«Чертежи и аксонометрические проекции геометрических тел»
методическая разработка по информатике и икт (9 класс) на тему

Ананьева Надежда Петровна

 

Данный проект реализуется в 9 классе при изучении темы «Моделирование и формализация. Чертежи» по информатике и темы «Аксонометрические проекции геометрических тел» по черчению.

Использование проекта позволяет учащимся сложную для усвоения тему воспринимать как элемент игры, и в то же время, руководство к выполнению работы.

Проект включает в себя два интегрированных урока с межпредметной связью информатика – черчение. Проводится при участии учителей информатики и черчения. Первый урок – информационный. Содержит теоретический материал по черчению и информатике. Предполагает повторение ранее изученного материала через фронтальный опрос, показывает связь с жизнью (при поиске геометрических тел вокруг себя), показывает поэтапное анимированное построение геометрических тел и их проекций на примере геометрической призмы. Второй урок – практический. Состоит из практической работы учащихся, демонстрации и защиты работы представителем от каждой группы, подведения итога урока с разбором допущенных ошибок (с точки зрения черчения и с точки зрения информатики), оценивается правильность выбора примитивов, выставления оценок учащимся, с учетом участия в работе группы. Рефлексия проходит в устной форме. Учащиеся по желанию, делятся впечатлениями от уроков, высказывают свои пожелания. Завершается урок домашним заданием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_uroka_tablica.doc67.5 КБ
Файл annotaciya_proekta.docx22.19 КБ
Файл tema.pptx139.52 КБ
Файл zadaniya.rar28.69 КБ

Предварительный просмотр:

Тема интегрированного урока черчения – информатики:

«Чертежи и аксонометрические проекции геометрических тел»

Цель урока: Научить строить геометрические тела и их проекции с помощью компьютерных технологий.

Задачи урока:

Закрепить умение делать:

анализ геометрической формы предметов;

проекции геометрических тел;

Мысленно расчленять предмет на геометрические тела – призмы, цилиндры, конусы, пирамиды, шар и их части.

Научить строить геометрические тела и их проекции с помощью примитивов Microsoft Word.

Оборудование:

Проектор

Экран

Компьютеры

Модели геометрических фигур

Карточки с заданиями

Ход 1 урока

№ этапа урока

Название этапа урока

Содержание

№ слайда и название

Время, мин

1

Организационный момент.

Учащиеся входят в кабинет, одевают бахилы или сменную обувь занимают свои места, готовятся к уроку.

5

2

Вступительные слова учителей черчения и информатики

Озвучивание цели и задач урока

1 слайд (титульный)

5

3

Беседа учителя черчения с учениками о геометрических телах и проекциях геометрических тел.

Фронтальный опрос: виды геометрических тел;

Демонстрация моделей основных геометрических тел;

Поиск  геометрических тел в кабинете;

Фронтальный опрос: виды прямоугольных проекций (фронтальная, профильная и горизонтальная);

Рассмотрение проекций на примере треугольной призмы;

Подведение итога: виды геометрических тел, виды проекций.


2 слайд (геометрические тела)



3слайд (проекции геометрических тел)

20

4

Рассказ учителя информатики о способах построения геометрических тел и проекций с помощью компьютерных технологий, на примере треугольной призмы с использованием примитивов текстового редактора Microsoft Word.

Примитивы Microsoft Word, группы примитивов (линии, прямоугольники, основные фигуры, фигурные стрелки, фигуры для формул, блок-схемы, звезды и ленты, выноски)

Построение геометрической фигуры  на примере треугольной призмы (поэтапное, анимированное построение геометрической призмы)

Построение проекций на примере треугольной призмы (поэтапное, анимированное построение проекций призмы)

Подведение итога: что такое примитивы, как с помощью примитивов построить геометрические тела?

4 слайд (примитивы Microsoft Word)


5-6 слады (построение призмы)

7-9 слайды (построение проекций призмы)

15


Ход 2 урока

1

Организационный момент.

Учащиеся входят в кабинет, одевают бахилы или сменную обувь занимают свои места, готовятся к уроку.

