Разработки уроков по теме "Компьютерная графика. Графически редактор Paint"
методическая разработка по информатике и икт (5 класс) по теме

Рябых Марина Ивановна

Разработка включает весь комплекс уроков по теме "Компьютрная графика. Графичесий редактор Paint" для 5 класса с использованим учебника Н.В. Макаровой

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uroki.doc258 КБ

Предварительный просмотр:

Урок № 1

        Тема урока: Рисунки в жизни человека.

        Тип урока: изучение и первичное закрепление нового материала.

        Цели урока:

        - обучающая: определить роль рисунков в жизни человека, дать первона-

                                 чальные представления о программе Pаint, её назначении;

        - развивающая: развивать умения учащихся сравнивать, делать выводы;

                                  расширить представления учащихся о мире живописи,

                                 способствовать формированию эстетического вкуса;

        - воспитательная: воспитание познавательной потребности, положительной

                                 мотивации учебной деятельности, воспитание умения работать

                                 в группе.

        Оборудование: компьютеры, мультимедиапроектор, презентации  «Виды и жанры живописи» и «Графический редактор Paint», доска, учебники, тетради с опорными конспектами, наборы предметов(№1: краски и кисти, карандаши, гуашь, тушь, мелки, уголь; №2: бумага, шелк, холст, деревянная дощечка №3: бюст известного писателя, чучело птицы, ваза с цветами, поднос с фруктами).

Структура урока:

1. Организация начала занятия (1 мин.)

Задача: подготовка учащихся к работе на уроке. Создание атмосферы заинтересованности, эмоционально-личностного восприятия учебного материала.

Методы и приемы: словесный.

Форма деятельности учащихся: индивидуальные высказывания.

2. Изучение нового материала (25 мин.)

Задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний о роли рисунков в жизни человека, о графическом редакторе Paint, воспитание уважения друг к другу при работе в группах.

Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Методы и приемы: организация и осуществление мыслительных операций, наглядный.  

3. Физкультминутка (3 мин.)

4. Формирование новых умений и навыков (10 мин.)

Задача: обеспечить усвоение учащимися знаний и способов действий на уровне применения, обеспечить повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания.

Формы работы: индивидуальная.

Методы и приемы: самостоятельная работа с учебником.

5. Домашнее задание (2 мин.)

Задача: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Форма: фронтальная.

Методы и приемы: словесные, инструктаж учащихся.

6. Подведение итогов урока (4 мин.)

Задачи: провести анализ и дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.

Форма: фронтальная, индивидуальная.

Методы: словесные, метод оценочного суждения.

        

Ход урока

1. Организационный момент.

    Приветствие, перекличка. Проверка готовности к уроку. Эмоциональный настрой.

2. Изучение нового материала.

Учитель: - При встрече мы говорим друг другу: «Здравствуйте, очень рада вас видеть». 95% всей информации человек получает при помощи зрения. Зрительная информация лучше усваивается человеком, так как она более образна. Давайте вспомним древнего человека, как он, еще не владея речью, старался передать важную для него информацию?

Ответ: - Древние люди изображали важную информацию с помощью рисунков.

Учитель: - Сегодня мы поговорим с вами о том, какова роль рисунка в жизни человека и в конце урока каждый из вас даст свой вариант ответа на этот вопрос. Вы видите, как преобразился сегодня наш кабинет – он превратился в художественную галерею. Начнем наш разговор с самого главного: с чего начинается рисунок? Что нужно человеку для его создания? Разделитесь на три команды и займите свои места за столами. Перед каждой командой свой набор предметов. Дайте общее название своему набору и опишите его.

Дети рассматривают и обсуждают несколько минут предметы в свои группах и дают ответы. Когда все три группы выступили, сделанные детьми выводы заносятся ими в опорный конспект (прилагается).

Учитель: - Теперь, когда мы знаем, что необходимо человеку  для создания рисунков, давайте совершим экскурсию в мир живописи, и реальную, и виртуальную. В этом нам помогут коллекция рисунков и презентация, созданная в программе  Microsoft Power Point, которую мы будем изучать в старших классах.

Просмотр презентации о видах и жанрах живописи. Рассмотрев вид живописи,  дети ищут его примеры на картинах в классе. Занесение необходимой информации в опорный конспект.  

3. Физкультминутка.

2. Изучение материала о графическом редакторе.

Учитель: - Ребята, теперь вы знаете, как непросто создать настоящую картину, сколько труда приходилось вкладывать художникам, сколько времени занимала эта работа. Если художнику не нравилась какая-то деталь, то приходилось перерисовывать все полотно. В наше время отличным помощником человека в создании рисунков является компьютер. Но для этого в нем должна быть специальная программа, называемая Графический редактор.

Дети заполняют опорный конспект.

Графический редактор – это программа, помогающая человеку создавать рисунки. Один из самых простейших графических редакторов называется Paint. Он есть практически на любом компьютере. Он позволяет человеку: создать рисунок, изменить его, вывести на бумагу, хранить на компьютере. Займите свои места за компьютерами.

Запуск графического редактора осуществляется через кнопку Пуск: Пуск|Программы|Стандартные|Paint.

4. Формирование новых умений и навыков.

Дети выполняют задание 2.1. учебника «Знакомство с интерфейсом графического редактора».

5. Домашнее задание: читать §2.1., учить опорный конспект, нарисовать красками на альбомном листе свое настроение.

6. Подведение итогов урока: - что узнали сегодня на уроке (повторение с помощью опорного конспекта);  какова же, по-вашему, роль рисунка в жизни человека, напишите в нескольких словах ваш ответ на этот вопрос.

