Абсолютные ссылки в электронных таблицах
презентация к уроку по информатике и икт (9 класс) по теме
Цели урока: сформировать у учащихся знания об абсолютных ссылках, выработать навыки работы с ними в табличном процессоре Excel.
Задачи урока:
Обучающая: научить учащихся работать с абсолютными ссылками в табличном процессоре Excel;
Воспитательная:
развитие познавательного интереса, речи и внимания учащихся;
формирование информационной культуры и потребности приобретения знаний;
Развивающая: развитие навыков индивидуальной практической деятельности;
развитие умения применять полученные знания для решения задач различного рода;
воспитание творческого подхода к работе;
развитие любознательности, интереса к предмету «информатика» и учению в целом;
развивать у учащихся логическое мышление, память, воображение, умение правильно формулировать свою мысль.
База знаний и место урока
К этому уроку учащиеся знают:
- что такое «электронные таблицы», их назначение. Интерфейс табличного процессора Microsoft Excel;
- минимальный объект электронной таблицы, форматы данных;
- правила записи формул;
- арифметические действия в ЭТ, автосуммирование числовых данных, возможности - использования встроенных функций;
- правила копирования формул;
- относительные ссылки.
Основные умения:
- Умеют составлять и заполнять таблицы
- умеют использовать мастер функций;
- умеют изменять формат ячейки, размер, заливку;
- умеют копировать формулы;
- умеют использовать относительные ссылки.
Методы и приемы обучения, применяемые на уроке:
- наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации (демонстрация презентации, карточки иллюстрирующие задачи);
- репродуктивные (воспроизведение действий по применению знаний на практике на репродуктивном уровне; деятельность по известному алгоритму);
- методы стимулирования и мотивации учащихся – эмоциональные (поощрения);
- методы контроля –фронтальный опрос (может быть тест на карточках);
- методы словесной передачи информации и слухового восприятия информации (диалог)
Тип урока: усвоение нового материала
Класс: 9.
Общее время урока: 30 минут
Место проведения урока: кабинет информатики.
Оборудование урока: программа Microsoft Excel, компьютеры с установленной на них программой Microsoft Excel, компьютерная презентация, мультимедийный проектор, экран, дидактический раздаточный материал, доска, маркер.
1. Организационный момент. Приветствие учащихся, беседа с дежурным. Отмечаю отсутствующих на уроке учащихся.
2. Актуализация знаний (определить готовность учащихся к изучению новой темы)
Учитель. Сегодня на уроке продолжаем работать в электронной таблице.
Давайте проверим, с какими знаниями вы сегодня пришли на урок (Слайды 2 - 3).
Учащиеся устно отвечают на вопросы:
1. Минимальный элемент электронной таблицы – это
ячейка
2. Адрес ячейки состоит из:
Имени столбца и номера строки
3. Что можно вносить в ячейку?
Числа, текст, формулы
4. С чего начинается формула?
Со знака =
5. Что может содержать формула?
Знаки арифметических операций, константы, ссылки на ячейки, функции
6. Сколько ячеек содержит диапазон А1: С3 в электронной таблице:
9 ячеек
7. Как называется выделенный диапазон?
B3:F7
Изучение новой темы.
Итак, формула может состоять из:
Ученики. констант, арифметических операций, скобок, функций и ссылок на другие ячейки. А ссылки бывают разные.
Учитель предлагает решить задачу: Школьный завхоз покупает мебель в школу. Известны наименования товаров, количество и цена за ед. товара в евро, курс евро к рублю. Рассчитать цены по каждой позиции в евро и в рублях.
|
A |
B |
C |
D |
E |
1 |
Наименование покупки |
Количество |
Цена за ед. в евро |
Общая цена в евро |
Общая цена в рублях |
2 |
Шкаф |
5 |
100 |
|
|
3 |
Стол комп. |
10 |
45 |
|
|
4 |
Кресло комп. |
10 |
35 |
|
|
5 |
Стул |
10 |
20 |
|
|
6 |
Полка для книг |
5 |
15 |
|
|
7 |
Стол канц. |
5 |
43 |
|
|
8 |
Итого |
|
|
|
|
9 |
Курс евро |
40 |
|
|
|
Введем формулы для расчета стоимости товаров в евро в ячейку D2 и скопируем формулу в ячейки D3, D4, D5, D6, D7, D8. Теперь – формулу для расчета стоимости в рублях в ячейку E2 и скопируем формулу в ячейки E3, E4, E5, E6, E7, E8 (слайд 6)
Учитель: обратите внимание на формулы в столбце Е. Что происходит со ссылками при копировании.
