Рабочая программа для 8-9 классов (учебник Семакина)
рабочая программа (информатика и икт) на тему
Представлены пояснительная записка, стержневые линии учебной дисциплины и их наполнение, тематический план, график текущего контроля и список учебной литературы для 8 и 9 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_po_informatike-89_semakin.doc | 482.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа составлена на основе «Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ» (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04. № 1312) и рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ учащимися 8-9 классов в течение 105 часов из расчета 1 час в неделю в 8 классе (всего 35 часов) и 2 часа в 9 классе (всего 70 часов). Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по информатике и информационно-коммуникационным технологиям.
Назначение и цели дисциплины
Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоению базирующихся на этой науке информационных технологий, необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи через такие обобщающие понятия, как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющихся значимыми не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.
Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
- овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
- воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
- выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Специфика целевых задач обучения информатике и информационно-коммуникационным технологиям состоит в необходимости:
- обеспечить реализацию деятельного и личностно-ориентированного подходов, освоение обучаемыми интеллектуальной и практической деятельности, овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни;
- сформировать у учащихся понимание смысла изучаемых понятий, принципов и закономерностей;
- развивать деятельность, основанную на создании информационных объектов, оперировании ими, оценивании числовых параметров информационных объектов и процессов, приведении примеров практического использования полученных знаний, осуществлении самостоятельного поиска учебной информации, применении средств информационных технологий для решения различных задач;
- достигнуть базовой информационно-коммуникационной компетентности обучаемых;
- выявлять и развивать информационные и коммуникационные способности учащихся, интерес к предмету и его изучению;
- подготовить учащихся к учебе в последующих классах и вузах, а также к дальнейшей исследовательской деятельности;
- ориентировать обучаемых на профессии, существенным образом связанные с информатикой и информационно-коммуникационными технологиями.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения информатики и информационно-коммуникационных технологий ученик должен:
знать/понимать
- вилы информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
- единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
- основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
- программный принцип работы компьютера;
- назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь
- выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
- оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
- оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
- создавать информационные объекты, в том числе:
- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
- создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
- создавать рисунки, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
- создавать записи в базе данных;
- создавать презентации на основе шаблонов;
- искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
- пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком);
- следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности к повседневной жизни для:
- создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе в форме блок-схем);
- проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
- создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
- организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
- передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
Комплект учебников
1. Семакин И.Г. и др. Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Базовый курс: Учебник для 8 класса. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. – 176 с.
2. Семакин И.Г. и др. Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Базовый курс: Учебник для 9 класса. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. – 359 с.
Стержневые линии учебной дисциплины и их наполнение[1]
8 класс
№ п/п | Стержневые линии | Обязательный минимум | Возможность углубления |
Знать | Уметь |
1 | Введение в предмет | Предмет информатики. Содержание базового курса информатики и ИКТ. | Применять правила техники безопасности при работе в компьютерном классе |
2 | Информация и информационные процессы | Понятие информации и информационного процесса. Основные свойства информации. Основные виды информационной деятельности человека. Основные составляющие схемы передачи информации. Основные единицы измерения объема информации. | Приводить примеры информационной деятельности человека. Приводить примеры использования технических устройств при работе с информацией. Определять информационный объем текстового сообщения. |