Со звонком дети сдают свои варианты ответов и карточку с эмоциональной оценкой урока.

- Спасибо всем за работу! Надеюсь, вы будете ждать следующего урока с таким же нетерпением, как и я!

              Опорный конспект:

  Для создания рисунка человеку необходимы:

  1. _______________________________________________________________
  2. _______________________________________________________________
  3. _______________________________________________________________

 Графический редактор – это ___________________________________________

       ______________________________________________________________________

 Один из простейших графических редакторов называется _____________.

 Он позволяет человеку:

       - ____________________________________________,

       - ____________________________________________,

       - ____________________________________________,

       - ____________________________________________.

 Запуск графического редактора: __________________________________________________.

        

Урок № 2

        

      Тема урока: Компьютерная графика. (Представлена ребусом).

      Тип урока: изучение и первичное закрепление нового материала.

       Цели урока:

        - обучающая: обеспечить усвоение учащимися понятия компьютерная

                                 графика, познакомить учащихся с назначением основных

                                 инструментов графического редактора, отработать навыки

                                 общения с программой;

        -  развивающая: развитие чувства художественного вкуса;

        - воспитательная: воспитание познавательной потребности, формирование

                                     коммуникативных навыков при работе в группе.

        Оборудование: компьютеры, мультимедиапроектор, презентации «Компью-               терная графика» и «Графический редактор Paint», учебники, тетради с опорными конспектами.

Структура урока:

1. Организация начала занятия (2 мин.)

Задача: подготовка учащихся к работе на уроке. Создание атмосферы заинтересованности, эмоционально-личностного восприятия учебного материала.

Методы и приемы: словесный.

Форма деятельности учащихся: индивидуальные высказывания.

2.Актуализация опорных знаний (10 мин.)

Задача: установить правильность, полноту и осознанность выполнения домашнего задания. Выявить пробелы в знаниях и определить причины их возникновения. Устранить обнаруженные пробелы.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная.

Методы и приемы: письменный и устный контроль.  

3. Изучение нового материала (10 мин.)

Задача: обеспечить восприятие, осмысление и первичного запоминания понятий «компьютерная графика», основных инструментов графического редактора.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Методы и приемы: наглядный, словесный.

4. Физкультминутка (2 мин)

5. Формирование новых умений и навыков (15 мин.)

Задача: обеспечить усвоение учащимися знаний и способов действий на уровне применения, обеспечить повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания.

Формы работы: индивидуальная.

Методы и приемы: наглядный, словесный, самостоятельная работа с учебником.

6. Домашнее задание (2 мин.)

Задача: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Форма: фронтальная.

Методы и приемы: словесные, инструктаж учащихся.

7. Подведение итогов урока (4 мин.)

Задачи: провести анализ и дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.

Форма: фронтальная, индивидуальная.

Методы: словесные, метод оценочного суждения.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Приветствие, перекличка. Проверка готовности к уроку. Эмоциональный настрой.

2. Актуализация прежних знаний.

Учитель: - Давайте вспомним, на какой вопрос мы отвечали с вами на предыдущем уроке.

Ответ: - Какова роль рисунков в жизни человека?

Учитель: - Мне особенно понравились такие ваши ответы: зачитываю наиболее удачные ответы детей с прошлого урока.

                  - Я возвращаю вам ваши ответы, в ходе этого и последующих уроков вы можете дополнять и исправлять ваши ответы, если считаете нужным.

Далее следует опрос учащихся по их выбору: в устной форме («тихий» опрос), в письменной форме в виде ответов на вопросы (ребенок выбирает из всех предложенных любое кол-во вопросов и дает на них письменные ответы).

        - Итак, мы освежили в памяти знания, полученные на прошлом уроке. А теперь перейдем к следующему этапу нашей работы по данной теме.

3. Объяснение нового материала.

Учитель: - Запишем число и тему урока. Сегодня она представлена в виде рисунка-ребуса. Кто готов ее назвать?

Ответ: Компьютерная графика.

            - А как вы думаете, что означает понятие «графика»?

(если дети затрудняются сформулировать ответ, необходимо помочь им в этом наводящими вопросами).

Ответ: - Все виды изображений, выполненных при помощи инструментов рисования и черчения.

Заполнение опорного конспекта.

Учитель: - Тогда компьютерная графика – это..?

Ответ:  - Это изображения, создаваемые при помощи компьютера.

Учитель: - Лучше понять, что такое компьютерная графика нам поможет как всегда программа-презентация, созданная в среде PowerPoint.

Просмотр презентации «Компьютерная графика». Заполнение опорного конспекта.

4. Физкультминутка.

5. Формирование новых умений и навыков.              

Учитель: - Итак, вы увидели, что компьютер стал универсальным инструментом людей разных профессий. Чем же так удобны компьютерные рисунки, в чем их отличие от рукотворных? Давайте обратимся к вашим домашним работам и посмотрим, какие настроения у вас получились и каким образом вы их изобразили.

Дети поочередно выходят к доске, прикрепляют свой рисунок и объясняют его: какое настроение изображено, чем оно вызвано, какие средства использованы для передачи: цвет, и т.п.

Учитель: - У вас получились просто замечательные рисунки. А чем, по-вашему, особенности рисования с помощью графического редактора?

Возможные ответы детей.

Учитель: - Вы совершенно правы, при работе в графическом редакторе карандаш никогда не ломается, краски не кончаются, руки и одежда остаются чистыми, неудачный элемент рисунка очень легко исправить. По истине удивительные инструменты помогут вам почувствовать себя настоящими художниками. Давайте выполним задание учебника 2.2., чтобы научиться работать с элементами интерфейса графического редактора.

