Интегрированные уроки по информатике и экономике в старших класса
методическая разработка по информатике и икт (10 класс) по теме
Интегрированные уроки по информатике и экономике в старщих классах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannye_uroki_po_informatiki_i_ekonomiki_v_starshih_klassah.rar | 362.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированные уроки по информатике и экономике в старших классах»
Тема "Решение экономических задач в электронных таблицах"
Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по экономике представляет комплекс знаний по экономике, минимально необходимый современному гражданину России. Он включает общие представления об экономике как хозяйстве и науке, об экономике семьи, фирмы и государства, в том числе в международной сфере.
В 10-11 классах общеобразовательной школы в преподавании экономики упор делается на углубление знаний по основам экономической теории и ее прикладным аспектам, изучение видов и форм предпринимательской деятельности, формирование навыков самостоятельного принятия нестандартных решений в сложных ситуациях, профессиональную ориентацию и овладение элементарными профессиональными навыками.
Организация экономического образования на этом этапе строится в соответствии с минимумом содержания предмета “Экономика” и двухуровневыми программами (для общеобразовательной школы и для школы с углубленным изучением экономики).
Для учащихся 10-11 классов уроки “Информационные технологии” дают дополнительную возможность по овладению экономическими знаниями и позволяют закрепить теоретические знания.
Прогнозируемые результаты обучения:
Формирование у учащихся знаний, умений и навыков:
- объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;
- умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно постав ленной цели (сжато, полно, выборочно);
- работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации; работа с электронными таблицами с целью рационализации процесса обучения;
- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
- овладение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: “Что произойдет, если...”);
- пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
В основу методической разработки информационной поддержки уроков экономики легла идея компетентностного - ориентированного образования, которая является одним из ответов системы образования на социальный заказ. Компетентность как результат образования выражается в овладении учащимися определенным набором способов деятельности. В компетентностно - ориентированном образовании кардинально меняется роль учителя, который теперь должен стать организатором процесса обучения, тьютором, обеспечивающим педагогическую поддержку и сопровождение деятельности учащихся.
Цели:
- Построение и редактирование точечных графиков в приложении MS Excel (информатика);
- Чтение и анализ графической интерпретации экономических задач, закрепление знаний по теме (экономика).
Задачи:
- Развитие экономической и информационной компетентности у учащихся.
- Убедиться, что торговля выгодна и покупателям (CS > 0), и продавцам (PS > 0).
- Убедиться, что законы спроса и предложения выполняются.
- Формирование умения использовать электронные таблицы для оптимизации процесса решения экономических задач.
Ход урока
Необходимо кратко напомнить учащимся основные теоретические положения тем “Спрос. Предложение. Рыночное равновесие”, “Ввод данных” и “Мастер диаграмм”, без которых экономическую задачу в электронных таблицах решить и проанализировать невозможно.
(см. презентацию)
Содержание основных экономических задач:
- правильное применение понятий “спрос” и “величина (объем) спроса”, их различие;
- общий, средний и предельный продукты;
- построение кривых спроса и предложения;
- определение равновесной цены и равновесного количества товара;
- нахождение новых параметров равновесия при изменении спроса и предложения;
- определение эластичности спроса.
Задача 1: Отобразите на графике данные из таблицы и охарактеризуйте функциональную зависимость между переменными.
Точки | Стоимость билетов на ж.д. транспорт (руб.) | Покупатели (тыс. чел.) |
А | 25 | 0 |
В | 20 | 4 |
С | 15 | 8 |
Д | 10 | 12 |
Е | 5 | 16 |
Г | 0 | 20 |
Решение: Приведенные данные позволяют построить кривую спроса на железнодорожные билеты.
- Запустите программу Microsoft Excel.
- Введите исходные данные:
- Постройте точечный график:
- На панели инструментов “Форматирование” выбрать пиктограмму “Мастер диаграмм”.