3 | Компьютер как универсальное средство обработки информации | Базовая структурная схема ПК. Принцип открытой архитектуры компьютера. Назначение и основные характеристики основных устройств компьютера. Классификация видов памяти компьютера. Понятие носителя, устройств внешней памяти. Назначение системного, прикладного ПО и систем программирования. Понятие файла и папки, основные действия с ними. Назначение Рабочего стола, Панели задач. | Соблюдать правила ТБ при работе с компьютером. Объяснять отличие одного вида памяти от другого. Ориентироваться в характеристиках устройств ввода-вывода. Свободно работать на клавиатуре компьютера. Классифицировать программы. Просматривать информацию о параметрах файла и папки. Выполнять разными способами стандартные действия с окнами. Изменять параметры Рабочего стола. Архивировать и разархивировать информационные объекты. Защищать информацию от компьютерных вирусов. |
4 | Обработка текстовой информации | Понятие кодировочной таблицы; виды кодировок русских букв. Основные объекты текстовых документов и их параметры. Технология создания, редактирования и форматирования текстового документа. Технология копирования, перемещения и удаления фрагментов текста через буфер обмена. Технология создания, редактирования и форматирования таблиц. Понятие гиперссылки и гипертекста. | Находить информационного объема текста. Кодировать и декодировать текстовые сообщения. Создавать, редактировать и форматировать текстовые документы. Владеть операциями редактирования и форматирования таблиц. Печатать текстовый документ | Графические возможности текстового редактора. Включение графических объектов в текст. |
5 | Обработка графической информации | Возможности графического редактора и назначение управляющих элементов. Особенности векторной и растровой графики. Технология создания и редактирования графических объектов. | Создавать и редактировать графические объекты. Осуществлять действия с фрагментом и с рисунком в целом. | Сканирование рисунков и фотографий. Обработка сканированных изображений. |
6 | Мультимедийные технологии | Понятие мультимедиа. Принципы представления звука в памяти компьютера. Режимы создания и просмотра слайдов. Использование спецэффектов. Способы перехода слайдов, установка времени перехода слайдов. Основные моменты демонстрации слайдов | Настраивать режимы документа, выбирать разметку слайда. Создавать новую презентацию без помощи мастера и применения шаблонов. Изменять порядок слайдов. Настраивать анимацию; Применять спецэффекты. |
Тематический план
8 класс
I ПОЛУГОДИЕ
1 урок в неделю, 16 уроков в полугодие
№ урока | Содержание учебного материала | К-во час. | Примечание |
1 | Предмет информатики. Содержание базового курса информатики и ИКТ. Правила ТБ при работе в компьютерном классе. | 1 | I четверть |
Информация и информационные процессы (3 часа) |
2 | Информация. Информация в живой природе. Роль информации в жизни людей. Роль органов чувств и технических устройств в получении информации. Искажение и потеря информации. | 1 |
3 | Основные информационные процессы: хранение, передача и обработка информации. | 1 |
4 | Понятие количества информации: различные подходы. Единицы измерения количества информации. | 1 |
Компьютер как универсальное устройство обработки информации (5 часов) |
5 | Основные компоненты компьютера и их функции. Гигиенически, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера. Пр.р.№1 «Соединение блоков и устройств компьютера, подключение внешних устройств, получение информации о характеристиках компьютера, включение компьютера». | 0,5 0,5 |
6 | Программный принцип работы компьютера. Программное обеспечение, его структура. Операционные системы, их функции. Загрузка компьютера. | 1 |
7 | Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический пользовательский интерфейс. Пр.р.№2 «Изучение элементов интерфейса используемой графической операционной системы». | 0,5 0,5 |
8 | Данные и программы. Файлы и файловая система. | 1 |
9 | Пр.р.№3 «Планирование собственного информационного пространства (создание папок в соответствии с планом, создание, именование, перенос, удаление объектов, сохранение на внешних носителях)». Архивирование и разархивирование. Защита информации от компьютерных вирусов. | 0,5 0,5 |
Обработка текстовой информации (14 часов) |
10 | Текст как информационный объект. Структура текста: страницы, абзацы, строки, слова, символы. Понятие алфавита. Представление текстовой информации. Кодовые таблицы. | 1 | II четверть |
11 | Текстовый редактор Ms Word. Интерфейс программы: меню и инструментальные панели. Выполнение операций по созданию и сохранению текстового документа. Ввод и редактирование текста. Работа с фрагментами текста. Быстрое перемещение по тексту. | 1 |
12 | Пр.р.№4 «Создание небольших текстовых документов с использованием базовых средств текстового редактора». Параметры страницы. Нумерация страниц. Колонтитулы. | 0,5 0,5 |
13 | Форматирование текста: параметры шрифта. Проверка правописания. | 1 |
14 | Форматирование текста: параметры абзаца. Табуляция. | 1 |
15 | Пр.р.№5 «Форматирование текстовых документов». | 1 |
16 | Включение в текстовый документ формул и графических объектов. Разбиение текста на колонки. | 1 |
II ПОЛУГОДИЕ
1 урок в неделю, 19 уроков в полугодие
№ урока | Содержание учебного материала | К-во час. | Примечание |
Обработка текстовой информации (14 часов) |
