ИКТ в деятельности учителя-предметника
статья по информатике и икт по теме

Кудлай Лариса Леонидовна

Данный материал посвящен развитию учительской компетенции в области информационно-коммуникационных технологий. В статье описываются основные компоненты информационной граммотности  учителя. Идея написания обусловлена необходимостью разработки новой модели системы образования, основанной на применении современных информационно-коммуникационных технологий в условиях  глобальной информатизации современного общества.                  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tretyakova_l.l._ir.docx39.96 КБ

Предварительный просмотр:

«ИКТ в деятельности современного учителя»

                                              «Если ваш ребенок оказался на берегу океана,

                                                                                                    нет смысла строить ограждение,

                                                                                                            лучше научить его плавать».

                                                                                                                      Французская пословица.                                                                     

     В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в средней школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, Обучение практическому владению иностранным языком.        По мнению Е.С. Полат задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения зыком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество. Задача учителя - активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языком. Современные педагогические  технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий, Интернет - ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, их уровня обученности, склонностей и т.д.

     На современном этапе реформирования российской школы все большее внимание уделяется информатизации образования. Причин тому несколько.        Во-первых, существует социальный заказ, связанный с потребностью в инициативных, способных к самообучению, обладающих высокой информационно-коммуникационной компетенцией выпускников школы.        Во-вторых, информатизация образования - это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения.

Актуальность темы обусловлена  необходимостью разработки новой модели системы образования, основанной на применении современных информационно-коммуникационных технологий в условиях  глобальной информатизации современного общества.                                                  Цель работы - теоретически обосновать и показать эффективность использования  ИКТ в образовательном процессе.                                        Для реализации поставленной цели мною были сформулированы следующие задачи:

  1. Рассмотреть сущность информационных технологий.
  2. Теоретически и практически обосновать процесс конструирования уроков  и организацию внеурочной деятельности с использованием информационных технологий.
  3. Изучить влияние ИКТ на мотивацию обучения.

Теоретические основы и виды информационных технологий.

           Современное человечество включилось в общеисторический процесс, называемый информатизацией. Развитие информатизации вызвано тем, что человечество осознало ограниченность естественных ресурсов среды своего обитания,  в связи с усложнением производственных отношений, появлением глобальных проблем, решение,  которых,  невозможно прежними средствами. Информация становится главным ресурсом научно – технического и социально – экономического развития мирового сообщества и существенно влияет на ускоренное развитие науки, техники и различных отраслей хозяйства, играет значительную роль в процессах воспитания и образования, культурного общения между людьми.

          «Информатизация – это система следующих взаимосвязанных процессов:

