"Операционная система. Назначение и основные функции ОС"
методическая разработка по информатике и икт по теме

Гельманова Динара Сагангалиевна

 

Тема урока: "Операционная система. Назначение и основные функции ОС"

Тип урока: Объяснение нового материала с выполнением практической работы

Вид урока: Комбинированный

Цели образования:

Образовательные: 
познакомить учащихся с основными понятиями данной темы, рассказать о некоторых существующих ОС (Windows, Linux, Mac OS).

Воспитательные
развивать у учащихся стремление к активной познавательной деятельности; развивать умение работать самостоятельно и формировать навыки исследовательской деятельности.

Развивающие:
воспитывать информационную культуру учащихся.

Материально-техническое обеспечение урока: компьютерный класс, интерактивная доска, проектор, презентация, компьютерные тесты для повторения пройденного материала  и закрепления материала урока.

Межпредметная связь: иностранный язык, история, физика

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_uroka_os.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

начального профессионального образования

Саратовской области

«Профессиональное училище № 31»

Методическая разработка урока на тему: 

«Операционная система.

 Назначение и основные функции ОС»

 по дисциплине: «Информатика и ИКТ»

        

        Разработала преподаватель

        информатики Гельманова Д.С.

                                                                                                       

Александров-Гай

2012

            Время урока: 45 минут

Раздел программы: «Средства информационных и коммуникационных технологий»

Тема урока: "Операционная система. Назначение и основные функции ОС"

Тип урока: Объяснение нового материала с выполнением практической работы

Вид урока: Комбинированный

Цели образования:

Образовательные: 
познакомить учащихся с основными понятиями данной темы, рассказать о некоторых существующих ОС (Windows, Linux, Mac OS).

Воспитательные
развивать у учащихся стремление к активной познавательной деятельности; развивать умение работать самостоятельно и формировать навыки исследовательской деятельности.

Развивающие:
воспитывать информационную культуру учащихся.

Материально-техническое обеспечение урока: компьютерный класс, интерактивная доска, проектор, презентация. (Приложение 1), компьютерные тесты для повторения пройденного материала (Приложение 2) и закрепления материала урока (Приложение 3).

Межпредметная связь: иностранный язык, история, физика 

План урока:

  1. Организационный момент. (3 минуты).
  2. Проверка и актуализация знаний. (10 минут).
  3. Теоретическая часть. (13 минут).
  4. Доклады учащихся. (8 минут).
  5. Практическая часть. (9 минут).
  6. Подведение итогов урока (3 минуты).

Этап урока, длительность

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы обучения

Организационный этап урока (3 мин)

Приветствие группы, контроль отсутствующих, пояснение плана урока.

На уроке используются  информационно – коммуникационных технологии.

Проверка и актуализация знаний учащихся (10 мин)

На прошлом уроке мы выяснили, что же такое программное обеспечение. Сегодня, прежде чем продолжить изучение этой темы, мы с вами повторим материал прошлого урока. И мы это сделаем с помощью небольшого тестирования.

Учащиеся занимают места за компьютерами, на рабочих столах находится файл “Тест по теме Программное обеспечение”. Необходимо запустить данный файл и ответить на предложенные вопросы.

Тестовые технологии

Теоретическая

часть  урока

 (13 мин.)

Сегодня мы с вами познакомимся с понятием операционной системы.

Под операционной системой обычно понимают комплекс управляющих и обрабатывающих программ, который, с одной стороны, выступает как интерфейс между аппаратурой компьютера и пользователем, а другое предназначение – для более эффективного пользования ресурсов вычислительной системы и организации надежных вычислений.

Видно, что не один из компонентов программного обеспечения, за исключением самой операционной системы, не имеет непосредственного доступа к аппаратуре компьютера. Даже пользователь взаимодействует со своими программами через интерфейс. Любые их команды, прежде чем попасть в прикладные программы, проходят через операционные системы.