1 | Техника безопасности в компьютерном классе. Нумерованные и маркированные списки. Форматирование списков. | 1 | III четверть |
2 | Пр.р.№6 «Вставка в документ формул. Разбиение текста на колонки». Пр.р.№7 «Создания и форматирование списков». | 0,5 0,5 |
3 | Таблицы: создание и заполнение таблиц. Перемещение в пределах таблицы. Редактирование таблиц: добавление строк и столбцов, объединение и разбиение ячеек. Форматирование ячеек. | 1 |
4 | Пр.р.№8 «Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными». | 1 |
5 | Гипертекст. Создание закладок и ссылок. | 1 |
6 | Пр.р.№9 «Создание гипертекстового документа». Подготовка текста к печати. Предварительный просмотр текста. Печать текстового документа. | 0,5 0,5 |
7 | Зачет №1 «Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде учебной публикации (отчет о работе, доклад, реферат, школьная газета)». | 1 |
Обработка графической информации (5 часов) |
8 | Анализ зачета № 1. Компьютерная графика: растровый и векторный способы представления графической информации. Создание и редактирование графического файла. Форматы графических файлов. | 1 |
9 | Создание изображения с помощью инструментов векторного графического редактора. Пр.р.№10 «Создание изображения с помощью инструментов векторного графического редактора. Использование примитивов и шаблонов. Конструирование графических объектов. Геометрические преобразования». | 0,5 0,5 |
10 | Создание изображения с помощью инструментов растрового графического редактора. Пр.р.№11 «Создание изображения с помощью инструментов растрового графического редактора. Использование примитивов и шаблонов. Геометрические преобразования». | 0,5 0,5 |
11 | Сканирование рисунков и фотографий. Обработка сканированных изображений. Пр.р.№12 «Ввод изображения с помощью сканера, использование готовых графических объектов». | 0,5 0,5 | IV четверть Лишь на примере работы учителя |
12 | Зачет № 2 «Создание графического объекта». | 0,5 |
Мультимедийные технологии (5 часов) |
13 | Анализ зачета № 2. Компьютерные презентации. Редактор презентаций, его интерфейс. Дизайн презентации, макеты и разметка слайдов. Добавление и удаление слайдов. Сортировка слайдов. | 1 |
14 | Пр.р.№13 «Создание презентации с использованием готовых шаблонов, создание текста слайда». | 1 |
15 | Создание слайдов с включением графических объектов и звука. Использование эффектов анимации и смены слайдов. | 1 |
16 | Пр.р.№14 «Создание презентации с использованием готовых шаблонов, подбор иллюстративного материала, создание текста слайда. Демонстрация презентации». | 1 |
17 | Зачет № 3 «Создание и обработка информационного объекта в виде презентации с использованием шаблонов». | 1 |
18 | Анализ зачета № 3. Итоговое повторение. | 1 |
19 | Итоговое повторение. | 1 |
График текущего контроля
8 класс
Количество часов | Форма контроля |
Четверть | Кол-во недель | Кол-во часов в нед. | Всего часов | № недели | Контр. работа | Сам. работа | Тест | Зачет | Лабор. работа | Практич. работа | Др. формы |
I | 9 | 1 | 9 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 3 | 0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | Пр.р.№1 «Соединение блоков и устройств компьютера, подключение внешних устройств, получение информации о характеристиках компьютера, включение компьютера» |
6 |
7 | Пр.р.№2 «Изучение элементов интерфейса используемой графической операционной системы» |
8 |
9 | Пр.р.№3 «Планирование собственного информационного пространства» |
II | 7 | 1 | 7 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2 | 0 |
10 |
11 |
12 | Пр.р.№4 «Создание небольших текстовых документов» |
13 |
14 |
15 | Пр.р.№5 «Форматирование текстовых документов» |
16 |
III | 10 | 1 | 10 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 6 | 0 |
17 |
18 | Пр.р.№6 «Вставка в документ формул. Разбиение текста на колонки» Пр.р.№7 «Создания и форматирование списков» |
19 |
20 | Пр.р.№8 «Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными» |
21 |
22 | Пр.р.№9 «Создание гипертекстового документа» |
23 | Зачет №1 «Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде учебной публикации (отчет о работе, доклад, реферат, школьная газета)». |
24 |
25 | Пр.р.№10 «Создание изображения с помощью инструментов векторного графического редактора. Использование примитивов и шаблонов. Конструирование графических объектов. Геометрические преобразования» |
26 | Пр.р.№11 «Создание изображения с помощью инструментов растрового графического редактора. Использование примитивов и шаблонов. Геометрические преобразования» |
IV | 9 | 1 | 9 | 0 | 0 | 0 | 2 | 0 | 3 | 0 |
27 | Пр.р.№12 «Ввод изображения с помощью сканера, использование готовых графических объектов» /демонстрационно/ |
28 | Зачет № 2 «Создание графического объекта» |
29 |
30 | Пр.р.№13 «Создание презентации с использованием готовых шаблонов, создание текста слайда» |
31 |
32 | Пр.р.№14 «Создание презентации с использованием готовых шаблонов, подбор иллюстративного материала, создание текста слайда. Демонстрация презентации» |
33 | Зачет № 3 «Создание и обработка информационного объекта в виде презентации с использованием шаблонов» |
34 |
35 |
Список учебной литературы
8 класс
Основная литература
- Семакин И.Г. и др. Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Базовый курс: Учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006, - 176 с.