- Выполнить 4 шага Мастера диаграмм
на первом шаге выбрать: тип диаграммы Точечная, вид Точечная диаграмма с сохранением пар значений Второй, третий и четвертый шаги учащиеся выполняют самостоятельно по известному алгоритму |
- Ожидаемый результат построения точечного графика:
- Постройте линию тренда (уравнение линии тренда задаст функциональную зависимость спроса)
- На диаграмме выделить ряд данных
- Вызвать контекстное меню ряда данных
- Выбрать команду Добавить линию тренда
- Выбрать тип Линейная, параметры Показать уравнение на диаграмме
- Ожидаемый результат построения точечного графика:
Данный график показывает обратную (отрицательную) функциональную зависимость между двумя переменными: по мере роста цены спрос на данный товар снижается.
Задача 2: Функция спроса на товар А может быть представлена в виде уравнения QD = 48-5P, а функция предложения в виде QS = 12+7P, где Р - цена товара. Определите цену на товар А и объем продаж в условиях равновесия.
Решение: В рыночных условиях равновесие достигается при равенстве спроса и предложения, т.е. точка равновесия (Е) соответствует точке пересечения кривых спроса и предложения.
I способ (алгебраический): чтобы найти равновесную цену, надо QD приравнять QS:
48-5P = 12+7P => РЕ = 3.
Для нахождения равновесного объема продаж подставляем найденную цену равновесия в функцию спроса или предложения: QDЕ 48-5P = 48 – 5*3 = 33.
II способ (графический) можно осуществить с помощью электронных таблиц:
Построить графики для функций QD и QS
По итогам изложения теоретических положений и освоения практических навыков работы с компьютером учащимся предлагается решить задачу самостоятельно и интерпретировать полученные результаты (задача из сборника А.А.Мицкевич “Сборник заданий по экономике” М.: ВИТА Пресс,1988).
Задача 3: Покупатели и продавцы вышли на рынок некоторого товара со следующими предложениями по цене и количеству:
Покупатели | А | Б | В | Г | Д | Е |
Цена | 12 | 3 | 14 | 14,5 | 15 | 15,5 |
Количество | 5 | 3 | 5 | 2 | 4 | 1 |
Продавцы | А | Б | В | Г |
Цена | 13,5 | 14,0 | 14,5 | 15 |
Количество | 5 | 10 | 10 | 5 |
- Постройте шкалы и графики спроса и предложения.
- Что можно сказать о цене равновесия?
- Как изменится точка равновесия, если на рынок а выйдут покупатели Б и Г?
- Сколько товаров приобрел каждый покупатель?
- Сколько товаров продал каждый продавец?
- Определите неудовлетворенный спрос, и количество товаров оставшихся нереализованными.
- Определите эластичность спроса покупателя А и продавца Б.
Решение: (прогнозируемые результаты деятельности учащихся)
А)
Б)
В) Если на рынок не выйдут покупатели Б и Г, график будет иметь вид:
Г, Д)
Приобретения покупателей: А-0, Б-0, В,-5, Г-2, Д-4, Е-1
Продажи: А-5, Б-10, В-0, Г-0.
Е) Общий неудовлетворенный спрос: 20-12=8
Избыточное предложение: 30-12=18
Подведение итогов:
При решении задач мы повторили все типы задания спроса и предложения:
- аналитический (получены формулы);
- статистический (составлены таблицы);
- графический (построены графики).
Мы еще раз убедились в том, законы спроса и предложения выполняются и торговля выгодна и покупателям (CS > 0), и продавцам (PS > 0).
"Расчет оптимального объема производства фирмы-монополиста в электронных таблицах MS Excel"
Тема урока: «Решение экономических задач в электронных таблицах. Оптимальный выпуск продукции фирмой-монополистом и условие максимизации прибыли»
Цель урока:
- обучающая – научить применять компьютерную информационную технологию обработки числовой информации на примере поведения фирмы-монополиста, максимизирующей прибыль;
- развивающая – содействовать развитию экономического мышления через анализ поведение фирмы-монополиста; выбирать программное обеспечение для решения конкретных экономических задач развивать образное мышление, развивать мыслительные операции обобщения и систематизации;
- воспитывающая – воспитывать гуманные отношения на уроке (т. е. отношение к другим людям через товарищество, дисциплинированность, вежливость, ответственность, честность). Повысить активность творческой деятельности учащихся.
Этапы урока:
I. Организационный
– приветствие учащихся;
– проверка готовности к уроку;
– организация внимания.
II. Сообщение темы урока, постановка цели и задач урока:
1. Сообщение темы урока.
