Техника мозаики и витража в компьютерной графике
методическая разработка по информатике и икт (9 класс) по теме

Медведева Оксана Николаевна

 

Цели занятия:

Образовательные:

  • сформировать у учащихся представления о том, что такое мозаика, витраж, о материалах, используемых для их изготовления;

  • познакомить учащихся с последовательностью работы в технике мозаика, витража с использованием возможностей графического редактора «Paint».

 

Развивающие:

  • развить творческую фантазию;

  • способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся такие как (сравнение, анализ, обобщение);

  • развить сенсорные способности учащихся (глазомер, точность различения цвета и формы);

  • сформировать познавательные интересы учащихся к предмету информатика и ИКТ.

 

Воспитательные:

  • создать условия для формирования эстетического вкуса и культуры труда;

  • способствовать формированию нравственных качеств личности (уважительное отношение к мнению одноклассников и их работам).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izo_i_komp_grafika.doc262 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:   ТЕХНИКА  МОЗАИКИ  И  ВИТРАЖА  В  КОМПЬЮТЕРНОЙ  ГРАФИКЕ

«Я услышал и забыл, увидел и запомнил… Я сделал и понял!»

Цели занятия:

Образовательные:

  1. сформировать у учащихся представления о том, что такое мозаика, витраж, о материалах, используемых для их изготовления;
  2. познакомить учащихся с последовательностью работы в технике мозаика, витража с использованием  возможностей графического редактора «Paint».

Развивающие:

  1. развить творческую фантазию;
  2. способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся такие как  (сравнение, анализ, обобщение);
  3. развить сенсорные способности учащихся (глазомер, точность различения цвета и формы);
  4. сформировать познавательные интересы учащихся к предмету информатика и ИКТ.

Воспитательные:

  1. создать условия для формирования эстетического вкуса и культуры труда;
  2. способствовать формированию нравственных качеств личности (уважительное отношение к мнению одноклассников и их работам).

Оборудование:

  1. мультимедийная техника;
  2. компьютеры.

Дидактическое обеспечение:

  1. рисунки;
  2. репродукции;
  3. плакаты;
  4. образцы работ;
  5. презентация.

Методы обучения:

  1. проблемный;
  2. объяснительно-иллюстативный;
  3. репродуктивный;
  4. частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

  1. фронтальная;
  2. индивидуальная.

Работа с понятиями: витраж, мозаика.

Тип занятия: комбинированный.

Ход занятия

Организационный момент

  1. приветствие;
  2. проверка готовности к уроку;
  3. запись в тетради числа и темы урока.

I.  Актуализация знаний учащихся        (фронтальный опрос)

Вопрос:

  1. Что такое мозаика?

Ответ:

Мозаика – художественное изображение, узор, составленный из скреплённых между собой разноцветных мелких камушек, кусочков окрашенного стекла. («Толковый словарь русского языка» под редакцией Д.Н. Ушакова).

Вопрос:

  1. Что такое витраж?

Ответ:

Витражи – это произведения, выполненные из разноцветного стекла, скреплённого свинцовыми полосками, или картины, написанные на стекле прозрачными красками.

Вопрос:

  1. Назовите два типа компьютерного изображения?

Ответ:

Растровое и векторное.

II.   Изложение нового материала:        (в форме мини-лекции)

Учитель рассказывает, что мозаика (фр. – mosaique; итал. – mozaico). Древние римляне называли эту технику «opus musivum» – «сложенный из кусочков». Это – вид монументальной живописи: узор, изображение выполняются из однородных или различных по материалу частиц: камня, смальты, гальки и т.д. В древности мозаика процветала у греков и римлян, а в средних веках – в Византии и Италии, откуда распространилась по всей Европе.

Мозаика составляется из мелкоразмерных или более крупных частей материала, подобранных по рисунку, плотно пригнанных друг к другу и скрепленных между собой и с грунтом вяжущим веществом. При ее создании учитываются эффекты, возникающие на расстоянии из-за оптического смешения цветов отдельных частиц и положения кубиков под наклоном по отношению к источнику света и друг к другу. Обычно мозаика используется для украшения зданий.