- Семакин И.Г. Методическое пособие для учителя. 8 – 9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005, - 174 с.
- Шелепаева А.Х. Поурочные разработки по информатике. Универсальное пособие: 8 – 9 классы. – М.: ВАКО, 2005, - 288 с.
- Макарова Н.В. Методическое пособие для учителей. 5 – 11 классы. – СПб.: Питер, 2006, - 254 с.
- Воронкова О.Б. Информатика: методическая копилка преподавателя. – Ростов н/Д: Феникс, 2007, - 320 с.
Дополнительная литература
- Авторский коллектив под руководством д.п.н., проф. Могилёва А.В. Программно-методический комплекс «Мир информатики». Компания «Кирилл и Мефодий»
- Коробкова Е.М. Мультимедиа-курс «Устройство персонального компьютера»
Стержневые линии учебной дисциплины и их наполнение[2]
9 класс
№ п/п | Стержневые линии | Обязательный минимум | Возможность углубления |
Знать | Уметь |
1 | Обработка числовой информации | Назначение табличного процессора, его команд и режимов. Объекты электронной таблицы и их характеристики, типы данных электронной таблицы. Правила записи, использования и копирования формул и функций. Технология создания, редактирования и форматирования табличного документа. Понятия относительной и абсолютной ссылки. Технология создания и редактирования диаграмм, графиков. | Создавать структуру ЭТ и заполнять её данными. Редактировать электронную таблицу. Использовать шрифтовое оформление и другие операции форматирования. Записывать формулы и использовать в них встроенные функции. Создать и редактировать диаграммы, графики. |
2 | Представление информации | Представление числовой информации. Позиционные системы счисления. Двоичное представление числовой информации. Представление графической и звуковой информации. Цветовые модели. Частота дискретизации, глубина кодирования. | Осуществлять перевод чисел из одной позиционной системы счисления в другую. Выполнять арифметические операции в различных системах счисления. Определять объем графической и звуковой информации. |
3 | Алгоритмы и исполнители | Назначение алгоритма и его определение. Представление алгоритма в виде блок-схемы. Структура основных алгоритмических конструкций. Основные стадии разработки алгоритма. Назначение языков программирования. Алфавит языка программирования Pascal. Объекты, с которыми работает программа (константы, переменные, функции, выражения, операторы и т.д.). Основные типы данных и операторы языка Паскаль. | Строить блок-схемы алгоритмов поставленных задач. Использовать основные алгоритмические конструкции для построения алгоритмов. Работать в среде учебного исполнителя. Разрабатывать и записывать на языке программирования Pascal типовые алгоритмы. | Работа с массивами: создание, заполнение, сортировка массива, вывод элементов массива в требуемом виде. Подпрограммы. Процедуры и функции. |
4 | Формализация и моделирование | Основные виды классификации моделей. Основные типы информационных моделей. Основные этапы моделирования и последовательность их выполнения. | Разрабатывать схему моделирования для любой задачи. Строить и исследовать информационные модели, в том числе на компьютере. |
5 | Базы данных | Понятие базы данных и ее основных элементов. Технология создание и редактирования баз данных. Технология поиска и замены данных, сортировки, группировки, фильтрации. Назначение и технология создания форм, отчетов, запросов. | Создавать и редактировать базы данных. Заполнять данными созданную структуру и проводить редактирование данных. Создавать и редактировать формы. Осуществлять выборку, сортировку и просмотр данных в режиме списка и формы. Реализовывать простые запросы на выборку данных в конструкторе запросов. Реализовывать запросы со сложными условиями выборки. |
6 | Коммуникационные технологии | Понятие компьютерной сети. Назначение и принципы функционирования локальных и глобальных компьютерных сетей. Назначение и принципы работы электронной почты. Основные протоколы передачи данных. Назначение программы-браузера и её управляющих элементов. Технология поиска информации в сети Интернет | Работать в локальной сети кабинета информатики и ИКТ. Работать в браузере. Осуществлять поиск информации в сети Интернет. Пользоваться электронной почтой и файловыми архивами. | Создание простейших Web-страниц. |