Ребята выполняют задание за компьютерами: размеры листа, Палитра, панель Инструментов.

Во время каждой практической работы учащиеся, с преимущественно развитой зрительной памятью обычно пользуются алгоритмом учебника; для детей-аудиалов учитель проговаривает алгоритм вслух и следит за его выполнением.

Ребята, давайте рассмотрим назначение некоторых элементов панели инструментов (каждому раздаю карточку с описанием инструментов).

Здесь хорошо воспользоваться помощью ученика, у которого есть дома компьютер и навыки работы в графическом редакторе.

Ластик стирает часть рисунка при нажатии  левой кнопки мыши или заменяет основной цвет на фоновый при нажатии правой;

Заливка заполняет цветом замкнутую область рисунка;

Карандаш рисует как обычный карандаш при нажатой левой или правой кнопке мыши;

Кисть используется как карандаш, но рисует более толстыми линиями, форма кисти может быть различной;

Распылитель распыляет краску в виде точек разной густоты при нажатии левой или правой кнопки мыши.

Линия проводит прямую линию при нажатой левой кнопке мыши;

Прямоугольник создает прямоугольник или квадрат путем перетаскивания мыши с нажатой левой кнопкой;

Эллипс рисует овалы и круги;

Скругленный прямоугольник то же, что и прямоугольник, но углы скруглены;

Кривая рисует прямую линию, которую затем можно изгибать 2 раза, отводя мышь в сторону от рисунка;

Многоугольник для рисования многоугольника необходимо щелкать в каждой его вершине, а в последней – дважды.

Ребята, сядьте за свои компьютеры и попробуйте разобранные инструменты в действии.

Дети пробуют рисовать с помощью разобранных инструментов, при необходимости получают помощь учителя и ученика-консультанта.

6. Домашнее задание: читать §2.2, 2.3, учить опорный конспект, подобрать иллюстрации, в газетах и журналах, которые можно отнести к различным видам компьютерной графики.

Ученики, у которых есть дома компьютер, при желании получают дополнительное практическое задание.

7. Подведение итогов урока: - Что нового узнали на уроке? Какие понятия изучили? Что больше всего запомнилось?

Со звонком дети сдают карточку с эмоциональной оценкой урока.

- Спасибо всем за работу. Особенно хочу поблагодарить …! Твоя фотография появится на нашем стенде в колонке «Лучшие ученики недели». Всем успехов. До свидания.

Опорный конспект:

 Графика – это __________________________

       _______________________________________.

 Компьютерная графика – это ____________

       _______________________________________

       _______________________________________.

 По назначению компьютерная графика бывает

      ________________________________________

      ________________________________________

      ________________________________________

 

Урок № 3

        Тема урока: Создание компьютерного рисунка.

        Тип урока: урок отработки полученных знаний.

        Цели урока:

        - обучающая: научить школьников технологии создания рисунка;

        - развивающая: развить самостоятельность при выполнении работы; логическое мышление;

        - воспитательная: воспитать усидчивость, устойчивый интерес к предмету.

        Оборудование: компьютеры, мультимедиапроектор, презентация с набором простых рисунков, доска, тетради.

Структура урока:

1. Организация начала занятия (2 мин.)

Задача: подготовка учащихся к работе на уроке. Создание атмосферы заинтересованности, эмоционально-личностного восприятия учебного материала.

Методы и приемы: словесный.

Форма деятельности учащихся: индивидуальные высказывания.

2.Актуализация опорных знаний (13 мин.)

Задача: установить правильность, полноту и осознанность выполнения домашнего задания. Выявить пробелы в знаниях и определить причины их возникновения. Устранить обнаруженные пробелы.

Формы работы: индивидуальная.

Методы и приемы: письменный и устный контроль.  

3. Изучение нового материала (9 мин.)

Задача: обеспечить восприятие, осмысление и первичного запоминания особенностей применения различных инструментов графического редактора, создания компьютерного рисунка.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Методы и приемы: наглядный, словесный.

4. Физкультминутка (2 мин)

5. Формирование новых умений и навыков (15 мин.)

Задача: обеспечить усвоение учащимися знаний и способов создания компьютерного рисунка, обеспечить повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания.

Формы работы: индивидуальная.

Методы и приемы: наглядный, словесный, самостоятельная работа с учебником.

6. Домашнее задание (2 мин.)

Задача: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Форма: фронтальная.

Методы и приемы: словесные, инструктаж учащихся.

7. Подведение итогов урока (2 мин.)

Задачи: провести анализ и дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.

Форма: фронтальная, индивидуальная.

Методы: словесные, метод оценочного суждения.

        

Ход урока

1. Организационный момент.

           Приветствие, перекличка. Проверка готовности к уроку. Эмоциональный настрой.

2. Актуализация прежних знаний.

А. Заполнение схемы-рисунка элементов окна графического редактора (3 мин).

Б.  Каждый учащийся выходит к доске, берет наугад со стола учителя карточку с изображением одного из инструментов гр.редактора, объясняет его назначение и крепит на доску (10 мин).

3. Изучение нового материала.

 Учитель: -  Сегодня на уроке мы будем создавать свои первые компьютерные рисунки. Записываем число и тему урока «Создание компьютерного рисунка».