Учащимся предлагается записать понятие в тетрадь.

Учитель переходит к следующему вопросу: История развития мозаики. 

Мозаика появилась несколько тысячелетий назад. Древние мозаики создавались из разноцветной глины, камня и гальки. Греки и римляне использовали мозаику для оформления интерьера – пол.

Величайшего расцвета мозаичная техника достигла в Византийской империи, где в период с IV по XIV век мозаикой украшались огромные соборы, усыпальницы и др. Византийскую мозаику от римской отличают более мелкий модуль камней и более деликатная кладка. Используются совершенно другие приемы в кладке ликов, одежды, обилие золотого фона, имеющего вполне конкретное богословское осмысление. Величественный, прекрасный дух этих мозаик передается даже на маленьком фрагменте, отражая атмосферу благоговения и тишины храма.

Лучше всего сохранились мозаики Равенны — го рода на севере Италии, в VI в. центра византийской провинции. Особую известность приобрели мозаич ные росписи церкви Сан Витале. Потоки света, лью щего из купола и арочных проемов галерей, заставля ют мозаики загораться неземным блеском. Как не покориться этой державной власти, окруженной такой роскошью, богатством и красотой!

Спустя много ве ков в Равенне побывал поэт А. А. Блок. Вдохновленный мозаиками, он написал эти стихи:

Всё, что минутно, всё, что бренно,

Похоронила ты в веках.

Ты, как младенец, спишь, Равенна,

У сонной вечности в руках.

Рабы сквозь римские ворота

Уже не ввозят мозаик.

И догорает позолота

В стенах прохладных базилик...

На Руси мозаика появилась после принятия христианства, с X века, но не стала распространенной техникой из-за дороговизны материала – смальту приходилось привозить из-за моря, так как в России ее делать не умели. Сохранились мозаики в церкви Святой Софии и в Михайло-Златоверхом монастыре Киева. После татарского нашествия мозаичные полотна не создавались, и постепенно технология их изготовления была утрачена.

Возрождением мозаики занялся в XVIII в. М.В. Ломоносов. Он организовал целую фабрику для изготовления смальты, опытным путем создал рецепты для ее варки. Известна мозаика Ломоносова «Полтавская Битва». Позже, в XIX веке, были созданы такие памятники мозаичного искусства как Исаакиевский собор, храм Спаса на Крови в Петербурге и другие. Все эти работы создавались в стиле академической живописи и напоминают мозаику лишь по материалу, а не особым, отличным от живописного, языком. В России было создано великое множество настенных панно в технике римской или византийской мозаики. На Урале по мере расширения добычи камня появляется русская мозаика. В ней получили дальнейшее развитие идеи флорентийской мозаики. Теперь в ход идут не только мрамор и яшма, но и полудрагоценные самоцветы — малахит, лазурит и т. д.

Показ слайдов о мозаике.

Учитель продолжает объяснение:

витраж, изображение в котором составляется из кусков цветных стекол, соединенных между собой узкими свинцовыми скрепками. Витражи были не только живописным украшением интерьеров, они выполняли роль окон и служили основным источником света в готи ческих соборах.

В искусстве витражей в полной мере проявилось торжество све та и цвета. Свет, проникая в храм, играет, переливается, вибрирует всеми цветами на колоннах, сводах, рождая волнующее и трепетное настроение, воплощая мечту о чуде. Перед глазами верующих дей ствительно представал «небесный рай, усеянный бесчисленными цветами». Излюбленный орнамент витражных окон готики — так называемая роза, в вычурном орнаменте которой использовался мо тив многолистника.

Учащимся предлагается записать понятие в тетрадь.

Учитель переходит к следующему вопросу: История развития витражей. 