7 | Информационные технологии и общество | Характерные черты информационного общества и информационной культуры человека. Проблемы информационной безопасности. Правовые аспекты охраны программ и данных. | Различать лицензионные, условно бесплатные и бесплатные программы. Определять основные компоненты информационной культуры человека. |
Тематический план
9 класс
I ЧЕТВЕРТЬ
2 урока в неделю, 18 уроков в I четверти
№ урока | Содержание учебного материала | Кол-во часов | Примечание |
1 | Техника безопасности в компьютерном классе. Повторение изученного ранее. | 1 |
Обработка числовой информации (10 часов) |
2 | Электронные таблицы Ms Excel (столбцы, строки, ячейки). | 1 |
3 | Типы данных: числа, формулы, текст. Форматирование ячеек. | 1 |
4 | Пр.р.№1 «Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных». | 1 |
5 | Пр.р.№2 «Создание и обработка таблиц». | 1 |
6 | Абсолютные и относительные ссылки. Встроенные функции. | 1 |
7 | Пр.р.№3 «Ввод математических формул и вычисление по ним». | 1 |
8 | Построение диаграмм и графиков. | 1 |
9 | Пр.р.№4 «Построение диаграмм и графиков». | 1 |
10 | Работа в Ms Excel. | 1 |
11 | Зачет № 1 «Создание и обработка таблиц с результатами измерений и опросов». | 1 |
Представление информации (7 часов) |
12 | Анализ зачета № 1. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Дискретная форма представления информации. Компьютерное представление текстовой информации. Кодирование графической информации (пиксель, растр, кодировка цвета, видеопамять). Кодировка звуковой информации. | 1 |
13 | Компьютерное представление текстовой информации. Пр.р.№5 «Кодирование текстовой информации. Определение числовых кодов символов и перекодировка русскоязычного текста в текстовом редакторе». | 0,5 0,5 |
14 | Кодирование графической и звуковой информации. Пр.р.№6 «Кодирование графической информации. Установка цвета в палитре RGB в графическом редакторе». | 0,5 0,5 |
15 | Представление числовой информации в различных системах счисления. Компьютерное представление числовой информации. | 1 |
16 | Перевод чисел из одной системы счисления в другую и арифметические вычисления в различных системах счисления. | 1 |
17 | Пр.р.№7 «Перевод чисел из одной системы счисления в другую и арифметические вычисления в различных системах счисления». | 1 |
18 | Перевод чисел из одной системы счисления в другую и арифметические вычисления в различных системах счисления. | 1 |
II ЧЕТВЕРТЬ
2 урока в неделю, 14 уроков во II четверти
№ урока | Содержание учебного материала | Кол-во часов | Примечание |
Алгоритмы и исполнители (29 часов) |
1 | Техника безопасности в компьютерном классе. Алгоритм. Свойства алгоритма. Способы записи алгоритмов, блок-схемы. Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, повторение. | 1 |
2 | Формальные исполнители алгоритмов, система команд исполнителя. Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов. Алгоритмы работы с числовыми данными. Арифметические выражения. | 1 |
3 | Пр.р.№8 «Разработка линейного алгоритма с использованием математических функций при записи арифметического выражения». Алгоритмическая конструкция «Ветвление». | 0,5 0,5 |
4 | Алгоритмическая конструкция «Ветвление». | 1 |
5 | Пр.р.№9 «Разработка алгоритма, содержащего конструкцию «Ветвление». Алгоритмическая конструкция «Повторение». | 0,5 0,5 |
6 | Алгоритмическая конструкция «Повторение». | 1 |
7 | Пр.р.№10 «Разработка алгоритма, содержащего конструкцию «Повторение». Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм. Подпрограммы. | 0,5 0,5 |
8 | Подпрограммы. Пр.р.№11 «Разработка алгоритма, содержащего подпрограмму». | 0,5 0,5 |
9 | Одномерный массив. | 1 |
10 | Одномерный массив. | 1 |
11 | Пр.р.№12 «Разработка алгоритма по обработке одномерного массива». Алгоритмы работы с логическими данными. Основные логические операции (И, ИЛИ, НЕ). Логические выражения. | 0,5 0,5 |
12 | Пр.р.№13 «Разработка алгоритма, требующего для решения поставленной задачи использования логических операций». | 1 |
13 | Алгебра высказываний. Основные законы алгебры логики. Построение таблиц истинности. | 1 | Дом. контр. раб. |
14 | Решение задач с использованием различных алгоритмических конструкций и логических операций. | 1 |
III ЧЕТВЕРТЬ
2 урока в неделю, 20 уроков в III четверти
№ урока | Содержание учебного материала | Кол-во часов | Примечание |