           Учитель демонстрирует с помощью компьютера и мультимедийного проектора рисунки от простого к сложному (солнышко, облако, грибок, дерево и т.д.) дети поочередно объясняют последовательность их рисования, разбивают на составляющие элементы и решают, какие инструменты наиболее подходят для рисования этих элементов, выводы схематично рисуют в тетради. Например:

4. Физкультминутка.

5. Формирование новых умений и навыков.

Дети выполняют задание 2.4. учебника: изображение предложенного рисунка.

Более сильные учащиеся выполняют задания индивидуального характера.

6. Подведение итогов урока.

Учитель: - Сегодня на уроке вы попробовали создавать свои первые рисунки, и у вас все замечательно получилось. Но нам предстоит оттачивать свое мастерство на следующих занятиях.

           Выставляются оценки за работу на уроке с комментариями.

7. Домашнее задание: записать в тетрадь отрывок стихотворения с описанием природы, нарисовать несколько простых рисунков и указать оптимальный подбор инструментов для их изображения.

Учитель: Не забывайте о наших выводах о роли рисунка в жизни человека, дополняйте их появившимися в ходе урока новыми мыслями.

        Всем спасибо за работу! До свидания!

Со звонком дети сдают  карточки с эмоциональной оценкой урока.

Урок № 4

        

Тема урока: Настройка инструментов.

        Тип урока: урок формирования новых понятий и отработки полученных

                               знаний.

        Цели урока:

        - обучающая: научить учащихся настраивать параметры инструментов;    

                                 организовать закрепление полученных знаний в ходе

                                  самостоятельной работы;

- развивающая: развить логическое мышление и пространственное вообра-

                        жение учащихся;

        - воспитательная: воспитать положительную мотивацию учебной

                                  деятельности, усидчивость.

        Оборудование: компьютеры,  мультимедиапроектор, презентация «Графический редактор Paint», учебники, доска.

Структура урока:

1. Организация начала занятия (2 мин.)

Задача: подготовка учащихся к работе на уроке. Создание атмосферы заинтересованности, эмоционально-личностного восприятия учебного материала.

Методы и приемы: словесный.

Форма деятельности учащихся: индивидуальные высказывания.

2.Актуализация опорных знаний (5 мин.)

Задача: установить правильность, полноту и осознанность выполнения домашнего задания. Выявить пробелы в знаниях и определить причины их возникновения. Устранить обнаруженные пробелы.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная.

Методы и приемы: письменный и устный контроль.  

3. Изучение нового материала (10 мин.)

Задача: обеспечить восприятие, осмысление и первичного запоминания технологии работы с панелью настройки инструментов графического редактора.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Методы и приемы: наглядный, словесный.

4. Физкультминутка (3 мин)

5. Формирование новых умений и навыков (20 мин.)

Задача: обеспечить усвоение учащимися знаний и способов действий на уровне применения, обеспечить повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания.

Формы работы: индивидуальная.

Методы и приемы: наглядный, словесный, самостоятельная работа с учебником.

6. Подведение итогов урока (3 мин.)

Задачи: провести анализ и дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.

Форма: фронтальная, индивидуальная.

Методы: словесные, метод оценочного суждения.

7. Домашнее задание (2 мин.)

Задача: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Форма: фронтальная.

Методы и приемы: словесные, инструктаж учащихся.

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие, перекличка. Проверка готовности к уроку. Эмоциональный настрой.

2. Актуализация прежних знаний.

 Проверка домашнего задания.

3. Объяснение нового материала.

Учитель:- Итак, мы научились с вами выбирать необходимый инструмент, устанавливать цвет для него.  Но знаете ли вы, что компьютерный карандаш может заменить целую коробку самых разных карандашей, а кисть просто паразит вас разнообразием своих форм. Сегодня мы научимся с вами работать с панелью настройки инструментов и устанавливать дополнительные возможности работы с инструментами. Давайте приступим.

Дальнейшее объяснение дублируется показом на экране панели Настройки инструментов и работой с ней.  

- Настройка инструмента Линия позволяет выбрать необходимую толщину не только для рисования прямых отрезков, но и для кривой, а также границ фигур. Для Кисти можно выбрать различные профили, а для Ластика подобрать размер побольше или  поменьше. Настройка инструментов Прямоугольник, Эллипс, Скругленный прямоугольник, Многоугольник, с помощью которых рисуются различные замкнутые фигуры, позволяет установить тип закраски: только границы, фигура с границами основного цвета и заполненная фоновым цветом, фигура, заполненная основным цветом.

4. Физкультминутка.

5. Формирование новых умений и навыков.

Учащиеся приступают к выполнению практической работы на закрепление полученных знаний: задания 2.5., 2.6. учебника.

6. Подведение итогов урока.

Что нового узнали? Что успели сделать на уроке?

7. Домашнее задание. 

§2.4., нарисовать пейзаж к подобранному ранее отрывку стихотворения (дети, имеющие такую возможность, делают работу на компьютере, остальные выполняют на бумаге).

До свидания!

Со звонком дети сдают  карточки с эмоциональной оценкой урока.

Урок № 5

        

Тема урока: Редактирование компьютерного рисунка.

        Тип урока: урок формирования новых понятий.

        Цели урока:

        - обучающая: обеспечить усвоение учащимися понятия «редактирование»,

                                 научить школьников использовать команду Отменить при

                                 построении компьютерного рисунка;

- развивающая: развить у ребят умение планировать свою деятельность

                        для достижения конкретного результата;

        - воспитательная: воспитать уверенность в своих силах, аккуратность

                                  при работе за компьютером.

        Оборудование: компьютеры, учебник, тетради с опорным конспектом.

Структура урока:

1. Организация начала занятия (2 мин.)

