информатика 2. источники информации
презентация урока для интерактивной доски по информатике и икт по теме

Черных Марина Георгиевна

конспект урока и презентация для интерактивной доски, сопровождающая объяснение нового материала, для 2 класса по теме "Источники информации"  по учебнику Н.В.Матвеевой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istochniki_informacii_chernyh_mg.rar1.21 МБ

Предварительный просмотр:

2 класс                                                                                                                           Черных М.Г.

Тема:  Источники информации

Цели:

  1. показать, что любой предмет может быть источником информации о себе (возраст, размер, цвет, качество и пр.);
  2. сформировать понимание, что информацию о предмете несут его форма, цвет, размер;
  3. показать, что информацию о предмете или о человеке можно хранить в виде знака (оценки) в письменном виде (см. информационную задачу № 7);
  4. дать детям первичное представление об источниках звуковой и зрительной информации (работа со словарем);
  5. научить школьников выделять и распознавать источники информации на понятных в данном возрасте примерах, приводить их краткую характеристику.

Педагогические задачи:

  1. развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность и формировать элементы информационной культуры;
  2. продолжить формирование навыков самостоятельного освоения работы с мышью и клавиатурой.

Ключевые понятия: источники информации, передача информации, источник зрительной информации, источник звуковой информации.

Требования к уровню освоения учебного материала:

•        иметь представление об источниках звуковой и зрительной информации;

  1. уметь приводить примеры источников информации;
  2. понимать, что существует связь между сигналом и его смыслом (содержанием);
  3. уметь самостоятельно запускать программу «Тренажер мыши», работать с меню, понимать инструкцию и выполнять задание.

Характеристика урока:

  1. форма организации: рассказ с элементами беседы и обратной связью;
  2. тип урока: комбинированный;
  3. стратегия: исследовательская, с опорой на ассоциативное мышление.

Обеспечение урока:

  1. Учебник.
  2. РТ № 1.
  3. Дополнительный дидактический материал (таблицы, плакаты, индивидуальные карточки). В качестве дополнительного дидактического материала можно использовать любые предметы в классе (на парте, в портфеле, на столе учителя) или за окном.
  4. Письменные принадлежности.
  5. Компьютер, интерактивная доска, презентация.
  6. ЭОР на CD.

План урока:

  1. Мотивация учебной деятельности с выборочным повторением. Проверка домашнего задания.
  2. Объяснение нового материала.
  3. Выполнение заданий в РТ.
  4. Компьютерный практикум.
  5. Подведение итогов, закрепление нового материала.
  6. Комментарии к домашнему заданию.

Ход урока

Мотивация учебной деятельности с выборочным повторением

Слайд 2 Учитель предлагает продолжить установить соответствие:

Глаза                                                          звуковая информация

Уши                                                            обонятельная информация

Нос                                                              зрительная информация

Язык                                                             осязательная информация

Кожа рук                                                     вкусовая информация  

Слайд 3  Информацию какого вида получает человек от этих предметов?

Объяснение нового материала

Эвристическая беседа

Слайд 4  Вопрос. Давайте подумаем, как  человек передает другим людям информацию? Например, как он может пригласить друзей на день рождения?

Выслушиваются ответы, оцениваются по ключевым словам, а затем учитель (или дети под управлением учителя) делает выводы, что человек для передачи информации:

  1. может написать сообщение на бумаге, прислать телеграмму (письменное сообщение);
  2. может позвонить по телефону или сказать непосредственно человеку (устное сообщение);
  3. может передать сведения лично в процессе беседы, может использовать технические средства: телефон, компьютер, аудио- или видеозапись.

В любом случае, того человека, который что-то сообщает, принято называть источником информации. От него поступают сведения, сообщения, информация, данные, новости, знания.

Слайд 5   Вопрос. Может ли природа быть источниками информации? Приведите примеры

Первый пример учитель приводит сам, чтобы продемонстрировать стиль, глубину и объем примеров: слышны раскаты грома (Источник информации — природа. Смысл сообщения — предупреждение людям и животным о дожде, непогоде). Заслушать ответы, сделать вывод.