Алгоритмы и исполнители (29 часов) |
1 | Техника безопасности в компьютерном классе. Языки программирования, их классификация. Язык программирования Паскаль. Правила записи программы на языке программирования Паскаль. | 1 |
2 | Составление простейших программ на языке программирования Паскаль. | 1 |
3 | Оператор ветвления. | 1 |
4 | Оператор ветвления. Пр.р.№14 «Разработка программы, содержащей оператор ветвления». | 0,5 0,5 |
5 | Операторы цикла. | 1 |
6 | Операторы цикла. | 1 |
7 | Пр.р.№15 «Разработка программы, содержащей операторы цикла». Подпрограммы. | 0,5 0,5 |
8 | Подпрограммы. Пр.р.№16 «Разработка программы, содержащей подпрограмму». | 0,5 0,5 | Домашняя пр. раб. |
9 | Одномерный массив. | 1 |
10 | Одномерный массив. Пр.р.№17 «Разработка программы по обработке одномерного массива». | 0,5 0,5 |
11 | Разработка программы, требующей для решения поставленной задачи использования логических операций | 1 |
12 | Пр.р.№18 «Разработка программы, требующей для решения поставленной задачи использования логических операций». Написание программ на языке программирования Паскаль по решению поставленных задач. | 0,5 0,5 | Домашняя пр. раб. |
13 | Написание программ на языке программирования Паскаль по решению поставленных задач. | 1 |
14 | Подготовка к зачетной работе. | 1 |
15 | Зачет №2 «Создание алгоритма и программы, решающих поставленную задачу». | 1 |
Формализация и моделирование (5 часов) |
16 | Анализ зачета № 2. Моделирование. Классификация моделей. Формализация. Пр.р.№19«Построение генеалогического дерева семьи». | 0,5 0,5 | Домашняя пр. раб. |
17 | Информационное моделирование. Виды информационных моделей. Этапы построения информационных моделей. Графические и табличные модели. Пр.р.№20 «Построение и исследование компьютерной модели, реализующей анализ результатов измерений и наблюдений с использованием системы программирования». | 0,5 0,5 | Домашняя пр. раб. |
18 | Информационное моделирование на компьютере. Электронные таблицы как средство компьютерного моделирования. | 1 |
19 | Пр.р.№21 «Построение и использование компьютерной модели, реализующей анализ результатов измерений и наблюдений с использованием таблиц». | 1 |
20 | Геоинформационные модели. Информационные модели систем управления. | 1 |
IV ЧЕТВЕРТЬ
2 урока в неделю, 18 уроков в IV четверти
№ урока | Содержание учебного материала | Кол-во часов | Примечание |
Хранение информации (9 часов) |
1 | Техника безопасности в компьютерном классе. Табличные базы данных: основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними. | 1 |
2 | Ввод и редактирование записей в табличной базе данных. | 1 |
3 | Условия поиска информации, логические значения, операции, выражения. Поиск, удаление и сортировка данных. | 1 |
4 | Поиск, удаление и сортировка данных. | 1 |
5 | Пр.р.№22 «Поиск записей в готовой базе данных». | 1 |
6 | Сортировка записей в готовой базе данных. | 1 |
7 | Пр.р.№23 «Сортировка записей в готовой базе данных». | 1 |
8 | Подготовка к зачетной работе. | 1 |
9 | Зачет № 3 «Работа с учебной базой данных». | 1 |
Коммуникационные технологии (4 часа) |
10 | Анализ зачета № 3. Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование, декодирование. Локальные и глобальные компьютерные сети. | 1 |
11 | Всемирная паутина, файловые архивы, интерактивное общение. Поиск информации. Компьютерные энциклопедии и справочники. Пр.р.№24 «Путешествие во Всемирной паутине. Участие в коллективном взаимодействии: форум, чат, телеконференция. Сохранение для индивидуального использования информационных объектов из глобальных компьютерных сетей и ссылок на них». | 0,5 0,5 |
12 | Электронная почта как средство связи, правила переписки, приложения к письмам. Пр.р.№25 «Регистрация почтового ящика электронной почты, создание и отправка сообщения». | 0,5 0,5 |
13 | Архивирование и разархивирование. Пр.р.№26 «Создание архива файлов и раскрытие архива с использованием программы архиватора. Загрузка файла их файлового архива». Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей. Пр.р.№27 «Поиск документа с использованием системы каталогов и путем ввода ключевых слов». | 0,25 0,25 0,25 0,25 |
Информационные технологии в обществе (2 часа) |