2. Постановка цели урока – сегодня на уроке вам предстоит построить модель расчета оптимального объема выпуска товаров фирмой-монополистом средствами компьютерной информационной технологии, для этого необходимо применение знаний, полученных на уроках экономики и информатики;
3. Постановка задач урока:
- повторение основных понятий, связанных с оптимизацией объема производства фирмы-монополиста;
- повторение алгоритма построения графика функции в электронных таблицах Microsoft Excel;
- применение программы Microsoft Excel для расчета объема производства, максимизирующего прибыль и оптимальной цены товара.
III. Актуализация опорных знаний:
Учащимся предлагается система вопросов по экономике, связанных с поведением фирмы-монополиста в условиях совершенной конкуренции:
1. Вопросы по экономике
- Что такое фирма?
- Какая фирма считается экономически эффективной?
- На каких рынках по степени конкуренции могут действовать фирмы?
- Какую фирму можно назвать фирмой-монополистом?
- Какие две главные задачи решает фирма-монополист?
- Какой объем производства является оптимальным?
- В чем заключается условие максимизации прибыли?
- Чему равна максимальная прибыль фирмы-монополиста?
Итог: Итак, фирма-монополист находит оптимальный объем выпуска товаров, приравнивая предельную выручку предельным затратам MR = MC
MR – от англ. marginal revenue (предельная выручка);
MC – от англ. marginal costs (предельные затраты).
Функции спроса, предельной выручки и предельных затрат представлены графически:
Равенство предельной выручки и предельных затрат есть точка пересечения кривой предельной выручки MR и кривой предельных затрат MC. Точку пересечения этих кривых проецируем на ось абсцисс и, таким образом, получаем оптимальный объем Q* выпуска товаров фирмы-монополиста.
Затем нужно установить цену, при которой потребители купили бы не меньшее количество товара. Полученный оптимальный объем Q* проецируем на кривую спроса (кривая P(Q)), получаем точку, которую необходимо проецировать на ось ординат – в результате получаем оптимальную цену P*, установив ее, монополист будет получать максимально возможную прибыль.
2. Вопрос учащимся: «Возможно, ли построить график функции кривой спроса P(Q) с помощью компьютерных информационных технологий?»
Алгоритм построения графика функции в Excel (составляется совместно с учащимися и выводится на экран)
- Построить таблицу значений.
- Выделить построенную таблицу
- Запустить мастер построения диаграмм (Вставка – Диаграмма или соответствующая кнопка на панели инструментов
- Выбрать тип диаграммы
- Пройти все шаги мастера, заполняя соответствующие поля.
Далее выполняется построение графика функции кривой спроса P(Q) в электронных таблицах Microsoft Excel, если информация о спросе на продукцию некоторой фирмы представлена следующей таблицей
Q | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
P(Q) | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
3. Вопрос учащимся: «Как вычислить значения предельной выручки?»
Чтобы вычислить предельную выручку, найдем сначала общую выручку: TR = Q*P(Q), затем рассчитаем предельную выручку по формуле:
MR = DTR / DQ = (TR2 – TR1) / (Q2 – Q1)
Итог: Мы рассмотрели построение графика функции в электронных таблицах Microsoft Excel на примере кривой спроса, повторили формулу расчета предельной выручки, и, таким образом, готовы к выполнению следующих заданий.
IV. Обобщение и систематизация изученного
Задание № 1 (учебник И. В. Липсица «Экономика», книга 2, М., 2001, стр. 108 –109)
Затраты на производство деталей мебелипри различных технологиях
Способ производства | Затраты труда | Затраты эл/энергии | Затраты произв. оборуд. | Всего затраты (10 дет.) | Затраты на произв. 1 дет. |
Полностью ручной | 70 | 10 | 2 | 82 | 8,2 |
С использованием электроинструментов | 20 | 30 | 10 | 60 | 6,0 |
На основе компьютерного оборудования | 15 | 20 | 40 | 75 | 7,5 |
Представлена следующая диаграмма, показывающая наиболее предпочтительную технологию по сумме затрат, основанную на использовании электроинструментов.