Слайд 6   Могут ли животные быть источником информации? Заслушать ответы, сделать вывод.

Слайд 7    А растения могут быть источником информации?   Заслушать ответы, сделать вывод.

Выводы: человек, природа, животные, растения, технические устройства могут быть источниками информации о себе или о чем-то. Человек может воспринимать или не воспринимать сообщение от источников информации.

Слайд 8   Задание  Источником какого вида информации являются эти объекты?

Слайд 9    Представьте себе только что испеченный хлеб. Глаза человека его видят. Нос ощущает запах. Руки ощущают тепло и шершавость. Вывод: от одного источника можно одновременно получить различную информацию.

Игра

Мы уже знаем, как можно передать (сообщить) информацию — с помощью устной или письменной речи. Менее распространенный способ передачи информации — мимика и жесты. Человек их использует того, чтобы выразить свои эмоции, передать сообщение в случае, если невозможно это сделать другими способами. Часто мимика и жесты являются дополнительными средствами выражения.

Школьники делятся на 3-4 команды. Каждой команде дается задание, какую информацию надо передать с помощью мимики и жестов. Время на подготовку — 1 минута, после чего каждая группа демонстрирует (все вместе или кто-то один) сообщение с помощью мимики и жестов. На демонстрацию отводится 1 минута.

Другие команды пытаются догадаться, какое сообщение отправил источник информации. Каждая команда имеет право на одну попытку.

Задания могут быть следующего вида: «Я хочу поесть», «Я хочу спать», «Пойдем гулять» и пр.

Компьютерный практикум

Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) на CD.

Подведение итогов

При подведении итогов рекомендуется предложить детям рассказать, что происходило на уроке, обращая внимание на новые сведения, помогая кратко и логично выстроить рассказ. Можно выслушать 2-3 варианта. Затем следует сделать вывод: «Итак, сегодня мы узнали об источниках информации, как можно передать информацию, какие бывают источники информации» .

Домашнее задание

1- § 3 «Источники информации».

2. Вопросы в конце параграфа.

3- Задание в РТ к § 3 (стр 14 № 5, № 6).

4. Выписать в РТ новые слова.

Литература:

  1. Информатика: учебник для 2 класса: в 2 ч. Ч.1 / Н.В.Матвеева, Е.Н.Челак, Н.К.Конопатова и др. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012
  2. Информатика: рабочая тетрадь для 2 класса: в 2 ч. Ч.1 / Н.В.Матвеева, Е.Н.Челак, Н.К.Конопатова и др. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012
  3. Информатика и ИКТ. 2класс: методическое пособие / Н.В.Матвеева, Е.Н.Челак, Н.К.Конопатова, Л.П.Панкратова. – 2-е изд. М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возможные источники информации для заполнения экспертного листа

Приложение к "Методике оценки уровня квалификации педагогических работников", подготовленной Департаментом общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации. Компетентность...

Разработка урока по технологии "Источники информации для выполнения проекта" для 10 класса

Материал содержит разработку урока для 10 класса по технологии, основной задачей которого является помощь учащимся в реализации своих творческих проектов....

Искусственные и естественные источники информации. Носители информации

На уроке даётся представление о понятиях искусственных  и естественных  источниках информации, носителях информации, формируется умение работать с поступающей к нам информацией....

Книжный фонд Урвановской сельской библиотеки как источник информации о жизни советского общества в 30-40-е гг. XX века. Работа с источником.

Работа с источником позволяет глубже понять политические и социально-экономические процессы, происходившие в советском обществе в 30-40-е гг. 20 века....

Интерактивный тест по информатике "Источники информации", 2 класс

Тест содержит четыре предлагаемых ответа, с одним верным....

Сценарий проведения научно-практической конференции учителей «Продуктивная деятельность с различными источниками информации (текстовой информацией, таблицами, графиками, диаграммами, рисунками, текстовыми задачами и др.)»

Актуальная проблема сегодняшнего образования - развитие умений и навыков работы с текстом. На это нацеливает основная образовательная программа Федеральных государственных образовательных стандартов ...