Урок и презентация по теме Алгоритм
план-конспект урока по информатике и икт по теме

Завгородняя Оксана Александровна

Конспект урока + Презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл algoritm.rar191.53 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ    ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ    УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ    ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ    ШКОЛА № 92

22.11.06            Информатика и ИКТ         9 «А» класс

Раздел программы        Алгоритмы и исполнители

1 урок

Тема урока                Алгоритм. Свойства алгоритма. Способы записи алгоритма.

Тип урока                        Урок изучения новых знаний

Вид урока                        Традиционный

Технология                Личностно-ориентированная

Оборудование урока:

раздаточный материал по новой теме, ПК, пластиковая доска, видеопроектор, презентация к уроку

Цели урока:

1. Обучающие

познакомиться с понятием алгоритма, со свойствами алгоритма, с понятием исполнителя алгоритма, со способами записи алгоритма

2. Воспитывающие

воспитание познавательной активности, интереса к предмету

3. Развивающие

развитие алгоритмического мышления, памяти, внимания

Ход урока:

0. Организационный момент

приветствие; анализ практической работы прошлого урока и проверки тетрадей; стимулирование внимания

1. Сообщение темы урока

        Закончив изучение раздела «Представление информации», мы переходим к новому разделу, состоящему из 20 уроков. Все они будут касаться важнейшего этапа решения задач на компьютере.

        А получить название этого раздела и сегодняшней темы нам помогут основные устройства компьютера, при условии, что вы их верно найдете в следующем кроссворде.

На экране появляется «Морской кроссворд».

Учитель зачитывает вопросы, учащиеся отгадывают.

Результат появляется на экране.

В результате определяется ключевой слово.

а

б

в

г

д

е

ж

з

 1

П

а4 (6б.)   совокупность устройств, предназначенных для

2

Р

                хранения информации

3

К

М

И

б3 (7б.)   устройства вывода звуковой информации

4

П

О

А

М

П

Д

Н

в3 (10 б.)   многопроводной кабель или шина

5

А

Л

Г

О

Р

И

Т

М

г4 (7б.)   устройство вывода информации

6

М

О

И

Н

О

С

Е

О

д4 (9б.)   устройство, обрабатывающее информацию, и

7

Я

Н

С

И

Ц

К

Р

Д

                управляющее работой других устройств

8

Т

К

Т

Т

Е

О

Е

е4 (8б.)   накопитель на магнитных дисках

9

Ь

И

Р

О

С

В

М

ж1 (7б.)   устройство жесткого вывода информации

10

А

Р

С

О

з5 (5б.)   устройство, преобразующее цифровые сигналы

11

Л

О

Д

                в аналоговые, и наоборот

12

Ь

Р

        Итак, такому понятию, как алгоритм, будет посвящен сегодняшний урок и весь раздел, который мы начинаем изучать.

        В ходе урока мы должны получить определение алгоритма, изучить его свойства и познакомиться со способами записи алгоритма.

        А поможет нам в этом опорный конспект

Каждому учащемуся раздается опорный конспект по новой теме.

Заполняется строка «Тема…»

2. Изучение нового материала

        В 1983 году отмечалось 1200-летие со дня рождения одного из величайших ученых Средней Азии и средневекового Востока Мухамада ибн Мусы аль-Хорезми. Он написал ряд трактатов по арифметике и алгебре, в том числе книгу «Арифметика индусскими цифрами» - о счете с помощью десяти цифр и правилах арифметических действий с числами.

        Имя ученого аль-Хорезми превратилось в понятие algorithmi, первоначально обозначавшее десятичную систему счисления и правила арифметических действий в ней. Отсюда и возник современный научный термин «алгоритм».

        Каждый из нас ежедневно использует различные алгоритмы: инструкции, правила, рецепты. Обычно мы это делаем, не задумываясь. Например, открывая дверь ключом, никто не размышляет над тем, в какой последовательности выполнять действия. Однако чтобы научить кого-нибудь открывать дверь, придется четко указать сами действия, и порядок их выполнения. О же потребуется и при указании маршрута поездки.