Ученики: они меняются.
Учитель: Правильно, B9, B10 и т. д. а в ячейках B10, B11… ничего нет и поэтому в ячейках E3, E4, E5, E6, E7, E8 будут значения 0. (слайд 7). Ошибка! Посмотрите где и в чем ошибка.
Учитель: давайте посмотрим какие формулы должны быть записаны в столбце Е. Что мы видим?
Ученики: Во всех ячейках столбца Е должна быть ссылка на одну ячейку В9.
Ячейка В9 не должна меняться, т.е. она должна быть постоянной.
Учитель: Чтобы решить данную задачу необходима специальная ссылка. Как можно назвать такую ссылку?
Ученики: постоянной, неизменной, константой…
Учитель: абсолютной. Абсолютная ссылка - это ссылка которая не изменяется при копировании и переносе формулы, т.е. остается постоянной. В таком случае применяется прием, который называется замораживанием ссылки. Абсолютная ссылка получается из относительной. Для этого перед именем столбца и перед номером строки необходимо поставить знаки $. Примеры абсолютных ссылок: $F$5, $F$5. (слайды 9, 10)
Теперь если мы введем в формулу абсолютную ссылку, то при копировании формулы ссылка на ячейку В9 меняться не будет. (слайды 11, 12)
Первичное закрепление
- На экран выводится формула, ученики определяют, как она изменится при копировании в другие ячейки.
Какой результат будет вычислен в ячейке С2 после копирования в нее из ячейки С1 формулы, которая содержит абсолютную и относительные ссылки?
|
A |
B |
C |
1 |
5 |
10 |
=$A$1*B1 |
2 |
|
15 |
= |
Ответ: =$A$1*B2 =75
2. Какие значения будут получены в ячейках В3 и В4, если в эти ячейки скопировать содержимое ячеек А3 и А4 соответственно?
|
A |
B |
1 |
3 |
4 |
2 |
5 |
6 |
3 |
=А1+А2 |
|
4 |
=$А$2+А2 |
|
Ответ: В3=В1+В2 =10
В4=$A$2+B2 =11
Вторичное закрепление.
Практическая работа на компьютере
Задачи дифференцированы по уровню сложности. Ученикам предлагается самим выбрать задачу для решения. Решить необходимо только одну задачу (две другие по -возможности).
Задача №1 Умение пользоваться абсолютными и относительными ссылками при составлении формул.
Источник: Информатика. Задачник-практикум в 2 т. / Л. А. Залогова, М. А. Плаксин, С. В. Русаков и др. Под ред. И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера: Том 2. – 3-е изд., испр. И доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. С. 140.
У с л о в и е. Мальвина премирует учеников своей школы за хорошую учебу: за решенную задачу ученик получает 5 конфет, за выученное стихотворение — 4 конфеты, за прочитанную книгу — 33 конфеты. Буратино решил 1 задачу, прочитал 2 книги и выучил 3 стихотворения. Пьеро выучил 25 стихотворений и прочитал 10 книг. Пудель Артемон решил 15 задач и прочитал 3 книги. З а д а н и е. 1. Построить электронную таблицу, которая вычисляет с использованием абсолютной и относительной адресации ячеек:
- сколько всего задач было решено;
- сколько всего книг прочитано и стихотворений выучено;
- сколько всего конфет получил каждый ученик школы;
- сколько всего конфет потребовалось Мальвине для премирования учеников;
2. Оформить электронную таблицу:
- внести заголовок;
- применить шрифты, рамки и цвета по своему усмотрению.
3. Сохранить электронную таблицу, указав в имени файла свою фамилию и номер варианта.
