.4 | ||
Презентация «Суждение»; файл Домик.doc | ||||
23. | Умозаключение как форма мышления. Практическая работа №11 (задания 4-6) | §2.5 | ||
Презентация «Умозаключение»; файл Конструктор.doc | ||||
24. | Контрольная работа. Что такое алгоритм. Практическая работа №12. | §3.1 | ||
Интерактивные тесты: test5-1.xml, test5-2.xml; файлы для печати тест5_1.doc, тест5_2.doc | ||||
Тема3: ЭЛЕМЕНТЫ АЛГОРИТМИЗАЦИИ(9ч) | ||||
25. | Исполнители вокруг нас. Логическая игра. | §3.2, §3.3 | ||
Плакат «Алгоритмы и исполнители»; презентация «Алгоритмы и исполнители» (часть 1) | ||||
26. | Формы записи алгоритмов. Создание графических объектов. Практическая контрольная работа. | Практические работы №№8-9. | ||
Презентация «Алгоритмы и исполнители» (часть 2); файлы для печати: ПК3_1.doc, ПК3_2.doc, ПК3_3.doc | ||||
IV четверть | ||||
27-28. | Линейные алгоритмы. Практическая работа №12. | §3.4 (1) | ||
Плакат «Алгоритмы и исполнители»; презентация «Типы алгоритмов» (часть 1): образец выполнения задания — файлы Город.ppt, Дом.ppt, Лебеди.ppt, Муха.ppt, Часы.ppt, Читатель.ppt. | ||||
29-30. | Алгоритмы с ветвлениями. Практическая работа №13. | §3.4 (2) | ||
Плакат «Алгоритмы и исполнители»; презентация «Типы алгоритмов» (часть 2); образец выполнения задания — файлы Времена года.ppt, Головные уборы.ppt | ||||
31-32. | Циклические алгоритмы. Практическая работа №14. | §3.4 (3) | ||
Плакат «Алгоритмы и исполнители»; презентация «Типы алгоритмов» (часть 3); образец выполнения задания — файлы Прыжки.ppt, Скакалочка.ppt | ||||
33. | Контрольная работа. Систематизация информации. Практическая работа №15. | §1.2 | ||
Интерактивные тесты: test6-1.xml, test6-2.xml; файлы для печати тест6_1.doc, тест6_2.doc | ||||
34-35. | Резерв учебного времени. |
Оставляю за собой право коррекции учебного плана в течение учебного года.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по информатике-6 (Босова), 2014 г.
Настоящая рабочая программа составлена на основе авторской программы Босовой Л.Л. «Программа курса информатики и ИКТ» для 5-7 классов, изданной в сборнике «Информатика. Программы для общеобразов...
Рабочая программа по информатике-7 (Босова), 2014 г.
Настоящая рабочая программа составлена на основе авторской программы Босовой Л.Л. «Программа курса информатики и ИКТ» для 5-7 классов, изданной в сборнике «Информатика. Программы для общеобразов...
Рабочая программа для 5 класса (Босова Л.Л.) по ФГОС
Рабочая программа для 5 класса (Босова Л.Л.) по ФГОС...
Календарно-тематическое планирование по информатике 6 класс для рабочей программы 5-9 классы (Босова Л.Л.)
Календарно-тематическое планирование по информатике 6 класс является дополнением к рабочей программе для 5-9 классов, учебник Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса....
Рабочая программа 10-11 класс Босова
Рабочая программа к учебнику Босова 10-11 класс...
Рабочие программы по информатике (УМК Босова Л.Л.)
Рабочие программы по информатике (УМК Босова Л.Л.)...
Рабочая программа по информатике к УМК "Информатика" Л. Л. Босовой, А. Ю. Босовой для 7-9 классов.
Цели, на достижение которых направлено изучение информатики в школе, определены исходя из целей общего образования, сформулированных в концепции Федерального государственного стандарта общего образова...