5

2

Практическая работа на компьютере

Объяснение заданий;

Разделение класса на 5 групп с учетом интересов и симпатий учащихся;

Перемещение учащихся на рабочие места за компьютерами.

Выполнение работы учащимися.

10 слайд

15

3

Демонстрация и защита выполненной работы

Представитель от каждой группы демонстрирует свою работу на экране и комментирует выполненное задание.

10      (5групп по 2мин.)

4

Подведение итога урока

Правильность построения с точки зрения черчения;

Правильность использования примитивов;

Разбор ошибок;

7


5

Оценки

Оценивание работ учащихся, с учетом допущенных ошибок.

3

6

Рефлексия

Высказывания учащихся с пожеланиями и впечатления, от проведенных уроков.

4

7

Домашнее задание

Черчение: § 10-11, страница 68, занимательные задачи № 1, 2.

Информатика: построить проекции шара средствами Microsoft Word

11 слайд

1



Предварительный просмотр:

Аннотация проекта.

Данный проект реализуется в 9 классе при изучении темы «Моделирование и формализация. Чертежи» по информатике и темы «Аксонометрические проекции геометрических тел» по черчению.

Использование проекта позволяет учащимся сложную для усвоения тему воспринимать как элемент игры, и в то же время, руководство к выполнению работы.

Проект включает в себя два интегрированных урока с межпредметной связью информатика – черчение. Проводится при участии учителей информатики и черчения. Первый урок – информационный. Содержит теоретический материал по черчению и информатике. Предполагает повторение ранее изученного материала через фронтальный опрос, показывает связь с жизнью (при поиске геометрических тел вокруг себя), показывает поэтапное анимированное построение геометрических тел и их проекций на примере геометрической призмы. Второй урок – практический. Состоит из практической работы учащихся, демонстрации и защиты работы представителем от каждой группы, подведения итога урока с разбором допущенных ошибок (с точки зрения черчения и с точки зрения информатики), оценивается правильность выбора примитивов, выставления оценок учащимся, с учетом участия в работе группы. Рефлексия проходит в устной форме. Учащиеся по желанию, делятся впечатлениями от уроков, высказывают свои пожелания. Завершается урок домашним заданием.

Уроки сопровождаются демонстрацией презентации на экране через  проектор, что позволяет наглядно продемонстрировать способы построения геометрических тел и их проекций с помощью компьютерных технологий. Презентация содержит анимационные эффекты, позволяющие выделить главные моменты и увеличивает эффект процесса усвоения материала. Управляется презентация по щелчку левой кнопки мыши, что дает возможность, по необходимости, задержаться на каком либо слайде и повторить основные моменты еще раз.

Деление класса на группы для выполнения практической работы на компьютерах происходит по принципу дальтон – технологии: учащиеся сами выбирают, с кем в группе будут работать, исходя из своих симпатий и предпочтений, на каком компьютере, с учетом установленного программного обеспечения, а также самостоятельно выбирают уровень сложности практического задания. Все это позволяет наиболее эффективно выполнять практическую работу. Программное обеспечение, установленное на компьютерах, так же предусматривает разный уровень сложности. Учащимся предоставляется возможность выбрать между Microsoft Word 2003, Microsoft Word 2007 и текстовым редактором операционной системы Линукс.

Цель проекта: Научить учащихся строить геометрические тела и их проекции с помощью компьютерных технологий.

Задачи проекта: 

Закрепить умения учащихся делать:

анализ геометрической формы предметов;

проекции геометрических тел;

мысленно расчленять предмет на геометрические тела – призмы, цилиндры, конусы, пирамиды, шар и их части.

Научить строить геометрические тела и их проекции с помощью примитивов Microsoft Word.

В результате проведения проекта все учащиеся научатся строить геометрические тела и их проекции с помощью примитивов текстового редактора, это связано с разноуровневыми заданиями и возможностью свободного выбора уровня сложности самими учащимися, а также с возможностью выбора группы, в которой каждый будет работать.

Для проведения проекта потребуется проектор, экран, кабинет информатики, оснащенный компьютерами, модели геометрических фигур, дидактический материал: карточки с заданиями по вариантам.