Задача: подготовка учащихся к работе на уроке. Создание атмосферы заинтересованности, эмоционально-личностного восприятия учебного материала.

Методы и приемы: словесный.

Форма деятельности учащихся: индивидуальные высказывания.

2.Актуализация опорных знаний (8 мин.)

Задача: установить правильность, полноту и осознанность понимания теоретического материала прошлого урока. Выявить пробелы в знаниях и определить причины их возникновения. Устранить обнаруженные пробелы.

Формы работы: фронтальная.

Методы и приемы: устный опрос.  

3. Изучение нового материала (12 мин.)

Задача: обеспечить восприятие, осмысление и первичного запоминания понятия «редактирование», технологии работы с командой  Отменить.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Методы и приемы: наглядный, словесный.

4. Физкультминутка (3 мин)

5. Формирование новых умений и навыков (15 мин.)

Задача: обеспечить усвоение учащимися знаний и способов действий на уровне применения, обеспечить повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания.

Формы работы: индивидуальная.

Методы и приемы: наглядный, словесный, самостоятельная работа с учебником.

6. Домашнее задание (2 мин.)

Задача: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Форма: фронтальная.

Методы и приемы: словесные, инструктаж учащихся

7. Подведение итогов урока (3 мин.)

Задачи: провести анализ и дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.

Форма: фронтальная, индивидуальная.

Методы: словесные, метод оценочного суждения.

        

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие, проверка посещаемости. Эмоциональный настрой на урок.

2. Актуализация прежних знаний.

Фронтальный опрос.

- Как выбрать инструмент в графическом редакторе?

- Как узнать, какой инструмент выбран?

- Как выбрать цвет в графическом редакторе?

- Как узнать, какой цвет выбран?

- Зачем нужна настройка инструмента?

- Какие виды настройки вы знаете?

Проверка домашнего задания.

3. Объяснение нового материала.

Учитель: - Вы уже убедились, что не всегда удается с первого раза нарисовать все так, как нужно. Что приходится делать в таких ситуациях?

Возможные ответы детей: перерисовывать, исправлять.

Учитель: - Действия по созданию рисунка, по его исправлению и дополнению называются редактированием (определение записывается учителем  на доске, а детьми в опорном конспекте.)

Какие вы знаете способы исправить неудачные элементы рисунка?

Возможные ответы детей: с помощью Ластика и специальной команды Отменить.

Далее идет объяснение случаев использования разных приемов редактирования с использованием аудиального, визуального и кинестетического каналов: на доску с компьютера учителя проецируется пример картинки, требующей редактирования. Учащиеся высказывают свои точки зрения по поводу  приемов, которые лучше всего использовать в данном случае. Дети-кинестетики подходят к компьютеру учителя и вносят исправления, а все остальные видят, как это происходит. Необходимые записи вносятся в опорный конспект.

4. Физкультминутка.

5. Формирование новых умений и навыков.

Ученики выполняю задание 2.7. учебника на закрепление полученных знаний.

6. Подведение итогов урока.

7. Домашнее задание: §2.5.

Со звонком дети сдают  карточки с эмоциональной оценкой урока.

Опорный конспект:

Редактирование – это ________________________

_______________________________________________
______________________________________________.

Ластик используют чтобы ______________________

______________________________________________.

 Команду  Отменить применяют, чтобы __________

_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________

_________________________________________________.

Команду Отменить заменяет одновременное нажатие

     клавиш ________________________________________.

Урок № 6

        

Тема урока: Фрагмент рисунка.

        Тип урока: урок формирования новых понятий.

        Цели урока:

        - обучающая: обеспечить усвоение учащимися понятия «фрагмент рисунка»,

                                научить школьников технологии выделения фрагмента  при

                                построении компьютерного рисунка;

- развивающая: развить логическое мышление и пространственное вообра-

                      жение учащихся;

        - воспитательная: воспитать аккуратность при работе за компьютером.

        Оборудование: компьютеры, мультимедиапроектор, презентация «Графический редактор», учебник, тетради, набор предметов (черепок от вазы, часть собранной из пазлов картинки, листок с нотами фрагмента известной песенки).

 Структура урока:

1. Организация начала занятия (2 мин.)

Задача: подготовка учащихся к работе на уроке. Создание атмосферы заинтересованности, эмоционально-личностного восприятия учебного материала.

Методы и приемы: словесный.

Форма деятельности учащихся: индивидуальные высказывания.

2. Изучение нового материала (12 мин.)

Задача: обеспечить восприятие, осмысление и первичного запоминания понятия «фрагмент рисунка», технологии работы с инструментом Выделение.

Формы работы: фронтальная.

Методы и приемы: наглядный, словесный, исследовательский.

3. Физкультминутка (3 мин)

4. Формирование новых умений и навыков (15 мин.)

Задача: обеспечить усвоение учащимися знаний и способов действий на уровне применения, обеспечить повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания.

Формы работы: индивидуальная.

Методы и приемы: наглядный, словесный, самостоятельная работа с учебником.

5. Домашнее задание (2 мин.)

Задача: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Форма: фронтальная.

Методы и приемы: словесные, инструктаж учащихся

6. Подведение итогов урока (3 мин.)

Задачи: провести анализ и дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.

Форма: фронтальная, индивидуальная.

Методы: словесные, метод оценочного суждения.

 

        

Ход урока:

1. Организационный момент.

Приветствие, проверка посещаемости. Эмоциональный настрой на урок.

2. Объяснение нового материала.