Создание витражей — трудоемкий и сложный процесс, требую щий от мастеров немало усилий и времени. Но производимый витра жами эффект в полной мере оправдывал труды и старания их созда телей, так как помогал зрителю настроиться на возвышенный лад, проникнуться ощущением торжественности.

До нашего времени дошло немало витражей Сред невековья конца XII—XIV вв. Один из самых величе ственных и прекрасных витражных ансамблей нахо дится в Шартрском соборе. В его главной композиции представлена Богоматерь в облике царицы с младен цем Христом на коленях. Не менее известны витражи во французском городе Бурже, в церкви Сент-Шапель в Париже и в знаменитом соборе Нотр-Дам. Главное внимание витражные художники уделяют волшебному со четанию сияющих и интенсивных красок, создающему яркий и вы разительный декоративный эффект. Наряду с традиционными биб лейскими сюжетами нередко используются и простые жанровые мотивы. Витражное искусство, как и готическая скульптура, и только выполняло чисто декоративную роль, но и служило просвещению молящихся.

Показ слайдов о витражах.

Учитель рассказывает о растровых графических изображениях, формирующихся в процессе преобразования графической информации из аналоговой формы в цифровую. Растровое изображение хранится с помощью точек различного цвета (пикселей), которые образуют строки и столбцы. Каждый пиксель имеет определённое положение и цвет. Хранение каждого пикселя требует определенного количества битов информации, которое зависит от количества цветов в изображении. Пиксель – минимальный участок изображения, цвет которого можно задать независимым образом. Качество растрового изображения зависит от размера изображения (количества пикселей по горизонтали и вертикали) и количество цветов, которые можно задать для каждого пикселя. Растровые изображения  очень чувствительны к масштабированию, теряется качество изображения, теряется различимость мелких деталей, при увеличении изображения появляется ступенчатый эффект, который можно увидеть невооружённым глазом. Файлы, хранящие растровые изображения имеют большой информационный объём.

Учащимся предлагается записать понятие в тетрадь.

Показ слайдов о растровой графике.

Учитель рассказывает о векторных графических изображениях, являющихся оптимальным средством хранения высокоточных графических объектов (чертежи, схемы и пр.), для которых имеет значение сохранение четких и ясных контуров. Векторные изображения формируются из объектов (точка, линия, окружность, прямоугольник и пр.), которые хранятся в памяти компьютера в виде графических примитивов и описывающих их математических формул. Например, графический примитив точка задается своими координатами (X, Y), линия – координатами начала (X1, Y1) и конца (X2, Y2) и так далее. Достоинством векторной графики является то, что файлы, хранящие векторные изображения, имеют сравнительно небольшой объём. Векторные графические изображения при увеличении и уменьшении не теряют качество изображения.

Учащимся предлагается записать понятие в тетрадь.

Показ слайдов о векторной графике.

III.  Закрепление изученного материала   (в форме практической работы)

Практическая работа

Вводный инструктаж

  1. Выбор техники создания рисунка – мозаика  или витраж.
  2. Выдача набросков – рисунков.
  3. Ознакомление с последовательностью выполнения. (Показ слайдов).

Вопрос учащимся:

  1. Какие основные инструментальные возможности графического редактора «Paint» будем использовать:

Ответ:

Построение рамки.

  - прямоугольник    - карандаш

 - кривая                   - эллипс          - ластик

 - масштаб                   - выделение

Вопрос учащимся:

  1. Какие основные команды графического редактора «Paint» будем использовать:

Ответ:

«Правка» - «копировать»;

«Правка» - «вставить»;

«Рисунок» - «отразить – повернуть».

Текущий инструктаж (рекомендации для учащихся к выполнению практической работы)

Учитель поясняет как выполнить:

  1. Деление рисунка на части.
  2. Сложить рисунок из  разноцветных кусочков.
  3. Использовать палитру, заливку, строку меню для изменения цвета:

 - палитра          - заливка   - выбор цвета

 - строка меню (изменение цвета)

Учитель предупреждает учащихся о возможных ошибках и затруднениях при выполнении  практической работы.

