«Информатика + шахматы: от Е2-Е4 до ЕГЭ»
статья по информатике и икт по теме
Доклад учителя информатики ГБОУ СОШ №1021 Курчавовой Е.В. на Международной конференции "Шахматы для общего развития"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_uchitelya_informatiki_gbou_sosh.docx | 30.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад учителя информатики ГБОУ СОШ №1021 Курчавовой Е.В. на тему:
«Информатика + шахматы: от Е2-Е4 до ЕГЭ»
Новый стандарт образования призывает нас нацелить обучающий процесс не на получение учащимися определенной суммы знаний, а на освоение ими универсальных учебных действий через межпредметные связи. Главное - научить ребенка учиться и активировать его способность к саморазвитию.
Курс информатики и ИКТ в нашей школе ориентирован на системно-деятельностный подход к обучению. Чтобы открыть возможность для самостоятельной работы учащихся, а так же сделать её индивидуальной необходимо создать такую обучающую среду, в которой ребенок будет максимально компетентен и мотивирован. То есть он должен в полной мере владеть инструментарием и набором правил, и решать актуальные и интересные для себя задачи. Также необходимо учитывать возрастные особенности учащихся. Сохраняя учебную деятельность как ведущую, можно эффективно использовать элементы игровой деятельности. Ведь она интересна детям.
Курс информатики в начальной школе изучается по программе пропедевтического курса информатики 3-4 кл. (авт. А.С.Семенов Т.А.Рудченко), 2010. В основу построения данного курса положен ряд принципов:
ясные правила игры;
графические и телесные объекты как главные объекты учебной деятельности;
введение всего спектра основных понятий современной информатики и математики на материале наглядных примеров, а не в виде формальных определений для заучивания;
использование естественных языков как основной области реальных приложений математических конструкций.
Основными темами данного курса являются:
Правила игры
Базисные объекты и их свойства
Цепочка
Мешок
Логические значения утверждений
Язык
Алгоритмы. Исполнитель Робик
Дерево
Игры с полной информацией
Математическое представление информации
Решение практических задач
ИКТ-компетентность. Решение практических задач
ИКТ-компетентность. Клавиатурный ввод
Преподавая информатику в 3-4 классах, я обратила внимание на группу ребят, у которых появилась явная положительная динамика относительно своего прежнего уровня. У одних при решении типовых, а у других при решении трудных задач. Явно повысился уровень самостоятельности, изобретательности. Ребята чаще стали выходить к доске, с удовольствием давали на проверку домашние задания, увеличился объем работы на уроке, повысилось внимание и работоспособность детей. Оказалось, что эти ребята посещают кружок по шахматам.
Информатика – это наука о способах получения, накопления, хранения, преобразования и передачи информации и не сводится лишь к овладению навыками работы на компьютере. Основная задача научить ребенка работать с информацией, развить алгоритмическое и логическое мышление. При изучении предмета уже в начальной школе речь идет о знакомстве с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией. К тому же необходимо научить ребенка отвечать на вопрос «как решить задачу, которую раньше не решали», используя поиск закономерностей и аналогий, правдоподобные догадки, творческое мышление. Это зачастую вызывает определенные сложности у некоторых учеников. Вы наверняка не раз замечали, что, несмотря на одинаковые программы и условия обучения, разные школьники имеют неодинаковые знания, различные показатели успеваемости, по-разному относятся к учебным обязанностям, то есть фактически получают неодинаковый уровень развития. Потому что ребенок не может действовать только по указаниям и требованиям учителя. Также очень важен склад формирующейся личности. Если у ребенка появляется боязнь неуспешности в учебе, то он испытывает стресс и как следствие удаляется от учебной деятельности вообще и научно-познавательной в частности. В такой ситуации педагогу важно создать наиболее комфортную учебно-воспитательную среду, в которой возможна наиболее полная самореализация ребенка. Еще одной причиной сложностей является очень небольшое количество часов, предусмотренное федеральными образовательными стандартами на изучение предмета информатика как такового, без учета компьютерных технологий.
Недостатки в усвоении материала младшими школьниками можно преодолеть, если развивать в них нравственные и волевые качества: старание, упорство, трудолюбие, настойчивость, ответственность.
Не каждая деятельность обладает развивающей функцией, а только та, которая затрагивает потенциальные возможности ученика, вызывает его творческую познавательную активность, активизирует логическое и алгоритмическое мышление.