Контрольный вопрос №3 (данный учебник, стр. 109)
Какой из способов производства, охарактеризованных в таблице, будет наиболее экономически эффективным, если заработная плата повысится в 2 раза, а цена электроэнергии – в 2,5 раза?
Задание №2
Информация о спросе на продукцию некоторой фирмы представлена табличкой:
Q | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
P (Q) | 13 | 12 | 11 | 10 | 9 | 8 | 7 | 6 |
а) Как вы считаете, данная фирма работает в условиях совершенной конкуренции или является монополистом?
б) Предположим, что предельные затраты фирмы постоянны и равны 4 ден. ед. (MC = 4).
- Постройте графики спроса, предельной выручки и предельных затрат.
- Используя построенные графики, определите оптимальный объем выпуска и цену, которую следует установить монополисту для максимизации прибыли.
Задание № 3
Предположим, услуги копировального аппарата, находящегося в приемной директора нашей школы, предоставляет фирма- монополист.
Информация о работе данной фирмы представлена в следующей таблице:
Цена за 1 лист копии (ден. ед.) | Количество заказов (шт.) | Общий доход TR | Общие затраты TC | Прибыль |
7 | 0 |
| 300 |
|
6 | 100 |
| 400 |
|
5 | 200 |
| 600 |
|
4 | 350 |
| 900 |
|
3 | 600 |
| 1400 |
|
2 | 900 |
| 1900 |
|
Заполните таблицу. Найдите максимальную прибыль фирмы-монополиста.
V. Подведение итогов урока:
- выполнение задач урока;
- информация о домашнем задании:
VI. Домашнее задание
1. Предположим, что спрос на некоторый товар описывается линейной функцией, заданной в общем виде: P (Q) = a – b*Q
а) Представьте данную кривую спроса графически.
б) Аналитически выведите функцию предельной выручки, соответствующую заданной функции спроса.
в) Представьте кривую предельной выручки графически.
2. Дмитрий Ахимиков изобрел эликсир жизни и установил монополию на его производство и продажу. Предельные затраты изготовления дополнительного флакончика эликсира зависят от количества выпускаемых флакончиков следующим образом: MC (Q) = 2*Q.
Известно также, что предельная выручка зависит от количества проданных флаконов так, как описывает формула: MR (Q) = 40 – 2*Q.
Сколько флаконов эликсира жизни должен изготавливать и продавать каждый день Дмитрий Алхимиков, чтобы получать максимальную прибыль.
VII. Рефлексия:
Учащимся предлагается ответить на вопрос «Интересно ли было содержание урока?» по следующим категориям:
- интересно;
- 50 / 50;
- неинтересно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ ФИЗИКИ И ИНФОРМАТИКИ В СТАРШИХ КЛАССАХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА VI вида»
Обобщение опыта по применению проектных технологий в педагогической деятельности педагога КГСКОУ«Барнаульская краевая специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIвида»...
Формирование учебно-познавательных компетенций учащихся старших классов на уроках информатики через использование проектной технологии
Формирование учебно-познавательных компетенций учащихся старших классов на уроках информатики через использование проектной технологии 9обобщение педагогического опыта)...
Кроссворды для старших классов по информатике
Кроссворд по информатике Вопросы по горизонтали: 3. То, что мы делаем в Visual Basic5. Портативный вариант компьютера7. Графический… для рисования и ввода рукописного текста9. Сенсорн...
Применение игровых технологий на уроках экономики в старших классах коррекционной школы 8 вида
Данная статья является опытом работы учителя математики коррекционной школы 8 вида Аристарховой Марины Алексеевны. В статье подробно рассмотрены игровые технологии, которые применяются в ра...
Злективный курс по информатике для 10-11 классов "Информатика в экономике"
Введение элективного курса связано с потребностями учеников овладеть основными экономическими знаниями в школе и применять их для решения практических задач. Рассчитан на учеников, избираю...
Интегрированный урок по информатике и экономике в 7 классе
Конспект интегрированного урока Информатика-Экономика. Тема урока "Графики и диаграммы. Наглядное представление процессов изменения величин на примере изучения темы «Спрос»....
РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЭКОНОМИКЕ В СТАРШИХ КЛАССАХ
РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЭКОНОМИКЕ В СТАРШИХ КЛАССАХ...