Устройство компьютера
план-конспект урока по информатике и икт (7 класс) по теме

конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_1_ustroystvo_kompyutera_8_klass.doc143.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Устройство компьютера.

Цель урока: познакомить учащихся с устройством компьютера

Планируемые результаты:

Предметные:

Метапредметные результаты

Личностные результаты

  1. формирование дальнейших представлений о устройстве компьютера;
  2. дать понятие об аппаратном обеспечении, оперативной памяти;
  3. формировать умение владеть клавиатурой, представление о жестком диске, процессоре.

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Самоопределение

Смыслообразование

Ценностная
ориентация

использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета (М8),
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям(М10),
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета(М14),  
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами(М15)

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата(М3),
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха (М4)
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии(М5)

готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий(М11);

принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения(Л5)

наличие мотивации к творческому труду, работе на результат(Л10).

формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий (Л2);

        

Оборудование: мультимедийная установка, плакат «Устройство компьютера», учебник «Информатика и ИКТ» для 8 класса

Автор Угринович Н.Д.

Организационные формы и методы: опрос устный и письменный, беседа.

Структурированный план урока:

  1. Проверка знаний учащихся
  2. Объяснение нового материала
  3. Закрепление изученного материала
  4. Домашнее задание

Таблица 1.1.

Результаты

Критерии оценивания

2

1

0

Метапредметные

коммуникативные

Учебная ситуация: актуализация познавательной и аналитической деятельности с опорой на личный опыт учащихся через  диалог

  1. готовность слушать собеседника и вести диалог (М11);
  2. умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения (М11);

Активно включается в диалог, с интересом слушает учителя, поддерживает диалог, выдвигая собственные версии и приводя аргументы, комментирует мнение других учащихся

Проявляет интерес к диалогу, но в качестве наблюдателя (слушателя). Неуверенно формулирует свою версию, затрудняется в подборе аргументов для ее  доказательства.

Не проявляет интереса к диалогу, не делает попыток высказать свое мнение, прокомментировать мнения одноклассников

познавательные

Учебная ситуация: получение нового знания

  1. овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности () (М14);
  2. овладение логическими действиями анализа, обобщения, классификации по родовитым признакам, построения рассуждений и отнесения к известным понятиям (М10);

Умеет идентифицировать объект, определить  его характерные особенности.

Умеет идентифицировать объект (процесс или явление), но затрудняется с выделением его характеристических свойств

Испытывает сложности при идентификации объекта (процесса или явления), затрудняется охарактеризовать его назначение и свойства.

Учебная ситуация: рефлексивно-оценочная

проблемно-поискового характера

  1. овладение базовыми предметными понятиями (отчет, запрос) (М15);
  2. использование различных способов интерпретации информации (самостоятельная работа по вариантам) (М8);
  3. овладение логическими действия анализа, синтеза,  установления аналогий (М10);

Уверенно дает определения, приводит примеры.

Испытывает затруднения при определении  понятий,

Не умеет  определять отчет, запрос.

Учебная ситуация: домашнее задание

  1. использование различных способов поиска информации (М8);

Умеет организовать эффективный поиск информации по представленному запросу

Поиск в  большинстве своем дает требуемый результат, но выбранный способ поиска не является оптимальным

Результативность поиска минимальна, поскольку испытывает затруднения в выборе алгоритма действий

регулятивные

Учебная ситуация: рефлексивно-оценочная

проблемно-поискового характера

  1. формирование умений оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей (самостоятельная работа по вариантам) (М3);
  2. формирование умений конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха (М4);

Адекватно оценивает свои действия, в случае неудачи делает попытку разобраться в причине неуспеха.

Интересуется причиной ошибки (что сделал не так), но самостоятельных действий к выявлению ее природы не предпринимает.