        Сравним эти алгоритмы. На первый взгляд между ними нет ничего общего. Одно дело – открывать дверь, другое – ехать в гости. Но если приглядеться внимательно, можно заметить существенное сходство между ними. Прежде всего, это строгий порядок выполнения действий.

        Таким образом, мы можем получить простейшее, но пока не строго научное определение алгоритма: алгоритм – это организованная последовательность действий.

        Повторюсь, за основное это  определение пока брать не будем, но вот первых два свойства алгоритма отсюда попробуем выудить.

        Во-первых, из примеров видно, что алгоритм расчленен на отдельные элементарные действия. Во-вторых, эти действия выполняются в строгом порядке.

        Отсюда: дискретность и упорядоченность – первых два свойства алгоритма.

Заполнение опорного конспекта (свойства: дискретность и упорядоченность).

        Рассмотренные нами алгоритмы составлены для исполнения человеком. Но человек далеко не единственно возможный исполнитель алгоритмов. Все живые существа выполняют те или иные алгоритмы. Способны на это и созданные человеком роботы-манипуляторы или станки с программным управлением. Но прежде чем составлять алгоритм решения задачи, нужно узнать какие действия тот или иной исполнитель способен выполнить.

        Теперь мы можем уточнить определение алгоритма. Алгоритм – это организованная последовательность действий, допустимых для некоторого исполнителя.

        Но любой исполнитель, будь то представитель живой или неживой природы, должен выполнять алгоритм за конечное количество шагов. Иначе нет возможности проанализировать результаты выполнения алгоритма.

        И, наконец, полученный в ходе выполнения алгоритма результат должен быть однозначно определен исходными данными, без всяких исключений.

        Таким образом, мы пришли к точному определению понятия алгоритм. Запишем его в опорный конспект.

        Алгоритм – конечная последовательность действий, допустимых для некоторого исполнителя, строгое выполнение которых приводит к результату, определенному исходными данными.

Заполнение опорного конспекта (определение алгоритма).

        Полученное определение позволит разобраться с двумя оставшимися свойствами алгоритма.

        Однозначность результата при заданных исходных данных называется определенностью алгоритма.

        Любой алгоритм создается, как правило, не для решения одной задачи, а целого класса схожих задач. Это свойство называется массовостью.

Заполнение опорного конспекта (свойства: определенность и массовость).

        Итак, мы получили понятия алгоритма и его исполнителя. Познакомились с основными свойствами алгоритма.

3. Первичное закрепление ЗУН

        А теперь два несложных теста. Пометьте в опорных конспектах те ответы, которые, на ваш взгляд, являются правильными.

1) Что понимается под дискретностью алгоритма?

       самое сложное действие раскладывается на отдельные простые действия,

       все действия следуют друг за другом.

2) Если изменение порядка операций привело к неработоспособности алгоритма, то это означает, что мы нарушили:

       разветвленность,

       упорядоченность,

               дискретность.

Правильность ответов проверяется с помощью доски.

4. Изучение нового материала

        А теперь изучим, каковы основные способы записи алгоритмов.

        Когда мы читаем рецепт приготовления бутерброда, то мы сталкиваемся со словесным способом записи алгоритма, на естественном языке.

Заполнение опорного конспекта (словесный способ).

        Второй способ записи алгоритмов – составление блок-схем. Он очень распространен в силу его удобства и понятности.

        Дадим определение блок–схемы в опорных конспектах. Блок-схема – графическое изображение  алгоритма в виде связанных между собой блоков.

Заполнение опорного конспекта (определение блок-схемы).

        Перечислим графические элементы блок-схем:

1. блок начала

2. блок конца

3. блок ввода / вывода

4. блок действия

5. блок разветвления                        

Заполнение опорного конспекта (запись блоков и графическое их изображение ).

