Оперативная и долговременная память
методическая разработка по информатике и икт (8 класс) на тему
Урок "Оперативная и долговременная память" в 8 классе. Урок рассчитан на 1 час. По программе Н.Д.Угринович (34 часа). Приложение: тест по теме в конце урока на усвоение материала плюс презентация.
По новым ФГОС эта тема седьмого класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация | 1.11 МБ |
Разработка урока | 52 КБ |
Тест | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Оперативная память Номер ячейки Информация в ячейке 1 073 741 823 11111111 …… .. …… .. 4 00000000 3 11110000 2 00001111 1 10101010 0 01010101 Оперативная память представляет собой последовательность пронумерованных, начиная с нуля, ячеек. В каждой ячейке может храниться двоичный код, длиной восемь знаков.
Оперативная память Объем оперативной памяти компьютера можно определить по формуле: I оп = I яч * N где: I яч – количество информации, хранящейся в ячейке N – количество ячеек Пример: В компьютере количество ячеек памяти равно 1 073 741 824 Количество информации в каждой ячейке, I яч = 8 битов = 1 байт Тогда информационный объём оперативной памяти данного компьютера равен: I оп = I яч * N = 1 байт * 1 073 741 824 = 1 073 741 824 байтов/1024 = 1 048 576 Кбайт/1024 = 1024 Мбайт = 1 Гбайт
Оперативная память Оперативная память изготавливается в виде Модули памяти устанавливаются в специальные разъёмы на системной плате компьютера модулей памяти
Долговременная память жёсткий диск оптический диск Карта памяти ( flash -память) Flash -диск дискета
Долговременная память Жёсткий магнитный диск
Долговременная память Оптический диск Поверхность оптического диска имеет участки с различной отражающей способностью. Луч лазера дисковода падает на поверхность диска, отражается и преобразуется в цифровой компьютерный код (отражает – 1, не отражает – 0).
Долговременная память Энергонезависимая память Flash -диск изнутри: 1. USB-разъём. 2. Микроконтроллер. 3. Контрольные точки. 4. Микросхема Flash-памяти. 5. Кварцевый резонатор. 6. Светодиод. 7. Переключатель «защита от записи». 8. Место для дополнительной микросхемы памяти.
Долговременная память Энергонезависимая память Карта flash -памяти представляет собой большую интегральную схему (БИС), помещенную в миниатюрный плоский корпус. Для считывания информации с карт памяти используются специальные адаптеры.
Домашнее задание Учебник, §§ 2.2.4, 2.2.5, контрольные вопросы устно, задания 2.1, 2.2 письменно в тетради.
http://great.az/index.php?newsid=8153 http://lib.rus.ec/b/331980/read http://www.ru.all.biz/g672155/ Ресурсы:
Предварительный просмотр:
Урок по теме: «Оперативная и долговременная память. 8 класс»
Тип урока: ознакомление с новым материалом.
Вид урока: смешанный.
На момент проведения урока учащиеся должны
знать:
- основные компоненты компьютера, состав системного блока;
- магистрально-модульный принцип построения компьютера;
- устройства ввода и устройства вывода информации;
- назначение и основные характеристики процессора;
- назначение и устройство системной платы.
уметь:
- определять характеристики основных устройств компьютера;
- кратко конспектировать основные моменты урока;
- чётко формулировать свой ответ.
Цели урока:
- повторить тему «Процессор и системная плата»;
- дать понятие оперативной и долговременной памяти;
- научить использовать полученные знания на практике.
Задачи урока:
образовательная: познакомить учащихся с видами компьютерной памяти; ввести понятия «оперативная память», «долговременная память», «энергонезависимая память», расширить представление об устройствах компьютера.
воспитательная: формирование информационной культуры.
развивающая: развитие мышления, памяти, внимательности.
В результате изучения данной темы учащиеся должны
знать:
- назначение оперативной и долговременной памяти компьютера;
- особенности разных видов компьютерной памяти;
- устройство оператиной и долговременной памяти компьютера.
уметь:
- вычислять информационный объем оперативной памяти;
- сопоставлять информационный объём разных носителей информации.
Ход урока:
1.Организационный момент:
- приветствие, доклад дежурного об отсутствующих.
2.Актуализация знаний, проверка домашнего задания:
- Фронтальный опрос:
1. Назначение процессора в компьютере?