Операционная система – это программа, контролирующая работу пользовательской программы и систем приложений и исполняемая роль интерфейса между приложениями и аппаратным обеспечением компьютера.

Предназначения ОС можно разделить на три основные составляющие:

  1. удобство: операционная система делает использование компьютера простым и удобным;
  2. эффективность: операционная система позволяет эффективно использовать ресурсы компьютерной системы;
  3. возможность развития: операционная система должна допускать разработку тестирования новых приложений и системных функций без нарушения нормального функционирования вычислительной системы.

Функции ОС:

– обеспечивает обмен данными с внешними устройствами

– поддерживает файловую систему (работа с файлами и папками):

FAT32 – начиная с Windows 95 OSR2 , раздел до 2 Тб
NTFS – Windows NT/2000/XP/2003, раздел до 2 Тб
● права доступа для пользователей
● квоты на объем каталога
CDFS – файловая система компакт-дисков

– обеспечивает запуск и выполнение остальных программ

– тестирование компьютера, обработка ошибок

– распределение ресурсов (процессор, память, внешние устройства)

Любая ОС имеет как минимум 3 компонента:

  1. Ядро,
  2. Драйверы,
  3. Интерфейс.

Ядро операционной системы (Kernel) – часть операционной системы:

  1. постоянно находящаяся в оперативной памяти;
  2. управляющая всей операционной системой;
  3. содержащая: драйверы устройств, подпрограммы управления памятью, планировщик заданий;
  4. реализующая системные вызовы и т.п.

Все операции, связанные с процессами, выполняются под управлением той части операционной системы, которая называется ядром. Ядро представляет собой лишь небольшую часть кода операционной системы в целом, однако оно относится к числу наиболее интенсивно используемых компонент системы. По этой причине ядро обычно резидентно размещается в основной памяти, в то время как другие части операционной системы перемещаются во внешнюю память и обратно по мере необходимости.

Драйвер – это компьютерная программа, с помощью которой другая программа (обычно операционная система) получает доступ к аппаратному обеспечению некоторого устройства. В общем случае, для использования любого устройства (как внешнего, так и внутреннего) необходим драйвер. Но обычно с операционными системами поставляются драйверы для ключевых компонентов аппаратного обеспечения, без которых система не сможет работать. Однако для некоторых устройств (таких, как графическая плата или принтер) могут потребоваться специальные драйверы, обычно предоставляемые производителем устройства.

По́льзовательский интерфейс (UI – англ. user interface) – разновидность интерфейсов, в котором одна сторона представлена человеком (пользователем), другая — машиной/устройством. Представляет собой совокупность средств и методов, при помощи которых пользователь взаимодействует с различными, чаще всего сложными, с множеством элементов, машинами и устройствами. Интерфейс двунаправленный – устройство, получив команды от пользователя и исполнив их, выдает информацию обратно, наличествующими у нее средствами (визуальными, звуковыми и тп.), приняв которую, пользователь выдает устройству последующие команды предоставленными в его распоряжение средствами (кнопки, переключатели, регуляторы, сенсоры, голосом, и т.д.).

Чаще всего термин применяется по отношению к компьютерным программам (приложениям). Но вообще под пользовательским интерфейсом подразумевается любая система взаимодействия с устройствами, способными к интерактивному взаимодействию с пользователем.

Для упрощения работы пользователя в состав современных ОС входят программные модули, создающие графический пользовательский интерфейс. В ОС с графическим интерфейсом команды можно вводить с помощью мыши, тогда как в ОС с командной строкой команды вводятся непосредственно с клавиатуры.

ОС содержит так же сервисные программы или утилиты – программы для обслуживания дисков (дефрагментация, проверка, сжатие и т.д.), программы для работы с файлами (архивация например), работа в компьютерных сетях и т.д.

Для удобства пользователя в операционной системе обычно имеется и справочная система. Она предназначена для оперативного получения необходимой информации о функционировании как операционной системы в целом, так и о работе ее отдельных модулей.