Не участвует в процессе оценивания своей деятельности, не старается выявить природу ошибки (неуспеха)

Учебная ситуация: рефлексия

  1. освоение начальных форм познавательной и личной рефлекции (М5);

Адекватно  оценивает свои достижения, точно позиционируя себя на «горе знаний», задание вызывает интерес

Испытывает сложности в личностном позиционировании

Неадекватно оценивает свои достижения

Личностные

смыслообразование

Учебная ситуация: рефлексивно-оценочная

проблемно-поискового характера

  1. наличие мотивации в работе на результат (Л10);

Регулярно проявляет интерес к заданиям, в которых прогнозируется определенный результат

Задания продуктивного характера выполняются с традиционной прилежностью, но отсутствует  проявление мотивации, заинтересованности в получении результата

Внешнее проявление неудовольствия предстоящей работой

самоопределение

Учебная ситуация: получение нового знания

  1. принятие и освоение социальной роли обучающегося (Л5);

Активно включается в учебно-познавательную деятельность, адекватно оценивает свои образовательные результаты, понимает важность личного вклада для их достижения

Участвует у учебном процессе, но инициативы в получении новых знаний не проявляет. Не до конца осознана значимость собственных усилий. Является «потребителем» знаний.  

Не проявляет заинтересованности в процессе обучения, значительно завышена (занижена) самооценка, не осознает личную ответственность за результаты обучения

Ценностная
ориентация

Учебная ситуация: получение нового знания

  1. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию (Л2)

Может проводить микро- и макроанализ объектов (рассматривать его как отдельную систему и показывать его роль в системе более высокого уровня иерархии)

Имеет обрывочные представления об отчетах и запросах

Не имеет представлений о запросах и отчетах

1. Проверка знаний учащихся.

Учебная ситуация: актуализация познавательной и аналитической деятельности с опорой на личный опыт учащихся через  диалог
Примечание: учебная ситуация определена видом деятельности

Содержание этапа урока

Виды деятельности учащихся

Формы оценивания результатов

Значимость
средств ИКТ

Деятельность учителя

Деятельность ученика


Визуальная проверка выполнения домашнего задания в Рабочей тетради

фронтальный опрос учащихся:

  1. Что такое информация?
  2. Какие виды информации вам известны?

Что изучает наука Информатика?


Отдельные ученики зачитывают свои варианты выполнения заданий.


Отвечают на вопросы.


Предполагаемые ответы:

Информация- это сведения об  окружающем нас мире. Человек получает информацию с помощью органов чувств: органов зрения, слуха, вкуса, осязания и обоняния.
По форме представления информации различают числовую, текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию

- аналитическая;
- познавательная
- мыслительная деятельность по обобщению понятий;
- коммуникативная (построение речевого высказывания в соответствии с поставленной задачей – формулировка определения)

Критериально-ориентированная система оценивания метапредметных результатов учителем

(см. Таблицу 1.1)

















Учебная ситуация: рефлексивно-оценочная проблемно-поискового характера
Примечание: учебная ситуация определена предметом изучения и связанной с этим деятельностью

Содержание этапа урока

Виды деятельности

учащихся

Формы оценивания результатов

Значимость
средств ИКТ

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Учитель задает вопросы и подводит учащихся к объявлению  темы урока,  и совместно ставят цели урока.

  1. Где в повседневной жизни можно встретить компьютеры?
  2. В чем нам помогает компьютер?
  3. Что же такое компьютер?
  4. Чем же сегодня на уроке мы будем заниматься?


Учащиеся отвечают на вопросы



















- аналитическая;
- самостоятельная;
- самооценка; личностная рефлексия (самоанализ своих действий)


















  1. Критериально-ориентированная система оценивания метапредметных и личностных результатов учителем

(см. Таблицу 1.1)

  1. Самооценивание результатов деятельности учащихся по полученному результату

2. Объяснение нового материала.