Задача №2
Расчетная ведомость (март) | ||||||
Фамилия |
Начислено, $ |
Удержано |
Выдать в рублях | |||
Оклад |
Премия |
Всего |
Подоходный |
П. Ф. | ||
Иванов И.Д. |
1200 |
|
|
|
|
|
Петров П.Л. |
800 |
|
|
|
|
|
Сидоров А.С. |
3000 |
|
|
|
|
|
Григорьев Г.Р. |
2500 |
|
|
|
|
|
Никитин Н. Р. |
1800 |
|
|
|
|
|
Алешин А.К. |
1000 |
|
|
|
|
|
Макаров М.Т. |
1200 |
|
|
|
|
|
Итого |
|
|
|
|
|
|
- Данную расчетную ведомость воспроизвести в программе Excel и произвести расчеты премии (10% от оклада), подоходного налога и налога в пенсионный фонд.
Подоходный налог = всего*0,13
П.Ф = всего *0,01
курс доллара внести в ячейку вне таблицы и использовать абсолютную ссылку
Оформить электронную таблицу:
- внести заголовок;
- применить шрифты, рамки и цвета по своему усмотрению.
Задача № 3.
Вычислите стоимости туристических путевок в рублях по цене, указанной в долларах, и по курсу доллара: (на рабочем столе заготовка путевки.xls)
Стоимость путевок: В Египет-236 $, в Индию- 178$, в Турцию- 259$, на Кипр- 185$. Курс доллара 32 рубля. Оформить электронную таблицу:
внести заголовок;
применить шрифты, рамки и цвета по своему усмотрению.
Задача №4 Самостоятельная разработка таблицы и умение производить расчеты
Источник: Информатика. Задачник-практикум в 2 т. / Л. А. Залогова, М. А. Плаксин, С. В. Русаков и др. Под ред. И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера: Том 2. – 3-е изд., испр. И доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. С. 141.
У с л о в и е. Во время каникул веселые человечки отправились путешествовать на разных видах транспорта. Незнайка проплыл 50 км на пароходе, проехал 40 км на поезде и пролетел 100 км на самолете. Поэт Цветик проплыл на пароходе 100 км и проехал на поезде 20 км. Торопыжка пролетел на самолете 200 км и проехал поездом 10 км. Доктор Медуница проехала на поезде 30 км и проплыла на пароходе 60 км. Стоимость проезда на поезде составляет 1 монету за км, на пароходе — 2 монеты за км, на самолете — 4 монеты за км.
З а д а н и е. 1. Построить электронную таблицу, которая вычисляет с использованием абсолютной и относительной адресации ячеек:
- какое расстояние проехал каждый из человечков и сколько денег он заплатил за дорогу;
- какое расстояние все человечки вместе проехали на каждом виде транспорта и сколько им это стоило;
- сколько денег все человечки вместе заплатили за все виды транспорта.
2. Оформить электронную таблицу:
- внести заголовок;
- применить шрифты, рамки и цвета по своему усмотрению.
3. Сохранить электронную таблицу, указав в имени файла свою фамилию и номер варианта.