Задание:

по итогам практической работы учащимся необходимо:

  1. записать в тетради последовательность выполнения мозаичной или витражной картины;
  2. проверить и устранить ошибки;
  3. коллективно просмотреть и обсудить работы учащихся.

Физкультминутка

Зарядка для глаз. В среднем темпе проделать три – четыре круговых движения глазами в правую сторону, затем в левую. Расслабив глазные мышцы, посмотреть в даль на счёт 1 – 6 повторить 1-2 раза (через 15-20 мин).

Целевые обходы

  1. Инструктирование учащихся по выполнению отдельных операций и задания в целом.
  2. Концентрация внимания учащихся на наиболее эффективных приёмах выполнения операций.
  3. Оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания учащимся.
  4. Рационального использования учебного времени учащимися.

Подведение итогов

  1. Учитель анализирует выполнение практической работы учащимися.
  2. Интересуется и закрепляет изученный материал по вопросам:
  1. Что нового узнали?
  2. Почему целесообразно сначала выполнять работу на компьютере, а затем в материале?
  1. Оценивает работу учащихся на уроке.

IV. Домашнее задание

В качестве домашнего задания предлагается учащимся:

  1. создать эскиз рисунка в технике мозаика и витража на тему «Натюрморт» с детальной прорисовкой;
  2. передать объём более мелкими составляющими частичками;
  3. тщательно подобрать цвета.

СПИСОК    ЛИТЕРАТУРЫ

  1.  Данилова Г.И. МХК. От истоков до XVII века: учеб.для 10 кл. – 3-е изд., Стереотип – М.: Дрофа, 2006, стр.138-139; 166-167.
  2. Дуванов А.А. Азы информатики. Рисуем на компьютере.                     Санкт-Петербург: БХВ-Петербург, 2005.
  3. Симонович С.В., Евсеев Г.А., Алексеев А.Г. Специальная информатика: Учебное пособие. – М.: АСТ-ПРЕСС: Инфорком-Пресс, 2000.
  4. Тимофеев Г.С., Тимофеева Е.В. Графический дизайн. Серия         “Учебный курс”. Ростов н/Д: Феникс, 2002.
  5. Соловьева Л.В. Компьютерные технологии для учителя. – СПб.:          БХВ-Петербург, 2003.
  6. Источники: Art-Mosaic, словарь Брокгауза и Эфрона.

Сайт в сети Internet

http://www.grafika-online.com/ – сайт о компьютерной графике


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компьютерная графика вчера и сегодня. Виды компьютерной графики.

Презентация предназначена для изучения темы `Компьютерная графика` в 7-8 классах по учебнику Семакина. В презентации рассматривается применение и история развития компьютерной графики, виды компьютерн...

РП курса по выбору «Черчение и графика с элементами компьютерной графики» для 9 класса

Рабочая программа «Черчение и графика с элементами компьютерной графики»  составлена на основе программы  для общеобразовательных учреждений «Графика и черчение». 9 класс  разрабо...

Компьютерная графика и области её применения. Понятие растровой и векторной графики.

Презентация к уроку "Компьютерная графика и области её применения. Понятие растровой и векторной графики."...

Урок в 6 классе «Техника витража в компьютерной графике Paint и витражными красками»

Интегрированный урок  по информатике и технологии в 6 классе «Техника витража в компьютерной графике Paint и витражными красками»...

Тест для Mimiovote (к уроку «Техника витража в компьютерной графике Paint и витражными красками»)

Тест  для Mimiovote (с пультами) к уроку «Техника витража в компьютерной графике Paint и витражными красками»...

Рабочая программа по курсу «Компьютерная графика» (ОО Информатика) для 10-11 классов составлена на основе авторской программы элективного курса Компьютерная графика»

Рабочая программа по курсу «Компьютерная графика» (ОО Информатика) для 10-11 классов составлена на основе авторской программы элективного курса Компьютерная графика» Л.А. Залоговой. ...