Учебная ситуация: получение нового знания
Примечание: учебная ситуация определена предметом изучения и связанной с этим деятельностью

Содержание этапа урока

Виды деятельности

учащихся

Формы

оценивания

результатов

Значимость
средств ИКТ

Деятельность учителя

Деятельность ученика

 (рассказ учителя сопровождается соответствующей презентацией)


Внутри системного блока находится  процессор – главное устройство компьютера, обрабатывающее информацию. 
Память компьютера служит для хранения данных. Существуют два вида памяти: оперативная и постоянная. Устройство их реализующее, называются ОЗУ и ПЗУ. ОЗУ - оперативное запоминающее устройство. ПЗУ - постоянное запоминающее устройство. 
В  ПЗУ  хранятся инструкции, определяющие порядок работы при включении компьютера. Эти инструкции не удаляются даже при выключении компьютера.
Все программы и данные, необходимые для работы компьютера помещаются в ОЗУ. Процессор может мгновенно обращаться к информации, находящейся в оперативной памяти. Электрические импульсы, в форме которых информация сохраняется в оперативной памяти, существуют только тогда, когда компьютер включен. После отключения источника питания вся информация, содержащаяся в оперативной памяти, теряется. Для длительного хранения информации используется долговременная память: магнитные диски, оптические диски, другие устройства. Магнитные диски – это круглые диски из пластика или метала, покрытые магнитным веществом.  Магнитные  диски бывают жесткие и гибкие. Жесткие диски большой емкости встроены внутрь системного блока и постоянно там находятся. В системном блоке находятся и дисководы гибких магнитных дисков – дискет. Дискета вручную вставляется в  дисковод через специальное отверстие в корпусе системного блока. С помощью дискет информацию можно переносить с одного компьютера на другой. В отличие от гибких дисков жесткие диски нельзя переносить.  В последнее время широкое распространение получили оптические диски. 
Клавиатура применяется для ввода информации в память компьютера.
Монитор предназначен для вывода информации на экран или, еще говорят для отображения информации на экране. К персональному компьютеру могут 
подключаться дополнительные устройства: 

  1. Принтер (для вывода информации на бумагу);
  2. Мышь (для управления компьютером)
  3. Акустические коленки (для вывода звуковой  информации);
  4. Джойстик (для управления компьютером во время игры);
  5. Дисковод (для чтения данных с лазерных дисков);
  6. Сканер (для ввода графических изображений в память компьютера непосредственно с бумажного оригинала);
  7. Графопостроитель (для вывода графической информации, то есть чертежей на бумагу).

Существуют и другие устройства. Все они составляют аппаратное обеспечение компьютера. 
Давайте внимательно рассмотрим школьные компьютеры. Они связаны друг с другом и подчиняются самой главной машине – той, которая стоит на учительском столе. Говорят, что они объединены в локальную компьютерную сеть. Компьютерные сети получили в настоящее время широкое распространение, так как позволяют очень быстро передавать  информацию на любые расстояния  и открывают каждому доступ к информационным ресурсам.


Слушают учителя
















- актуализация, обобщение и выделение главного в соответствии с поставленной задачей;

- аналитическая;
- осмысление новых понятий, установление ассоциативных связей при знакомстве с новым понятием;
- пополнение активного словаря;
- анализ, сравнение, обобщение

- информационно-анали-тическая;





  1. Критериально-ориентированная система оценивания метапредметных и личностных результатов учителем

(см. Таблицу 1.1)



Демонстрация презентации позволяет развивать образное восприятие особенностей прикладной среды.  Фактически учащиеся сами «добывают» знание, оно становится для них личностно значимым.


Для закрепления материала воспользуемся программой comput.exe из пакета “Роботландия”. На первом этапе работы выбраете мышью любой элемент компьютера, чмтаете название данного элемента и его название. На втором этапе нужно восстановить название каждого устройства, изображенного на схеме, по его назначению. На третьем этапе нужно восстановить название устройства, изображенного на схеме, по его назначению (ввод, хранение, обработка, вывод).


Самостоятельная работа, учащиеся применяют уже полученные знания в процессе сравнительного анализа













Взаимопроверка при работе в паре













Обобщение

Выполним задание у доски. В левой колонке  записаны слова, связанные с устройством компьютера, а в  правой объяснение каждого слова. 