информационного – обособления и представления всей социально значимой информации в форме, доступной для хранения, обработки и передачи электронными средствами.                                                        познавательного – формирования и сохранения целостной информационной модели мира, позволяющей обществу осуществлять упреждающее динамическое регулирование своего развития на всех уровнях: от индивидуальной деятельности до функционирования общечеловеческих институтов.                                                                        материального – строительства глобальной инфраструктуры электронных средств хранения, обработки и передачи информации», - считает А.П.Ершов.[1]                                                                Информатизация современного общества влечёт за собой следующие социальные последствия: увеличение числа занятых в информационной сфере, интеллектуализацию многих видов труда и повышение требований к общеобразовательной подготовке специалистов, на основе новых информационных технологий. Отсюда очевидно, что информатизация образования становится ключевым условием развития общества.                 Новые информационные технологии в сфере образования выступают одним из ведущих факторов формирования личности. Понятие информации является основополагающим в этом процессе. Любая деятельность человека представляет собой процесс сбора и переработки информации, принятия на её основе решений и их выполнения. Информация содержится в человеческой речи, текстах книг, журналов и газет, сообщениях радио и телевидения, показаниях приборов и т. д. Человек воспринимает информацию с помощью органов чувств, хранит и перерабатывает её с помощью мозга и центральной нервной системы. Понятие информации используется во всех сферах: науке, технике, культуре, социологии и повседневной жизни. «Информация является одной из фундаментальных сущностей окружающего нас мира» - считает академик Г.Поспелов.[2] Энциклопедический словарь определяет информацию в исторической эволюции: первоначально – как сведения, передаваемые людьми устным, письменным или другими способами. А с  середины ХХ века – как общенаучное понятие, включающее обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, обмен сигналами в животном и растительном мире.                  Информационные процессы (сбор, обработка и передача информации ) всегда играли важную роль в науке, технике и жизни общества. Сбор информации – деятельность субъекта, в ходе которой он получает сведения об интересующем его объекте. Сбор информации может производиться или человеком, или с помощью технических средств и систем – аппаратно. Обмен информацией – процесс, в ходе которого источник информации её передаёт, а получатель – принимает. Обмен информацией производится с помощью сигналов, являющихся её материальным носителем. Источниками информации могут быть любые объекты реального мира, обладающие определёнными свойствами и способностями. Принятую информацию получатель может использовать неоднократно. С этой целью он должен зафиксировать её на материальном носителе (магнитном, фото, кино и др.). Накопление информации – процесс формирования исходного несистематизированного массива информации. Среди записанных сигналов могут быть такие, которые отражают ценную или часто используемую информацию. Хранение информации – это процесс поддержания исходной информации в виде, обеспечивающем выдачу данных в требуемые сроки. Обработка информации – упорядоченный процесс её преобразования в соответствии с алгоритмом решения задачи. После решения задачи обработки информации результат должен быть выдан пользователям в требуемом виде. Эта операция реализуется в ходе решения задачи выдачи информации.                                                                                                  Материальной основой информационной технологии, с помощью которой осуществляется сбор, хранение, передача и обработка информации является информационная техника. До середины ХIХ  века, когда доминирующими были процессы сбора и накопления информации, основу информационной техники составляли перо, чернильница и бумага. Коммуникация (связь) осуществлялась посылкой нарочных с депешами. На смену ручной информационной технике в конце ХIХ века пришла механическая (пишущая машинка, телефон, телеграф и др.), что послужило базой для принципиальных изменений в технологии обработки информации. Понадобилось ещё много лет, чтобы перейти от запоминания и передачи информации к её переработке. Это стало возможным с появлением во второй половине ХХ столетия информационной техники, как ЭВМ, положившие начало компьютерной технологии.                                                        Древние греки считали, что технология (techno –мастерство + logos – учение) – это мастерство (искусство) делать вещи. Более ёмкое определение это понятие приобрело в процессе индустриализации общества. Технология – это совокупность знаний о способах и средствах проведения производственных процессов, при которых происходит качественное изменение обрабатываемых объектов.  Информационная технология – это совокупность методов, производственных процессов и программно – технических средств, объединённых в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, распространение и отображение информации с целью снижения трудоёмкости процессов использования информации и оперативности. «Новая технология хранения и обработки совершила революцию в организации умственного труда подобно тому, как изобретение двигателя открыло эру автоматизации труда физического», - считает академик В.М. Глушков.[3] 

          Информационные технологии характеризуются следующими основными свойствами:

  1. предметом (объектом) обработки (процесса) являются данные;
  2. целью процесса является получение информации;
  3. средствами осуществления процесса являются программные, аппаратные и программно – аппаратные вычислительные комплексы;
  4. процессы обработки данных разделяются на операции в соответствии с данной предметной областью;
  5. критериями оптимизации процесса являются своевременность доставки информации пользователю, её надёжность, достоверность, полнота.

Три технических достижения составляют основу информационных технологий:

Появление новых средств накопления информации на машиночитаемых носителях (магнитные ленты, кинофильмы, магнитные и лазерные диски и т. п.);

  1. Развитие средств связи, обеспечивающих доставку информации практически в любую точку земного шара без существенных ограничений во времени и расстоянии, широкий охват населения средствами связи ( радиовещание, телевидение, сети передачи данных, спутниковая связь, телефонная сеть и др.);
  2. Возможность автоматизированной обработки информации с помощью компьютера по заданным алгоритмам (сортировка, классификация, представление в нужной форме и др.).

          Информационные технологии делят на три группы: сберегающие, рационализирующие и созидающие. Сберегающие экономят время, труд, материальные ресурсы. Рационализирующие улучшают  автоматические системы поиска, заказа и т. п. Созидающие (творческие) информационные технологии включают человека в систему переработки и использования информации. Примером последних является технология организации телеконференций, на которых может осуществляться «мозговой штурм» определённой проблемы с использованием баз данных, вычислительных средств, моделирования и т. п. Технические средства новых информационных технологий включают компьютерную технику, обеспечивающую хранение и переработку информации, и коммуникативную технику (телефон, телеграф, радио, телевидение, спутниковая связь, сети ЭВМ), передающую эту информацию на большие расстояния, доводящую её до пользователей.