Структура презентации:

№ слайда

Заголовок слайда

Содержание слайда

Титульный.

Тема, цель и задачи урока.

Геометрические тела.

Примеры геометрических тел с названиями.

Проекции геометрических тел

Пример геометрического тела: треугольная призма.

Виды проекций: фронтальная, профильная, горизонтальная, и их изображение на примере треугольной призмы.

Построение геометрических тел и проекций с помощью компьютерных технологий

Примитивы Microsoft Word, разбиение примитивов на группы.

Построение призмы

Построение основания призмы, выбор готового примитива для основания из набора, создание основания с помощью прямых линий.

Построение граней и второго основания с помощью прямых линий.

Построение проекций призмы

Фронтальная проекция (вид спереди), пояснение к построению проекции, на примере треугольной призмы.

Профильная проекция (вид сбоку),  пояснение к построению проекции, на примере треугольной призмы.

Горизонтальная проекция (виз снизу), пояснение к построению проекции, на примере треугольной призмы.

Графическая работа с помощью примитивов Microsoft Word

Пояснение по разделению класса на группы. Комментарии к практической работе.

Домашнее задание

Домашнее задание по предметам.


Постановка проблемы.

Необходимость в создании и выполнении данного проекта в том, что предмет черчение очень сложен для большинства учащихся. Не все учащиеся могут пространственное изображение геометрической фигуры представить  себе в плоской системе координат, т.е. мысленно расчленить предмет на виды проекций, и из трех проекций геометрической фигуры воссоздать трехмерное изображение геометрического тела.

Проект развивает интерес учащихся к черчению, как к предмету в целом, показывает связь с другими предметами, в частности с информатикой, связь с жизнью.

С помощью компьютерных технологий пробуждается интерес к черчению у тех учеников, которые ранее им не интересовались. Это связано с тем, что у учащихся появилась возможность выполнить построение чертежа и проекций геометрических тел не на листе бумаги, а с помощью компьютера.

У большинства учащихся предмет информатика ассоциируется с компьютерными играми, и данный проект дает возможность увидеть и попробовать создать своими руками элементы игры, отдельные предметы в виде геометрических тел, что позволяет осознать сложность процесса создания игр в целом. У учащихся появляется уважение к аниматорам и инженерам – программистам, создающим игры и анимационные фильмы.

После проведения уроков, многие учащиеся высказали пожелания о проведении большего числа интегрированных уроков, им понравилось красочное оформление, анимационные эффекты, анимированная инструкция выполнения построения геометрической фигуры.

В результате использования дальтон – технологии, при разбиении класса на группы, учащиеся разделились по своему желанию, по симпатии друг к другу, в связи с этим работа в группах проходила более эффективно. Сильные учащиеся помогали освоить учебный материал более слабым ученикам, поэтому все работы были выполнены с минимальным количеством ошибок, с меньшей затратой времени.

В процессе выполнения практической работы учащиеся получали консультации учителей информатики или черчения, в зависимости от возникшей необходимости.

При разработке практических заданий, первое задание более легкое: создание проекций геометрической фигуры, второе, усложненное: по проекциям геометрической фигуры необходимо воссоздать геометрическое тело.


Цели и задачи проекта.

Цели проекта: 

Научить учащихся строить геометрические тела и их проекции с помощью компьютерных технологий.

Развить интерес к предметам: черчению и информатике.

Показать связь предметов между собой и с жизнью.

Задачи проекта: 

Закрепить умения учащихся делать:

анализ геометрической формы предметов;

проекции геометрических тел;

мысленно расчленять предмет на геометрические тела – призмы, цилиндры, конусы, пирамиды, шар и их части.

Научить строить геометрические тела и их проекции с помощью примитивов Microsoft Word.

Ожидаемые результаты.

После просмотра презентации, учащиеся должны самостоятельно выполнить построение геометрической фигуры и ее проекций путем правильного подбора примитивов. В случае отсутствия необходимого примитива, учащиеся должны создать его используя более простые примитивы: прямую линию, дугу, кривую линию.

При работе в группе учащиеся выработают умение высказывать свое мнение, учитывать мнения других, находить компромиссы, учатся общаться, и приходить к единому решению.

