урок Алгоритм и его свойства
план-конспект урока по информатике и икт (9 класс) по теме

методическая разработка урока "Алгоритм и его свойства"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon algoritm_i_ego_svoystva.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок №3.

Тема: Алгоритм и его свойства.

Цель:

Учебная:         Ввести определение алгоритма, рассмотреть его свойства. Изучить способы записи алгоритма, виды алгоритмов.

Воспитательная: Воспитать стремление к аккуратности, ответственности при работе с техникой.

Развивающая: Развить у учащихся алгоритмическое и логическое мышление.

Основные знания и умения:

Знать:         

  1. Что такое алгоритм; какова роль алгоритма в системах управления;
  2. В чем состоят основные свойства алгоритма;
  3. Способы записи алгоритмов: блок – схемы, учебный алгоритмические конструкции
  4. Виды алгоритмов.
  5. Этапы создания программы.

Уметь: 

  1. Пользоваться языком блок – схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;
  2. Выполнять трассировку алгоритма для известного исполнителя;
  3. Составлять несложные линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы:

Обеспечение занятия:

1). ПК – ЭВМ        –        12 шт.

2). Раздаточный материал

Литература:

Н.Г. Волченков «Программирование на Visual Basic 6.0 »

С.Н Лукин «Самоучитель работы на Visual Basic 6.0»

Вид занятия:         комбинированное        –        1ч.

План занятия:

  1. Организационный момент                                –          2
  2. Изложение новой темы                                        –        20
  3. Закрепление темы                                        –        10
  4. Практическая работа                                –        10
  5. Отчет по работе                                                –        2
  6. Д/з                                                                –          1

Последовательность изложения темы:

  1. Введение.
  2. Свойства алгоритма.
  3. Способы записи алгоритма.
  4. Виды алгоритмов.
  5. Этапы создания программы.
  6. Практическое задание №1.

Ход урока.

1. Организационный момент                                –          2

(Приветствие, проверка посещаемости, объявление целей и задач урока)

2. Изложение новой темы                                        –        20

1.Введение.

Основные термины:

Алгоритм - это четкое описание последовательности действий, которые необходимо выполнить для решения поставленной задачи.

Программа - это алгоритм, записанный на языке программирования.

Языком программирования называется специальный язык, понятный для компьютера.

Программирование - это процесс создания, отладки и тестирования программ.

         Создание любой программы начинается с разработки алгоритма. Именно четкое описание последовательности действий позволяет мысленно представить будущую программу. Построив алгоритм, программист мыслит четко, последовательно, однозначно - так, как и будет впоследствии мыслить компьютер. Вот почему данный учебник начинается с алгоритма.

  1. Свойства алгоритма.

Для алгоритма характерны следующие свойства:

Дискретность - алгоритм должен быть представлен как последовательное выполнение простых шагов.

Шагом называется каждое действие алгоритма.

Определенность - каждое действие алгоритма должно быть четким и однозначным.

Результативность - алгоритм должен приводить к решению задачи за определенное число шагов.

Массовость - алгоритм составляется в общем виде, т.е. он должен быть применим к ряду задач, различающихся исходными данными.

Исполнитель алгоритма – это тот объект или субъект, для управления которым составлен алгоритм.

Среда исполнителя: обстановка, в которой функционирует исполнитель.

Задача №1.

Назвать исполнителей следующих видов работы: обучение детей в школе, охрана здания, знакомство с достопримечательностями города, местности, перевозка грузов, пассажиров. Попробуйте сформулировать СКИ для каждого из этих исполнителей.

  1. Способы записи алгоритма.

Формальный - запись алгоритма словесно, на естественном языке.

Графический - изображение алгоритма в виде блок-схемы.

Задача №2.

Рассчитать площадь равностороннего треугольника. Записать алгоритм решения задачи на формальном, графическом, алгоритмическом языке.

  1. Виды алгоритмов.

Линейный - шаги алгоритма следуют один за другим не повторяясь, действия происходят только в одной заранее намеченной последовательности.