Учитель: - Тема сегодняшнего урока «Фрагмент рисунка». Для начала давайте разберемся с понятием «фрагмент». Посмотрите на представленные на столе предметы и постарайтесь сформулировать свое определение этого понятия.  

Дается пара минут, чтобы дети смогли сосредоточиться и подумать.

- Кто готов, поднимите руки. 

Выслушиваются варианты ребят и на их основе вводится определение.

 - Фрагмент  - это часть чего-либо, фрагмент компьютерного рисунка – это специальным образом выделенная его часть.  

Определения проецируются на доску и записываются детьми в опорный конспект.

Учитель: - для обозначения границ фрагмента используется инструмент Выделение. В графическом редакторе Paint существуют две разновидности этого инструмента, предназначенные для выделения прямоугольной или произвольной области.

Следующий слайд презентации с инструментом Выделение.

- На панели настройки вы можете настроить инструмент на выделение вместе с фоном или без фона. Как правило, удобнее использовать выделение без фона.

Следующий слайд презентации с панелью настройки.

- Давайте посмотрим, в каких случаях следует использовать прямоугольное выделение, а в каких произвольное.

Слайд презентации с соответствующими примерами.

- Чтобы снять выделение, нужно щелкнуть мышью вне рамки.

Следующий слайд с соответствующими примерами.

Учитель: - Ребята, для чего нам может потребоваться выделять часть рисунка? Выскажете свои предположения.

Ответы детей.

3. Физкультминутка.

4. Формирование новых умений и навыков.

Дети выполняют задания 2.8., 2.9. учебника.

5. Подведение итогов урока.

Что нового узнали на уроке? В каких ситуациях будем применять полученные знания?

6. Домашнее задание: §2.6. Контрольные вопросы 1-13 стр.84.

Со звонком дети сдают  карточки с эмоциональной оценкой урока.

Опорный конспект:

  Фрагмент компьютерного рисунка – это ________________________

         ___________________________________________________________

         ___________________________________________________________

 Для обозначения границ фрагмента используют инструмент_________

 Его разновидности:    

________________________________

________________________________

 Выделение необходимо для:

       -  _______________________________________________________

          _______________________________________________________

     

Урок № 7

        Тема урока: Сборка рисунка из деталей.

        Тип урока: урок отработки имеющихся знаний.

        Цели урока:

        - обучающая: научить школьников технологии сборки рисунка из деталей,

                              совершенствование умения использовать инструмент Выделение. 

        - развивающая: развивать логическое мышление и пространственное

                                      воображение ребенка;

        - воспитательная: воспитание познавательной потребности, умения  

                                       планировать свою работу и прогнозировать ее  результат.

        Оборудование: компьютеры, мультимедиапроектор, презентация  «Графи-

                       ческий редактор», доска, учебники, тетради, наборы геометрических

                        фигур (конструктор).

 

Структура урока:

1. Организация начала занятия (1 мин.)

Задача: подготовка учащихся к работе на уроке. Создание атмосферы заинтересованности, эмоционально-личностного восприятия учебного материала.

Методы и приемы: словесный.

Форма деятельности учащихся: индивидуальные высказывания.

2.Актуализация опорных знаний (10 мин.)

Задача: установить правильность, полноту и осознанность понимания теоретического материала прошлого урока. Выявить пробелы в знаниях и определить причины их возникновения. Устранить обнаруженные пробелы.

Формы работы: индивидуальная.

Методы и приемы: устный и письменный опрос.  

3. Изучение нового материала (10 мин.)

Задача: обеспечить восприятие, осмысление и первичного запоминания технологии сборки рисунка из деталей, умение использовать инструмент Выделение. 

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Методы и приемы: наглядный, словесный, практический, аргументация выдвинутой гипотезы.

4. Физкультминутка (3 мин)

5. Формирование новых умений и навыков (15 мин.)

Задача: обеспечить усвоение учащимися знаний и способов действий на уровне применения, обеспечить повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания.

Формы работы: индивидуальная.

Методы и приемы: самостоятельная работа с учебником.

6. Домашнее задание (2 мин.)

Задача: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Форма: фронтальная.

Методы и приемы: словесные, инструктаж учащихся

7. Подведение итогов урока (4 мин.)

Задачи: провести анализ и дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.

Форма: фронтальная, индивидуальная.

Методы: словесные, метод оценочного суждения.

Ход урока

1. Организационный момент.

    Приветствие, перекличка. Проверка готовности к уроку. Эмоциональный настрой.

2. Актуализация прежних знаний.

Опрос учащихся по их выбору: в устной форме («тихий» опрос), в письменной форме в виде ответов на вопросы).

 3. Объяснение нового материала.

Учитель: - За окном зима, время года, славящееся своими особыми занятиями и забавами. Ребята, чем вы любите заниматься зимой?

Ответы детей: - Играть в снежки, кататься на санках, лепить снеговика…

Учитель: - Расскажите, пожалуйста, как вы лепите снеговика.

Ответы детей: - Сначала надо слепить каждый ком отдельно, затем соединить их вместе.

Учитель: - Давайте «слепим» снеговика с помощью конструктора, лежащего у вас на партах.

(Дети конструируют снеговика из разнообразных геометрических фигур набора)

Учитель проверяет результат, комментирует удачные моменты.

Учитель: - Ребята, давайте с вами нарисуем нашего снеговика с помощью графического редактора. Удобнее всего  все составляющие рисунка создать сначала отдельно друг от друга.

(На экран проецируются отдельные детали снеговика)

- Для соединения частей, какой знакомый нам инструмент нам придется использовать?