Рефлексия
Учитель. Сегодня мы познакомились с абсолютными ссылками, научились работать с ними в Excel.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
absolyutnye_ssylki_v_et.pptx | 89.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1.Минимальный элемент электронной таблицы – это: ячейка 2. Адрес ячейки состоит из Имени столбца и номера строки 3. Что можно вносить в ячейку? Числа, текст, формулы
4. С чего начинается формула? Со знака = 5. Что может содержать формула? Знаки арифметических операций, константы, ссылки на ячейки, функции 6. Сколько ячеек содержит диапазон А1: С3 в электронной таблице: 9 ячеек
A B C E D E F G H 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Как называется выделенный диапазон? В3: F7
абсолютные ссылки в электронных таблицах
Закупка A B C D E 1 Наименование покупки Количество Цена за ед. в евро Общая цена в евро Общая цена в рублях 2 Шкаф 5 100 3 Стол комп. 10 45 4 Кресло комп. 10 35 5 Стул 30 20 6 Полка для книг 5 15 7 Стол канц. 5 43 8 Итого 9 Курс евро 40 = B2*C2 =B3*C3 =B4*C4 =B5*C5 =B6*C6 =B7*C7 =сумм( D2 : D7 ) = D2*B9 =D3*B10 = D4*B11 =D5*B12 =D6*B13 =D7*B14 =D8*B15
Закупка A B C D E 1 Наименование покупки Количество Цена за ед. в евро Общая цена в евро Общая цена в рублях 2 Шкаф 5 100 3 Стол комп. 10 45 4 Кресло комп. 10 35 5 Стул 30 20 6 Полка для книг 5 15 7 Стол канц. 5 43 8 Итого 9 Курс евро 40 500 450 350 600 75 215 2190 0 0 20000 0 0 0 0
Закупка A B C D E 1 Наименование покупки Количество Цена за ед. в евро Общая цена в евро Общая цена в рублях 2 Шкаф 5 100 3 Стол комп. 10 45 4 Кресло комп. 10 35 5 Стул 30 20 6 Полка для книг 5 15 7 Стол канц. 5 43 8 Итого 9 Курс евро 40 500 450 350 600 75 215 2190 =D3*B9 =D4*B9 = D2*B9 =D5*B9 =D6*B9 =D6*B9
абсолютная ссылка Это ссылка которая не изменяется при копировании и переносе формулы, т.е. остается постоянной.
абсолютная ссылка получается из относительной Для этого перед именем столбца и перед номером строки необходимо поставить знаки $ $F$5 $A$7
Закупка A B C D E 1 Наименование покупки Количество Цена за ед. в евро Общая цена в евро Общая цена в рублях 2 Шкаф 5 100 3 Стол комп. 10 45 4 Кресло комп. 10 35 5 Стул 30 20 6 Полка для книг 5 15 7 Стол канц. 5 43 8 Итого 9 Курс евро 40 500 450 350 600 75 215 2190 =D2*$B$9 =D3*$B$9 =D4*$B$9
Закупка A B C D E 1 Наименование покупки Количество Цена за ед. в евро Общая цена в евро Общая цена в рублях 2 Шкаф 5 100 3 Стол комп. 10 45 4 Кресло комп. 10 35 5 Стул 30 20 6 Полка для книг 5 15 7 Стол канц. 5 43 8 Итого 9 Курс евро 40 500 450 350 600 75 215 2190 20000 18000 14000 24000 3000 8600 87600
Какой результат будет вычислен в ячейке С2 после копирования в нее из ячейки С1 формулы, которая содержит абсолютную и относительные ссылки? А B C 1 5 25 =$A$1*B1 2 1 1 = $A$1*B2 = 55
Какие значения будут получены в ячейках В3 и В4, если в эти ячейки скопировать содержимое ячеек А3 и А4 соответственно? А В 1 3 4 2 5 6 3 =А1+А2 = 4 = $ А $2 +А2 = В1+В2 =10 $A$2+B2 =11
Практическая работа
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по теме "Ссылки в электронных таблицах.Подготовка к ЕГЭ"
Вашему вниманию предлагается методическая разработка по ссылкам в электронных таблицах. Ее можно использовать на уроках для преподавания темы «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в Excel » , ...
Конспект урока "Ссылки в электронных таблицах"
Конспект урока "Ссылки в электронных таблицах"...
Презентация к уроку "Ссылки в электронных таблицах".
Презентация к уроку "Ссылки в электронных таблицах"....
Урок "Абсолютные ссылки в электронных таблицах"
Тип урока: освоение и закрепление нового материала.Вид урока: урок теоретической и практической самостоятельных работ.Метод обучения: проблемный.Цели урока:Обучающие: учащиеся должны знать понятие абс...
Технологическая карта урока "Абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах"
Технологическая карта урока на тему "Абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах"...
Презентация "Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах"
В данной работе объясняется материал по теме "Относительная и абсолютная адресация в электронных таблицах" с практическим примененим....
Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах
Методическая разработка урок по теме "Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах". Включает в себя подробную технологическую карту урока, презентацию к уроку и...