          Современные новые информационные технологии обучения (НИТО), исходя из принципов, сформулированных Б.Е.Патоном, В.И.Гриценко и Б.Н.Паньшиным, определяются как совокупность внедряемых (встраиваемых) в системы организационного управления образованием и в системы обучения принципиально новых систем и методов обработки данных, представляющих собой целостные обучающие системы, и отображение информационного продукта (данных идей, знаний) с наименьшими затратами и в соответствии с закономерностями той среды, в которой они развиваются. Это синтез современных достижений педагогической и средств информационно-вычислительной техники. НИТО подразумевают научные подходы к организации учебно-воспитательного процесса с целью его оптиматизации и повышения  эффективности, а также постоянного обновления материально – технической базы образовательных учреждений.                                                                                                В настоящее время развиваются следующие направления НИТО: универсальные информационные технологии (текстовые редакторы, графические   пакеты, системы управления базами данных, процессоры электронных таблиц, системы моделирования,  экспертные системы и т. п.);

          *    компьютерные средства телекоммуникаций;

          * компьютерные обучающие и контролирующие программы, компьютерные учебники;

          *    мультимедийные программные продукты.

          Следует разбираться в таких понятиях, как компьютерное обучение (КО) и электронное обучение (ЭО). Согласно определению ЮНЕСКО, компьютерное обучение-  это такая система обучения, в которой одним из ТСО выступает компьютер. Однако современные разнообразные ТСО всё больше развиваются на основе последних достижений макро- и микроэлектроники, поэтому многие специалисты предлагают использовать обобщенный термин – электронное обучение, т. е. обучение с помощью систем и устройств современной электроники. Различают два основных вида ЭО:

  1. рецептивное – восприятие и усвоение знаний, передаваемых с помощью аудиовизуальных средств (эпидиапроекторов, киноустановок, магнитофонов, телевидения и других подобных ТСО);
  2. интерактивное – обучение в процессе взаимодействия человека и компьютера в диалоговом режиме, а также в системе гибридного человеко-машинного антропоцентрического интеллекта, в экспертных обучающих системах и др.

          В настоящее время создаётся VRML – язык моделирования виртуальной реальности. Использование виртуальной реальности интегративной технологии создания с помощью совокупности программных средств и разнообразных технических устройств иллюзии реальности происходящего в компьютерной среде и активного участия в ней пользователя -  в педагогическом процессе порождает эффект присутствия, а это делает возможным изменить всю систему обучения и воспитания.

ИКТ – компетентность современного учителя

В связи с реорганизацией  образования в России, деятельными процессами информатизации как одного из ведущих направлений модернизации образования, увеличения роли информации как  важного ресурса, возрастает значимость подготовки учителя в области эффективного использования средств информатики и информационно - коммуникационных  технологий.     Одним из основных направлений информатизации образования является использование ИКТ в целях совершенствования различных подходов к обучению, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого в условиях информатизации современного общества.                                Формирование ИКТ-компетентности должно проходить на всех уроках (а не только на уроках информатики). В соответствие с заказом общества, в котором большая часть информации представлена в электронном виде: для этого учитель должен быть настроен на формирование этой компетентности. В связи с этим учитель-предметник сам должен обладать набором определенных ИКТ-компетентностей.                                                        Под ИКТ-компетентностью учителя-предметника подразумевается личное качество учителя, проявляющееся в его готовности и способности самостоятельно использовать информационно-коммуникационные технологии в своей предметной деятельности. Процесс формирования ИКТ-компетентности учителя должен носить развивающий характер. [1]        Современный учитель   должен обладать базовыми качествами учителя - предметника (базовой ИКТ - компетентностью), то есть обладать знаниями и умениями,  необходимыми  для решения образовательных задач, с помощью средств ИКТ общего назначения.        А также учитель - предметник должен обладать предметно - ориентированной  ИКТ – компетентностью. Учитель должен осваивать специализированные технологии и ресурсы, разработанные в соответствии с требованиями к содержанию того или иного учебного предмета, и также формировать готовность к их внедрению в образовательную деятельность.                                                                         Использование новых информационных технологий существенно облегчает деятельность учителя:

Во - первых, ведение различной документации (планирования, конспекты занятий, отчеты и т.п.)                                                                        Во - вторых, учитель - предметник используя компьютер может готовить разнообразные дидактические материалы, применяя следующие программное обеспечение в ОС Windows, как  Microsoft office, а в ОС Linux - Open office в зависимости от операционной системы, распространяемой в учебном заведении.                                                                                В - третьих, для учителя открывается возможность использование мультимедиа проектора, интерактивных досок, электронных журналов. Немало важную роль занимает использование электронных учебников на уроках, а также внеклассных занятиях. Благодаря интерактивной подачи материала,  у обучающихся формируется творческий подход к обучению. Ученик получает навык самостоятельной работы,  повышается уровень восприятия материала, ученик в течение всего урока занимает активную позицию, при изучении любой темы. Для создания электронных учебников, пособий педагог может использовать разнообразное  программное обеспечение  (в ОС Linux - Quanta Plus, в ОС Windows - Front Page).                В - четвертых, учитель - предметник  может самостоятельно разрабатывать тесты, контролирующие программы, применяя следующее ПО (в ОС Linux -Keduca, в ОС Windows -   Delphi, Java Script, Turbo Pascal). Для создания тестов педагогу не обязательно иметь глубокие  знания программирования, так как многие программы предназначены для создания интерактивных тестов на основе бланков.                                                В - пятых, учитель - предметник  с помощью языка гипертекстовой разметки HTML или языка сценариев Java Script может обучиться технологиям создания сайтов и основам Web-дизайна.

В - шестых, использование Интернета открывает широкие возможности перед педагогом:

  1. Дистанционное обучение;
  2. Оn-line тестирование;
  3. Участие в дистанционных олимпиадах;
  4. Конференции;
  5. Виртуальные экскурсии;
  6. Поиск различной информации.

Анализируя выше сказанное,  у современного педагога должны быть,  сформированы следующие компетенции в области ИКТ:

  1. Наличие общих представлений о дидактических возможностях ИКТ.
  2. Владение приемами подготовки дидактических материалов и рабочих документов в соответствии с предметной областью средствами ИКТ:
  1. методикой создания педагогически эффективных презентаций (к уроку, выступлению на педсовете, докладу и т.п.);
  2. приемы создания интерактивных заданий;
  3. приемы создания компьютерных тестов;
  4. методикой оформления конспекта урока с использованием ИКТ.

     3.  Владение технологиями Internet в контексте их использования в образовательной деятельности:

  1. приёмами навигации и поиска образовательной информации в WWW, её получения и сохранения в целях последующего использования в педагогическом процессе;
  2. приёмами скачивания и сохранения ресурсов с образовательных порталов;
  3. приёмами работы с информационными объектами образовательных порталов.

     4.  Владение учебно-методическими основами конструирования урока с использованием ИКТ:

  1. наличие представлений о целесообразности, назначении внедрения информационных технологий в учебный процесс;
  2. владение приёмами применения ЭОР, электронных учебных пособий на уроке.

Заключение

Изучив теоретические материалы и практические разработки  по теме «ИКТ в деятельности современного учителя» необходимо осознать, что новые технологии в образовании способны повлиять на эффективность качества образовательного процесса и обеспечить высокую мотивационную базу в обучении.   Компьютер – инструмент, использование которого должно органично вписываться в систему обучения, способствовать достижению поставленных целей и задач урока. Компьютер не заменяет учителя или учебник, но коренным образом меняет характер педагогической деятельности. Усвоение знаний, связанных с большим объёмом цифровой и иной конкретной информации, путём активного диалога с персональным компьютером более эффективно и интересно для ученика, чем штудирование скучных страниц учебника. С помощью обучающих программ ученик может моделировать реальные процессы, а значит – видеть причины и следствия, понимать их смысл. Компьютер позволяет устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учёбе – неуспех, обусловленный непониманием сути проблемы, значительными пробелами в знаниях.        Включение в ход урока ИКТ делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое, рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные моменты применения информационно-компьютерных технологий, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. Компьютер может и должен рассматриваться как могущественный рычаг умственного развития ребёнка. Использование в обучении новых информационных технологий позволяет формировать специальные навыки у детей с разными   познавательными способностями, позволяет делать уроки более наглядными и динамичными, более эффективными с точки зрения обучения и развития учащихся, облегчает работу учителя на уроке и способствует формированию ключевых компетенций учащихся.