        Используя перечисленные элементы блок-схем, можно описать алгоритм любой задачи.

        При этом используются три алгоритмические структуры:

Следование        

Ветвление

Цикл

        Рассмотрим примеры.

1)         Алгоритм вычисления значения выражения (642+3)*4 состоит из 3-х действий, выполняемых последовательно друг за другом.

        Следовательно, его можно реализовать с помощью алгоритмической конструкции «следование»:

2)         Алгоритм перехода дорогие по светофору зависит от цвета светофора.

Так как алгоритм содержит условие, его можно реализовать с помощью алгоритмической конструкции «ветвление»:

3)        Алгоритм покраски забора состоит из многократного повторения действий по покраске одной доски до тех пор, пока все доски не будут покрашены.

        Этот алгоритм реализуется с помощью алгоритмической конструкции «цикл»:

Примеры рассматриваются устно с помощью экрана.

5. Первичное закрепление ЗУН

        А теперь снова небольшой тест. Пометьте в опорных конспектах тот ответ, который, на ваш взгляд, является верным.

Какие структуры включает в себя линейный алгоритм?

       следование и цикл,

       следование и ветвление,

       ветвление и цикл

       только следование

Правильность ответов проверяется с помощью доски.

        В завершении необходимо отметить, что овладение графическим способом записи алгоритма приведет к успешной записи алгоритма на языке программирования.

        Итак, 3-ий способ записи алгоритма – это с подошью языка программирования. В ближайшем будущем этому мы посвятим некоторое количество уроков.

Заполнение опорного конспекта (3-ий способ – язык программирования ).

6. Итог урока. Домашнее задание.

        Полученный на уроке конспект позволит вам дома подготовиться к следующему занятию, в ходе которого мы более подробно изучим алгоритмические структуры следование, ветвление и цикл.

        Для этого вам необходимо в рабочих тетрадях привести примеры указанных конструкций, а по возможности и изобразить соответствующие блок-схемы.

        Спасибо за урок. До свидания.

да

нет

нет

да

нет

да

начало

642

642 + 3

(642 + 3)*4

конец

вывод результата

начало

см. на светофор

зел

да

нет

ждать

идти

конец

да

нет

начало

крашу доску

всё?

конец


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме "Алгоритмы. Свойства. Способы записи алгоритмов. Линейные алгоритмы"

В данной презентации представлен материал к разделу "Алгоритмизация". В презентации рассмотрены понятия: алгоритм, свойства алгоритма, способы записи алгоритмов, линейные алгоритмы. Представлены задач...

Презентация на тему : Алгоритм. Типы алгоритмов.

Презентация на тему : Алгоритм. Типы алгоритмов для 9 классов...

Презентация на тему " Алгоритмы. Свойства алгоритма. Исполнители."

В презентации дается понятие алгоритма, основные свойства алгоритма, исполнитель. Типы алгоритмов, Блок-схема, как графический способ записи алгоритма....

Конспект урока по информатике на тему «Алгоритм и кодирование основных алгоритмических структур. Алгоритм и его свойства. Алгоритмические структуры «ветвление» и «цикл»

Конспект урока по информатике на тему «Алгоритм и кодирование основных алгоритмических структур. Алгоритм и его свойства. Алгоритмические структуры «ветвление» и «цикл»...

Презентация к уроку математики 10 по теме "Алгоритм Евклида"

презентацию можно использовать при объяснении нового материала...

Конспект урока по информатике на тему «Алгоритм и кодирование основных алгоритмических структур. Алгоритм и его свойства. Алгоритмические структуры «ветвление» и «цикл»

Конспект урока по информатике на тему «Алгоритм и кодирование основных алгоритмических структур. Алгоритм и его свойства. Алгоритмические структуры «ветвление» и «цикл»...

Презентация к уроку по информатике на тему "Алгоритм"

Презентация содержит материал в доступной форме к уроку по информатике 7 класса по теме "Алгоритм"...