Ответ детей: - Инструмент выделения.

Учитель: - Правильно. Надо настроить инструмент на выделение без фона, обвести деталь рамкой, а затем, захватив ее, перемещать в нужное место рисунка.

(на доске учитель показывает последовательность действий по сборке рисунка). 

4. Физкультминутка.

5. Формирование новых умений и навыков.

- Займите свои места за компьютеры и попробуйте нарисовать снеговика самостоятельно, пользуясь алгоритмом задания 2.10.

(Дети выполняют задание 2.10. учебника, дополнительное  задание 2.11.)

6. Подведение итогов урока.

Что нового узнали на уроке? В каких ситуациях будем применять полученные знания?

7. Домашнее задание: §2.7. Контрольный вопрос 14 стр.84.

Со звонком дети сдают  карточки с эмоциональной оценкой урока.

Урок № 8

        Тема урока: Сохранение созданного рисунка.

        Тип урока: урок формирования новых понятий.

        Цели урока:

        - обучающая: обеспечить усвоение учащимися понятия «файл», сформиро-

                              вать понимание технологии сохранения файла на жестком диске;

                 - развивающая: развивать умение переносить ранее полученные знания на

                             новый учебный материал, умение структурировать информацию;

        - воспитательная: воспитание познавательной потребности, аккуратности

                                       при работе с информацией.

        Оборудование: компьютеры, мультимедиапроектор, презентация  «Графи-

                       ческий редактор», доска, учебники, тетради с опорным конспектом.

 

Структура урока:

1. Организация начала занятия (1 мин.)

Задача: подготовка учащихся к работе на уроке. Создание атмосферы заинтересованности, эмоционально-личностного восприятия учебного материала.

Методы и приемы: словесный.

Форма деятельности учащихся: индивидуальные высказывания.

2. Изучение нового материала (15 мин.)

Задача: обеспечить восприятие, осмысление и первичного запоминания учащимися понятия «файл», сформировать понимание технологии сохранения файла на жестком диске;

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Методы и приемы: наглядный, словесный, практический, аргументация выдвинутой гипотезы.

3. Физкультминутка (3 мин)

4. Формирование новых умений и навыков (20 мин.)

Задача: обеспечить усвоение учащимися знаний и способов действий на уровне применения, обеспечить повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания.

Формы работы: индивидуальная.

Методы и приемы: фронтальная, самостоятельная работа с учебником.

5. Домашнее задание (2 мин.)

Задача: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Форма: фронтальная.

Методы и приемы: словесные, инструктаж учащихся

6. Подведение итогов урока (4 мин.)

Задачи: провести анализ и дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.

Форма: фронтальная, индивидуальная.

Методы: словесные, метод оценочного суждения.

Ход урока

1. Организационный момент.

    Приветствие, перекличка. Проверка готовности к уроку. Эмоциональный настрой.

2. Объяснение нового материала.

Учитель: - У меня в ящике стола хранятся различные папки с документами (вынимаю папки, открываю и показываю ребятам). В каждой папке документы определенного вида: в одной собраны тетради, в другой – рисунки. Когда в документах порядок, с ними легко работать. Для хранения работ, выполненных на компьютере, используется жесткий диск, расположенный внутри системного блока. Информация, записанная на диске под некоторым именем, называется файлом. Созданные пользователем файлы можно хранить в специальной папке Мои документы.

(слова учителя дублируются показом на экране соответствующих слайдов презентации «Графический редактор», дети заполняют опорный конспект)

- Для того, чтобы сохранить созданный вами рисунок, нужно обратиться к меню Файл – команда Сохранить и Сохранить как...

(учитель объясняет и показывает технологию сохранения файла)

3. Физкультминутка.

4. Формирование новых умений и навыков.

Учитель: - Давайте обратимся к заданию 2.12. и еще раз проговорим порядок действий при сохранении файла на жестком диске.

Дети разбирают, а затем выполняют задание 2.12. учебника «Создание и сохранение рисунка».

Учитель: - мы научились с вами сохранять сделанную работу, а как ее открыть, чтобы просмотреть или исправить?

Возможные ответы детей.

Дети вместе с учителем обсуждают все возможные способы открытия файла.

5. Подведение итогов урока.

Что нового узнали на уроке? Почему важна аккуратность при сохранении документов на компьютере? Как вы теперь будете хранить свои документы?

6. Домашнее задание: §2.9. Контрольные вопросы 16, 17 стр.84.

Со звонком дети сдают  карточки с эмоциональной оценкой урока.

Опорный конспект:

Жесткий диск используется для _________

      ______________________________________

      ______________________________________

Файл – это ____________________________

     _______________________________________

     _______________________________________

Папка Мои документы предназначена для

     ______________________________________

     ______________________________________

     ______________________________________

Чтобы сохранить файл нужно:

      ______________________________________

      ______________________________________

      ______________________________________

      ______________________________________

      ______________________________________

Урок № 9

        Тема урока: Построения с помощью клавиши SHIFT.

                                            Вспомогательные построения.

        Тип урока: урок формирования новых понятий и умений.

        Цели урока:

        - обучающая: обеспечить усвоение учащимися технологии построений

                                   с помощью клавиши SHIFT и использование приема

                                   вспомогательных построений.

        - развивающая: развивать логическое мышление и пространственное

                                      воображение ребенка;

        - воспитательная: воспитание познавательной потребности, умения  

                                       планировать свою работу и прогнозировать ее  результат.

        Оборудование: компьютеры, мультимедиапроектор, презентация  «Графи-

                       ческий редактор», доска, учебники, тетради с опорным конспектом.