Блоки алгоритма 1, 2, 3 выполняются именно в такой последовательности, после чего алгоритм достигает цели и заканчивается.

Алгоритм с ветвлением - в зависимости от выполнения или невыполнения условия, исполняется либо одна, либо другая ветвь алгоритма.

В данном алгоритме проверяется условие, и если оно выполняется, то есть на вопрос можно ответить "Да", исполняется блок алгоритма 1 (одно ли несколько действий), а если не выполняется - ответ на вопрос отрицательный, то исполняется блок 2.

Примечание: одного из блоков: 1 или 2 может не быть вовсе. Тогда в одном из случаев будут выполняться какие-либо действия, а в другом - ничего не будет выполняться.

Циклический - блоки алгоритма выполняются до тех пор, пока не будет выполнено определенное условие.

Блок алгоритма 1 будет выполняться один или несколько раз до тех пор, пока не выполнится условие.

 Алгоритм выполняется так: выполняется блок 1, проверяется условие, если оно не выполняется, то блок 1 выполняется снова и условие проверяется заново. При выполнении условия алгоритм заканчивается.

Примечание: в общей схеме алгоритма "Да" и "Нет" можно поменять местами, тогда алгоритм будет выполняться, пока условие выполняется. Как только условие не выполнится - алгоритм завершится.

                                

  1. Этапы создания программы        

        Постановка задачи - составление точного и понятного словесного описания того, как должна работать будущая программа, что должен делать пользователь в процессе ее работы.

Разработка интерфейса (интерфейс - способ общения) - создание экранной формы (окна программы).

Составление алгоритма.

Программирование - создание программного кода на языке программирования.

Отладка программы - устранение ошибок.

Тестирование программы - проверка правильности ее работы.                

6. Практическое задание

Составьте и опишите словесно следующие алгоритмы (определите их тип самостоятельно):

Дорога в школу;

Приготовление салата «винегрет»;

Приготовление кофе.

Опишите составленные алгоритмы с помощью блок-схемы.

Составьте алгоритм, содержащий элементы всех трех типов. Тему придумайте самостоятельно. Опишите алгоритм словесно и с помощью блок-схемы.

7.  Задание на дом

Поработать с конспектом, составить алгоритм вычисления квадратного корня

Примечание: при изучении нового материала учащиеся делают в тетрадь необходимые записи под руководством учителя.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "«Понятие алгоритма. Виды алгоритмов и их свойства»

Урок по теме : «Понятие алгоритма. Виды алгоритмов и их свойства» 10класс. Появление алгоритмов связывают с зарождением математики. Более 1000 лет назад (в 825 году) ученый из города Хорезма Абдулла ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ТЕМА УРОКА: АЛГОРИТМ. СВОЙСТВА АЛГОРИТМА.

Цель: Ознакомление обучающихся с понятием алгоритма, его свойств, исполнителя алгоритма и основными алгоритмическими структурами.Задачи:1.      Образовательные:обеспечить усво...

Конспект урока «Алгоритм и его свойства»

Раздел «Алгоритмизация и программирование»;Учебная тема «Алгоритм и его свойства»...

Методическая разработка урока "Алгоритм. Свойства алгоритма"

Изучение новой темы –это самый сложный вид урока. С целью изучения качественного обучения информатике, использую следующие методы : монологический, диалогический, работа с книгой, инструктивно – практ...

Методическая разработка урока :" АЛГОРИТМ. СВОЙСТВА АЛГОРИТМА"

Методическая разработка  урока ": АЛГОРИТМ. СВОЙСТВА АЛГОРИТМА"...

Дистанционный урок "Алгоритмы. Свойства алгоритмов, графическое описание и виды алгоритмов"

Предоставленный материал позволит обучающемуся познакомиться с краткой историей появления слова алгоритм, сфомировать понятие алгоритма, его основных свойств, освоить правила описания алгоритмов с пом...

Презентация к уроку "Алгоритм и его свойства"

Алгоритм и его формальное исполнениеСвойства алгоритма и его исполнителиДискретность. Во многих отраслях человеческой деятельности для достижения требуемого результата используются алгоритмы, содержащ...