В результате обучения с помощью информационных и компьютерных технологий, мы можем говорить о смене приоритетов с усвоения учащимися готовых академических знаний в ходе урока на самостоятельную активную познавательную деятельность каждого учащегося с учётом его возможностей.  Меняется и роль учителя в современном образовании.

    Компетентный учитель - предметник в области ИКТ  должен:  вести поиск и отбор дополнительной информации с использованием ресурсов Интернет,  применять различные компьютерные средства, представляя образовательную информацию,  участвовать в различных on-line конференциях, с целью повышения своего профессионального уровня,  создавать компьютерные тесты,  применять мультимедийные разработки в образовательных и воспитательных целях,  создавать учебные пособия в электронном виде,  а также управлять учебным процессом с помощью различных электронных средств и компьютерных программ.                 Применение ИКТ позволяет реализовать идеи индивидуализации и дифференциации обучения. Современные учебные пособия созданные на основе ИКТ обладают интерактивностью (способностью взаимодействовать с учеником) и позволяют в большей мере реализовать развивающую парадигму в образовании. Но обязательно нужно учитывать здоровьесберегающие условия обучения учащихся и рационально использовать компьютерные технологии в комплексе с традиционными методами обучения. Информационные и коммуникационные технологии могут быть с успехом применены для повышения эффективности внеучебной и внеклассной деятельности школьников, в организации досуга учеников.         Я глубоко убеждена, что современный учитель должен в полной мере использовать те возможности, которые нам предоставляют современные компьютерные технологии, чтобы повысить эффективность педагогической деятельности. И все же, несмотря на увлеченность всеобщей школьной компьютеризацией, ИКТ не должно стать культовым в учебном процессе.        Информационно-коммуникационные технологии всего лишь дополнительное средство, с помощью которого возможно реализовать новые формы учебного сотрудничества, открывающие новые возможности для педагога и ученика, для их совместного творчества и личностного развития.

Список используемой литературы

  1. Ершов А.П. Основы информатики и вычислительной техники. – М., 1986. – С.53.
  2. Поспелов Д.А. Моделирование рассуждений: опыт анализа мыслительных актов. – М.: Радио связь.1989. – С.34.
  3. Глушков В.М. Основы бумажной информатики. – М.,1982. – С.10
  4. Герасимова Т. Н. «Информационно-коммуникационные технологии в образовании: ИКТ – компетентность современного учителя» (электронный ресурс), режим доступа  http://festival.1september.ru/articles/592048/
  5. «Информационные и коммуникационные технологии в работе  школы» (электронный ресурс), режим доступа  http://www.ido.rudn.ru/nfpk/ikt/ikt6.html1.
  6. Горбунова Л. Н., Семибратов А. М. Повышение квалификации педагогов в области информационно-коммуникационных технологий как развивающаяся система/Педагогическая информатика. — № 3. —  2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационные технологии в деятельности учителя - предметника

Данная презентация была составлена для пятиминутного сообщения на школьном методическом объединении учителей математики, информатики и физики. Тема: Информационные технологии в деятельности учителя-пр...

Использование ЭОР (ЦОР) в учебной деятельности учителя предметника.

Выступление на семинаре "Использование ЭОР (ЦОР) в учебной деятельности учителя предметника....

Коррекционно-развивающая направленность методической деятельности учителя-предметника в дистантном режиме

Учитель-предметник должен владеть методикой преподавания конкретного предмета и очень хорошо знать P { margin-bottom: 0.21cm; } условия воспитания и обучения, способствующие не только усвоению уча...

Использование информационно – коммуникационных технологий в преподавании русского языка и литературы, образовательной деятельности учителя-предметника.

«Корень учения горек», - говорили древние римляне и вколачивали школьные премудрости розгами. Древние истины мудры… Никто не спорит. Но меняется время, меняется взгляд на жизнь. Меняются нравы, и мы в...