14 | Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов. Организация групповой работы над документом. Информационные ресурсы общества. Этика и право при создании и использовании информации. Информационная безопасность. Правовая охрана информационных ресурсов. | 1 |
15 | Пр.р.№28 «Защита информации от компьютерных вирусов. Установка лицензионной программы». | 1 |
16 | Итоговое повторение. | 1 |
17 | Итоговое повторение. | 1 |
18 | Итоговое повторение. | 1 |
График текущего контроля
9 класс
Количество часов | Форма контроля |
Четверть | Кол-во недель | Кол-во часов в нед. | Всего часов | № недели | Контр. работа | Сам. работа | Тест | Зачет | Лабор. работа | Практич. работа | Др. формы |
I | 9 | 2 | 18 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 7 | 0 |
1 |
2 |
3 |
4 | Пр.р.№1 «Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных» |
5 | Пр.р.№2 «Создание и обработка таблиц» |
6 |
7 | Пр.р.№3 «Ввод математических формул и вычисление по ним» |
8 |
9 | Пр.р.№4 «Построение диаграмм и графиков» |
10 |
11 | Зачет № 1 «Создание и обработка таблиц с результатами измерений и опросов» |
12 |
13 | Пр.р.№5 «Кодирование текстовой информации. Определение числовых кодов символов и перекодировка русскоязычного текста в текстовом редакторе» |
14 | Пр.р.№6 «Кодирование графической информации. Установка цвета в палитре RGB в графическом редакторе» |
15 |
16 |
17 | Пр.р.№7 «Перевод чисел из одной системы счисления в другую и арифметические вычисления в различных системах счисления» |
18 |
II | 7 | 2 | 14 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 6 | 0 |
19 |
20 |
21 | Пр.р.№8 «Разработка линейного алгоритма с использованием математических функций при записи арифметического выражения» |
22 |
23 | Пр.р.№9 «Разработка алгоритма, содержащего конструкцию «Ветвление». |
24 |
25 | Пр.р.№10 «Разработка алгоритма, содержащего конструкцию «Повторение». |
26 | Пр.р.№11 «Разработка алгоритма, содержащего подпрограмму» |
27 |
28 |
29 | Пр.р.№12 «Разработка алгоритма по обработке одномерного массива» |
30 | Пр.р.№13 «Разработка алгоритма, требующего для решения поставленной задачи использования логических операций» |
31 |
32 |
III | 10 | 2 | 20 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 8 | 0 |
33 |
34 |
35 |
36 | Пр.р.№14 «Разработка программы, содержащей оператор ветвления» |
37 |
38 |
39 | Пр.р.№15 «Разработка программы, содержащей операторы цикла» |
40 | Пр.р.№16 «Разработка программы, содержащей подпрограмму» /домашняя/ |
41 |
42 | Пр.р.№17 «Разработка программы по обработке одномерного массива» |
43 |
44 | Пр.р.№18 «Разработка программы, требующей для решения поставленной задачи использования логических операций» /домашняя/ |
45 |
46 |
47 | Зачет №2 «Создание алгоритма и программы, решающих поставленную задачу» |
48 | Пр.р.№19 «Построение генеалогического дерева семьи» /домашняя/ |
49 | Пр.р.№20 «Построение и исследование компьютерной модели, реализующей анализ результатов измерений и наблюдений с использованием системы программирования» /домашняя/ |
50 |
51 | Пр.р.№21 «Построение и использование компьютерной модели, реализующей анализ результатов измерений и наблюдений с использованием таблиц» |
52 |
IV | 9 | 2 | 18 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 7 | 0 |
53 |
54 |
55 |
56 |
57 | Пр.р.№22 «Поиск записей в готовой базе данных» |
58 |
59 | Пр.р.№23 «Сортировка записей в готовой базе данных» |
60 |
61 | Зачет № 3 «Работа с учебной базой данных» |
62 |
63 | Пр.р.№24 «Путешествие во Всемирной паутине. Участие в коллективном взаимодействии: форум, чат, телеконференция. Сохранение для индивидуального использования информационных объектов из глобальных компьютерных сетей и ссылок на них» |
64 | Пр.р.№25 «Регистрация почтового ящика электронной почты, создание и отправка сообщения» |
65 | Пр.р.№26 «Создание архива файлов и раскрытие архива с использованием программы архиватора. Загрузка файла их файлового архива» Пр.р.№27 «Поиск документа с использованием системы каталогов и путем ввода ключевых слов» |
66 |
67 | Пр.р.№28 «Защита информации от компьютерных вирусов. Установка лицензионной программы» |
68 |
69 |
70 |
Список учебной литературы
9 класс
Основная литература
- Семакин И.Г. и др. Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Базовый курс: Учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006, - 176 с.