Затем учитель рассказывает об истории персональных компьютеров, первых дисковых операционных системах, неграфических ОС, программах – оболочках, графические операционные системы, альтернативные ОС.





Информационно – коммуникационные технологии, беседа

Доклады учащихся (8 мин)

Об операционной системе Lunix нам расскажет Федоров Александр.

Другой ОС является Mac OS. О ней нам расскажет Котов Андрей.

Учащиеся зачитывают доклад с презентацией

Самостоятельная работа учащихся

Практическая часть (9 мин)

А теперь давайте закрепим изученный материал. Переместитесь, пожалуйста, за компьютеры.

На рабочем столе файл “Тест Операционная система”. Учащиеся проходят тестирование.

Тестовые технологии

Подведение итогов урока (3 мин.)

Сегодня мы с вами выяснили, что же представляет собой ОС. Каковы ее назначение и состав. Познакомились с различными ОС. На следующем уроке мы подробно рассмотрим процесс загрузки ОС.

Спасибо за урок. До свидания.


Список использованной литературы для преподавателя:

  1. Астафьева Н.Е., С.А. Гаврилова, М.С., Цветкова. Учебник «Информатика и ИКТ». Издательский центр «Академия», 2012
  2. Романова Ю.Д., Лесничая И.Г., «Информатика и информационные технологии», изд-во «Эксмо», 2009 г.
  3. Цветкова М.С., Великович Л.С. Учебник «Информатика и ИКТ». Издательский центр «Академия», 2012
  4. Шевчук Е.В., Кольева Н.С., Завертунова Н.Н., Методическое руководство «Информатика», изд-во «Мектеп», 2009 г.
  5. Щербинин О.Н «История развития операционной системы Windows», 2009г.

Список литературы для учащегося:

  1. Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ: учебник для 10 класса / Н. Д. Угринович. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
  2. Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ. Профильный уровень: учебник для 10 класса / Н. Д. Угринович. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

Интернет-ресурсы:

  1. http://www. microsoft.com/rus/
  2. http://www.ru.wikipedia.org/
  3. http://www.proit.com.ua/soft/
  4. http://wikipedia.org/
  5. http://www.linuxcenter.ru/lib/history/lh-02.phtml
  6. www.comp-science.narod.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по информатике на тему «Основные объекты и приемы управления операционной системой. Файлы, папки, ярлыки» для учащихся 7 класса

Цель урока: сформировать представления учащихся о пользовательском интерфейсе ОС Windows; познакомить учащихся с определениями и характеристиками основных объектов Windows.Задачи:1. научить учащихся с...

Методическая разработка:Операционная система, ее состав и назначение

Операционная системаОС – организует выполнение программ и взаимодействие пользователя и компьютера.Операционная система выполняет  роль связующего звена между аппаратурой компьютера и...

№26. Операционные системы, их назначение и разновидности. Для группы МЖКХ-3 за 27.10 и 28.10.20.

Задание:1) Приготовить сообщение по данной теме.2) Создать по данной теме презентацию в программе "PowerPoint " до 10 слайдов....

Операционная система Windows:понятие, назначение, основные функции

Цели урока:Общеобразовательная: сформировать понятие о назначении ОС; её структуре: способе загрузки.Развивающая: развитие гибкости мышления, умение выделить главную мысль из высказывания.Воспитание в...

Технологическая карта урока с презентацией по теме «Операционная система и ее функции. Программное обеспечение и его виды»

Методическая разработка учебного занятия по дисциплине «Информатика» на тему «Операционная система и ее функции. Программное обеспечение и его виды» для студентов СПО гуманитар...


 

Комментарии

Гельманова Динара Сагангалиевна

Комплект оценочных средств
по профессиональному модулю ПМ 01
«Ввод и обработка цифровой информации»
по программам подготовки квалифицированных рабочих,
служащих по профессии
09.01.03 «Мастер по обработке цифровой информации»