Доктор психологических наук Нина Фёдоровна Талызина пишет «…до сих пор нет конкретной программы логических приемов мышления, которые должны быть сформированы при изучении данного предмета, в связи с чем работа над развитием мышления в школе идет стихийно, и большинство учащихся не овладевает начальными приемами мышления даже в старших классах… Традиционное школьное образование тренирует сравнительно ограниченный набор навыков мышления, необходимый для чтения, письма, говорения, математических операций, и очень мало делаем для выработки умений высшего типа – рассуждать логично, критично, творчески, контекстуально, аргументированно, диалогично. В результате в мышлении начинается перекос [Талызина Н.Ф1988 г.175с.].
Такой развивающей функцией обладает игра в шахматы. Василий Александрович Сухомлинский особенно выделял роль шахмат в воспитании культуры мышления и умственном развитии младшего школьника. «Шахматы – превосходная школа последовательного логического мышления. Без шахмат невозможно себе представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь начальной школы как один из элементов умственной культуры».[21]
Анализ таких авторских программ по информатике для начальной школы, как «Информатика в играх и задачах» Горячев, пропедевтическая программа курса информатики 3-4 классы А.С.Семенов,Т.А.Рудченко, показал, что уже на этом уровне изучаются: теория алгоритмов, теория графов, теория множеств, теории игр, искусственный интеллект, объекты и системы, закономерности, теория управления и т . д. Это абсолютно необходимо для пропедевтики тех базовых знаний, которые учащиеся будут получать в старших классах. Игра в шахматы позволяет наглядно рассматривать вышеуказанный материал, тем самым позволяя достичь эффекта, о котором писал Джеймс Максвелл: «Нет лучше способа сообщения уму знаний, чем метод преподнесения их в возможно более разнообразных формах». Ведь на чисто шахматные объекты можно посмотреть с позиций различных наук. Обыкновенное шахматное поле можно рассматривать и как единицу шахматного пространства, и как элемент множества полей, образующих линию, и как множество, являющееся пересечением вертикали и горизонтали, которые, по сути, тоже являются множествами. Также его можно представить как элемент кодирования или как точку в системе координат. В программы начальной школы включаются некоторые элементы логики и алгоритмизации, которая является общим фундаментом информатики и шахмат. Поэтому совершенно неудивительно, что шахматы повышают успеваемость учеников по информатике. Удобно рассматривать теорию графов, используя простейшие деревья расчета вариантов. Ребра графа – шахматные ходы, вершины – шахматные позиции, получившиеся в результате этих ходов. Если рассматривать шахматную доску как совокупность полей и комплекта шахматных фигур, то можно обсуждать теорию множеств. Именно шахматы выбрали моделью для развития искусственного интеллекта.
В информатике часто встречаются задачи по управлению ресурсами, связанные с наличием противоречий для достижения цели. Например, задача о волке, козе и капусте, или о рыцарях и оруженосцах, которых необходимо переправить на другой берег, соблюдая определенные условия и т.д. Это задачи на последовательность логического мышления, превосходной школой которого, по словам В.А. Сухомлинского, являются шахматы. В этих задачах тоже присутствуют ходы - операции перевозки через реку и позиции – положение пассажиров по обе стороны реки после каждого хода. Шахматы являются не только логической, но и очень занимательной игрой. Исследования психолога Нины Фёдоровны Талызиной о влиянии занятий шахматами на развитие младших школьников показало, что «целенаправленное формирование основных приемов шахматной игры существенно повышает уровень логического мышления детей, а тем самым и их успехи в овладении школьными предметами» [22]. Шахматы дают возможность ребенку почувствовать себя властелином, главнокомандующим армией, президентом, то есть человеком, способным управлять. Ведь деятельность шахматиста и управленца очень похожа. Шахматы учат управлять ресурсами, причем любыми: экономическими, военными, информационными и т.д. Эта игра учит принимать решения.
Изучение информатики в школе организовано «по спирали». На пропедевтическом уровне изучаются основные направления, которые на следующей ступени изучаются более глубоко, задачи усложняются, включаются некоторые новые понятия. Китайская мудрость гласит: «Я услышал и забыл. Я увидел и запомнил. Я сделал и понял». Изучая шахматы параллельно с информатикой, можно многие сложные темы показать просто и наглядно. Поэтому было бы неплохо организовать шахматный кружок для средней и старшей школы.
