Этнокультурный компонент как средство развития информационной культуры обучающихся
статья по информатике и икт по теме

Трофимова Татьяна Евгеньевна

Статья по использованию этнокультурного компонента на уроках информатики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Этнокультурный компонент как средство развития информационной культуры обучающихся

Трофимова Т.Е., учитель информатики

На протяжении всего курса информатики и ИКТ мною используются задания с элементами этнокультурного компонента для воспитания у обучающихся патриотизма, формирования мировоззрения и любви к своей малой Родине.

При освоении графических редакторов (Paint, Photoshop) на первом этапе учащиеся разрабатывают национальный орнамент (русский, татарский и др. национальностей по выбору). Для создания орнамента нужна большая предварительная подготовка (изучение национальных орнаментов, создание эскизов). Материал для работы учащиеся находят в иллюстрированных книгах, журналах, Интернете, CD - дисках. Работая над темой «Абстракция» (в направлении «Дизайн»), обучающиеся также используют национальные мотивы.

На втором этапе работы с графическими редакторами учащиеся создают ассоциации или интерпретации по прочитанным литературным произведениям (русской, татарской, зарубежной литературы). В гуманитарных классах взаимосвязь таких предметов, как литература и информатика дает возможность более глубоко изучать каждый предмет, и, что самое главное, приучает учащихся творчески мыслить, развивает эмоциональную сферу. Компьютерная графика помогает глубже проникнуть в художественный мир литературного произведения, постигнуть его смысл, отпечатать зрительный образ, а значит, сохранить знание произведения на долгие годы.

Тесно сотрудничая с учителями математики, добиваемся от учащихся решения поставленных задач с использованием электронных таблиц и систем управления базами данных. Такого рода задачи позволяют рассмотреть этнокультурный компонент с математической точки зрения, за основу берутся примеры из старинных русских задачников (задачи на построение графиков и диаграмм, формирования запросов по заданным таблицам, математические исследования). Такой подход помогает развитию логического и образного мышления в их синтезе, формирует творческую личность, готовую к исследовательской работе.

При изучении темы «Программирование» проводятся занятия с использованием графических модулей. Учащиеся самостоятельно составляют программы, которые реализуют элементы народного творчества. Ребятам нравится, они дополняют задачи и стараются придумать уже свои, опираясь на те знания, которые почерпнули на уроках истории родного края.

На третьем этапе работы с графическими редакторами учащиеся создают графические разработки для создания творческих проектов (презентаций, сайтов, буклетов). К разработке тематики проектов привлекаются учителя других предметов, заинтересованные в применении и внедрении информационных технологий в своей дисциплине. Создание учащимися сайтов, презентаций, обучающих программ, электронных пособий, электронных энциклопедий по различным школьным предметам повышает их интерес к данному предмету, предоставляет возможность углубиться в выбранную тему, а также совершенствует их умения и навыки в информационных технологиях. Таким образом выполняется одна из важнейших задач обучения - развитие интеллектуальной сферы, развитие мышления (логического, критического, креативного), памяти, воображения, внимания, информационной культуры.

Инновационным в данной методике является изучение учебного материала с помощью творческих работ, которые позволяют реализовывать личностно-ориентированный подход.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Решение задач с национально-региональным компонентом как средство развития познавательных способностей обучающихся 5-6 классов общеобразовательной школы.

Решение  задач с национально-региональным компонентом как средство развития познавательных способностей обучающихся 5-6 классов общеобразовательной школы....

Доклад на августовскую конференцию "Язык программирования HTML - как средство развития информационной культуры старшеклассников"

Доклад на августовскую конференцию "Язык программирования HTML - как средство развития информационной культуры старшеклассников"...

«Этнокультурный компонент, как средство художественно – эстетического воспитания младших школьников на уроке музыке и во внеклассной работе"

Содержание: 1.Введение.1.1 Фольклор как средство воспитания.……1.2 Особенности художественно- эстетического воспитания в младшем школьном возрасте....

«Развитие информационной культуры обучающихся, формирования их медиаобразовательной грамотности»

У информационных технологий и сферы дополнительного образования много общих черт, они  взаимно обогащают друг друга. Это добровольные и открытые системы, а главное - они обе нацелены не на формир...

Методические материалы "Игра Геокэшинг как средство развития информационно-коммуникативных и исследовательских навыков обучающихся"

Методические материалы "Игра Геокэшинг как средство развития информационно-коммуникативных и исследовательских навыков обучающихся"...

«Фольклор как средство развития музыкальной культуры обучающихся с ОВЗ»

Презентация к выпускной квалификационной работе....

Практико-ориентированные задания с применением национально-регионального компонента как средство развития творческих способностей у обучающихся на уроках химии.

Применение национально-регионального компонента в обучении химии позволяет увидеть «живую химию», а не сухую бездушную науку.   Изучение химии в органической связи с окружающим, ...