(ответ: Процессор - устройство, выполняющее все арифметические и логические операции и управляющее другими устройствами компьютера).
2. Какие характеристики процессора влияют на его производительность?
(ответ: Производительность процессора зависит от тактовой частоты и разрядности).
3. Для чего предназначена системная плата?
(ответ: Системная плата - это аппаратное устройство компьютера. На ней расположены все основные системы компьютера).
4. Что установлено на системной плате?
(ответ: процессор, платы оперативной памяти (ОЗУ), постоянное запоминающее устройство (ПЗУ), шины - набор проводников, по которым происходит обмен сигналами между внутренними устройствами компьютера)
5. Какие разъемы имеются на системной плате?
(ответ: разъёмы для установки процессора и модулей оперативной памяти, разъёмы для подсоединения дополнительных устройств (слоты), разъёмы для подключения внешних устройств).
- Визуальная проверка домашнего задания.
3. Изучение нового материала.
Девиз урока: «Не бойся, когда не знаешь: страшно, когда знать не хочется»
Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с видами компьютерной памяти (слайд 1). Само понятие «память» ассоциируется у нас с памятью человека. Так и есть – память компьютера похожа на память человека. Человек способен помнить какие-то события всю жизнь, а некоторую информацию запоминает не надолго, только пока в ней есть необходимость. (можно попросить учащихся привести 2-3 примера информации, которую человек хранит в своей памяти долго и информации, которая нужна на очень короткое время).
У компьютера тоже есть долговременная память, где информация хранится постоянно, до тех пор, пока пользователь не удалит ее за ненадобностью. И есть оперативная память, где информация храниться до тех пор, пока компьютер включен. При отключении компьютера вся информация из оперативной памяти удаляется.
И все-таки, разница между памятью человека и памятью компьютера колоссальная – работа компьютера подчинена заложенной в него программой, а человек сам управляет своими действиями.
Итак, давайте разберёмся, как работает оперативная память компьютера (слайд 2).
Оперативная память представляет собой последовательность пронуменованных, начиная с нуля, ячеек. В каждой ячейке оперативной памяти может храниться двоичный код длиной восемь знаков.
(слайд 3) Объём Iоп оперативной памяти компьютера можно определить, если количество информации Iяч , хранящейся в каждой ячейке, умножить на N – количество ячеек.
Iоп = Iяч * N
Количество информации, хранящееся в каждой ячейке, Iяч = 8 битов = 1 байт. Зная количество ячеек оперативной памяти, можно рассчитать объём оперативной памяти компьютера. Напимер, количество ячеек равно 1 073 741 824. Тогда:
Iоп = Iяч* N = 1 байт * 1 073 741 824 = 1 073 741 824 байтов/1024 = 1 048 576 Кбайт/1024 = 1024 Мбайт = 1 Гбайт
(слайд 4) Оперативная память изготавливается в виде модулей памяти, которые представляют из себя пластины с электрическими контактами, по бокам которых размещаются большие интегральные схемы (БИС). Модули памяти устанавливаются в специальные разъёмы на системной плате компьютера.
Для долговременного хранения информации используется долговременная (внешняя) память. На таких носителях информация хранится в виде двоичного кода, т.е. в форме последовательностей нулей и единиц.
К устройствам долговременной памяти относятся: (слайд 5)
- жёсткий магнитный диск (винчестер);
- оптические диски (CD, DVD);
- Flash-память, flash-диски;
- до недавнего времени использовались гибкие магнитные диски (дискеты), но из-за своего маленького информационного объёма (1,44 Мб), они ушли в прошлое.
Давайте познакомимся с этими устройствами поближе.
(слайд 6)
Жёсткий магнитный диск - несколько тонких металлических дисков, очень быстро вращающихся на одной оси, заключены в металлический корпус. Информация на дисках хранится на концентрических дорожках, на которых чередуются намагниченные и ненамагниченные участки. Намагниченный участок хранит компьютерную единицу 1, а ненамагниченный – компьютерный ноль 0. Для записи или считывания информации магнитная головка дисковода устанавливается на определенную концентрическую дорожку диска и производится запись или считывание информации.
(слайд 7)
Оптические диски. Информация на оптическом диске хранится на одной спералевидной дорожке, идущей от центра диска к периферии и содержащей чередующиеся участки с плохой и хорошей отражающей способностью.