Нужно соединить стрелками.


Информация

Компьютер

Процессор

Оперативная память

Жесткий диск

Клавиатура

Монитор



– сведения об интересующем вас предмете.

– устройство, предназначенное для вычислений, обработки информации и управления работой компьютера.
– универсальное программно - управляемое устройство для обработки информации. 

– устройство для ввода информации путем нажатия клавиш.

– устройство визуального отображения информации.
– информация в ней находится только во время работы компьютера.
– используется только для длительного хранения информации.



Учащиеся соединяют стрелочками соответствующие слова и объяснения. Ученик выполняющий у доски зачитывает верные ответы:

Информация – сведения об интересующем вас предмете.
Компьютер – универсальное программно - управляемое устройство для обработки информации. 
Процессор – устройство, предназначенное для вычислений, обработки информации и управления работой компьютера.
Оперативная память – информация в ней находится только во время работы компьютера.
Жесткий диск – используется только для длительного хранения информации.
Клавиатура – устройство для ввода информации путем нажатия клавиш.
Монитор – устройство визуального отображения информации.

- коммуникативная деятельность: организация продуктивного диалога, результатом которого является самостоятельно сформулированное учащимися определение;

  1. Критериально-ориентированная система оценивания метапредметных и личностных результатов учителем

           (см. Таблицу 1.1)

  1. Оценка мнений и ответов одноклассниками
  1. Поощрение педагогом наблюдательных и активных учащихся

3. Закрепление изученного материала

Учебная ситуация: рефлексия
Примечание: учебная ситуация определена  видом деятельности (рефлексия)

Содержание этапа урока

Виды деятельности

учащихся

Формы оценивания результатов

Значимость
средств ИКТ

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Для закрепления материала учитель начинает читать предложение, а учащиеся заканчивают:

-Основное устройство ввода информации в компьютер (клавиатура);

-В этой конструкции находится процессор и оперативная память (системный блок)

-Память, в которой хранятся данные и программы во время работы (ОЗУ);

-Устройство для обработки информации в компьютере (процессор);

-Устройство для вывода информации на экран (монитор).



Для подведения итогов урока можно воспользуемся упражнением «Плюс-минус-интересно». Заполните таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке. В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь. В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

Заканчивают предложения учителя
















Заполнение таблицы

Оценка мнений и ответов одноклассниками















- рефлексивная;
- творческая

Диалог учителя с учащимся

(возможно, индивидуальная беседа)

4. Домашнее задание
Учебная ситуация: домашнее задание
Примечание: учебная ситуация определена  видом деятельности (домашнее задание)

Содержание этапа урока

Виды деятельности

учащихся

Формы оценивания результатов

Значимость
средств ИКТ

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Составить кроссворд по данной теме.


-Письменно выполнить задание на стр.38, 43, 46 (учебник Н.Угриновича Информатика для 8 класса).

Работа учащихся с  электронными ресурсами, с учебником.

- информационно-поисковая;
- аналитическая

Критериально-ориентированная система оценивания метапредметных результатов учителем

(см. Таблицу 1.1)

Средства ИКТ (например, мультимедиа энциклопедии и Интернет) могут выступать в качестве уникального источника знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Устройство компьютера

Для прверки знаний воспитанников компьютерного объединения я использую тесты.Предлагаю вашему вниманию один из них....

Устройство компьютера

раздаточный материал для начальных классов по информатике...

Эксплуатация устройств компьютера. Защита от недостатков электропитания. Чистка компьютера

Предлагаю ознакомиться с некоторыми рекомендациями по безопасному обеспечению и рациональному использованию устройств компьютера.Бывает, что напряжение в электросети сильно колеблется. Для компьютера ...

Наш компьютер - верный друг. Устройства компьютера

конспект занятия для старших дошкольников об устройстве компьютер...

Устройство компьютера. Из чего состоит компьютер

Устройство компьютера. Из чего состоит компьютер. Учебно-методический материал к занятиям по программе "КОМП"...