 

Структура урока:

1. Организация начала занятия (1 мин.)

Задача: подготовка учащихся к работе на уроке. Создание атмосферы заинтересованности, эмоционально-личностного восприятия учебного материала.

Методы и приемы: словесный.Форма деятельности учащихся: индивидуальные высказывания.

2. Изучение нового материала (5 мин.)

Задача: обеспечить восприятие, осмысление и первичного запоминания технологии  построений с помощью клавиши SHIFT.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Методы и приемы: наглядный, словесный, практический.

3. Формирование новых умений и навыков (5 мин.)

Задача: обеспечить усвоение учащимися знаний и способов действий на уровне применения, обеспечить повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания.

Формы работы: индивидуальная.

Методы и приемы: самостоятельная работа с учебником.

4. Изучение нового материала (10 мин.)

Задача: обеспечить восприятие и осмысление технологии  вспомогательных построений.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Методы и приемы: наглядный, словесный, практический.

5. Физкультминутка (3 мин)

6. Формирование новых умений и навыков (15 мин.)

Задача: обеспечить усвоение учащимися знаний и способов действий на уровне применения, обеспечить повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания.

Формы работы: индивидуальная.

Методы и приемы: самостоятельная работа с учебником.

7. Домашнее задание (2 мин.)

Задача: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Форма: фронтальная.

Методы и приемы: словесные, инструктаж учащихся

8. Подведение итогов урока (4 мин.)

Задачи: провести анализ и дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.

Форма: фронтальная, индивидуальная.

Методы: словесные, метод оценочного суждения.

Ход урока

1. Организационный момент.

    Приветствие, перекличка. Проверка готовности к уроку. Эмоциональный настрой.

2. Объяснение нового материала.

Учитель: - В процессе рисования тех или иных элементов часто возникает необходимость в строго вертикальных или горизонтальных линиях. Нарисовать их порой бывает не просто. Однако рисовать их без особого труда можно, если держать во время рисования нажатой клавишу SHIFT на клавиатуре. С этой клавишей можно рисовать точную вертикальную, горизонтальную линию и линию под углом 45˚. Кроме того, если рисовать инструментом Прямоугольник с нажатой клавишей SHIFT, то будет получаться квадрат. При рисовании инструментом Эллипс – круг.

(Слова учителя дублируются на экране соответствующими слайдами презентации «Графический редактор»)

3. Формирование новых умений и навыков.

Учитель: - Займите свои места за компьютерами и нарисуйте тот же рисунок, что сейчас на экране. (Дети выполняют задание с доски)

4. Объяснение нового материала.

Учитель:  - Сегодня нам предстоит выполнить еще одно задание – нарисовать пирамидку, состоящую из разноцветных колец одинаковой толщины. В таком случае, когда нужно добиться точности при рисовании, используют прием вспомогательных построений. Для того, чтобы наши кольца получились одинаковой толщины мы проведем две ограничивающие линии серым  цветом, который является вспомогательным. Выберем инструмент Скругленный прямоугольник, наведем указатель мши на верхнюю линию (учитель показывает на доске технологию выполнения построений), двигая мышь с нажатой кнопкой к нижней лини получим контуры кольца. Точно также нарисуем несколько колец разной длины. Закрасим их разными цветами. Теперь нам необходимо избавиться от серых вспомогательных линий. Для этого выберем инструмент Заливка и зальем весь лист серым цветом, а затем зальем лист белым цветом – вспомогательные линии исчезнут. С помощью инструмента Выделение соберем кольца в пирамидку.

5. Физкультминутка.

6. Формирование новых умений и навыков.

Дети выполняют задание за компьютерами, перед ними письменный алгоритм построений.

Учитель: - Сохраните рисунок на Рабочем столе под именем Пирамида.

7. Подведение итогов урока.

Что нового узнали на уроке? В каких ситуациях будем применять полученные знания?

8. Домашнее задание: §2.9., 2.10. Контрольные вопросы 19-25 стр.84.

Со звонком дети сдают  карточки с эмоциональной оценкой урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок информатики. 5 класс. Компьютерная графика. Графический редактор Paint

Тип урока:урок  новых знанийФормы и методы работы:фронтальная работа, работа в парах, индивидуальная работа, практическая работа. Проблемно-поисковый, наглядный метод.Задачи урока:1....

Урок производственного обучения "Применение графического редактора Paint для решения прикладных задач"

На уроке производственного обучения уч-ся 1 курса с помощью инструментов графического редактора Paint изготовить раздаточный (дидактический) материал для уроков физики по теме: "Параллельное и по...

Урок по теме "Компьютерная графика. Графический редактор Paint"

В работе представлен материал урока  для учеников 5 класса....

Материалы к уроку по теме "Инструменты графического редактора Paint"

Методические материалы к открытому уроку информатики в 5 классе по программе Л. Босовой...

Разработка урока по информатики "Возможности графического редактора Paint"

Данный урок может быть использован при изучении темы "Растровые графические редакторы"....

Технологическая карта урока информатики "Компьютерная графика. Графический редактор" 5 класс

Цель: сформировать у учащихся умения работать в графическом редакторе Paint, научить создавать сложные графические изображения, научить составлять план для создания компьютерного изображения в графиче...

Компьютерная графика. Графический редактор Paint.

Авторы,  разработчики: Томин Борис Павлович, учитель информатики и ИКТ МОУ СОШ №39 г. МагнитогорскаПредметИнформатикаКласс5 классТип урокаКомбинированный урокТехнология урокаТехнология разви...