В процессе считывания с информации с оптического диска луч лазера, установленного в дисководе, падает на поверхность вращающегося диска и отражается. Так как поверхность оптического диска имеет участки с различной отражающей способностью, отраженный луч так же меняет свою интенсивность и преобразуется в цифровой компьютерный код (отражает – 1, не отражает – 0).
Существует несколько типов оптических дисков:
- CD и CD-RW-диски. На них может быть записано до 700 Мб информации;
- DVD и DVD-RW-диски. Ёмкость таких дисков 4,7 Гбайт.
CD и DVD-диски не предназначены для перезаписи. На них информация записывается один раз. На CD-RW и DVD-RW-диски информацию можно записывать многократно (но ограниченное количество раз).
(слайд 8)
Энергонезависимая память - карты flash-памяти и flash-диски. Они не требуют подключения источника электрического напряжения и не имеют движущихся частей, поэтому обеспечивают высокую сохранность данных.
Карта flash-памяти представляет собой большую интегральную схему (БИС), помещенную в миниатюрный плоский корпус. Для записи и считывания информации с карт памяти используются специальные адаптеры (встроенные в портативные устройства или подключаемые к компьютерам с помощью – USB-разъёма).
(слайд 9)
Flash-диск представляет собой БИС памяти, помещённую в миниатюрный корпус и подключается к USB-разъёму компьютера.
4. Закрепление материала.
Мы познакомились с видами компьютерной памяти. А теперь давайте закрепим те знания, которые вы получили на уроке при помощи теста. Садимся за компьютеры, открываем «Тестирование «Знак», тест «Оперативная и долговременная память». (Проходят тест на компьютере. Тестирование в программе «Знак» экономит время и учащиеся сразу получают оценки. Кроме того, после завершения теста они видят все правильные ответы и могут себя проверить).
5. Итог урока.
Запись домашнего задания, выставление оценок.
Оценки выставляются по итогам тестирования, с учётом работы на уроке отдельных учащихся.
(слайд 10) Домашнее задание: Учебник Н.Д.Угринович. Информатика и ИКТ. 8 класс. §§ 2.2.4, 2.2.5, контрольные вопросы устно, задания 2.1, 2.2 письменно в тетради.
(слайд 11) Спасибо за урок!
Использованная литература: Н.Д.Угринович. Информатика и ИКТ. 8 класс
Предварительный просмотр:
Тест по теме: «Оперативная и долговременная память компьютера»
- Для долговременного хранения информации служит:
а. оперативная память
б. процессор
в. внешний носитель
- При отключении компьютера от сети информация:
а. исчезает из оперативной памяти
б. исчезает из постоянного запоминающего устройства
в. стирается на магнитном диске
- Жёсткий диск является…
а. внешней памятью компьютера
б. внутренней памятью компьютера
в. оперативным запоминающим устройством
- В каждой ячейке оперативной памяти может храниться двоичный код длиной…
а. 2 знака
б. 8 знаков
г. 4 знака
- Энергонезависимым видом памяти является:
а. flash-диск
б. CD-диск
в. жесткий диск
- К внутренней памяти компьютера относится:
а. флэш-память
б. лазерный диск
в. оперативная память
- Из представленных изображений выбери модуль оперативной памяти:
а. б. в.
- Какое устройство изображено на картинке?
а. поцессор
б. оперативная память
в. флэш-память
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Таблица "Оперативный контроль посещаемости"
Таблица "Оперативный контроль посещаемости" является актуальной. Классный руководитель часто подает администрации информацию о посещаемости. Данная таблица поможет завучу быстро свести поданные сведен...
Общероссийская комплексная оперативно-профилактическая операция «Подросток»
Материалы по операции «Подросток»...
Методическая разработка по теме "Оперативное планирование работы производства."
Тема урока: Оперативное планирование работы производства. Виды меню. Тип урока: практическое занятие. Цели урока:Образовательная: закрепить знания, полученные учащимися на уроках теоретическ...
Оперативная и долговременная память.
Ресурс рассказывает об оперативной и долговременной памяти,носителях информации - магнитных, оптических дисках и других носителях....
Презентация. Оперативная память
Устройство и принцип действия оперативной памяти...
Презентация Оперативная и долговременная память
Презентация Оперативная и долговременная память...
Долговременная память компьютера
В презентации "Долговременная память" перечисляются основные виды долговременной памяти компьютера....