Статистика утверждает, что среди учеников, показывающих лучшие результаты ЕГЭ по информатике, как правило, есть шахматисты – победители и призеры городских и окружных соревнований. И это понятно, ведь для сдачи ЕГЭ необходимо обладать не только знаниями, но и выдержкой, скоростью мышления, трудолюбием и выносливостью. Все эти качества шахматист приобретает во время занятий и соревнований. Перед тем как сделать ход, необходимо проанализировать, оценить ситуацию, задавая себе десятки вопросов. Постоянные тренировки позволяют лучше других давать ответы на вопросы в единицу времени.
Оризон Свит Марден говорил: «Внутри каждого человека есть дремлющие силы; силы, способные удивить его самого, так как он зачастую и не предполагает, что обладает ими; силы, способные перевернуть жизнь стоит их только поднять из глубин и привести в действие».
А от себя добавлю, что помочь в этом нам могут шахматы. Играйте в шахматы, друзья!
1. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся / Под ред. И.С.Якиманской. - М., 1989.
2. Вопросы психологии способностей школьников /Под рук. В.А.Крутецкого. - М., 1964.
3. Горячев А.В. Информатика в играх и задачах. – В сб. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1- 4). В двух частях, часть I. – М.: Просвещение, 2002. – с.309 – 318.
4. Дергачева, Л.М. Информатика в начальной школе [Текст] / Л.М. Дергачева, М.В. Шиленкова, Т.С. Ягодкина.– М.: Образование и Информатика, 2008.– (Информатика в школе; № 8/2008).
5. Информатика -1: Математические основы мышления и коммуникации: Книга для учителя. – М.: Институт новых технологий образования, 1999. – 76 с.
6. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. - М., 1981. Якиманская И. С. Принцип активности в педагогической психологии // Вопросы психологии. -1989. - №6.
7. Кузнецов А.А., Семенов А.Л., Уваров А.Ю. О проекте концепции образовательной области. “Информатика и информационные технологии” – Информатика, №17, 2001.
8. Левченко, И.В. Общие вопросы методики обучения информатике в средней школе [Текст] : Учеб. пособие для студентов вузов и университетов / И.В. Левченко, Н.Н. Самылкина.– М.: МГПУ, 2003.
9. Леонтович, А.В. Исследовательская деятельность учащихся (сборник статей) [Электронный документ] / МГДД(Ю)Т; А.В. Леонтович.– (http://www.researcher.ru/methodics/teor/f_1abucy/a_1abujp.html?xsl:print=1). 15.01.2010.
10. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев: Радянска школа, 1974.
11. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. – М.: Просвещение, 1988-175с.
12. Тимофеев А.А."Концепция обучения шахматам в начальной школе" (Проект) Электронный документ http://chess555.narod.ru/tim2.htm
13. Чередов, И.М. Методы обучения как условия развития активности и самостоятельности учащихся [Текст] / И.М. Чередов; Под ред. И.М. Чередова.– Омск, 2000.
14. Якиманская И. С. Принцип активности в педагогической психологии // Вопросы психологии. -1989. - №6.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЗНАКОМЬТЕСЬ: ШАХМАТЫ
Визитка авторов сайта...
«Запомни: основную роль играет в шахматах Король!»
Конспект интегрированного занятия по шахматам и ИЗО с использованием компьютерных технологий. Для детей 5 лет Знакомство с шахматной фигурой «король», c...
Рабочая программа + КТП внеурочной деятельности "Шахматы"
СамоанализВнеурочной деятельности учителя дополнительного образования Седип Э.Э.Внеурочную деятельность осуществляю ежегодно, как начала работать учителем. В начале это были кружки, элективные курсы, ...
Фильм "IV Первенство класса по шахматам".
Представляю Вам свой фильм, посвященный шахматному первенству класса. Оно проходит в классе ежегодно в первой четверти. Сна...
Методическая разработка "Знающий тайну шахмат - знает тайну жизни"
Данная методическая разработка может быть использована педагогами дополнительного образования на занятиях по программе "Шахматы"...
Первенство города по шахматам среди детей до 8 лет (сценарий)
Сценарий проведения открытия и церемонии награжденияпервенства города по шахматам среди детей до 8 лет 28, 29 января 2012 г. город Осинники, Кемеровска...
Почему детей нужно обучать игре в шахматы и что дают детям шахматы
В статье рассматривается польза занятия шахматами....