Практическая значимость результатов.

В результате проведения проекта все учащиеся научились строить геометрические тела и их проекции с помощью примитивов текстового редактора, это связано с разноуровневыми заданиями и возможностью свободного выбора уровня сложности самими учащимися, а также с возможностью выбора группы, в которой каждый будет работать.

Каждый учащийся сможет самостоятельно выполнить построение геометрического тела и его проекций с помощью примитивов текстового редактора.

В дальнейшем можно усложнить задания, используя специальные графические редакторы или путем усложнения с точки зрения черчения: рассматривать фигуры, состоящие из нескольких геометрических тел; и рассмотрением других видов проекций.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

тема: Чертежи и аксонометрические проекции геометрических тел Цель урока: Научить строить геометрические тела и их проекции с помощью компьютерных технологий. Задачи урока: Закрепить умение делать: анализ геометрической формы предметов; проекции геометрических тел; мысленно расчленять предмет на геометрические тела – призмы, цилиндры, конусы, пирамиды, шар и их части; Научить строить геометрические тела и их проекции с помощью примитивов Microsoft Word .

Слайд 2

Геометрические тела куб конус пирамида цилиндр призма шар

Слайд 3

Проекции геометрических тел Фронтальная проекция (вид спереди) Профильная проекция (вид сбоку) Горизонтальная проекция (вид снизу) Треугольная призма

Слайд 4

Построение геометрических тел и проекций с помощью компьютерных технологий

Слайд 5

Построение призмы 1. Построение основания.

Слайд 6

2. Построение граней с помощью прямых линий. 3. Построение второго основания.

Слайд 7

Построение проекций призмы Фронтальная проекция (вид спереди) Строим прямоугольник ,с помощью прямой линии разбиваем его на две равные части, показывая грань.

Слайд 8

2. Профильная проекция (вид сбоку) Строим прямоугольник

Слайд 9

3. Горизонтальная проекция (вид снизу) Строим треугольник

Слайд 10

Графическая работа с помощью примитивов Microsoft Word Графическая работа проводится по вариантам, класс делится на 5 групп, по количеству компьютеров. Работа включает в себя два задания: Построить три проекции предложенной геометрической фигуры. По предложенным проекциям построить геометрическую фигуру.

Слайд 11

Домашнее задание Черчение § 10-11, страница 68, занимательные задачи № 1, 2. Информатика построить проекции шара средствами Microsoft Word



Предварительный просмотр:

Вариант 1.

Построить три проекции предложенной геометрической фигуры

По предложенным проекциям построить геометрическую фигуру


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аксонометрические проекции (обобщающий урок)

Тема урока. Аксонометрические проекции (обобщающий урок по черчению с использованием ИКТ). Урок построен на основе пройденного материала. Закреплением основных понятий, служит решение кроссворда...

Черчение. 7класс. Тема:Аксонометрические проекции.

Выполнить работу по образцу в программе КОМПАС...

Черчение-7 класс. Проецирование, аксонометрические проекции.

Вопросы к письменному опросу по темам:Проецирование и аксонометрические проекции....

Разрезы в аксонометрических проекциях.

Для открытия 3D моделей можно использовать Компас 3D. Надеюсь этот материал вам пригодится и принесёт пользу!...

Конспект учебного занятия по черчению для обучающихся 13- 15 лет Аксонометрические проекции. Фронтальная косоугольная диметрическая и прямоугольная изометрическая проекции.

Знакомство обучающихся с аксонометрией и видами аксонометрической проекции.Научить строить оси аксонометрических проекций. Строить аксонометрические проекции плоскогранных деталей.Содействовать в разв...

Собственная методическая разработка урока по черчению «Аксонометрические проекции окружностей"

Собственная  методическая разработка  урока по черчению «Аксонометрические проекции окружностей". В этой презентации вы можете найти поэтапное построение окружности в аксонометрии.....

Урок по теме "Аксонометрические проекции плоских геометрических фигур"

Изучение понятия аксонометрические проекции. Расположение осей фронтальной диметрической проекции. Как откладывают размеры вдоль осей фронтальной диметрической и изометрической проекций и параллельно ...