- Семакин И.Г. Методическое пособие для учителя. 8 – 9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005, - 174 с.
- Шелепаева А.Х. Поурочные разработки по информатике. Универсальное пособие: 8 – 9 классы. – М.: ВАКО, 2005, - 288 с.
- Макарова Н.В. Методическое пособие для учителей. 5 – 11 классы. – СПб.: Питер, 2006, - 254 с.
- Воронкова О.Б. Информатика: методическая копилка преподавателя. – Ростов н/Д: Феникс, 2007, - 320 с.
- Лопушанская Н.Д. Алгоритмизация и программирование в базовом курсе «Информатика и ИКТ» – Воронеж: ВОИПКРО, 2006, - 84 с.
- Рапаков Г.Г., Ржеуцкая С.Ю. Turbo Pascal. Книга для учителя. – СПб.: БХВ-Петербург, 2005, - 352 с.
Дополнительная литература
- Авторский коллектив под руководством д.п.н., проф. Могилёва А.В. Программно-методический комплекс «Мир информатики». Компания «Кирилл и Мефодий»
- Коробкова Е.М. Мультимедиа-курс «Устройство персонального компьютера»
- Чернов А.Ф. Информатика. 9 – 11 классы: олимпиадные задачи с решениями и подробным анализом. – Волгоград: Учитель, 2007, - 207 с.
- Фальков А.И., Молодцова М.Г. Элективный мультимедиа-курс «Вычислительная математика и программирование, 10 – 11 кл.». – Министерство образования РФ, 2004. ГУ РЦ ЭМТО, 2004. ЗАО «1С», 2004
- Свободно распространяемый сборник электронных пособий по графике, Интернету, мультимедиа, операционным системам, офисным приложениям, программированию, проектированию.
[1] Примечание. В отличие от порядка изучения содержательных единиц, предложенного в примерной программе по предмету, в связи с использованием учебника автора Семакина И. изучение тем «Обработка графической информации» и «Мультимедийные технологии» происходит в 8 классе, а тем «Представление информации» и «Обработка числовой информации» - в 9 класса. Указанные отступления допустимы и регламентированы программой.
[2] Примечание. В отличие от порядка изучения содержательных единиц, предложенного в примерной программе по предмету, в связи с использованием учебника автора Семакина И. изучение тем «Обработка графической информации» и «Мультимедийные технологии» происходит в 8 классе, а тем «Представление информации» и «Обработка числовой информации» - в 9 класса. Указанные отступления допустимы и регламентированы программой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по информатике 8 класс УМК Семакин И.Г.
Настоящая программа рассчитана на изучение базового курса информатики учащимися 8 класса в течение 34 часов (1 час в неделю) к учебнику Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Б...
Рабочая программа по биологии 8 класс учебник Колесов Д. В., Маш П.Д. Программа под редакцией В. В. Пасечника
Рабочая программа по биологии 8 класс учебник Колесов Д. В., Маш П.Д. Программа под редакцией В. В. Пасечника...
Рабочая программа по географии 8 класс; учебник И.И. Баринова География России - 2014; программа под редакцией И.В. Душиной
Рабочая программа по географии 8 класс; учебник И.И. Баринова География России - 2014; программа под редакцией И.В. Душиной...
Рабочая программа по информатике 10 класс по Семакину
КТП и пояснительная записка...
Рабочая программа по информатике 11 класс по Семакину
КТП и пояснительная записка...
Рабочая программа по информатике 7 класс ФГОС Семакин
Рабочая программа по информатике для 7 класса, составленная с учетом ФГОС для учебника Семакина...
Рабочая программа по информатике 8 класс ФГОС Семакин
Рабочая программа по информатике 8 класс ФГОС Семакин...